Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Отличие государственной думы от совета федерации. Государственная Дума Структура Государственной Думы РФ

1) первый в истории России орган национального представительства, созванный самодержавной властью под давлением революции 1905-1907. Всего до 1917 было четыре созыва Г.Д. 1-я Государственная Дума действовала всего 72 дня (27 апреля - 8 июля 1906); 2-я - 102 дня (20 февраля - 3 июня 1907); 3-я - 5 лет (1 ноября 1907 -9 июня 1912); 4 - я - ок. 5 лет (15 ноября 1912 - 6 октября 1917). Дума созывалась указами императора, он определял сроки перерывов ее занятий, а также имел право ее роспуска. На основе этого права он распустил, точнее «разогнал» 1-ю и 2-ю Думы. Согласно закону от 20 февр. 1906 об учреждении Г.Д. она избиралась сроком на 5 лет. Ее ведению подлежали: вопросы, требующие издания законов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены; роспись доходов и расходов; отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи; разрешение займов; дела об отчуждении имуществ; дела о постройке железных дорог казной; дела об учреждении компаний на акциях, а также ряд других менее важных дел. Избирательное право, регулируемое законом от 11 дек. 1905, было не всеобщим, не прямым и неравным. Избиратели распределялись по четырем куриям: уездных землевладельцев, волостных крестьян, городских избирателей и рабочих. Курии на своих съездах избирали выборщиков, а последние выбирали непосредственно в Думу. Однако практически для рабочих выборы были трехстепенные, а для крестьян - даже четырехстепенные (поскольку те и другие выбирали сначала уполномоченных на избрание выборщиков, соответственно на предприятиях и сельских и волостных сходах). Из общего числа выборщиков в 1 Государственную Думу (7211 человек) помещики и крупная буржуазия получили 4229 выборщиков, т.е. 58%. Были лишены избирательного права многие категории населения: лица женского пола; лица моложе 25 лет; обучающиеся в учебных заведениях; воинские чины армии и флота, состоящие на действительной службе; «бродячие инородцы», иностранные подданные; подвергшиеся наказанию за преступные деяния, которые влекли за собой лишение или ограничение прав состояния либо исключение со службы; отрешенные по судебным приговорам от должности; состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, влекущих за собой лишение или ограничение прав состояния или исключение со службы; подвергшиеся несостоятельности впредь до определения ее свойства; несостоятельные, кроме тех, несостоятельность которых признана несчастною; лишенные духовного звания или сана за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по сословным приговорам; осужденные за уклонение от воинской повинности. Избирательной кампанией ведало Министерство внутренних дел, в составе которого действовало созданное в сент. 1905 Особое делопроизводство по выборам в Государственную Думу и Государственный совет. Циркуляр Министерства внутренних дел предписывал, чтобы на собраниях рабочих не произносилось речей, не относящихся непосредственно к процедуре выборов. В период избирательной кампании во 2-ю Думу были опубликованы сенатские разъяснения к избирательному закону, которыми урезались права избирателей, уполномоченных и выборщиков. Избирательный закон от 3 июня 1907 (фактически означавший государственный переворот, т.к. согласно ст. 86 Основных государственных законов этот закон должна была рассматривать Дума) резко сократил избирательные права населения. Так, число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56%, а число выборщиков от помещиков возросло почти на 33%. Урезались права избирателей второй городской курии (мелкая буржуазия); заметно сократилось представительство национальных окраин. Большим ограничениям подверглись избирательные права рабочих. В результате этих изменений число членов 3-й Думы уменьшилось с 524 до 442, т.к. фактически более половины взрослого населения страны было лишено избирательных прав. Император получил послушную ему ГД., в которой явно преобладали помещики, буржуа и партии правых (черносотенцев и националистов). Принципиальные положения об устройстве Думы, ее функциях и отчасти думской процедуре содержались в таких актах, как «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906 и «Основные государственные законы» в редакции 23 апреля 1906. В развитие правил «Учреждения» Дума выработала «Наказ», т.е. регламент, определявший «подробности внутреннего ее распорядка» и «предметы ведомства». Дума избирала из своей среды председателя сроком на 1 год и двух его товарищей, а также секретаря (и его товарищей) сроком на 5 лет. Председатель Думы руководил прениями, наблюдая за тишиной и порядком. Члены Думы при вступлении в нее давали торжественное обещание (присягу). Отказ принять присягу влек за собой автоматическое исключение из состава Думы. Признавалось несовместимым звание члена Думы с занятием оплачиваемых государственных должностей. Должностное лицо в случае его избрания обязано было отказаться от должности. И обратно: получивший назначение по гражданской государственной службе с окладом содержания выбывал из состава Думы. Впрочем, это правило не распространялось на министров и главноуправляющих. Члены Думы в течение сессии получали суточные в размере 10 рублей. Возмещались и путевые издержки по расчету 5 коп. на версту от места жительства до С.-Петербурга и обратно. Позднее (на основе Закона от 6 июля 1908) они стали получать из казны довольствие в размере 4200 руб. в год (из расчета 350 руб. в месяц). Сверх того, члены комиссии за участие в работе до открытия сессии получали дополнительно по 10 руб. в день. Уже в 1-й Думе оформились фракции, возглавляемые лидерами соответствующих партий. Количественный состав фракций не был постоянным. Всякая фракция имела право на представительство в комиссиях и получение всех думских материалов. Фракции при открытии Думы в ответ на правительственную декларацию выступали со своими декларациями. Время от времени проходили «совещания Думы», состоявшие из президиума и руководителей фракций. Статья 14 «Учреждения» признавала свободу депутатского слова, но этой статье противоречила ст. 22, провозглашавшая, что члены Думы «за преступные деяния, совершенные при исполнении ими и по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по сему званию, привлекаются к ответственности в порядке и на основаниях, установленных для привлечения к ответственности высших чинов государственного управления ». Правительство нарушало принцип депутатской неприкосновенности. В ходе третьеиюньского государственного переворота 1907 были арестованы члены социал-демократической фракции, большинство из которых в 1907-1908 было приговорено к каторге и ссылке. Постепенно выработался порядок обсуждения законопроектов. Председатель, вооруженный звонком, делал замечания оратору, если тот уклонялся в сторону от обсуждаемого вопроса. Он мог лишить слова выступающего в случае резких или оскорбительных выражений по адресу отдельных лиц и учреждений, а также в случае игнорирования его замечаний. Любой сидящий в зале депутат мог быть удален на несколько заседаний за выкрики и места, провоцирование скандала и т.п. По общему правилу, законопроект обсуждался довольно основательно, в трех чтениях. В ходе дискуссии членами Думы вносились те или иные поправки, предложения что-либо добавить или устранить. Предлагаемые поправки голосовались прежде тех пунктов или статей законопроекта, к которым они относились. Поправки либо принимались, либо отвергались. Если имела место открытая подача голосов, то она производилась либо поднятием рук, либо посредством сидения и вставания. Каждый член Думы подавал голос за себя. Подача голоса за отсутствующего не допускалась. Помимо голосования путем «разделения», применялось и голосование путем поименного опроса. В последнем случае один из товарищей секретаря вызывал по списку всех членов Думы поочередно. Каждый член, встав с места, отвечал на баллотируемый вопрос: «да» или «нет». Второй товарищ секретаря отмечал полученный ответ в списке. Теоретически считалось, что по поводу думских постановлений не могут иметь места ни знаки протеста, ни знаки одобрения (аплодисменты), но на практике это не соблюдалось. Согласно ст. 86 Свода основных государственных законов новый закон должен был получать одобрение Государственного совета и Г.Д. и утверждение императора. Дума могла инициировать отмену или изменение действующих и издание новых законов, но пересмотр Основных государственных законов относился к прерогативам императора. Если Дума высказывалась за «желательность» нового закона, то она «поручала» министрам или главноуправляющим разработать соответствующий законопроект. При отказе она сама приступала к разработке законопроекта в соответствующей комиссии. Подготовленный законопроект поступал на обсуждение общего собрания. Законодательные предположения, одобренные Думой, затем поступали в Государственный совет. Законопроект, принятый Государственным советом по его почину и одобренный им, поступал в Думу. Признавались отклоненными законопроекты, не принятые Государственным советом или Г.Д. Одобренные обеими палатами законопроекты поступали на утверждение императору (их представлял председатель Государственного совета, что тоже означало ущемление прав Думы). Император мог не утвердить законопроект. Законодательные права Думы были существенно урезаны ст. 87 Основных законов, которая в случае прекращения или перерыва деятельности Думы и Государственного Совета, если чрезвычайные обязательства вызывают необходимость, проводят обсуждение законопроекта в правительстве, а затем они утверждались императором в виде «высочайших указов», немедленно вступавших в силу. Такой указ подлежал затем утверждению палат в течение двух месяцев после возобновления их деятельности. Правительство широко пользовалось этим по существу чрезвычайным указным правом. Порой оно специально распускало Думу на несколько дней с тем, чтобы беспрепятственно принять угодный ему закон. Закон предоставлял Г.Д. бюджетные права. Она рассматривала: государственную роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, а также предположения о сверхсметных ассигнованиях; отчет Государственного надзора по исполнению государственной росписи; дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующих «высочайшего соизволения »; дела о разрешении государственных займов; сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного земскими собраниями и городскими думами. Однако бюджетные права Думы были существенно урезаны бюджетными правилами (указом) 8 марта 1906. Отказ утвердить бюджет все же не приостанавливал его исполнение. Недостаточно эффективна была и контрольная функция ГД. в отношении правительства. Она могла делать запросы к правительству или к отдельным министрам по поводу «незакономерных» действий последних (или подведомственных им лиц). Для внесения запроса требовалось собрать минимум 30 подписей, что создавало затруднения для немногочисленных фракций. Правительство подолгу не отвечало на запросы: порой для дачи объяснений по запросу привлекались второстепенные чиновники; а главное - множество запросов оставались без реагирования правительства. После получения ответа правительства на запрос начиналось его обсуждение, после чего думские фракции или отдельные члены Думы предлагали формулы перехода к очередным делам. В этих формулах политическая и юридическая стороны тесно переплетались. Помимо «запросов», Дума могла обращаться к министрам и с «вопросами», обставляемыми меньшими формальностями и имевшими еще меньшие юридические последствия, чем «запросы». Либералы стремились к тому, чтобы правительство стало ответственным перед ГД. Что касается самого императора, камарильи, а в стенах Думы - правых и националистов, то все они, ратуя за неограниченное самодержавие, желали даже упразднить Г.Д., возвратившись к додумскому «чистому» самодержавию. Временный комитет ГД., созданный 27 февр., до 3 марта 1917 принимал участие в формировании Временного правительства во главе с князем Г.Е. Львовым. С принятием на себя власти Временным правительством думский комитет не устранился с политической арены: он продолжал действовать как фактический общественно- политический центр всех буржуазных и правее их стоящих партий и организаций. Комитет был постоянно в курсе дел Временного правительства, между ними существовала тесная связь. Различные вопросы внутренней и внешней политики обсуждались и на так называемых частных совещаниях членов Думы. С 28 февраля и позднее личный состав многих центральных правительственных учреждений (комитетов, комиссий, совещаний, министерств и т.п.) комплектовался в той или другой степени и з числа членов ГД., причем не только IV, но и предшествующих трех созывов. Начиная с марта, революционные рабочие и солдаты требовали роспуска IV Думы, как «гнезда контрреволюции ». Острая борьба по этому вопросу завязалась между большевиками, с одной стороны, и меньшевиками - с другой, на I Всероссийском съезде Советов. Большевики настаивали на издании Временным правительством формального юридического акта (закона, декрета) о роспуске Думы. По их мнению, ни Думе, ни Государственному совету не должно быть места в системе государственных учреждений России. 6 октября 1917 Временное правительство распустило Г.Д., что мотивировалось началом избирательной кампании в Учредительное собрание. Е.А. Скрипилев 2) В РФ с 1993 палата Федерального Собрания РФ, орган законодательной власти. Впервые была избрана в окт. 1993 на 2 года в соответствии с указами Президента РФ, приостановившими полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Выборы состоялись также в 1995 и 1999. По Конституции РФ 1993 Г.Д. формируется на основе прямых выборов и представляет население страны в целом. Численность ГД. - 450 депутатов, половина из них избирается по партийным спискам, на основе пропорциональной избирательной системы, по единому федеральному избирательному округу, другая половина избирается по одномандатным округам на основе мажоритарной избирательной системы. Действующая Г.Д. избрана на 4 года в 1999 (срок, установленный Конституцией РФ). Основная функция Думы - законодательство, в процессе принятия законов она играет ведущую роль. Г.Д. дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства (министров назначает сам Президент), решает вопрос о доверии Правительству (см. Вотум доверия), а также выдвигает обвинение для отрешения Президента от должности в установленных Конституцией случаях. Г.Д. назначает на должность и освобождает от должности некоторых высших государственных служащих: председателя Центрального банка РФ (по представлению Президента РФ), председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека). Только она вправе объявлять амнистию, принимать государственный бюджет и заслушивать отчет о его исполнении. Законы, принятые Г.Д., направляются на рассмотрение во вторую палату - Совет Федерации, вето которого Дума может преодолеть квалифицированным большинством (см. подробнее в ст. Законодательный процесс). Законодательные полномочия Г.Д. и иные ее полномочия определяются Конституцией. Внутренняя организация Г.Д. и порядок ее работы определяется ее регламентом. В Думе создаются партийные и иные фракции депутатов, образуются парламентские специализированные (профильные) комитеты и комиссии. Каждый депутат обязан принимать участие в работе хотя бы одного комитета. Общее руководство Г.Д. осуществляют избираемый ею председатель Думы (спикер) и его заместители, а также Совет Думы, куда входят должностные лица Думы и руководители фракций и депутатских групп. Руководители комитетов входят в Совет Г.Д. только с правом совещательного голоса. ГД. - постоянно действующий орган: она проводит ежегодно две сессии - весеннюю, длительностью 6 месяцев (с 12 января по 20 июля), и осеннюю - 3 мес. (1 октября - 25 декабря). Заседания Г.Д. проводятся, как правило, открыто (см. также а. Депутат). Лит.: Собрание узаконений. 20 февраля 1906. № 38. Ст. 197; Юшков СВ. История государства и права СССР. Ч. 2. 2-е изд. М., 1947; Калинычев Ф.И. Государственная дума в России в документах и материалах. М., 1957; СидельниковСМ. Образование и деятельность Первой думы. М., 1962; Аврех А.Я. Столыпин и III Дума. М., 1968; его же. Царизм и IV Дума. 1912-1914 гг. М., 1981; его же. Распад третьеиюньской системы. М., 1985. В.Е. Чиркин

Парламент нашей страны называется Федеральное Собрание Российской Федерации. Он является представительным и законодательным органом государства и состоит из двух палат:

Государственной думы и Совета Федерации.

Согласно статьи 11 Конституции Федеральное Собрание осуществляет государственную власть в нашей стране (наряду с Президентом и судами Российской Федерации).

В Государственной думе работают депутаты . В Совете Федерации - члены (Совета Федерации).

Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная дума - нижней палатой . Об этом ничего не сказано в Конституции.

Государственная дума

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.)

Порядок формирования состава Государственной думы - выборы депутатов.

Конституция РФ никак не устанавливает, какими должны быть выборы: открытыми или тайными, прямыми или косвенными, персональными или по партийной принадлежности. Такое положение позволяет манипулировать выборами в Думу в угоду сложившейся политической конъюнктуре.

Основная задача Государственной Думы

Разрабатывать и принимать законы, рассматривать и утверждать бюджет государства.

Полномочия Государственной Думы





А) давать согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

Б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

В) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

Е) объявление амнистии;

Ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

К исключительной компетенции Государственной Думы относится решение вопроса о доверии Правительству.

Государственная Дума может рассматривать внешнеполитические вопросы по собственной инициативе или в связи с обращением Президента Российской Федерации...

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Но! Дума не может быть распущена в первый год своей работы.

Совет Федерации

(неофициально Сенат )

Порядок формирования Совета Федерации

Согласно российской Конституции, в СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта России - по одному от представительного и от исполнительного органов государственной власти этих регионов.

Основная задача Совета Федерации

Точно сформулированной задачи нет. Скорее всего, эта палата была сконструирована по образу и подобию американского и европейских парламентов. (Раз у них это есть, то чем мы хуже!) По большому счету Совет Федерации на жизнь государства и граждан никакого влияния не оказывает. Члены СФ работают у себя в регионах и два раза в месяц слетаются на общие собрания для утверждения очередных документов.

Полномочия Совета Федерации:


А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

В) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Г) назначение выборов Президента Российской Федерации;

Д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);

Е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);

Ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);

З) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.



Глава 5. Федеральное Собрание

Статья 94

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 98

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 99

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Статья 100

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Статья 101

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Статья 108

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Статья 109

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Федеральное собрание - парламент РФ.

Федеральное собрание является парламентом РФ.

Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты возникли еще в 12-13 веках. История современного парламента как общенационального представительного органа начинается с эпохи буржуазных революций. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм как особая система государственного руководства обществом.

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих элементов относится, прежде всего, разделение властей, представительность и законность.

По Конституции РФ - Федеральное Собрание является представительным органом РФ.

Федеральное Собрание - это законодательный орган Российской Федерации . В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Ни один закон РФ не может быть принят, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использованием права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом в отставку.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый "верхней палатой", состоит из депутатов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы регионов. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения адресуются государству в целом.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению. Совместно они могут собираться лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

2. Совет Федерации .

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

К ведению Совета Федерации относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение Указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.



Счетную палату .

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного , свободного обсуждения и решения вопросов . Основной формой работы Совета Федерации являются его заседания, проводимые открыто. Но палата вправе проводить закрытые заседания.

Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и трех его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители не могут быть представителями одного субъекта РФ.

Председатель Совета Федерации разрабатывает проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации; созывает внеочередные заседания палаты; ведет заседания палаты; направляет для рассмотрения в соответствующие комитеты палаты законы, принятые Государственной Думой после их одобрения Советом Федерации; организует проведение парламентских слушаний; решает вопросы распределения обязанностей между своими заместителями; представляет палату во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ, субъектами РФ, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и т. п.

Председатель Совета Федерации и его заместители могут быть освобождены от занимаемых должностей решением Советом Федерации, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов.

Совет Федерации собирается на свое первое заседание на 30 день после его избрания. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент РФ, а затем заседание ведет старейший по возрасту депутат Совета Федерации до тех пор, пока не будет избран и не приступит к исполнению своих обязанностей Председатель Совета Федерации.

На открытых заседаниях Совета Федерации вправе присутствовать депутаты Государственной Думы.

Президент РФ, Председатель Правительства, Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного суда, Генеральный прокурор вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Другие лица только по специальному приглашению.

Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели.

Заседание совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа депутатов палаты.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат послания и обращения Президента РФ, законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации, проекты постановлений Совета Федерации и т. п.

Работа в Совете Федерации ведется на русском языке . Заседание Совета Федерации предусматривает следующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово по обсуждаемому вопросу, а также справки, информации, заявления, обращения.

Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием . Открытое голосование может быть поименным . Голосование осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов, без нее, бюллетенями и в порядке опроса. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Совета Федерации.

Деятельность Совета Федерации обеспечивается его аппаратом, основными задачами которого являются документальное, организационное и правовое обеспечение деятельности Совета Федерации, обеспечение коллегиальной выработки решений и проведение согласительных процедур, формирование и обеспечение единой системы документооборота, информационное обеспечение и т. п.

Государственная Дума по Конституции состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Первый состав Государственной Думы в 1993 избирался на 2 года.

К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения от должности.

Государственная Дума принимает федеральные законы Российской Федерации . Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных Конституцией РФ.

В случаях роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через 4 месяца с момента ее роспуска.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартйности , свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов.

Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы, первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Кандидатуры на должность Председателя Государственной Думы и его заместителей вправе выдвигать фракции, депутатские группы и депутаты. Председатель Государственной Думы и его заместители не могут быть представителями одной фракции или депутатской группы.

Председатель Государственной Думы ведет заседания палаты; ведает внутренним распорядком палаты; назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы; представляет палату во взаимоотношениях с другими государственными органами, а также с парламентами зарубежных государств и международных парламентских организациях; участвует в согласительных процедурах в целях разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и т. п.

Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты создается Совет Государственной Думы . В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп.

Совет Государственной Думы разрабатывает проект общей работы Государственной Думы на определенную сессию, составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц, созывает внеочередные заседания палаты, направляет для рассмотрения в комитеты палаты законопроекты, внесенные в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы, принимает решения о проведении слушаний и т. п.

Депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения . Депутатские объединения в составе Государственной Думы, сформированные на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, именуются фракцией и подлежат регистрации.

Депутаты, не вошедшие во фракцию, вправе образовывать депутатские группы .

Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы.

Фракции и депутатские группы обладают равными правами.

Объединения депутатов, не зарегистрированные в соответствии с Регламентом Государственной Думы, не пользуются правами фракции или депутатской группы. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-тый день после своего избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат Государственной Думы. На заседании Государственной Думы вправе присутствовать депутаты Совета Федерации. Государственная Дума собирается на сессии : весеннюю и осеннюю. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентские слушания, работа депутатов.

Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке .

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным . Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов. Регламент Государственной Думы устанавливает порядок решения Государственной Думой вопросов, отнесенных к ее ведению.

Государственная Дума может назначать и освобождать от должности Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной палаты, Председателя Центрального банка РФ, объявлять амнистии, рассматривать внешнеполитические вопросы, ратифицировать международные договоры РФ, устанавливать порядок международного межпарламентского сотрудничества.

Государственная Дума или 1/5 ее депутатов могут обратиться с запросами в Конституционный Суд РФ по вопросам соответствия нормативных актов Конституции РФ.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты, которые постоянно действуют.

Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания . Они, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. На закрытых парламентских слушаниях обсуждаются вопросы конфиденциального характера или содержащие государственную тайну. Парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендацией по обсуждаемому вопросу.

4. Депутаты палат Федерального Собрания .

Депутатом Совета Федерации является избранный народом представитель субъекта РФ, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Совете Федерации. Одно и то же лицо не может одновременно являться депутатом обеих палат.

Согласно закону о статусе депутатов палат Федерального Собрания, эти депутаты руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, законом и своими убеждением.

Срок полномочий депутатов палат начинается со дня их избрания и прекращается с момента начала работы соответствующей палаты нового созыва. Досрочно полномочия депутатов прекращаются в случаях: письменного заявления депутата, осведомляющего о сложении своих полномочиях; утраты депутатом гражданства РФ; вступлением в законную силу обвинительного приговора, смерти депутата и т. д.

Депутат Совета Федерации осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Депутаты палат - члены коллегиальных органов, поэтому важнейшей формой их деятельностью является участие в заседаниях, в работе комитетов и комиссий, в выполнении поручений, в парламентских слушаниях и т. д.

Являясь представителями своих избирателей , депутаты поддерживают с ними постоянную связь. Работая с избирателями, депутаты обязаны принимать меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей; рассматривать поступившие от них предложения, заявления и жалобы; способствовать решению вопросов, вести прием граждан и т. п.

Депутаты обязаны соблюдать правила депутатской этики . Депутаты представляют в налоговом фонде декларацию о доходах и сведения об изменении своего имущественного положения.

Возлагая на депутатов такие ответственные обязанности, законодательство гарантирует и создание всех необходимых для их работы условий.

Закон устанавливает гарантии депутатской деятельности .

Депутаты обладают правом законодательной инициативы. Группа, численностью не менее 1/5 депутатской палаты может вносить предложения о поправках и пересмотрах положений Конституции РФ. Депутаты обеих палат пользуются правом решающего голоса . Депутаты и группа депутатов вправе обратиться с запросом к местному государственному органу или должностному лицу, на что должен быть дан ответ в устной или письменной форме не позднее, чем через 15 дней со дня его получения или в иной установленный палатой срок.

Депутат или группа депутатов Государственной Думы вправе обращаться с вопросом к любому члену правительства РФ на заседаниях Государственной Думы.

Депутаты пользуются также правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами на территории РФ, которые обязаны дать им ответ на их обращение или предоставить запрашиваемый ими документ или сведения безотлагательно Окончательный ответ представляется депутату не позднее 20 дней со дня получения обращения депутата. Депутат имеет право на получение необходимой информации .

Депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий; Он не может быть привлечен к уголовной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления. Неприкосновенность депутата распространяется на его служебное положение, жилье, транспорт, связь, документы.

Депутат не может быть привлечен к уголовно-административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока его полномочий, кроме случаев оскорбления, клеветы и т. п. со стороны депутата.

Жизнь и здоровье депутата подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета.

Депутата освобождают на срок его полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы.

Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности.

По окончании срока полномочий депутату предоставлены: премия, работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласием на другом месте.

Закон предусматривает обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатами их полномочий.

Депутату на время осуществления депутатской деятельности за это время выплачивается по его выбору средний заработок по основному месту работы либо денежное вознаграждение депутата.

Депутатам обеих палат предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 49 рабочих дней. Им также предоставлены медицинское и бытовое обслуживание.

Депутаты вправе иметь помощников.

Депутаты имеют удостоверения , являющиеся их основным документом, подтверждающим личность и полномочия депутата и нагрудные знаки .

1. Чьи интересы представляют Государственная Дума и Совет Федерации в своей деятельности?

2. На какой срок избираются депутаты Государственной Думы?

3. Может ли одно и то же лицо одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы?

4. Могут ли депутаты Государственной Думы находиться на государственной службе?

5. В каких случаях палаты Федерального Собрания могут собираться совместно?

6. Перечислите предметы компетенции Совета Федерации. Вправе ли Совет Федерации самостоятельно отрешить Президента РФ от должности?

7. Назовите властные решения, которые вправе принимать Государственная Дума. В какой правовой форме принимаются решения Государственной Думы? Может ли быть принят федеральный закон об объявлении амнистии?

8. Имеет ли право законодательной инициативы в Государственной Думе глава администрации области?





Правительство Российской Федерации

1. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти.

2. Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации.

3. Полномочия Правительства Российской Федерации.

4. Организационная деятельность Правительства Российской Федерации.

5. Акты Правительства Российской Федерации.

1. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти .

Согласно Конституции Российской Федерации исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ . Это высший орган государственной исполнительной власти. Как высший орган федеральной исполнительной власти, Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ, обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Оно направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению; в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных законов, Указов Президента, международных договоров; осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти; принимает меры по устранению их нарушений.

2. Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации .

В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложения о кандидатуре Председателя Правительства выносятся не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой, Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ до истечения полномочий по личному заявлению об отставке, в случае принятия отставки Правительства; в случае невозможности исполнения своих обязанностей. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ влечет за собой отставку Правительства РФ в полном составе.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства, его обязанности исполняет один из его заместителей, а в случае невозможности - один из первых заместителей Председателя Правительства по решению Президента РФ.

Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя правительства и федеральных министров.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ . При этом Председатель Правительства РФ заявляет вновь избранному Президенту РФ о сложении полномочий Правительством. Президент принимает и рассматривает вопрос о выполнении Правительством своих обязанностей до формирования нового Правительства.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству . Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной. Думы и о назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий, Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до формирования нового Правительства.

3. Полномочия Правительства Российской Федерации .

Правительство РФ в пределах своей компетенции организует реализацию внутренней и внешней политики государства; осуществляет государственное управление и регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране; направляет и контролирует деятельность ее органов; осуществляет управление федеральной собственностью; принимает федеральные программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, а также субъектам федерации.

Закон регламентирует полномочия Правительства в различных областях жизни страны.

В области экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в стране; прогнозирует социально-экономическое развитие страны; вырабатывает государственную политику в сфере международного экономического и финансового инвестиционного сотрудничества; формирует мобилизационный план экономики России; обеспечивает функционирование оборонного производства; осуществляет государственную политику в области экономического сотрудничества с зарубежными странами.

В сфере бюджета и финансов Правительство разрабатывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; регулирует рынок ценных бумаг; управляет государственными внутренними и внешними делами Российской Федерации; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами.

В социальной сфере Правительство РФ принимает меры к реализации трудовых прав граждан; обеспечивает проведение единой государственной социальной политики; реализацию конституционных гарантий в области социального обеспечения граждан; способствует развитию дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологического состояния в стране; содействует решению проблем молодежи, развитию физической культуры и спорта, туризма; содействует развитию системы социального партнерства.

В области развития науки, культуры, образования Правительство РФ разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки; приоритетных направлений развития прикладной науки, имеющих общегосударственное значение; обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области образования; определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования; обеспечивает государственную поддержку развития культуры и сохранения объектов культурного наследия общегосударственного значения.

В области природопользования и охраны окружающей среды Правительство РФ организует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов; развитию минерально-сырьевой базы страны; улучшению состояния и защите окружающей среды; осуществляет меры по регулированию природопользования, обеспечению экономической безопасности; координирует деятельность по предотвращению, и уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

В области укрепления законности и правопорядка Правительство РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и наркоманией; разрабатывает и реализует меры по развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов, их кадровому обеспечению, осуществляет меры по совершенствованию действующего законодательства.

В области обороны и государственной безопасности Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, принимает меры к обеспечению государственной безопасности, содействует выполнению органами разведки, контрразведки, правительственной связи и службами охраны возложенных на них задач; обеспечивает социальные гарантии военнослужащим и иным лицам, привлекаемым в соответствии с федеральными законами к обороне страны и обеспечению государственной безопасности Российской Федерации; принимает меры по охране границы, руководит гражданской обороной, осуществляет другие необходимые меры в области обороны страны и государственной безопасности РФ в соответствии с федеральными законами.

В области внешней политики Правительство РФ заключает международные договоры Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией, представляет интересы Российской Федерации в международных организациях, регулирует экспорт и импорт товаров, осуществляет государственной контроль в этой сфере, осуществляет общее руководство таможенным делом, реализует внешнеэкономическую деятельность.

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы , которая осуществляется путем внесения в Государственную Думу законопроектов.

Законопроекты по решению Правительства вносятся в Государственную Думу.

Правительство вправе направлять в палаты Федерального Собрания свои официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения по поправкам к ним. Официальные отзывы Правительства подлежат официальному оглашению при рассмотрении проектов в соответствующих органах Государственной Думы и на заседаниях Совета Федерации.

Правительство дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Члены Правительства вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, комитетов и комиссией и быть выслушанными.

Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством законопроекта назначается официальный представитель Правительства . Для защиты позиции Правительства по заключениям, предлагаемым им поправкам к официальным отзывам, поручением Председателя Правительства или его заместителя может быть направлен специальный представитель , полномочия которого определяются в поручении. Представители Правительства присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении соответствующих законопроектов и должны быть выслушаны.

Правительство РФ направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ вправе отменить акты федеральных органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, решениям Президента РФ и Правительства.

Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ, способствует их взаимодействию.

Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушение прав и свобод человека и гражданин.

Полномочия Правительства РФ реализуются посредствам его актов-постановлений и распоряжени й. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем или по его поручению одним из заместителей Председателя Правительства.

Постановления публикуются в Собрании законодательства РФ, а при необходимости широкого и немедленного их обнародования доводятся до общего сведения через средства массовой информации.

Акты Правительства вступают в силу со дня их подписания, постановления и распоряжения Правительства могут быть отменены Президентом РФ.

Вопросы:

1. Каким образом формируется Правительство РФ?

2. Может ли Государственная Дума выразить недоверие отдельному министру?

3. Кто имеет право отменять постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента?

4. Каковы условия отставки Правительства? Слагает ли свои полномочия Правительство перед вновь избранной Государственной Думой?

5. Что представляют собой органы федеральной исполнительной власти специальной компетенции?

6. Какие федеральные органы исполнительной власти подведомственны непосредственно Президенту РФ?

7. По каким причинам может возникнуть правительственный кризис?

  1. В каких случаях Правительство может объявить о собственной отставке?
  2. Входят ли в состав Правительства РФ руководители федеральных государственных комитетов и ведомств?
  3. В какой срок Президент РФ обязан внести в Государственную Думу предложение о кандидатуре Председателя Правительства после вступления в должность вновь избранного главы российского государства?
  4. Сколько раз Государственная Дума может отклонить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства? Может ли Президент вносить в Государственную Думу одну и ту же кандидатуру?
  5. Полномочен ли Председатель Правительства РФ издавать указы и распоряжения?

Темы творческих проектов:

«Истоки парламентаризма»,

«Принцип разделения властей и его реализация в РФ»,

«Парламенты ведущих стран мира».

Судебная система Российской Федерации.

1. Понятие судебной власти, ее признаки и специфика.

2. Принципы судопроизводства и судебная система РФ.

3. Статус судей в РФ.

4. Конституционные основы правосудия.

5. Система судов Российской Федерации.

Институт мировых судей

Суды общей юрисдикции

Верховный суд

Конституционный суд

Высший Арбитражный суд

Судебные приставы

Присяжные заседатели

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как попасть в «Квартирный вопрос» или «Школу ремонта» и сделать бесплатный ремонт Дачный вопрос заявка на участие
Составляем краткий протокол оперативного совещания
Корректировка декларации 3 ндфл