Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Музейные «домовые» или вахтенные матросы? Должностная инструкция техника смотрителя Предисловие к должностной инструкции.

Данная должностная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Музейный смотритель" относится к категории "Рабочие".

1.2. Квалификационные требования - полное общее среднее образование, индивидуальная подготовка не менее 2 месяцев. Без требований к стажу работы.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- правила поведения посетителей в музее, режим работы музея, правила хранения экспонатов;
- правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты;
- правила внутреннего трудового распорядка.

1.4. Музейный смотритель назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Музейный смотритель подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Музейный смотритель руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Музейный смотритель во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Обеспечивает сохранность экспонатов в вверенном ему экспозиции от порчи и краж.

2.2. Принимает и сдает в соответствии со списком после окончания работы порученное ему экспозицию дежурному сотруднику.

2.3. Следит за чистотой закрепленных за ним залов.

2.4. Наблюдает за тем, чтобы посетители не нарушали правил поведения в музее и режимов его работы.

2.5. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.6. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Музейный смотритель имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Музейный смотритель имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Музейный смотритель имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Музейный смотритель имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Музейный смотритель имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Музейный смотритель имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Музейный смотритель имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Музейный смотритель имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Музейный смотритель имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Музейный смотритель несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Музейный смотритель несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Музейный смотритель несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Музейный смотритель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Музейный смотритель несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Музейный смотритель несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Музейный смотритель несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Скажу сразу: об экспонатах в музее знают экскурсоводы и научные сотрудники, а мы даже не имеем права экскурсию слушать. Поэтому, если вы думаете, что мы здесь все уму-разуму набираемся, вы ошибаетесь, наша единственная задача - за посетителями следить. Да, экскурсоводы каждый день проводят рядом с нами экскурсии, но нам не разрешено слушать. Тут везде «глаза» стоят, посмотрите, вон видеокамеры. Если к какой-то экскурсии слишком близко подойдёшь, то выговор, наверное, не сделают, но на вид могут поставить.

Но вообще это от человека, конечно, зависит. Некоторые сами не интересуются, а некоторые практически второе образование получают. Я до этого музея работала в Пушкинском, там освоила всё западноевропейское искусство. Глазами-то я за посетителями смотрю, а ушами экскурсовода слушаю. Некоторые громко говорят, а некоторые очень тихо. А подойти и попросить говорить погромче не положено.

Кстати, разговаривать с посетителями мы тоже не имеем права. Иногда очень хочется что-то рассказать, но мне запрещают. Потому что считают, что смотритель отвлекается, может что-то просмотреть: уведут картину, а я всё в экстазе разговариваю с кем-то. Плюс мы же не имеем специального образования, поэтому считается, что мы можем дезориентировать посетителей. Но когда ко мне кто-то подходит, я стараюсь ответить.

В мои обязанности входит следить за посетителями, чтобы не было никаких нарушений: экспонаты не трогали, не шумели, не говорили по мобильному телефону - это же музей. Иногда смотришь сквозь пальцы: если никого нет, можно и разрешить сделать звонок. А когда народу много, то не разрешаем, потому что это других отвлекает.

О нарушениях

Украсть - такого у нас не было на моём веку, но вот трогают экспонаты постоянно, пальцы свои оставляют везде. Это же экспонат, его музейные работники берут в белых перчаточках, когда куда-то переносят! А мы жирными руками ляпаем: и дети, и взрослые есть такие любопытные.

Тут в четырнадцатом зале иконы висят, и вот одна посетительница там стояла, молилась-молилась, потом мне говорит: «Можно я приложусь?» Я ей отвечаю, что это же не церковь, а музей, тут всё под сигнализацией - нельзя! Но я отвернулась - она приложилась, сигнализация сработала.

Или ещё в Пушкинском стояла женщина интеллигентнейшая, а я отвернулась ненадолго, поворачиваюсь, а она гладит голову лошади. Я прямо остолбенела, думаю - такая интеллигентная! Подошла к ней и говорю: «Что вы делаете? Руками ни в коем случае нельзя!» Она: «Извините-извините», отошла от меня и от лошади, но я чувствую, её какая-то мысль мучает. Девушка вернулась и говорит: «Вы извините, но вот я была в Лувре, и нам экскурсовод говорит: „Погладьте руками, потрогайте, почувствуйте теплоту мрамора“». Но одно дело мрамор, а другое - слепок, который недолговечный, который больше 70 лет не может существовать. Поэтому часто приходится говорить «не трогайте».

На Волхонке в основном слепки, но и мрамор тоже нельзя трогать, и бронзу нельзя. Ничего не разрешают трогать. Может, что-то надо и разрешить, но это вопрос спорный. Вот говорят, сейчас какой-то еврейский музей открылся, где всё можно трогать. Я там ещё не была - надо посмотреть.

О посетителях

К посетителям отношусь по-разному. Но мне скучно стоять, когда нет народу, меня посетители чаще радуют, а кого-то и раздражают: конечно, если он идёт в пальто, с зонтом, с мобильником и не обращает внимания на тебя. Или докучные посетители, которые с глупыми вопросами подходят, меня раздражают. Спрашивают в основном, где туалет, но это ещё нормально. А так... Ну вот сегодня меня спросили, как при царе освещался музей. Я говорю: я не знаю, как он освещался, я в то время не жила, и нам не объясняли.

Молодёжь в основном невоспитанная сейчас идёт и такая... своенравная, что ли. Замечание делаешь - как стенке говоришь, не реагируют. Грубо не отвечают, потому что на мою седину смотрят, наверное. Но отойдут и как нарушали, так и продолжают нарушать правила.

Иностранцы часто сюда приходят, но они не понимают по-русски, а мы по-иностранному. Если нужно раздеться, покажешь, где гардероб. Какие-то отдельные слова они тоже знают, как и мы. А так разговорной речи у нас нет. Руками объяснишь замечания. Они как-то понятливее, чем русские.

Самый большой наплыв у нас в субботу и воскресенье. В каникулы детей много идёт. Когда много народу, сложно работать: нужно постоянно ходить по залу, смотреть, чтобы ничего не произошло. Когда детские экскурсии, тут шумно. Они же бегают, носятся. Хорошие детки, но если лоб разобьют - кому отвечать? У нас тут всё под стеклом, а он бежит, стекло не увидел, врезался, потом ревёт.

Но вообще при мне такого не было, чтобы дети лоб разбивали. Им сделаешь замечание - они отошли и дальше побежали. А там - уже не моя территория. И ничего украсть при мне не пытались или испортить. Хорошие мне попадались.

О карьере

Я, когда ушла на пенсию, долго не работала, с внуками сидела. Потом чисто случайно пришла на Поклонку со своими сёстрами, и мы зашли в музей Великой Отечественной войны. А там меня стали уговаривать на работу устроиться - я устроилась, вот и всё. У меня там знакомых никаких не было, ко мне просто работники музея подошли: им нужны были сотрудники, ведь музейных смотрителей всегда не хватает, потому что платят нам всего ничего.

Никакого обучения профессии, конечно, нет, есть только должностная инструкция, я уже не помню, что там написано. Но наши обязанности - ходить и глядеть. Если какие неполадки - сообщаем хранителям. Если человеку плохо, мы можем позвонить - у администратора есть аптечка. Если какое хулиганство или попытка воровства, у нас есть сигнальные кнопки, с помощью которых мы вызываем милицию. Вот они - раз, нажал на кнопочку - милиция прибежала.


В общем, график мне здесь очень нравится: один день работаешь, один отдыхаешь, перерыв на обед - 50 минут, ещё есть полчаса на чай. А когда музей закрывают, по всем комнатам проходит комиссия, и всех работников выпроваживают, никто здесь ночью не гуляет. Комиссия состоит из хранителя, милиционера, пожарника, электрика. Они проверяют, всё ли в порядке в залах, на месте ли экспонаты, работает ли сигнализация. Это бывает каждый день.

О коллегах

У нас есть и молодые девушки, которым около 40, хотя, наверное, это уже не девушки - женщины, есть люди за 50 и вплоть до 80. В основном, конечно, пенсионеры работают, что уж говорить.

Нам интересно здесь работать: все новые выставки мы бегаем смотрим, обсуждаем между собой. Контингент разный. Есть совсем малограмотные, но это в основном молодые. Потому что, я считаю, в смотрители идут те, у кого не задалась жизнь - из молодых-то. Но есть и очень интеллигентные старушки, мы всё обсуждаем: и выставки, и семью - у кого что наболело.

Многие путешествуют, практически все по два раза в год за границу ездят и в музеи там тоже ходят. Мне не довелось никуда съездить, у меня двое внуков, и я на них трачу все свои деньги.

У нас есть своя комната, мы там и переодеваемся, и обедаем. И у экскурсоводов в музее - своя комната, у хранителей - своя. Они там и обедают, и чай пьют, мы с ними пересекаемся только в залах.

Карьерный рост. (Смеётся.) Нет, такого не бывает. Я могу стать только старшим смотрителем, но это дело неинтересное и хлопотное, потому что там ты имеешь дело не с экспонатами, а со смотрителями как администратор.

О любимом экспонате

Любимого экспоната у меня нет, но мне нравится, например, вот это царское место. Оно стояло в Успенском соборе, Иван Грозный там Богу молился, только это копия, а не подлинник. А вот мои дети сюда приходили, и им не понравился наш музей. Они быстро прошли по всем залам, посмотрели. Зять сказал, что здесь надо очень долго ходить и очень много читать. Дочери просто сказали, что неинтересно, что тут много старых вещей: они у меня историю не любят. Но как я могу обидеться? У каждого свои вкусы.

УТВЕРЖДАЮ:

________________________

[Наименование должности]

________________________

[Наименование организации]

________________/[Ф. И.О.]/

«____» ____________ 20__ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Техника-смотрителя здания

1. Общие положения

1.1. На должность техника-смотрителя назначается лицо, имеющее среднее специальное (техническое) образование с опытом работы в данной должности более 1 года;

1.2. Техник-смотритель назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации в установленном порядке.

1.3. Техник-смотритель здания относится к категории рабочих.

1.4. Главной задачей техника-смотрителя здания является обеспечение сохранности и правильности эксплуатации здания ТРЦ «Строитель».

1.5. Техник-смотритель здания подчиняется главному инженеру предприятия.

1.6. Техник-смотритель здания в своей деятельности руководствуется законодательством, настоящей должностной инструкцией , правилами внутреннего распорядка, регламентами организации, приказами и распоряжениями руководителя.

1.7. Техник-смотритель должен знать:

1.7.2. правила и нормы технической эксплуатации зданий;

1.7.3. положение о проведении планово-предупредительного ремонта зданий ;

1.7.4. основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства;


2. Должностные обязанности техника-смотрителя здания

Техник-смотритель здания выполняет следующие обязанности:

2.1. обеспечивает сохранность и правильность технической эксплуатации здания ТРЦ «Строитель», санитарного содержания, своевременное и качественное обслуживание, текущий ремонт;

2.2. контролирует выполнение графика профилактических осмотров, планового и непредвиденного текущего ремонта;

2.3. производит внеочередные осмотры кровли , карнизов, балконов, галерей после ливней, больших снегопадов, сильных ветров и т. д.;

2.4. осуществляет контроль за уборкой территории, санитарным состоянием мусоропроводов, мусоросборников, своевременным вывозом бытового мусора, соблюдением правил противопожарной безопасности зданий, норм и правил техники безопасности при производстве текущего ремонта и технической эксплуатации здания;

2.5. составляет заявки на материалы по текущему ремонту, ведет журнал заявок необходимого ремонта.

3. Права техника-смотрителя здания

Техник-смотритель имеет право:

3.1. знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся его деятельности;

3.2. вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями;

3.3. сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках и вносить предложения по их устранению;

3.4. привлекать специалистов соответствующих структурных подразделений к выполнению возложенных на него функций в случаях, если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, в противном случае - с разрешения руководителя организации;

3.5. требовать от руководства организации оказания содействия в осуществлении своих должностных обязанностей и прав.

4.Ответственность техника-смотрителя здания

4.1. Работа техника-смотрителя оценивается по результатам надлежащего исполнения возложенных на него должностных обязанностей, регламентированных настоящей должностной инструкцией. При этом учитывается сложность выполняемых работником трудовых функций, степень самостоятельности при их выполнении, его ответственность за выполненную работу, инициативное и творческое отношение к работе, эффективность и качество труда, а также опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, профессиональными знаниями и пр.

4.2. Техник-смотритель несет ответственность:

4.2.1. за ненадлежащее исполнение (неисполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством;

4.2.2. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством;

4.2.3. за причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством;

4.2.4. за недобросовестное использование имущества и средств предприятия в собственных интересах или интересах, противоположных интересам учредителей, - в пределах, определенных гражданским, уголовным, административным законодательством.

5. Технику-смотрителю здания запрещается:


5.2. Использовать служебное положения и время в личных корыстных целях.

5.3. Не соблюдать нормы охраны труда, техники безопасности, правил санитарии, пожарной безопасности, электро безопасности, личной гигиены.

5.4. Халатно относиться к своим должностным обязанностям.

5.5. Сдавать отчетную документацию с нарушением установленных сроков.

5.6. Заниматься любой деятельностью не связанной с выполнением должностных обязанностей

5.7. Хищение имущества и товарно-материальных ценностей предприятия.

5.8. Грубое, нетактичное отношение и поведение с персоналом предприятия и с клиентами предприятия.

5.9. Передавать информацию о предприятии, о сотрудниках предприятия, клиентах третьим лицам.

5.10. Передавать руководителю заведомо ложную, искаженную, отчетную и другую информацию.

5.11. Выносить с территории предприятия документы, оборудование, служебные материалы.

5.12. Разговаривать и сообщать информацию (сплетничать) о человеке в его отсутствии.

5.13. Курить и распивать спиртные напитки на территории предприятия в рабочее время. Находиться на территории предприятия в нетрезвом виде и в состоянии наркотического опьянения.

6. Прочие положения по должностной инструкции техника-смотрителя

6.1. Данная инструкция может быть изменена или дополнена приказом руководителя компании.

6.2. Нарушение данной инструкции или дополнений к ней влечет за собой административное взыскание в соответствии с ТК РФ, вплоть до увольнения

С должностной инструкцией ознакомлен, экземпляр получил.

____________________________ /_____________/

"____" _________________ 201_ год

Музейная безопасность главная проблема музейного дела, специально для смотрителей разработана подробная инструкция, которая представляет редкую возможность получить ответы на многие практические вопросы, возникающие в прцессе обеспечения деятельности музея.

Данная инструкция составлена на основе «Пособия для специалистов по музейной безопасности и музейных смотрителей», издание Национальных комитетов ИКОМ Бельгии и Швейцарии, выпущено при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Международного совета музеев, Государственного Эрмитажа.

МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс»

Смотрители музеев находятся на переднем крае, напрямую сталкиваясь с проблемами безопасности. Им надлежит постоянно, приветливо и по возможности корректно заставлять соблюдать предписания, которые затрагивают интересы посетителей, то есть клиентов, которые заплатили за вход и поэтому ждут представления услуги.

Любое замечание смотрителя может вызвать неудовольствие посетителя, поскольку даже терпения и дипломатичности не всегда достаточно, чтобы добиться его понимания.

Смотритель обязан быть гостеприимным по отношению к публике, и в то же время он должен заботиться о целостности экспонатов, находящихся под его присмотром.

Музейный смотритель является также и специалистом в области общения. От приема, который он оказывает посетителям, от его способности быть их собеседником во время посещения и в то же время побудить гостей соблюдать определенные правила, во многом будет зависеть доброе имя музея.

Смотритель может быть ценным помощником администрации, имея острое зрение, хорошую память и добросовестно сообщая о нарушениях, о которых вам стало известно в ходе исполнения служебных обязанностей.

Даже после окончания работы, вы призваны хранить от посторонних известные вам секреты музея, какими бы они ни были, как относящиеся к сохранности экспонатов, так и касающиеся посетителей.

Кроме того, знайте, что вы несете гражданскую ответственность за незаконный ущерб, который нанесете либо намеренно, либо по небрежности.

Вам необходимо знать:

1.Внутренние рабочие правила: расписание, перерывы, рабочая одежда, запрещенные действия /прием пищи, курение, использование личного мобильного телефона и т.д./.

2. Правила регулирующие доступ посетителей:

В экспозиционные залы (сдача вещей в гардероб и т.д.);

В такие подразделения как, научный отдел, администрация и т.д.;

Условия прохода представителей обслуживающих фирм, гостей,

3. Правила, касающиеся безопасности:

План музея, план расположения противопожарных средств (огнетушители, шланги, гидранты и т.д.);

Номера телефонов, по которым нужно звонить в данном случае;

Меры по эвакуации посетителей и экспонатов.

Средства подачи сигналов тревоги;

4. Правила для посетителей.

Посетители должны быть четко проинформированы о правилах посещения музеев комплекса.

Перечень запретов, например, курение, прием пищи и напитков, на использование мобильных телефонов и фотоаппаратов и т.д. должен быть вывешен при входе в музей. Таким образом, делая замечание посетителю, вы ссылаетесь на правила.

Опасности, связанные с инфраструктурой

Музейный экспонат должен храниться в условиях, отвечающих специальным нормам в следующих областях:

Температурного и влажностного режимов:

Изменения уровня относительной влажности наносят ущерб дереву, холсту, росписям. Отсюда необходимость следить за тем, чтобы относительная влажность оставалась постоянной, избегать открытия дверей и окон, обеспечивать нормальное функционирование увлажнителей, быть внимательным к показаниям термогигрометров. Экспонат должен быть недосягаем для пыли и табачного дыма. В силу этого, а также из-за опасности пожара, курение в музее должно быть строго запрещено как для персонала, так и для посетителей.

Манипуляции с экспонатами всегда вредны. Они должны проводиться сотрудниками. Необходимо знать, что на нашей коже есть жир и влага, которые могут остаться на экспонате и повредить его поверхность, и что простое прикосновение может также повлечь ее медленное разрушение.

При этом необходимо иметь в виду, что посетитель часто стремится потрогать экспонат. Поэтому в музее должно быть, строго запрещено касаться экспонатов. Необходимо позаботиться о том, чтобы никакое дополнительное освещение не воздействовало на экспонаты.

Постоянные опасности. Как предупреждать?

Обеспечение профилактических мер должны взять на себя ваши коллеги-техники. Однако, вас могут позвать на помощь, чтобы воспользоваться вашими знаниями мест размещения оборудования. При обнаружении неисправности вы должны незамедлительно предупредить компетентност.

Как действовать?

При обнаружении утечки воды или затопления вы должны:

Попытаться выяснить источник аварии;

Незамедлительно поставить в известность компетентных лиц;

Закрыть вентили и краны;

Переместить или защитить экспонаты;

Прекратить доступ посетителей;

Как можно быстрее удалить воду;

Не касаться электрооборудования;

В случае слишком длительного пребывания экспонатов на свету, следует снизить освещенность, задвинуть шторы, запретить использование фотовспышек и т.д.

Попытка потрогать экспонаты

Необходимо запретить прикасаться к музейным предметам, поскольку все они представляют ценность.

Запрещайте посетителям опираться на витрины. Никогда не делайте этого сами!

Не позволяйте детям бегать по залам – они могут натолкнуться на экспонаты или упасть на них.

Пепельница и корзина для мусора должны находиться у входа в музей. Жизнь жвачки должна заканчиваться в урне, иначе мы можем увидеть ее приклеенной к мебели, витрине или к табличке.

Следите за соблюдением правил поведения посетителей. Правила должны находиться на видном месте при входе в музей – вы можете сослаться на них, если посетитель оспаривает ваше замечание.

Всегда будьте примером. Никогда не делайте того, что вы запрещаете другим.

Умышленный ущерб, или вандализм

Посетитель может умышленно оставить в туалете открытый кран, чтобы вызвать затопление.

Как поступать при акте вандализма

Дать сигнал тревоги.

Если он убегает, не преследовать его, оставив рабочее место, а немедленно сообщить об этом коллегам. Можно одновременно с подачей сигнала тревоги закрыть двери музея, чтобы никто не смог его покинуть до поимки вандала или вора.

Записать приметы правонарушителя.

Попросить возможных свидетелей остаться.

Изолировать зал, где случилось происшествие.

Ждать прибытия милиции, которую вызвало ваше руководство, чтобы передать вандала или вора в ее распоряжение.

Кража

Особо следите за техниками, уборщиками, фотографами, грузчиками, посторонними приглашенными реставраторами... Сколько краж было совершено людьми, выдававшими себя за перечисленных работников! Не поддавайтесь впечатлениям.

Отнеситесь с подозрением к стулу, сдвинутому в сторону висящей картины, или неожиданно открытому окну.

Регулярно проверяйте витрины и замки. Воры часто ведут поэтапную подготовку. Предварительно они могут вывернуть шурупы из дверных петель, засунуть кусок дерева

между стеклами, сломать стойку или спрятать в зале свой инструмент.

Не позволяйте посетителю отвлекать вас – это может быть сообщник вора. Отвлекая ваше внимание, он дает ему время совершить преступление. Не позволяйте увести себя из зоны, которая находится под вашим наблюдением.

Все посетители в ваших глазах должны заслуживать равной бдительности. Не доверяйте рафинированной элегантности молодой дамы, ученому виду господина, спокойному виду юной пары. Камеры наблюдения часто показывают, что музейные воры на самом деле имели подобный облик.

Часто приходящий посетитель может быть потенциальным вором: детально изучая обстановку, он старается примелькаться и надеется таким образом усыпить вашу бдительность.

Как действовать?

Дать сигнал тревоги.

Если возможно, без насилия задержать злоумышленника.

Если он убегает, не преследовать его, оставив рабочее место, а немедленно сообщить об этом коллегам.

Для облегчения и повышения эффективности работы

сотрудников охраны :

При изъятии какого-либо экспоната со своего места его должен заместить соответствующий документ, подписанный хранителем.

Следует запретить, посетителям вносить в выставочные залы сумки больших размеров, чемоданы, пальто, плащи, …, то есть предметы, которые могут помочь вору спрятать добычу.

Помнить, что детские коляски и переносные колыбели могут служить местом укрытия украденной вещи.

Предупреждение о соответствующих запретах должно содержаться в правилах размещенных при входе в музей на видном месте.

Двери, отделяющие экспозиционные залы от помещений, в которые доступ публике запрещен, должны быть закрыты на ключ.

Пожар

Основным средством борьбы является профилактика, или комплекс мер, которые необходимо предусмотреть, чтобы избежать возникновения огня. Являясь основой противопожарной безопасности, профилактика должна быть постоянной, строгой и обязательной.

Как предупредить?

Хорошо изучите топографию мест, расположение телефонов и кнопок подачи сигнала тревоги, вентилей и т.д.

Заставляйте посетителей соблюдать запрет на курение. Этот запрет действует во время вернисажей, монтажа выставок, концертов и приемов. Сами вы, естественно, курите лишь во время перерывов и в специально отведенном месте.

Следите, чтобы коридоры, проходы, запасные выходы не были загромождены.

Следите за уборкой мусора любого вида. Необходимо избегать также складирования воспламеняющихся материалов.

Сообщайте обо всех повреждениях электрооборудования. Оно должно обязательно соответствовать официальным требованиям.

После ухода персонала организуйте обход, чтобы закрыть двери между помещениями, проверить обесточены ли электроаппараты.

Стресс, спешка, самоуспокоенность – причины недосмотров.

Как поступать при возникновении пожара?

Предписания на случай пожара должны быть включены в текст внутреннего распорядка музея. Все смотрители должны его знать.

Подайте сигнал тревоги, который служит сигналом к эвакуации всех находящихся в здании, как сотрудников, так и посетителей.

Направляйте посетителей к запасным выходам.

Встречайте пожарных и ведите их к месту пожара (вы знаете план музея).

В случае необходимости осуществляйте план эвакуации экспонатов.

Знайте, что посетители надеются на то, что вы обеспечите их безопасность и выведите из опасного места. Сохраняйте самообладание и спокойствие. Ваша уверенность перейдет к посетителям и поможет избежать паники. На пожарах иногда больше гибнут от давки, чем от огня. Учения по эвакуации должны проводиться регулярно, чтобы вы смогли наработать необходимый автоматизм, избежать стресса и паники при реальном происшествии.

Будьте особенно внимательны к детям и инвалидам.

Убедитесь в том, что никто не остался в помещениях для отдыха, туалетах, технических помещениях и т.д.

Необходимо быть особенно бдительным:

Во время работ, производимых в помещениях;

В ходе подготовки к открытию выставок;

Во время приемов.

Необходимо мобилизовать все органы чувств:

Обоняние – чтобы почувствовать запах дыма,

Зрение – чтобы заметить пламя или дым;

Осязание – чтобы ощутить нагрев поверхностей;

Слух – чтобы услышать треск, сопровождающий горение.

Как бороться с пожаром?

Существует множество видов огня, и для борьбы с каждым из них необходимо соответствующее средство. Вы, знаете, что, плеснув воду на горящий жир, лишь увеличивает силу огня, но не тушат его. А мокрое покрывало, наброшенное на жир, потушит огонь.

Борьба с огнем требует специальных знаний – это настоящая профессия. Вы смотритель, а не пожарный. Тем не менее, до прибытия специалистов вы можете предпринять ряд действий, чтобы избежать расширения очага возгорания. Вы должны уметь пользоваться огнетушителем.

Причины пожара

Причины пожара многообразны

Огонь от непосредственного контакта с нагревательным и кухонным оборудованием, от электрической дуги, от искры при сварке, от дежурного освещения, при сжигании отходов и т.д.

Аварии электросети, вызванные перегрузкой, плохой вентиляцией, короткими замыканиями вследствие плохого состояния изоляции, неправильным обслуживанием, использованием негерметичных материалов в местах с повышенной влажностью, статическим электричеством и т.д.

Небрежность и халатность в поведении, непотушенные сигареты, несоблюдение запрета на курение, оставленные зажженными паяльные лампы или газовый резак и т.д.

Преступное поведение по различным мотивам: пиромания, вандализм, агрессивность, месть, уничтожение следов взлома и т.д.

Атмосферные явления: перегрев на солнце, молния, а также испарение горючих жидкостей, которое может привести к образованию взрывчатой смеси.

Высокая температура, а в частности, дымоходов, паро- и водопроводов, нагревающих окружающую среду.

Происшествия при работе с горючими веществами.

Самовозгорание масел, остатков краски, промасленных тряпок.

Ферментация продуктов растительного происхождения (зерно, хлопок, уголь, пенька, мука…), которая может вызвать цепную реакцию, приводящую порой к самовозгоранию.

Самоокисление металлов в виде опилок и порошка (магний, алюминий, цинк).

Борьба с опасность ю

Тушащие агенты:

Песок и сухая земля, вода, сухие порошки, двуокись углерода, пена, покрывало.

Взрыв или угроза взрыва бомбы

Нельзя легковесно относиться к любому сообщению о бомбе. Обычно, это телефонный звонок с сообщением о заложенном взрывном устройстве, которое взорвется в такое-то время.

Знайте, что побудительные мотивы могут быть двух видов:

Кто-то хочет выразить свой протест, пытаясь нанести ущерб имуществу;

Воры хотят вызвать панику для облегчения совершения преступления.

Как воспринимать телефонную угрозу?

Не волнуйтесь.

Будьте внимательны к любым деталям: типу: типу голоса, акценту, шумам на заднем плане и т.д. Это сможет помочь следствию.

Постарайтесь узнать:

где находится взрывное устройство;

на что оно похоже;

время взрыва;

почему преступление совершено.

Как распознать подозрительный пакет?

Внимательно осматривая посетителей, вы можете заметить того, кто «забыл» или тайком положил необычный пакет (сверток).

Если вы работаете в гардеробе, будьте вдвойне бдительны, особенно если услышите подозрительные звуки, исходящие из багажа.

Как реагировать?

Дайте сигнал тревоги в милицию (или попросите это сделать ваше руководство). Сообщение должно быть как можно более точным, чтобы соответствующие службы смогли подготовить необходимое оборудование и максимально приблизиться к месту:

название музея

точный адрес

положение с людьми (закрыт или открыт музей для посетителей)

положение с коллекцией.

По указанию милиции или вашего руководства дайте сигнал об эвакуации всех находящихся в здании (как персонала, так и посетителей).

Эвакуируйте посетителей через запасные выходы. Не теряйте времени и идите к месту сбора, который вам должен быть сообщен заранее.

Встречайте прибывших спасателей и ведите к месту угрозы, поскольку вам хорошо известно месторасположение помещений.

Если требуется, осуществляйте план эвакуации экспонатов.

Естественные опасности

Гроза, ураган, даже сильный ливень могут иметь серьезные последствия для коллекции. В этих случаях необходимо знать, где вы можете найти ведра, брезент, шпагат, чтобы как можно быстрее защитить экспонаты.

В периоды таяния снега ваша бдительность должна быть удвоена.

Именно вы заботитесь о безопасности коллекций и посетителей. Вы здесь для того,

чтобы не произошло ничего плохого.

Ваши главные качества: наблюдательность и бдительность.

Азбука предупреждения

1. Вы прекрасно знаете

Месторасположение объектов.

План помещений музея и, особенно, сектор вашей ответственности (двери, окна, лестницы, запасные выходы). Если необходимо эвакуировать посетителей, поведете их вы – помните об этом!

Способы использования радио- и телефонной связи.

Расположение телефонных аппаратов. Вы должны помнить номера основных телефонов (вашего руководителя, технических служб и т.д.).

Расположение кнопок сигнализации.

Подача сигнала тревоги не должна вызвать у вас затруднений.

Расположение огнетушителей, их особенности и правила пользования.

Расположение и состояние предметов, состоящих под вашей охраной. Регулярно их проверяйте, особенно при закрытии музея. Если что-то отсутствует, если вы заметили что-то необычное – немедленно сообщите руководству. Это относится как к экспонатам, расположенным в витринах, так и к предметам, не находящимся под специальной охраной.

2.Вы не покидаете ваш пост, пока не подменят

Если подмена невозможна и если оставление поста абсолютно необходимо, либо закройте зал, либо попросите инструкции у руководства.

3.Обо всех аномалиях вы немедленно сообщаете руководству

Предмет был, передвинут или снят; отклеилась этикетка; не горит лампа; неполадки с замками и т.д.

4.Ваша бдительность удваивается при наличии необычных посетителей.

Посетитель, представляющийся как гость хранителя, фотограф, срочно вызванный слесарь, носильщик, которому поручено забрать экспонат для выставки… Проконтролируйте основания их визита. Никому не доверяйте заранее.

Музей на службе общества

Одна из ваших задач – дать почувствовать посетителю, что он не ошибся в выборе. Своей приветливостьюи гостеприимством вы должны дать понять посетителю, что он желанный гость, и пригласить его спокойно осмотреть музей.

Не обсуждайте с коллегами не совсем обычное поведение или манеру одеваться. Если среди посетителей вы увидите знаменитого человека, не оповещайте коллег, не будьте назойливы.

Станьте для хранителя помощником, на которого он может рассчитывать и который знает свое дело.

Вы должны быть осведомлены о:

Расписании работы музея;

Стоимости входных билетов;

Представленных коллекциях;

Расположении помещений;

Вспомогательных службах;

Мероприятиях для публики;

Видах общественного транспорта, которыми можно добраться до музея;

Списках сотрудников;

Правила хорошего приема

Хорошо принять – это и себе доставить удовольствие

Посетитель сразу ощущает хороший прием. Если он чувствует себя ожидаемым, желанным и уважаемым гостем, он сразу же ответит вам добрым отношением.

Улыбаясь, посетителю показывают, что его заметили, что его ждали. Обмен улыбками облегчает контакт, разряжает атмосферу, порождает уважение и доброе отношение.

Ваша вежливость вызывает вежливость и уважение других. Ваши отношения с посетителями особенны: вы должны присматривать за ними, будучи в то же время сдержанными и внимательными.

Необходимо соблюдать расписание работы. Разместите его на входной двери. Посетитель, пришедший в нерабочий день, поймет, почему двери музея закрыты.

Поздоровайтесь, прежде чем обратиться к кому – либо. Не ждите, что посетитель поздоровается первым. Вы принимаете его, вам первому и здороваться.

Если к вам обратились, чтобы задать вопрос или сделать замечание, начните с приветствия или скажите «слушаю вас» и ждите вопроса. После того, как посетитель выслушал ваш ответ и сказал «спасибо» или «хорошо», можете ответить «пожалуйста» и отойти.

Не говорите... Постарайтесь говорит ь так...

Нет К сожалению, это невозможно.

Я ничего не понял (а) Извините, но,я не расслышала.

Повторите Не могли бы Вы уточнить.

Вы должны Извините, не могли бы Вы…

Я не знаю Я сейчас уточню.

Встаньте в очередь Здесь люди, которые ждут...

Кто Вы? Ваша фамилия? Как Вас представить? С кем имею честь..

Я здесь не для этого. В мои обязанности входит прием, а не это

Форма одежды

Посетитель сначала обращает внимание на ваш внешний вид. Если последний оставляет желать лучшего, у посетителя может сложиться негативное мнение не только о вас, но и о музее. Вы символ музея, его фирменная марка. Подумайте об этом, когда одеваетесь утром.

Ответы на вопросы

Имидж музея, в создании которого вы участвуете, зависит также и оттого, что вы говорите посетителю. Одним замечанием, часто банальным, вы можете создать у него неблагоприятное впечатление.

Никогда не давайте неточной информации – это хуже, чем не дать ответа. Вам приходится тысячу раз отвечать одно и тоже. Делайте это любезно: для посетителя, задающего вопрос, это всегда впервые.

Умейте слушать. Слушать – это внушить посетителю чувство доверия. Будьте точны и лаконичны в своих ответах.

Как делать замечания

Не забывайте основные правила вежливости и гостеприимства, они вам нужны, как никогда. Говорите ясно, убедительно, без стеснения, смотрите на собеседника. В ваши обязанности входит следить за соблюдением правил посетителями, и они знают об этом. Если требование высказано вежливо, с улыбкой, но уверенно, посетитель подчинится.

Вы не должны оправдываться. Если посетитель требует объяснения, дайте ему их коротко.

Урегулирование конфликтов

В музее у посетителя имеется множество причин быть недовольным. Вы не несете за это ответственности, однако, находясь на переднем крае, вынуждены принимать на себя все критические высказывания.

Вначале позвольте собеседнику высказаться. Не перебивайте его – в большинстве случаев напряжение спадает. Учитывайте справедливые замечания.

Лучший способ урегулировать конфликт – постарайтесь не допустить его.

Избегайте: - поддаваться гневу;

Раздраженно реагировать на неприятные замечания;

Нервничать вместе с нервным посетителем;

Показывать ваше плохое настроение, усталость;

Правило: Умейте говорить и слушать – в пятидесяти процентах случаев проблема разрешится сама собой.

Школьные группы

Группа школьников – весьма специфическая публика. Преподаватели и ученики часто считают посещение музея отдыхом и не очень строго относятся к вопросам дисциплины.

Если вам нужно сделать замечание, в первую очередь обратитесь к преподавателю, ответственному за группу.

Если группу ведет сотрудник музея, учтите, что задача гида – давать объяснения. Он не может следить за всеми учениками. Вы должны его страховать. Если возникают проблемы, прежде чем вмешиваться, незаметно проинформируйте гида

В общении с детьми дружелюбие и улыбка дают зачастую лучший результат, чем командирский тон.

Поведение смотрителя в залах

Вам необходимо удалить из поведения все, относящееся к вашей личной жизни, вкусам и привычкам. Избегайте носить с собой чашку кофе, бутылку воды, не читайте газету, не причесывайтесь.

Недопустимы длительные разговоры с коллегами и бесконечная болтовня по телефону. Это не только отвлекает вас от исполнения ваших обязанностей, но и производит крайне негативное впечатление на посетителей. Они могут подумать, что мешают вам, хотя вы в музее для того, чтобы принимать их.

Следите за чистотой и порядком, где вы работаете. Наводите порядок сами, не ждите, когда вам предложат это сделать.

Помните о негативном влиянии «бытового» поведения. Беспорядок в любом виде плохо воспринимается посетителем, не вешайте вашу одежду на стул. Стулья, находящиеся в вашем распоряжении, всегда должны быть на своих местах. Не оставляйте их в беспорядке.

Не берите вашу сумку в зал – с ней вы будете иметь вид посетителя, а не служащего.

Е.Ю. Карпеева
заместитель директора по учету и хранению

Сегодня современные музеи стараются найти новые способы подачи информации и общения с аудиторией: из складов с древними артефактами они хотят превратиться в культурные центры, где люди будут встречаться, общаться, обмениваться идеями и получать новые знания и впечатления. Для этого кураторы выставок придумывают интерактивные форматы, менеджеры проектов собирают временные экспозиции со всего мира, экскурсоводы создают бесплатные аудиогиды и только смотрители не всегда могут найти себе место в этом новом мире музея. Зачастую их могут заменить камерами наблюдениями, но возможны ли такие перемены в провинциальном музее, структура работы которого не меняется уже на протяжении 20 лет?

Безусловно в таких музеях есть свое очарование, хотя там почти и не появляются новые экспонаты, в каждом зале за вами следит строгая тетенька-смотритель, а единственная необычная вещь в музее – местная кошка, периодически задевающая хвостом ценные артефакты.

Наш корреспондент провела один день в роли музейного смотрителя и рассказала, о всех тонкостях работы типичного ярославского музея.

На часах ровно десять.

Поднимаясь по скромной лестнице музея, расположенного в самом центре Ярославля, я с предвкушением фантазирую, как может пройти мой сегодняшний день в роли смотрителя одного из главных музеев города. Останавливаясь в первом зале музея, я, к своему удивлению, оказываюсь в темноте и натыкаюсь на гуляющую мимо музейных экспонатов кошку – самого верного любителя ярославской истории.

Очень сложно застать толпу народа в музее в будний день, поэтому местные работники не торопятся: одна из старших смотрительниц, внезапно появившаяся из темноты, медленно подходит ко мне, приветствует и тихим голосом сообщает то, чем мне предстоит заняться ближайшие семь часов.

Она ведет меня по залам музея, периодически повторяя: «Вот тут ничего нельзя трогать, а то сработает сигнализация. Здесь лучше свет выключать, пока нет посетителей. Тут не вздумайте оставлять вещи, а то вдруг украдут. Ну и не забывайте убирать телефон в сумку, пока посетители в зале, а то это опасно».

Особо не понимая в чем опасность моего телефона, я следую за смотрителем в последний зал музея, где мне предстоит наблюдать за посетителями в течение всего дня, и, отложив в сторону свои вещи, медленно начинают осматривать экспонаты зала.

Музей, в который меня отправили на практику в качестве смотрителя, работает с 1985 года и имеет особую популярность среди иногородних туристов, которые обычно с упоением разглядывают все экспонаты, сосредоточенно изучают сопроводительные этикетки и восхищаются историей нашего города. Тем не менее, несмотря на постоянный поток туристов, многие из которых, как правило, жители столицы, среди местного населения музей не пользуется большим спросом (не считая юных школьников и студентов, которых стадом пригоняют в музей и заставляют пожирать глазами окружающие вокруг предметы).

Кажется, что развитие музея остановилось еще в конце XX века: за огромными стеллажами находятся экспонаты, многие из которых являются распечатанными на принтере копиями, либо макетами, требующими срочного восстановления, чем дальше от залов, посвященных древней истории города, тем скучнее становится наблюдать за развитием Ярославля в течение нескольких веков. Верным способом привлечь внимание и разбавить пустоту музейных залов в будни, будет полное изменение подачи информации. Например, вместо скучных экспонатов с сопроводительными этикетками музей может попробовать включить в свои экспозиции инновационных помощников.

Правда, любое, даже минимальное изменение в музее, вроде ремонта или установления новых стеллажей, невозможно осуществить без денег, которые сложно получить.

Проходит час.

В залах музея начинают появляться первые посетители, которые с осторожностью осматривают экспонаты. Поскольку в то время, когда в залах музея есть люди, мне нельзя доставать ни книгу, ни мобильный телефон, ничего не остается делать, как внимательно рассматривать туристов, к моему удивлению, изучающих с большим вниманием то, что находится под стеллажами. В погоне за новым объемом знаний, некоторые из них осторожно подходят ко мне и начинают задавать вопросы, касающиеся представленных экспонатов. Однако на большинство из них я с трудом могу ответить, чем вызываю удивление со стороны туристов – ведь смотритель должен знать все.

Тишина музейных залов и бесшумное перемещение посетителей потихоньку вгоняет меня в дремоту. На несколько секунд я прикрываю глаза, но вскоре вздрагиваю от строгого голоса одной из смотрительниц: «Чтобы не спать, лучше наблюдайте за посетителями».

Немного недоумевая, я отвечаю: «А что может случиться с экспонатами, ведь они находятся под стеллажами?». «Ну как же, вдруг посетители пронесут в музей бомбу. У нас ведь нет металлоискателей, поэтому мы, смотрители, должны быть максимально внимательны» — отвечает женщина, а я тем временем понимаю, что все мои идеи о том, что экспозиции музея должны быть обновлены современными технологиями, кажутся смешными, ведь здесь местных работников, скромно перемещающихся по залу и шепотом делающих замечания посетителям, просят предотвращать теракты.

Проходит еще несколько часов.

Я усиленно борюсь с дремотой и стараюсь наблюдать за посетителями. Вдруг музейную тишину нарушает шум.

На лестнице слышатся шаги людей, направляющихся в центральный зал музея. Одна из смотрительниц шепчет другой: «Сегодня в музее тематическое занятие». После этих слов мимо меня начинают проходить туристы, колонну которых возглавляют сотрудники музея, одетые в костюмы времен «Войны и мира» Л. Н. Толстого.

Забавно наблюдать за тем, как экскурсоводы и научные сотрудники музея ковыляют в пышных платьях, а затем неуклюже начинают танцевать мазурку.

Музей старается хоть как-то привлекать внимание туристов, которые уже давно выучили наизусть все постоянные экспозиции, но любовь к истории вновь привела их в это место. Такие тематические мероприятия, конечно, не заменят обновленные стеллажи с экспонатами или аудиогиды, зато точно привлекут посетителей, которым захочется посмотреть на театральные способности сотрудников музея. И именно благодаря работникам музея, не стесняющихся напяливать на себя пышное платье в перерывах между научной деятельностью, это место продолжает жить, пусть и без свежего ремонта, уникальных находок и больших зарплат сотрудников.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Кол во рабочих дней в году
Как попасть в «Квартирный вопрос» или «Школу ремонта» и сделать бесплатный ремонт Дачный вопрос заявка на участие
Составляем краткий протокол оперативного совещания