Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Доходы белорусских министров выходят на докризисный уровень. Что предлагает сделать лукашенко, чтобы удержать специалистов в стране

Действующий президент Беларуси Александр Лукашенко, который занимает пост главы государства с 1994 года, – личность всемирно известная. Как работает президент, какие внедряются им реформы, интересует многих политиков. И не менее любопытна для многих зарплата Александра Лукашенко, ведь, согласно многочисленным источникам, глава Беларуси отдает предпочтение очень скромным условиям, если сравнить его доход с зарплатами других лидеров государств. Насколько достоверной является эта информация, попытаемся выяснить в этой статье.

Какую зарплату получает белорусский президент

Следует в первую очередь отметить, что данные о зарплате глав государств нужно рассматривать как приблизительные, ведь чаще всего такую информацию не афишируют. Но все же некоторые источники помогают выяснить и этот момент.

  • в 2005 году – около 2 300 долларов в месяц;
  • в 2015 году – примерно 2 900 долларов в месяц. Сравнив опубликованные данные, можно понять, что за четыре года президентской деятельности годовой доход Александра Григорьевича увеличился в среднем в 1,3 раза. А вот надбавка к окладу была за весь период действительно незначительной;
  • в 2019 году зарплата главы государства, согласно некоторым источникам, приравнивалась к 2 350 долларам в месяц. И, как утверждают аналитики, держится примерно на этом же уровне и в нынешнем году.

Подводя итог, можно сказать, что зарплата президента Беларуси за последние годы не превышала 3 000 долларов в месяц.

Какая зарплата у других президентов

Примерные зарплаты других глав государств выглядят так:

  1. 34 000 долларов – заработок президента Америки.
  2. 24 000 долларов зарабатывает президент Германии.
  3. 19 500 долларов – оклад французского главы государства.
  4. 18 000 долларов получает президент Великобритании.
  5. 5 500 долларов составляет заработная плата российского главы государства.
  6. 1 200 долларов начисляется в качестве заработка для украинского президента.

Проанализировав вышеописанные данные становится очевидно, что зарплата президента Беларуси действительно в несколько раз меньше, чем у большинства лидеров западных государств, что доказывают правдивость обещаний, которые давал Александр Григорьевич. А поднимать собственный заработок на 2017 год действующий президент Беларуси не собирается. Более того, Лукашенко пытается всеми способами наладить более благоприятные условия для проживания обычных граждан, внося для этого разнообразные реформы и предложения в действующее законодательство страны.

Реформы, вносимые президентом

Согласно последним новостям, президентом Беларуси был подписан новый указ относительно повышения заработной платы. Новое постановление было озвучено во время рабочего визита Александра Григорьевича в Могилевскую область. По словам Лукашенко, в 2019 году зарплата должна быть не менее 500 долларов для граждан Белоруссии, в соответствии с ростом производительности труда сотрудников компаний и организаций.

В прошлом году после трехкратной девальвации рубля белорусские чиновники всерьез . Они министерства и ведомства из-за низкой зарплаты. В связи с этим на самом высоком уровне созрела даже реформа, согласно которой чиновничий аппарат следовало бы оптимизировать: то есть сократить одних и повысить зарплату другим. Даже президент публично попросил госслужащих . Как изменились доходы чиновников с тех пор?

Как показывают данные Белстата, средняя начисленная зарплата за март в разрезе органов госуправления варьируется в зависимости от важности ведомства, но еще не достигла 500-долларового уровня. За этот рубеж перевалили нефтяники и энергетики, к которым неожиданно примкнули и экономисты .

Впрочем, зарплаты высокопоставленных чиновников, очевидно, отличаются от доходов обычных клерков. Однако и они пострадали от девальвации. В конце прошлого года Александр Лукашенко признал, что членов правительства тоже надо бы поддерживать. "Думаю, не без оснований ко мне уже пару человек обратились - мол, Александр Григорьевич, я не могу семью за эти деньги содержать. Говорю: подожди, поработай, выровняемся в следующем году", - поделился он. Тогда Лукашенко привел в пример зарплату премьер-министра, который до кризиса получал в белорусских рублях эквивалент . Немногим более месяца назад белорусский лидер назвал размер своей зарплаты - .

В апреле министр экономики Николай Снопков пытался неуклюже рассказать о своей получке. Сначала у него выходило около 450 долларов в месяц, но спустя два часа после пересчета зарплата "выросла" до (на тот момент 750 долларов).

Несколько источников в разных органах госуправления уверили корреспондентов TUT.BY, что доходы министров и их заместителей почти уже вернулись на докризисный уровень. "Чистыми у них выходит не меньше 10 миллионов", - утверждают собеседники.

А что было раньше? На сей счет имеются следующие сведения. На одной из пресс-конференций в 2007 году тогдашний министр архитектуры и строительства Александр Селезнев признался, что зарабатывает в месяц, "в среднем три миллиона" - по курсу на тот период эта сумма составляла почти 1400 долларов. Или в два раза больше, чем сейчас получает министр экономики, если верить его словам. В начале 2008 года тогдашний министр обороны Леонид Мальцев признался, что его месячный доход равен , что составляло на тот момент более 1700 долларов. По словам министра, должностной оклад составлял 1,2 млн рублей, надбавка за выслугу лет - 603 тысячи, выплата за воинское звание генерал-полковника 300 тыс.

Зарплата госслужащих состоит из оклада и ряда надбавок (за класс, за выслугу лет, за особые условия работы и т.д.). Вторая часть составляет приличную часть доходов. "И если министр трудится денно и нощно, то у него и выходит по итогу хорошая сумма. Не зря они приходят на работу раньше всех, а уходят ближе к 9 вечера", - рассказывает представитель министерства. Несмотря на то, что все высокопоставленные чиновники получают примерно одинаковую зарплату, но определенное ранжирование все же существует. "Те, у кого груз ответственности перед обществом более высок, и получают больше. Скажем, министр энергетики зарабатывает больше министра культуры", - говорит источник. Кстати, эту градацию отражает и "средняя температура" по органам госуправления .

Справедливости ради стоит отметить, у чиновников есть еще несколько вполне легальных источников пополнения кошелька. И все они тоже потихоньку вернулись на докризисный уровень.

Охрана госсобственности

Госслужащие имеют право входить в состав наблюдательного совета предприятий, в акционерном капитале которых имеется доля государства, и получать за это поощрения. С 1 апреля 2008 года норматив исчисления размера вознаграждения устанавливается в базовых величинах (БВ) в зависимости от уровня рентабельности хозобщества. Такое положение содержится в указе №100, регулирующем некоторые вопросы владельческого надзора. Учитывая, что с 1 апреля 2012 года базовая величина выросла почти в 3 раза, выплаты, привязанные к ней, фактически вернулись в долларовом эквиваленте на докризисный уровень.

По указу №100, для хозобществ с рентабельностью с начала отчетного года до 10% включительно норматив исчисления размера вознаграждения составит до 6 БВ (600 тыс. рублей), с рентабельностью от 10 до 15% - до 9 БВ (900 тысяч рублей), с рентабельностью от 15 до 25% - до 15 БВ (1,5 млн рублей), с рентабельностью свыше 25% - до 18 БВ (1,8 млн рублей).

К примеру, в наблюдательном совете ОАО "Мозырский НПЗ" значатся пять представителей государства из концерна "Белнефтехим" во главе с председателем Игорем Жилиным и его замом Владимиром Волковым . Помимо этого, Волков и его коллега Валентина Красных являются представителями государства в новополоцком ОАО "Нафтан".

В настоящее время представителями государства в ОАО назначено и 20 работников Госкомвоенпрома, сообщает пресс-служба ведомства: "В 2011 году они приняли участие в работе около 450 заседаний органов управления ОАО, где было рассмотрено более 900 вопросов, относящихся к компетенции общих собраний акционеров и наблюдателей Решение ряда вопросов характеризовалось в целом оперативностью и способствовало достижению рядом ОАО высоких показателей финансово-экономической деятельности по итогам 2011 года".

Стоит отметить, что наши попытки уточнить имена представителей государства в ряде ОАО оказались тщетными. На предприятиях из этого почему-то делали секрет, не говоря уже о размере вознаграждений.

Проще оказалось с представителями государства в коммерческих банках. Дело в том, что они назначаются специальным указом президента, и из этого не делается никакого секрета. При этом размер вознаграждения представителю государства ограничивается максимальным нормативом без учета рентабельности - до 25 базовых величин в квартал (или 2,5 млн рублей).

В наблюдательных советах крупнейших белорусских комбанков много высокопоставленных чиновников. Так, в "Приорбанке" - это первый вице-премьер Владимир Семашко , в Банке ВТБ (Беларусь) - председатель "Белнефтехима" Игорь Жилин .

Министр финансов Андрей Харковец является председателем наблюдательного совета Беларусбанка. А министр экономики Николай Снопков - его заместитель в совете.

Выплачиваются ли им деньги за членство в советах, и если да, то сколько?

И в Минфин, и в Минэкономики перечисляется определенная сумма - по 20 базовых в квартал, - рассказали нам в Беларусбанке. - В наблюдательном совете представлены также начальники областных финансовых управлений - в их организации тоже по 20 базовых перечисляется.

Сейчас, после того, как базовую величину подняли до 100 тысяч рублей, уже хоть какая-то прибавка к зарплате получается. 2 миллиона в квартал тоже на дороге не валяются, - резонно заметили в Беларусбанке. - А раньше, когда базовая была 35 тысяч, совсем смешное вознаграждение выходило.

В Белагропромбанке членам наблюдательного совета тоже выплачивается вознаграждение. Но по сравнению с Беларусбанком совсем символическое.

Для госслужащих у нас работа в наблюдательном совете - возмездная. Деньги перечисляются в соответствующий госорган. Но суммы небольшие. Навскидку если вспомнить, около 5 базовых величин в квартал, - рассказала представитель Белагропромбанка. - Некоторые госслужащие, например, из Палаты представителей, они в принципе отказываются от вознаграждения.

Речь, насколько можно понять, - о председателе постоянной комиссии Палаты представителей по денежно-кредитной политике и банковской деятельности Евгении Артюшенко . Он один из членов наблюдательного совета Белагропромбанка. В совет также входят зампреды облисполкомов, курирующие АПК, председатель концерна "Белгоспищепром" Иван Данченко , вице-премьер Михаил Русый и бывший вице-премьер, а ныне гендиректор Белорусской калийной компании Валерий Иванов .

Еще три высокопоставленных чиновника присутствуют в наблюдательном совете Белинвестбанка. Это председатель набсовета вице-премьер Анатолий Калинин и члены совета - зампред правления Нацбанка Тарас Надольный и председатель концерна "Беллесбумпром" Владимир Шульга .

Им повезло меньше, чем Андрею Харковцу и Николаю Снопкову - меньше ровно на 2 миллиона в квартал или на 8 миллионов в год.

На безвозмездной основе они в совете, конечно! - удивились нашему вопросу о вознаграждении Калинина, Надольного и Шульги в Белинвестбанке. - Мы же государственный банк.

А как обстоит дело с вознаграждением госслужащих в двух бывших белорусских госбанках, которые стали "дочками" госбанков российских - Сбербанка и Внешэкономбанка?

В Банке БелВЭБ на вопрос о вознаграждении члена наблюдательного совета - начальника финуправления Мингорисполкома Александра Керножицкого ответили лаконично:

Вознаграждение членам наблюдательного совета выплачивается в соответствии с белорусским законодательством.

Из этого комментария можно понять, что вознаграждение представителю государства все-таки выплачивается, но размер его в пресс-центре Банка БелВЭБ уточнять не стали.

В БПС-Сбербанке - председателем его наблюдательного совета является вице-премьер Сергей Румас - вообще не смогли ответить на вопрос: возмездна или безвозмездна деятельность в совете представителя государства.

Пресс-секретарь банка сказала, что уточнит это, и попросила перезвонить позднее. Но и позднее ничего выяснить не удалось. Еще позднее на наши звонки в пресс-центре БПС-Сбербанка перестали отвечать.

На кафедру - по зову души или кошелька?

Еще одна сфера, где госслужащий может легально подзаработать, - преподавательская деятельность и написание статей.

Безусловно, преподавательская и научная работа допускается, и очень многие госслужащие совмещают основную работу с дополнительной, и, естественно, это оплачивается, - рассказал нам преподаватель одного из минских вузов, в прошлом высокопоставленный белорусский чиновник. - Госслужащий идет к студентам, видимо, потому что у него есть тяга, желание преподавать. Думаю, он получает удовлетворение в том смысле, что держит себя в форме, изучает более широкий круг вопросов. И, естественно, это можно использовать и по роду основной деятельности.

По словам собеседника, дополнительный заработок, как правило, не главный мотив для чиновника-преподавателя. Есть и другие способы заработать: "У нас ведь много примеров, когда чиновники совершают коррупционные преступления. И у них нет, естественно, желания, заниматься преподавательской деятельностью. У кого какая тяга".

С основной работой совмещает преподавательскую деятельность председатель Высшего Хозяйственного Суда Виктор Каменков (заведующий кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, профессор кафедры гражданского и хозяйственного права в Академии управления при президенте. - Прим. ред.), Андрей Тур , нынешний замглавы администрации президента, тоже известен своей преподавательской деятельностью, - привел примеры наш собеседник.

Оплата труда у госслужащих-профессоров - как у штатных вузовских.

По последним данным Белстата, средняя зарплата профессорско-преподавательского состава - 4,393 млн рублей. Получается, совмещая госслужбу с преподаванием на полставки, чиновник может дополнительно заработать в месяц около 2,2 млн.

Госслужащим можно подзаработать и публикацией своих материалов в газетах и журналах. Очевидно, что это, как правило, небольшие суммы. Некоторые отказываются от гонораров принципиально. Один из министров, пожелавший, чтобы его фамилия не называлась, передал через пресс-службу, что гонорары от публикаций передает в детский дом.

Взгляд на восток

В связи с созданием Единого экономического пространства у белорусских чиновников есть поле для маневра и улучшения финансового благополучия. Один из самых ярких последних примеров бывшего первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Надежды Котковец на пост директора Департамента агропромышленного комплекса. Накануне отъезда в российскую столицу она кардинально, и как многие заметили, в лучшую сторону изменила свой имидж. Ранее от Беларуси членами Коллегии Евразийской экономической комиссии стали: экс-премьер Сергей Сидорский (министр промышленности и агропромышленного комплекса ЕЭК), бывший первый зампред Государственного таможенного комитета Владимир Гошин (министр по таможенному сотрудничеству) и экс-глава Госстандарта Валерий Корешков (министр по вопросам технического регулирования). А на днях стало известно о том, что бывший главный государственный санитарный врач Беларуси Олег Арнаутов назначен .

Согласно официальной информации, "все члены Коллегии получают зарплату, равную заработной плате министров правительства Российской Федерации, а сотрудники комиссии на соответствующих должностях соответствуют аппарату правительства Российской Федерации". По данным Росстата, среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в федеральных госорганах РФ в 2011 году составила 62,6 тысячи российских рублей (около 2 тыс. долларов), госслужащих в аппарате правительства - 102,081 тысячи российских рублей (более 3 тыс. долларов). Как видим, белорусские чиновники о таких официальных доходах пока могут только мечтать.

P.S. Не стоит забывать, что высокопоставленные чиновники имеют ряд привилегий в части пользования жильем и машиной, права на оздоровление и т.д. Неофициальные поощрения - это тема для будущих материалов.

В США и странах Запада это считается нормой, но в странах постсоветского пространства такая практика распространена не везде.

На днях стало известно, что премьер-министр Армении под грифом «секретно» повысил зарплаты министрам до $3,1 тыс, а замминистра - до $2,2 тыс.

Издание CA-News решило изучить, какую заработную плату получают министры в других странах постсоветского пространства. Все данные взяты из открытых источников: статьи местных изданий, интервью, пресс-релизы министерств.

Азербайджан

Зарплата премьер-министра составляет 2460 манатов ($1 449 - по курсу ЦБ Азербайджана); первый заместитель премьер-министра получает 2160 манатов ($1 272); Заместитель премьер-министра - 2060 манатов ($1 214).

Министр, председатель госкомитета, начальник службы государственной безопасности, начальник службы внешней разведки, начальник государственной пограничной службы - 1 925 манатов ($1 134).

Руководитель других центральных органов исполнительной власти и органов, приравненных к центральным органам исполнительной власти - 1 595 манатов ($940). Первый заместитель министра, председателя Госкомитета, начальника Государственной пограничной службы - 1 375 манатов ($810). Первый заместитель начальника службы государственной безопасности, службы внешней разведки, государственной пограничной службы, других центральных органов исполнительной власти - 1 280 манатов ($754).

Первый заместитель министра, председателя Госкомитета, начальника Государственной пограничной службы - 1 375 манатов ($810).

Армения

Зарплаты министров в Армении выросли до 1,5 миллионов драм (около $3,1 тысячи - по курсу ЦБ Армении). Были повышены и зарплаты заместителей министров - до 1,06 млн драм, или $2,2 тысяч.

Сам Никол Пашинян получает зарплату «чуть больше $2000». Об этом он рассказал в интервью с журналистом.

Беларусь

Доходы чиновников в стране является не публичной информацией. Информация об имуществе и доходах белорусских чиновников появляется в открытом доступе - в СМИ, на избирательных участках - только накануне очередных выборов.

Широкого распространения эти цифры не получают: по закону, подобную информацию может разглашать только сам госслужащий. Во всех иных случаях она считается налоговой тайной.

Президент Беларуси Александр Лукашенко в 2017 году во время критики хоккеистов назвал сумму заработной платы премьер-министра - 19 000 тысяч б.р ($9 316 - по курсу НБ Беларуси).

Грузия

Ежемесячная зарплата для всех министров в Грузии составляет 3 500 лари ($1 184 по курсу НБ Грузии).

Первый заместитель получает 2 950 лари ($998), остальные заместители - 2 720 ($920).

Министерство финансов сообщает, что по указу экс-премьер министра Бидзины Иванишвили, с марта 2013 года вместо премии членам грузинского правительства была назначена ежемесячная фиксированная надбавка к зарплате за ненормированный рабочий график.

«С января 2014 года, согласно указу премьер-министра Ираклия Гарибашвили, надбавка к зарплате членам кабинета министров была сокращена почти в два раза. Тем самым, ежемесячные выплаты министрам, что включает зарплаты вместе с надбавками, уменьшились и вместо 6 300 лари составили 5 000 лари ($1 692)», - рассказали в министерстве.

Казахстан

В Казахстане обнародование декларации о доходах - личная инициатива госслужащих. К примеру, Дархан Калетаев, министр общественного развития Казахастана во время интервью однажды сообщил, что его зарплата составляет «900 тысяч с чем-то» ($2 315 - по курсу НБ Казахстана).

В среднем, у министров по четыре заместителя. Их оклады на 200 тысяч тенге ниже. С вычетом всех налогов замминистра Берик Шолпанкулов, стаж работы которого превышает 20 лет, на руки получает чуть меньше 700 тысяч тенге ($1800).

Алихан Смаилов, министр финансов в октябре 2018 года только приступил к своим обязанностям и сообщил, что на руки будет получать примерно 950-960 тысяч ($2450). На момент предоставления интервью он еще не получал заработной платы.

Мухамедиулы признался, что на должности министра культуры и спорта получал 980 тысяч тенге, или $2 521.

Кыргызстан

Заработная плата премьер-министра Кыргызстана Мухаммедкалыя Абылгазиева за апрель 2018 года составила 16 тыс. 893 сома ($241), а дополнительные выплаты за этот же месяц составили 48 тыс. 80 сомов ($686). Такие данные приводит портал «Открытый бюджет». Экс-руководитель Аппарата правительства Нурханбек Момуналиев в январе 2018 года получил в виде зарплаты 42 тысячи 305 сомов ($603).

Экс-председатель Государственной службы по надзору и регулировании за финансовым рынком Санжар Муканбетов в марте 2018 года получил в виде заработной платы 45 тысяч 221 сомов ($645). Вице-премьер Кыргызстана Замирбек Аскаров в мае 2018 году получил зарплату в 43 тысячи 105 сомов ($615).

Размер оплаты труда экс-министра экономики Олега Панкратова составляла 35 тысяч 200 сомов ($502). Об этом сообщали в Министерстве экономики. По данным ведомства, средняя заработная плата сотрудников составляет 21 тысяча 325 сомов ($304). Должностной оклад экс-министра финансов Адылбека Касымалиева составляла 24 тысячи сомов ($342). Об этом сообщили в Министерстве финансов.

В среднем должностные оклады сотрудников Министерства финансов составляют:

- специалиста Центрального аппарата - 12 тысяч 250 сомов ($175);

- специалиста территориальных управлений - 8 тысяч сомов ($114).

Латвия

У премьер-министра Мариса Кучинскиса доход чуть более 48 тысяч евро ($53 422) в год. Об этом свидетельствуют данные исследования зарплат лидеров стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), проведенное британской финансовой компанией IG Group. В соответствии с законом, заработная плата премьер-министра должна в пять раз превышать среднюю зарплату в стране.

В настоящее время средняя месячная зарплата ведущих работников в частном секторе превышает 6 500 евро ($7 234), тогда как работник такой же квалификации в бюджетном учреждении получает меньше 2,5 тысячи евро ($2 782).

Литва

Годовой доход премьер-министра Саулюс Сквернялис составляет 67 000 евро ($74 568). Министр энергетики (данные за 2016 год от местного издания En.Delfi) заработал €3,106 ($3 455). Министр окружающей среды (данные за 2016г.) - €3,478 ($3 868).

Министр культуры (данные за 2016 год) - €3,385 ($3 765).

Молдавия

Премьер-министр зарабатывает 30 600 леев ($1 762), глава МВД - 29.900 леев ($1 722), министр образования и культуры - 28 900 леев ($1 665), министр финансов - 25 500 леев ($1 469), министр юстиции - 22 700 леев ($1 307), министр сельского хозяйства - 18 900 леев ($1 088).

Россия

Министерство финансов России в 2017 году впервые опубликовало сведения о средних зарплатах работников федеральных государственных органов, в том числе и министров. Премьер-министр Дмитрий Медведев в 2018 году зарабатывал 593 197 рублей ($9 287) в месяц.

Средняя зарплата российских министров составляла 693 тыс. руб ($10 849 - по курсу ЦБ России).

Максимальную оплату за труд получают министры финансово-экономического блока - до 1,7 млн руб ($26 614). Труд руководителей министерств социальной сферы оценивается от 443 тыс. руб ($6 935).

В открытых данных Минфина нет информации по зарплатам в Минобороны и МВД, как и в секретных службах ФСБ и СВР.

Таджикистан

Агентство государственной службы при президенте Таджикистана заявило, что нет необходимости обнародовать сведения о доходах и расходах чиновников. Госслужащие Таджикистана обязаны отчитываться перед налоговым ведомством о своих ежегодных доходах и их основных источниках.

«Вопрос о публикации сведений о доходах чиновников будет рассмотрен тогда, когда сознание в нашем обществе достигнет уровня европейских стран», - отметил глава Агентства по государственной службе Джума Давлатов.

В 2016 году глава Нацбанка Таджикистан обнародовал размер зарплаты. Он сообщил, что его заработная плата составляет 5 тысяч сомони ($515). Глава Нацбанка уточнил, что его зарплата и зарплата его заместителей, равна зарплате министров и председателей комитетов страны.

Туркменистан

Госкомстат Туркменистана не публикует статистические данные в открытом доступе на официальном сайте. Ежегодные статистические сборники доступны только в бумажном виде в Туркменистане.

В среднем больше всех зарабатывают работники Морского торгового флота. Средняя зарплата в организации составляет 2 387,6 маната ($680 - по официальному курсу). Далее следует Национальное космическое агентство, работники которого в среднем получают 1 909,9 маната ($545). На третьем месте следует госконцерн «Туркменнефть». Средняя зарплата в концерне равна 1 861,4 маната ($532).

Самую низкую зарплату (размер не уточняется) получают работники министерства торговли и внешнеэкономических связей.

Узбекистан

Все госслужащие получают зарплату по единой тарифной сетке (ЕТС). Так, согласно ЕТС, самую высокую зарплату получает заместитель премьер-министра - 2 млн 75 тысяч 955 сумов ($247 - по курсу НБ Узбекистана), самую маленькую - депутат законодательной палаты-спикер сената - 1 млн 560 тысяч 413 сумов ($185).

Зарплата хокима (главы) области составляет 1 млн 899 тысяч 783 сума ($220), хоким города получает чуть меньше - 1 млн 643 тысяч 329 сумов ($195). Министр в Узбекистане получает 1 млн 727 тысяч 665 сумов ($205).

Кроме того, для них предусмотрен ряд надбавок. За особые условия труда добавляют 20% от должностного оклада, за выслугу лет - 20−30%. Коэффициент стимулирования труда составляет 40% от должностного оклада, материальное стимулирование - 15−25%. Таким образом, в случае привлечения всех надбавок по максимуму зарплата хокима области может превышать 4 млн сумов ($476).

Украина

В Украине новые министры получили свою первую зарплату - в основном их доходы оказались ниже по сравнению с жалованьем предшественников. Меньше всех за сентябрь получил министр экономики Тимофей Милованов - 15,1 тысячи гривен ($603 - по курсу НБ Украины). Его предшественник Степан Кубив в июле заработал 43,3 тысячи гривен ($1 729).

Новому министру юстиции Денису Малюське начислили за сентябрь 20,7 тысячи гривен ($826), а у прошлого главы ведомства Павла Петренко ежемесячный доход колебался в пределах 38-70 тысяч гривен ($1517 - 2 796).

Министр обороны Андрей Загороднюк зарабатывает в месяц 19,5 тысячи гривен ($779), а Степан Полторак получал в среднем за свою службу 70-85 тысячи гривен ($2 796 - $3 395).

Оставшаяся в правительстве глава Минфина Оксана Маркарова стала зарабатывать меньше. Ее зарплата в сентябре составила 36,3 тысячи гривен ($1 450), а в прошлом году она получала в среднем 50 тысяч гривен в месяц ($1 997).

Аналогичная история и с главой МВД Арсеном Аваковым, которому до этого начисляли в пределах 50 тысяч гривен ($1 997), а в сентябре - около 34 тысяч гривен ($1 358).

Эстония

Государственный прокурор, вице-спикеры Рийгикогу (представительный и законодательный орган), председатели парламентских комиссий и фракций, госсекретарь, члены Госсуда, канцлер права, государственный контролер и министры получают зарплату около €5 234 ($5 821 - по курсу ЦБ Эстонии).

Премьер-министр Эстонии зарабатывает €5,356 ($5 957).

В пятницу, 6 декабря, вновь избранные депутаты парламента собрались на первое заседание. Для некоторых из них депутатское кресло - это в том числе возможность повысить уровень жизни: депутаты получают арендную квартиру, соцпакет и достаточно высокую зарплату. Правда, какую именно - не всегда известно. На запрос FINANCE.TUT.BY в Палате представителей ответили, что эти сведения не подлежат распространению. Мы посмотрели, публикуют ли другие страны данные о доходах депутатов, и спросили у эксперта, должно ли общество знать, сколько зарабатывают народные избранники.

От чего зависит зарплата депутатов в Беларуси и сколько они зарабатывают?

Правила, по которым начисляются депутатские зарплаты, прописаны в Законе «О государственной службе». Конкретных цифр там нет, только общие принципы. Так, в законе сказано, что депутаты Палаты представителей получают ежемесячное денежное вознаграждение в размере зарплаты министра. Их зарплата складывается из должностного оклада, надбавок за класс госслужащего, надбавок за выслугу лет, премий и иных выплат (например, за ученую степень). Если депутат без уважительной причины не участвовал в заседаниях парламента, постоянных комиссий или других органов, ему могут урезать зарплату и компенсационные выплаты пропорционально пропущенному времени.

Каждый год депутаты обязаны подавать декларацию о доходах и имуществе. Это также касается их супругов, несовершеннолетних детей и совершеннолетних близких родственников, которые проживают вместе с ними и ведут общее хозяйство. Однако узнать суммы из этих деклараций белорусы не могут.

Сведения, содержащиеся в декларациях о доходах и имуществе, не подлежат распространению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, - сказано в ответе из Палаты представителей за подписью Валентины Ражанец (она была председателем постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации в депутатском корпусе шестого созыва). - Обращаем внимание, что, согласно Закону «Об информации, информатизации и защите информации», использование информации о частной жизни физического лица и персональных данных допускается только с письменного согласия физического лица, если иное не установлено законодательными актами.

В парламенте нам не сообщили даже среднюю зарплату депутатов без указания чьих-либо персональных данных.

Вместе с тем некоторые депутаты, входившие в предыдущий созыв парламента, участвовали в выборах в новый. Как и все кандидаты, они должны были опубликовать декларации о доходах за 2018 год. Например, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко задекларировал доход в 71,2 тысячи рублей (примерно 5,9 тысячи рублей в месяц), депутат Леонид Брич - 39,7 тысячи рублей (примерно 3,3 тысячи рублей в месяц), депутат Валентина Ражанец - 39,1 тысячи рублей, Ольга Петрашова - почти в 40 тысяч рублей, депутат Леонид Писаник - 45,8 тысячи рублей, депутат Ирина Рынейская - 39 тысяч рублей, депутат Игорь Марзалюк - почти в 63,1 тысячи рублей, депутат Людмила Макарина-Кибак - 60,2 тысячи рублей. Уточним, что в доходы может входить не только зарплата, но и в том числе поступления от продажи недвижимости, а также доходы от другой трудовой деятельности (в некоторых случаях депутатам разрешено подрабатывать).

Как обстоят дела с зарплатами депутатов в других странах?

Во многих странах к зарплатам парламентариев относятся не так трепетно. Например, журналисты украинского издания LIGA.net по своему запросу получили полный список зарплат депутатов Верховной рады за октябрь этого года. Больше всех заработал первый вице-спикер Руслан Стефанчук - 54 100 гривен (4800 белорусских рублей). Петру Порошенко за октябрь заплатили 31 600 гривен (2800 белорусских рублей), Юлии Тимошенко - 43 367 гривен (3847 белорусских рублей), лидеру группы «Океан Ельзи» Святославу Вакарчуку - 41 659 гривен (3695 белорусских рублей).

Некоторые государства и вовсе публикуют данные о зарплатах депутатов на сайтах своих парламентов. На сайте польского сейма сказано, что зарплата депутата сейчас равна 9 892,2 злотого до вычета налогов (примерно 5423 белорусских рубля). Еще четверть этой суммы в месяц (2473 злотых, или 1356 белорусских рублей) депутатам платят на покрытие расходов, связанных с парламентской деятельностью.

Есть такие данные и на сайте Европарламента. Зарплата у всех депутатов одинаковая и с 1 июля 2018 года составляет 8 757,7 евро до уплаты налогов. После всех обязательных выплат на руки депутат получает 6 824,9 евро. Еще есть компенсация общих расходов (4513 евро в месяц), транспортных расходов (исходя из потраченных сумм, но с ограничениями) и суточные на время проведения заседаний (320 евро в день).

Согласно информации на сайте немецкого бундестага, с 1 июля 2019 года депутаты получают 10 083,47 евро в месяц до вычета налогов, плюс 4340 евро на компенсацию расходов. А сайт парламента Великобритании сообщает, что с 1 апреля 2019 года годовой доход депутата составляет 79 468 фунтов до уплаты налогов (получается порядка 18,4 тысячи белорусских рублей в месяц).

Эксперт: «Если вы нанимаете человека починить розетку, вы решаете, сколько готовы заплатить за эту работу. Здесь такой же принцип»

Раскрытие зарплат чиновников и госслужащих, в том числе депутатов, - это хорошая, разумная идея, которая практикуется во многих развитых странах, - комментирует старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC Лев Львовский. - Государственные служащие работают на общество. Зарплату им платят из бюджета, который тоже формирует общество за счет своих налогов и сборов.

Эксперт убежден, что «поэтому важно, чтобы люди воспринимали правительство и бюджет как что-то, к чему они имеют самое непосредственное отношение».

По сути, это работники, которых жители страны нанимают за свои деньги. Не везде это устроено именно так. Например, есть страны, как Саудовская Аравия, где большая часть бюджета формируется за счет нефти и в меньшей степени зависима от людей. Но в Беларуси не ресурсная экономика, и наш бюджет пополняют в первую очередь люди. Поэтому в развитых странах с подобной системой раскрытию бюджета уделяется особенное внимание. Логика такая: это наши деньги, и хорошо бы нам понимать, на что они расходуются и хотим ли мы их расходовать именно так.

Лев Львовский подчеркивает, что раскрытие информации о доходах госслужащих нельзя охарактеризовать как «лезть в чужой карман», потому что «это не чужой карман».

Зарплата айтишника, бизнесмена, другого сотрудника частной компании - это дело конкретной частной компании. Но депутаты, работники министерств и государственных предприятий, пожарные, педагоги, врачи живут на наши деньги, поэтому обществу важно получать информацию об их зарплатах. Если вы, например, нанимаете человека убрать у вас в квартире или заменить розетку, вы решаете, готовы ли вы заплатить ему за эту работу именно столько. Здесь действует такой же принцип, - говорит Лев Львовский.

По мнению эксперта, одна из причин, по которым госслужащие могут противиться раскрытию доходов, - это то, что люди решат, будто они зарабатывают слишком много.

На самом деле мы примерно знаем уровень их доходов из других источников. И если сравнить их с другими странами, окажется, что наши чиновники зарабатывают не так много. Например, если мы возьмем зарплату конгрессмена в США и поделим ее на среднюю по стране, соотношение получится примерно таким же, как в Беларуси, - объясняет Лев Львовский. - Должны ли госслужащие получать такие зарплаты? Это как раз нужно решить обществу. Некоторые госслужащие, особенно те, кто принимает важные решения, должны получать достаточно много. Это необходимо в том числе для того, чтобы эти позиции были привлекательными для компетентных людей, которые иначе перейдут из управления государством в частный сектор. А какие-то госслужащие, возможно, могли бы получать и меньше.

Тем временем, на сайте «палатки» уже появилась страничка депутата по Волковысскому избирательному округу № 48

В пятницу, 6 декабря, вновь избранные депутаты парламента собрались на первое заседание. Для некоторых из них депутатское кресло — это в том числе возможность повысить уровень жизни: депутаты получают арендную квартиру, соцпакет и достаточно высокую зарплату. Правда, какую именно — не всегда известно. На запрос FINANCE.TUT.BY в Палате представителей ответили, что эти сведения не подлежат распространению. Мы посмотрели, публикуют ли другие страны данные о доходах депутатов, и спросили у эксперта, должно ли общество знать, сколько зарабатывают народные избранники.

От чего зависит зарплата депутатов в Беларуси и сколько они зарабатывают?

Правила, по которым начисляются депутатские зарплаты, прописаны в Законе «О государственной службе». Конкретных цифр там нет, только общие принципы. Так, в законе сказано, что депутаты Палаты представителей получают ежемесячное денежное вознаграждение в размере зарплаты министра. Их зарплата складывается из должностного оклада, надбавок за класс госслужащего, надбавок за выслугу лет, премий и иных выплат (например, за ученую степень). Если депутат без уважительной причины не участвовал в заседаниях парламента, постоянных комиссий или других органов, ему могут урезать зарплату и компенсационные выплаты пропорционально пропущенному времени.

Каждый год депутаты обязаны подавать декларацию о доходах и имуществе. Это также касается их супругов, несовершеннолетних детей и совершеннолетних близких родственников, которые проживают вместе с ними и ведут общее хозяйство. Однако узнать суммы из этих деклараций белорусы не могут.

— Сведения, содержащиеся в декларациях о доходах и имуществе, не подлежат распространению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, — сказано в ответе из Палаты представителей за подписью Валентины Ражанец (она была председателем постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации в депутатском корпусе шестого созыва). — Обращаем внимание, что, согласно Закону «Об информации, информатизации и защите информации», использование информации о частной жизни физического лица и персональных данных допускается только с письменного согласия физического лица, если иное не установлено законодательными актами.

В парламенте нам не сообщили даже среднюю зарплату депутатов без указания чьих-либо персональных данных.

Вместе с тем некоторые депутаты, входившие в предыдущий созыв парламента, участвовали в выборах в новый. Как и все кандидаты, они должны были опубликоватьдекларации о доходах за 2018 год. Например, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко задекларировал доход в 71,2 тысячи рублей (примерно 5,9 тысячи рублей в месяц), депутат Леонид Брич — 39,7 тысячи рублей (примерно 3,3 тысячи рублей в месяц), депутат Валентина Ражанец — 39,1 тысячи рублей, Ольга Петрашова — почти в 40 тысяч рублей, депутат Леонид Писаник — 45,8 тысячи рублей, депутат Ирина Рынейская — 39 тысяч рублей, депутат Игорь Марзалюк — почти в 63,1 тысячи рублей, депутат Людмила Макарина-Кибак — 60,2 тысячи рублей. Уточним, что в доходы может входить не только зарплата, но и в том числе поступления от продажи недвижимости, а также доходы от другой трудовой деятельности (в некоторых случаях депутатам разрешено подрабатывать).

Как обстоят дела с зарплатами депутатов в других странах?

Во многих странах к зарплатам парламентариев относятся не так трепетно. Например, журналисты украинского издания LIGA.net по своему запросу получили полный список зарплат депутатов Верховной рады за октябрь этого года. Больше всех заработал первый вице-спикер Руслан Стефанчук — 54 100 гривен (4800 белорусских рублей). Петру Порошенко за октябрь заплатили 31 600 гривен (2800 белорусских рублей), Юлии Тимошенко — 43 367 гривен (3847 белорусских рублей), лидеру группы «Океан Ельзи» Святославу Вакарчуку — 41 659 гривен (3695 белорусских рублей).

Некоторые государства и вовсе публикуют данные о зарплатах депутатов на сайтах своих парламентов. На сайте польского сейма сказано , что зарплата депутата сейчас равна 9 892,2 злотого до вычета налогов (примерно 5423 белорусских рубля). Еще четверть этой суммы в месяц (2473 злотых, или 1356 белорусских рублей) депутатам платят на покрытие расходов, связанных с парламентской деятельностью.

Есть такие данные и на сайте Европарламента. Зарплата у всех депутатов одинаковая и с 1 июля 2018 года составляет 8 757,7 евро до уплаты налогов. После всех обязательных выплат на руки депутат получает 6 824,9 евро. Еще есть компенсация общих расходов (4513 евро в месяц), транспортных расходов (исходя из потраченных сумм, но с ограничениями) и суточные на время проведения заседаний (320 евро в день).

Согласно информации на сайте немецкого бундестага, с 1 июля 2019 года депутаты получают 10 083,47 евро в месяц до вычета налогов, плюс 4340 евро на компенсацию расходов. А сайт парламента Великобритании сообщает , что с 1 апреля 2019 года годовой доход депутата составляет 79 468 фунтов до уплаты налогов (получается порядка 18,4 тысячи белорусских рублей в месяц).

Эксперт: «Если вы нанимаете человека починить розетку, вы решаете, сколько готовы заплатить за эту работу. Здесь такой же принцип»

— Раскрытие зарплат чиновников и госслужащих, в том числе депутатов, — это хорошая, разумная идея, которая практикуется во многих развитых странах, — комментирует старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC Лев Львовский . — Государственные служащие работают на общество. Зарплату им платят из бюджета, который тоже формирует общество за счет своих налогов и сборов.

Эксперт убежден, что «поэтому важно, чтобы люди воспринимали правительство и бюджет как что-то, к чему они имеют самое непосредственное отношение».

— По сути, это работники, которых жители страны нанимают за свои деньги. Не везде это устроено именно так. Например, есть страны, как Саудовская Аравия, где большая часть бюджета формируется за счет нефти и в меньшей степени зависима от людей. Но в Беларуси не ресурсная экономика, и наш бюджет пополняют в первую очередь люди. Поэтому в развитых странах с подобной системой раскрытию бюджета уделяется особенное внимание. Логика такая: это наши деньги, и хорошо бы нам понимать, на что они расходуются и хотим ли мы их расходовать именно так.

Лев Львовский подчеркивает, что раскрытие информации о доходах госслужащих нельзя охарактеризовать как «лезть в чужой карман», потому что «это не чужой карман».

— Зарплата айтишника, бизнесмена, другого сотрудника частной компании — это дело конкретной частной компании. Но депутаты, работники министерств и государственных предприятий, пожарные, педагоги, врачи живут на наши деньги, поэтому обществу важно получать информацию об их зарплатах. Если вы, например, нанимаете человека убрать у вас в квартире или заменить розетку, вы решаете, готовы ли вы заплатить ему за эту работу именно столько. Здесь действует такой же принцип, — говорит Лев Львовский.

По мнению эксперта, одна из причин, по которым госслужащие могут противиться раскрытию доходов, — это то, что люди решат, будто они зарабатывают слишком много.

— На самом деле мы примерно знаем уровень их доходов из других источников. И если сравнить их с другими странами, окажется, что наши чиновники зарабатывают не так много. Например, если мы возьмем зарплату конгрессмена в США и поделим ее на среднюю по стране, соотношение получится примерно таким же, как в Беларуси, — объясняет Лев Львовский. — Должны ли госслужащие получать такие зарплаты? Это как раз нужно решить обществу. Некоторые госслужащие, особенно те, кто принимает важные решения, должны получать достаточно много. Это необходимо в том числе для того, чтобы эти позиции были привлекательными для компетентных людей, которые иначе перейдут из управления государством в частный сектор. А какие-то госслужащие, возможно, могли бы получать и меньше.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как попасть в «Квартирный вопрос» или «Школу ремонта» и сделать бесплатный ремонт Дачный вопрос заявка на участие
Составляем краткий протокол оперативного совещания
Корректировка декларации 3 ндфл