Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих российской федерации и муниципальных служащих. Профессиональная этика государственной и муниципальной службы Российская этика государственной и муниципальной службы

Изменение политического и экономического строя в России, разного рода реформы привели к изменению структуры деятельности органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления и ее содержания, что повлекло за собой трансформацию нравственных требований к госу­дарственной и муниципальной службе. Служение государству и обществу, неподкупность, честность, принципиальность, ответственность за свои дей­ствия - эти и другие нравственные качества имеют решающее значение для государственных и муниципальных служащих, являются ведущими критериями в оценке их профессиональной деятельности.

Этика государственного и муниципального служащего - это этические прин­ципы и нормы, выражающие в общей форме моральные требования к назначению деятельности государственного и муниципального служащего, нравственной сущности их профессиональной деятельности, характеру их взаимоотношений с государством, которые реализуются в процессе подготовки и принятия решения, проявляются в умении общаться с представителями различных групп интересов, стремлении к осознанию их природы и специфики, их возможного учета в управленческих решениях, а также возможности достижения согласия интересов в различных вариантах решения 8 .

Существует противоречие между управленческой элитой и народом, которое проявляется в специфике духовного мира служащего - постоян­ном преодолении желания сохранить некоторую степень самостоятельности относительно общегосударственной линии и соответствующего ведомства. Способность сделать правильный моральный выбор является показателем целостности его духовной культуры, основанной на стремле­нии к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чув­стве ответственности перед своей совестью и перед общественным мнением за последствия и результаты своей деятельности. Интеллигентность госу­дарственных и муниципальных служащих должна определяться не только уровнем образованности, но и соблюдением этических принципов законности, справедливости, гуманности, ответственности и беспристрастно­сти. Также она должна сочетаться с умением облечь исповедуемые ими нравственные принципы в соответствующие формы внешнего поведения, основу которого составляют уважение к человеку и его достоинству, веж­ливость, тактичность, скромность, точность, эстетическая привлекатель­ность поступков в сочетании с целесообразностью и здравым смыслом.



F

Профессиональная этика государственного (муниципального) служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не форми­рует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспо­сабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические поня­тия. Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас больше всего. Пожалуй, исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к сво­ему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нем находит конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такие понятия, как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии «профессиональная честь» выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного (муниципального) служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что поня­тия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны междусобой. Неслучайно в былые времена под честью понималось высокое зва­ние, должность.

Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она произ­водная от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их созна­ния, ориентирована на ту или иную систему ценностей, норм поведения и т.д.



Честь вместе с тем и категория деятельная. Она проявляет себя в поступ­ках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести. Немецкий философ XIX в. А. Шопенгауэр, выделял, например, такие виды чести, как гражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По словам философа, ни один человек не может обойтись без нее. Моральное требование - блюсти честь распро­страняется на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, под­держивать общественный порядок, заботиться о стариках и детях, помогать слабо защищенным слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь слу­жебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой соци­альной значимостью службы и служебной деятельности. В современ­ном понимании служба - это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими сво­его долга. Ввиду публичности службы деятельность государственных и муниципальных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебная честь заключается во всеобщем мнении дру­гих, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности».

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определенный, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессио­нальное достоинство муниципального служащего будут выражаться в при­нятых решениях и различных поступках.

Профессиональная нравственность для государственного (муниципаль­ного) служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедли­вости». Быть справедливым не так просто. Государственному (муниципаль­ному) служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства гораздо легче. Но именно професси­ональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает госу­дарственною (муниципального) служащего быть справедливым, не подда­ваться давлению «свыше».

Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и неудобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психо­логический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государствен­ных (муниципальных) служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональ­ный такт».

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного (муниципального) служащего.

Прежде всего, исходным для профессиональной этики государственного (муниципального) служащего является принцип гуманизма, т.е. уважитель­ного отношения к каждой человеческой личности, понимания ее неповто­римости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению ее главным образом как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важ­ных целей.

С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (професси­онального). Так, государственному (муниципальному) служащему непро­сто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопо­рядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного (муниципального) служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношением к дру­гим странам, другим народам. Истинный патриотизм включает в себя кон­структивное отношение к достижениям других народов.

Основу этикета государственного (муниципального) служащего состав­ляют общие принципы современного делового этикета. Это принципы:

Гуманизма,

Целесообразности действий,

Эстетической привлекательности поведения и уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых государственным служа­щим приходится вступать в деловые контакты и др.

В рассматриваемом контексте принцип гуманизма закрепляет нрав­ственную основу делового этикета. Он конкретизируется в требованиях, обращенных к культуре взаимоотношений и включающих вежливость во всем многообразии ее оттенков: корректность, учтивость, любезность, дели­катность, тактичность, скромность, точность. Кредо принципа гуманизма: добрые отношения являются залогом плодотворного сотрудничества, они выступают одним из наиболее действенных мотиваторов трудовой деятель­ности, неотъемлемой частью организационной культуры.

В каждой конкретной ситуации мы выбираем соответствующую данной ситуации форму вежливости, а именно корректную вежливость, которая позволяет, не нарушая этикета, дать понять человеку наше отношение к его поступку. Корректность позволяет сторонам сохранить чувство собствен­ного достоинства и не унизить другого.

Другая форма вежливости - учтивость, почтительная вежливость. В служебных отношениях почтительная форма вежливости служит надеж­ным способом защитить и достоинство подчиненного, и авторитет руково­дителя, соблюдая служебную иерархию, оказать уважение начальнику без тени услужливости и унижения и «почтить» вниманием подчиненного без высокомерия и чванства. Учтивость не имеет ничего общего с услужливо­стью и подобострастием в чиновной среде.

Яркое проявление гармонии внутренней и внешней культуры чело­века - деликатность, свойство действительно воспитанных, интеллигент­ных людей, высшее выражение доброжелательности, предупредительности и приветливости.

Вежливость в служебных отношениях не самоцель, а средство создания и сохранения в коллективе здорового морально-психологического климата, а у каждого сотрудника - чувства психологического контроля и защищен­ности. Она помогает предупреждать возникающие недоразумения и делать общение более приятным.

Вежливости всегда сопутствует тактичность - то чувство меры, которое позволяет человеку точно улавливать границу между тем, что можно и чего нельзя. Она помогает предупредить ситуацию, вызывающую неловкость, а если она все-таки возникает - не заметить ее. Тактичный руководитель не станет «распекать» подчиненного за совершенную им ошибку в присут­ствии посторонних лиц. Тактичный человек не станет бесцеремонно делать замечания новому или более молодому сотруднику, не позволит себе без­апелляционных высказываний, увидев на лице сослуживца тень озабочен­ности или огорчения, не будет назойливо допытываться о причинах его состояния. Он не будет давать непрошенные советы, вмешиваться в лич­ные дела и распространять информацию личного характера, полученную в конфиденциальном порядке.

Одно из требований служебного этикета - скромность. В. Даль опре­деляет скромного человека, прежде всего, как умеренного в своих требо­ваниях, невзыскательного для себя, не ставящего свою личность наперед, приличного, тихого в обращении, противопоставляя этим качествам само­уверенность, самонадеянность, самолюбивость, заносчивость, наглость, нахальство . К сожалению, это понятие в общественном сознании в зна­чительной мере девальвировалось, утратив свой первоначальный смысл, и стало нередко ассоциироваться с неуверенностью, робостью, застенчиво­стью и посредственностью, с которыми, как полагают, не проживешь.

Таким образом, принцип гуманизма как важнейший принцип современ­ного этикета, конкретизированный в требованиях вежливости, скромности, точности, имеет глубокую нравственную основу. Вытекающие из него кон­кретные правила поведения выступают внешним проявлением уважения к человеку. В противном случае никакие изысканные манеры, никакая утонченная речь не способны скрыть отсутствия подлинной культуры, ущербности воспитания. А неуважение к другим людям - признак отсут­ствия самоуважения.

Принцип гуманизма - основополагающий, но не единственный прин­цип, лежащий в основе этикета государственного (муниципального) слу­жащего. Нестандартные служебные и жизненные ситуации постоянно ста­вят человека перед проблемой выбора модели поведения, опираясь лишь на здравый смысл. Принцип целесообразности действий - вот то, что во многом определяет поведение государственного (муниципального) служа­щего во взаимоотношениях с окружающими в служебной ситуации.

Следующий принцип, на котором основываются требования современ­ного делового этикета, - принцип эстетической привлекательности поведе­ния и внешнего облика работника учреждения.Неопрятно одетый, размахи­вающий руками и постоянно гримасничающий или угрюмо насупленный, в азарте спора загоняющий вас в угол или небрежно, не глядя на вас, про­тягивающий для приветствия высокомерно повернутую ладонью вниз руку, громко разговаривающий и шумно борющийся со своим насморком человек вряд ли вызовет симпатию и доставит удовольствие от общения с ним. Некрасивое, лишенное изящества и привлекательности поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих и воспринимается как про­явление неуважения к ним.

У каждого народа есть свои, веками складывающиеся, обычаи и тради­ции. Уважение к этим традициям и следование им - еще один принцип современного делового этикета. Сегодня, в связи с активным расширением международных связей на всех уровнях, этот принцип приобретает особую актуальность, становится гарантом взаимопонимания между представи­телями разных культур. Следование этому принципу избавляет государ­ственного (муниципального) служащего от неприятных минут неловкости, вызванной незнанием особенностей национального этикета страны, кото­рую вы посетили или с представителем которой вам пришлось вступить в деловое общение. Даже самые лучшие побуждения и галантные манеры не защитят вас от осуждения, если вы, например, в Китае захотите поце­ловать руку девушке, при встрече с японским коллегой примете от него визитную карточку левой рукой, попытаетесь преподнести подарок - от чистого сердца - американскому государственному служащему, или, беседуя с коллегой из мусульманского региона, будете упорно смотреть ему в глаза.

Один из важных и могущественных принципов современного служеб­ного этикета, ломающий стереотипы общепринятых представлений о пра­вилах хорошего тона, - принцип субординации, диктующий внешний рисунок поведения служащих во многих ситуациях делового общения. Сама природа управления персоналом на государственной (муниципаль­ной) службе диктует необходимость и целесообразность строгой суборди­нации трудовых отношений: «сверху вниз» и «снизу вверх» (между руко­водителями и подчиненными) и «по горизонтали» (между сотрудниками одного должностного статуса).

В последнее время в практику служебных (трудовых) отношений на государственной (муниципальной) службе все активнее начинает входить новый стиль управления персоналом, который называют пар-тиципативным стилем. Его отличительные черты - открытость, инфор­мированность, доверительность отношений, делегирование полномочий подчиненным и т.д. Этот стиль, обращенный к сознанию и внутренним мотивам поведения человека, рассчитан на паритетные отношения руко­водителя и подчиненного, на их взаимную поддержку и социальные взаи­моотношения.

Вместе с новым стилем управления в этике деловых отношений госу­дарственных (муниципальных) служащих утверждается принцип пари­тетности, мирно уживающийся с принципом субординации. Известно, что эффективность обсуждения деловых проблем возрастает тогда, когда в интересах дела все чувствуют себя равными в высказывании своей пози­ции, взглядов, аргументов, независимо от занимаемой должности, статуса, стажа работы, возраста и т.д.

Знание основных принципов современного делового этикета позволяет человеку достаточно уверенно ориентироваться в любой нестандартной ситуации, не попадать впросак и не совершать ошибок, позволяющих окру­жающим усомниться в его воспитанности, что могло бы нанести серьезный урон его имиджу.

Интеллигентность государственных (муниципальных) служащих должна определяться не только уровнем образованности, но и соблю­дением этических принципов законности, справедливости, гуманности, ответственности и беспристрастности. Также она должна сочетаться с уме­нием облечь исповедуемые ими нравственные принципы в соответствую­щие формы внешнего поведения, основу которого составляют уважение к человеку и его достоинству, вежливость, тактичность, скромность, точ­ность, эстетическая привлекательность поступков в сочетании с целесоо­бразностью и здравым смыслом.

Таким образом, в основе этики государственного и муниципального служащего должны лежать координация и гармонизация интересов. Уро­вень морального развития как отдельно взятой личности государствен­ного (муниципального) служащего, так и государственной (муниципаль­ной) службы в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства, независимо от личных интересов и устремлений.

Основные принципы и правила поведения в рамках того или иного про­фессионального сообщества формулируются и фиксируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).

Профессиональные этические кодексы -утверждения о системе ценностей и нравственных устремлений людей, принадлежащих к определенной профессии, разработанные с целью предотвращения коррупции, а также для информирования общественности о нормах поведения для людей данной профессии.

Кодексы этики могут отражать как «дух демократии», так и «дух бюро­кратии», хотя чаще всего кажется, что они отражают именно бюрократиче­ский дух. Дух демократии предполагает ряд убеждений, согласно которым администратора, соблюдающего нормы этики, следует оценивать с помо­щью таких критериев, как поддержка существующего строя и его ценно­стей, проявление гражданственности, служение общественным интересам и содействие социальной справедливости.

Кодексы, основанные на этом принципе, призывают его сторонни­ков ценить и осуществлять на деле служение обществу. Ценностные установки бюрократической этики предполагают, что государственные и муниципальные чиновники - лишь исполнители, обладающие право­выми полномочиями, основанными на идее рациональности. Их основная нравственная дилемма заключается в том, как лучше следовать правилам и нормам и обеспечивать их соблюдение. Этические кодексы основыва­ются на этических принципах, которые в какой-то степени ограничивают максимальные этические принципы. Введение абстрактных положений о ценностях, миссии, целях и философии организации в корпоративные этические кодексы не исключают отношения к ним со стороны руковод­ства компаний просто как к красивым словам, в то время как этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как правило, очень высоки.

Необходимо четко поляризовать требования административных, уго­ловных кодексов, законов, нормативных документов к должностным обя­занностям и поведению государственного служащего от общественных требований. Этический кодекс не является административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет за собой какого-либо адми­нистративного или, тем более, уголовного наказания государственного (муниципального) служащего.

Кодекс этики государственных и муниципальных служащих - это система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведе­ния должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

В 2001 г. законопроект Кодекса поведения государственных служа­щих Российской Федерации был внесен на рассмотрение в Государствен­ную Думу Федерального Собрания РФ. Это был нормативно-правовой, общетеоретический документ, сформулированный императивно, в юри­дических и абстрактно-специфических терминах, в то время как должен содержать в себе конкретные социально-духовные, нравственные прин­ципы, образцы поведения людей, перечень и обоснование тех мораль­ных норм, которые необходимы им на практике для того, чтобы в пол­ной мере соответствовать своей профессии. В 2003 г. переработанный вариант этого Кодекса был отвергнут, а окончательный вариант Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Рос­сийской Федерации и муниципальных служащих был принят 23 декабря 2010 г. решением президиума Совета при Президенте РФ по противо­действию коррупции. Этот Кодекс разработан в соответствии с положе­ниями Конституции РФ, Международного кодекса поведения государ­ственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государ­ственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № К (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона «Об основах муници­пальной службы» (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламент­ской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (постановление от 26 марта 2002 г. № 19-10), федеральных законов № 273-ФЗ, № 58-ФЗ; № 25-ФЗ, других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

В силу того, что в Типовом кодексе собраны воедино и систематизиро­ваны общественные требования к нравственности государственного (муни­ципального) служащего, он:

1) служит основой для формирования содержания должной морали в сфере государственной (муниципальной) службы;

2) призван помочь государственному (муниципальному) служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуа­циях, обусловленных спецификой его работы;

3) является важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной (муниципальной) службы;

4) выступает как инструмент общественного контроля над нравственно­стью государственного (муниципального) служащего.

Этический кодекс государственных и муниципальных служащих при­зван, прежде всего, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства.

Государственный (муниципальный) служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо, занимающее определенное место в служебной иерархии, как общественный деятель, оказывающий влия­ние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо. Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чек» являются нравственные дилеммы и конфликты, которые не всегда имени однозначное решение. Этический кодекс призван помочь государственному (муниципальному) служащему правильно разобраться в подобных ситуациях.

Гражданин, поступая на государственную (муниципальную) службу, добровольно ограничивает некоторые свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую деятельность и др. Это обусловлено тем, что этические нормы государственного (муниципального) слу­жащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной (муниципальной) службы. Чем выше статус государственного (муниципального) служащего, тем более жесткими становятся этические требования к его профессиональной деятельности.

На сегодняшний день становится актуальным совершенствование раз­личных форм профессиональной подготовки государственных и муници-пальных служащих, в том числе и этического наполнения. В современном обществе постоянно возрастает внимание к вопросам этики государствен­ных и муниципальных служащих. Это обусловлено все более выраженной зависимостью перспективы развития человеческой цивилизации от тех моральных принципов и норм, которыми служащие руководствуются в своей деятельности, проецируя их на граждан.

Таким образом, профессиональная этика государственного и муниципаль­ного служащего - это наука о профессиональной морали; кодекс поведения, включающий этические принципы и нормы, моральные требования общества к нравственной сущности государственного и муниципального служащего, со­циальному назначению их служебной деятельности, характеру взаимоотношений с обществом, государством в процессе обеспечения их взаимодействия и защиты прав и законных интересов граждан; это система общих ценностей и правил, регу­лирующих взаимоотношения между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их совместной деятельности, направленной на создание благоприятного морально-психологического климата.

Моральные качества современного чиновника характеризуют его как честного, вежливого, беспристрастного в выполнении своих обязатель­ствах, справедливого, компетентного, способного к «командной» работе, склонного к нововведениям человека.

Принципы служебного поведения включают принципы: общественною служения; законности; гуманизма; беспристрастности и независимости; ответственности; справедливости; политической нейтральности; лояльно­сти; честности и неподкупности.

Профессиональный этикет на государственной и муниципальной службе- совокупность специфических правил, регламентирующих служебное поведение государственных и муниципальных служащих, внешние проявления взаимоот­ношений между ними в процессе их профессиональной деятельности, во всем многообразии форм служебного общения.

15.2. Профессиональная культура и требования к служебному

Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую природу какого-нибудь явления, нрав, обычай, характер.

Понимая слово «этос» как характер, Аристотель ввел в употребление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Свойствами характера можно считать: умеренность, мужество, щедрость. Для обозначения системы этических добродетелей как особой сферы знания и для выделения этого знания как самостоятельной науки Аристотель и ввел термин «этика».

Для более точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин «moralis» (моральный). Он сформировал его из слова «mos» (mores – множественное число), которое, как и в греческом, использовалось для обозначения характера, темперамента, моды, покроя одежды, обычая.

Таким образом, в своем первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – три разных слова, хотя они и являлись одним термином. Со временем ситуация изменилась, В процессе развития философии, по мере выявления своеобразия этики как области знания, за этими словами начинают закреплять разный смысл.

Так, под этикой прежде всего подразумевается соответствующая область знания, наука, а под моралью (или нравственностью) – изучаемый ею предмет. Хотя у исследователей возникали различные попытки разведения терминов «мораль» и «нравственность». Например, Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственностью – сами поступки, их объективную сущность.

В целом в общекультурной лексике все три слова продолжают до сих пор употреблять как взаимозаменяемые. В лекциях мы будем придерживаться положения, что «этика» – это наука, область знания, интеллектуальная традиция, а термины «мораль» или «нравственность» употреблять как синонимы и понимать под ними то, что изучается этикой, ее предмет.

Государственная служба - специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения. Истоки госслужбы ищут в истоках формирования государства, так в ХХ в. до Н. Э. В Древнем Шумере произошло первое восстание за социальную справедливость против государственного аппарата, там же появились зачатки двухпалатного парламента и этических правил госслужбы.

Древняя Греция и Императорский Рим сыграли большую роль в образовании этики государственной службы как прообразы современных буржуазных государств. В них были подвергнуты анализу природа власти, в философии начали формироваться понятия «власть», «взаимодействие с обществом», «роль права».

Существенную роль в формировании этики госслужбы оказали исторические реалии формирования государственной службы в той или иной стране. Они делали этические требования более конкретными, обусловленными историческими реалиями данной страны.

Государственная служба предполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика госслужбы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д.). На разных уровнях государственной службы объем властно-распорядительных полномочий различен. На низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силу жёсткой централизации деятельности государственной службы, рядовые работники выполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них есть.

Этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем : требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе госслужбы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих.

В организации госслужбы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются:

    Специфическая форма оплаты труда в государственной службе;

    Её территориальное устройство;

    Вертикальная выстроенность по направлению деятельности;

    Особый характер текучести рабочей силы;

    Особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности госслужбы.

Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий - это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. В связи с этим право играет решающую роль в организации государственной службы.


Подобные документы

    Профессиональная этика как составная часть этической науки. Комплекс требований общества к уровню профессионально-этической культуры педагога, нравственным качествам его личности. Категории педагогической этики. Степень развития педагогического такта.

    презентация , добавлен 22.08.2015

    Основы Типового кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих. Нравственность государственного служащего как фактор стабилизации общества. Рекомендации по повышению профессиональной культуры и ответственности госслужащих.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2016

    Профессиональная этика как объект социально-философского анализа. Профессионально-этические основы деятельности чиновника. Совершенствование профессиональной этики государственных и муниципальных служащих в социокультурной ситуации современной России.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2013

    Культура управления как составная общечеловеческой культуры, ее особенности, которые отличают ее от всех других видов и форм культуры. Корпоративные и профессиональные кодексы чести, нормы. Общее и различие понятий этика управления и культура управления.

    реферат , добавлен 18.06.2014

    Теоретические основы государственной службы и этики государственного служащего. Этические принципы и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности госслужащего. Комментарии к законам. Краткая характеристика муниципального образования.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Краткая история появления термина "этика", определение понятия "профессиональная этика юриста". Общие проблемы морали, соотношение целей и средств. Сходства и различия морали и права. Общеморальные, корпоративные и профессиональные этические кодексы.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Взаимоотношение этики и экономики. Влияние религии, морали, культуры на экономическое поведение человека. Этика бизнеса как прикладная область знаний. Этические направления: утилитаризм, деонтическая этика (этика долга) и этика справедливости.

    контрольная работа , добавлен 07.02.2007

    Основные принципы корпоративной этики и организационная культура служащих банковской системы, современное состояние этики и культуры служащих банка России. Практический анализ состояния корпоративной этики и культуры банковских служащих на примере ГРКЦ.

    дипломная работа , добавлен 14.02.2011

    шпаргалка , добавлен 03.02.2012

    Характеристика этики XX века. Сущность марксистской этической теории. Нравственные взгляды Ф.М. Достоевского и Л. Н. Толстого, особенности русской этической мысли XIX-XX веков. Развитие религиозных этических учений, христианская этика и модернизм.

Духовный облик государственного служащего неразрывно связан с его профессиональной деятельностью. При этом весьма важную роль в его ответственной и разносторонней деятельности играют не только правовые, но и нравственные ценности. Среди них такие, как честь и достоинство, добро, справедливость, долг, обращенные к служению народу и по своим результатам направленные на процветание общества .На важность соблюдения данных качеств представителей государственной службы обращал внимание известный русский философ И. А. Ильин. Он с горечью писал: «...Невозможно, чтобы дрянные люди со злою волею обновили и усовершенствовали общественную жизнь. Жадный пустит в ход все средства, чтобы обогатиться неправедным путем, продажный все продаст, бездуховный превратит всю жизнь в тайное и явное преступление... Если внутри смутно, нечисто, злобно, жадно, скверно, то не поможет никакая внешняя форма, никакой запрет, никакая угроза...»

Профессиональная этика государственного служащего в российском обществе необходима по ряду причин. Во-первых, потому, что авторитет власти напрямую зависит от моральных качеств служащих: честности, справедливости, порядочности, долга. Во-вторых, серьезные аморальные проступки в деятельности и поведении государственного служащего являются немаловажным фактором, который способен привести к дестабилизации общества, выступает предметом пристального внимания широких слоев населения. В-третьих, специфика профессии государственного служащего в России связана с проведением воли государства, деятельностью с населением, обоснованием приоритетных программ руководства РФ. А это, в свою очередь, диктует необходимость соблюдения им определенных нравственных норм поведения.

Необходимо отметить, что профессиональная этика государственного служащего определяется по правилам, общим для любой профессиональной морали. Следует иметь в виду, что она, как и другие профессиональные системы (врача, ученого, военнослужащего, юриста и т. д.), не содержит ни одной моральной категории, которой бы не существовало в общечеловеческой морали. Так, ответственность, гражданская позиция, справедливость, совесть — все это, необходимое для деятельности государственного служащего, входит также в реестр обязательных нравственных норм специалистов других профессий.

Профессиональная этика государственного служащего представляет собой профессиональную мораль государственных и муниципальных служащих, включающая набор ранжируемых по важности основных нравственных качеств, ценностей, норм, предписаний, объективно необходимых для успешного выполнения ими своих служебных функций.


Нельзя игнорировать положение о том, что профессиональная этика государственного служащего неразрывно связана и является частью философской науки — этики, рассматривающей объективацию моральных норм и принципов к поведению должностных лиц, в том числе работающих в институтах государственной власти РФ.

Основные нравственные качества (нормы) поведения государственного служащего России можно, хотя и достаточно условно, дифференцировать на ряд групп. К доминирующим из них относятся следующие.

Первое — качества и нормы поведения, детерминированные особенностями деятельности государственного служащего. Такими нормами выступают: корректность, неприятие взяточничества, уважение к любому гражданину, который пришел за получением определенной услуги в государственное учреждение; справедливость в решении различного рода проблем тех или иных объединений граждан или индивидуальных; добровольное ограничение своих гражданских прав (например, на публичную критику государственной политики; выступлений в СМИ по вопросам несостоятельности деятельности тех или иных высокопоставленных государственных лиц; дача обещаний гражданам и учреждениям в разрешении того или иного вопроса от себя лично без соблюдения служебных процедур и т. д.); необходимость хранить государственную тайну; делать критические заявления за границей о деятельности государственных лиц и учреждений РФ и др.

Второе — специфические нравственные нормы поведения, вытекающие из характера работы структурных особенностей коллектива государственного учреждения. Это такие нормы, как: самодисциплина, организованность, нетерпимость к таким негативным проявлениям, как зло, интриги, угодничество, чванство, невежество и т. п.

Примечательно, что на необходимость борьбы с невежеством в деятельности государственных лиц и их окружении обращал внимание герой Отечественной войны 1812 г. гуманист Д. Давыдов. Он с горечью констатировал: «Мне, уже состарившемуся, не удастся видеть эпоху возрождения России. Горе ей, если к тому времени, когда деятельность умных и сведущих людей будет ей наиболее необходима, наше правительство будет окружено лишь толпою неспособных и упорных в своем невежестве людей! Усилия этих лиц не допускать до него справедливых требований века могут ввергнуть государство в ряд страшных зол».

Сюда следует также отнести и характерные нормы разрешения служебных конфликтов. Это такие, как первенство государственных дел перед личными и корпоративными; требовательность и принципиальность; умение находить в противоречивой ситуации компромиссы; поддержка деловой стабильности в трудовом коллективе.

Выявление и изучение нравственных принципов и норм профессиональной этики государственного служащего необходимы для его практической деятельности. Во-первых, они являются содержательной основой во всей деятельности, направленной на формирование необходимых нравственных качеств государственных служащих. Во-вторых, они предстают в виде своеобразного критерия профессиональной пригодности личности в государственных учреждениях. В-третьих, для личности государственного служащего они выступают как определенный ориентир в разрешении тех или иных нравственных противоречий.

Достаточно точно высказал мнение по этому вопросу исследователь А. С. Капто: «Правдивость и честность по отношению к обществу и в отношениях между людьми — это твердые нормы политической этики. Но, как известно, в жизни они соблюдались далеко не всегда... Преуспевают в этом “ремесле” и современные политики. Этот груз тяготеет над политической жизнью общества, что сдерживает процесс его обновления».

Современные противоречивые процессы, происходящие во всех сферах жизнедеятельности российского общества, требуют улучшения состояния и развития нравственного климата в системе государственной службы. Наряду с этим, созидая новые формы организации жизнедеятельности общества, необходимо активно воздействовать на уровень морального состояния личности государственного служащего. В этой связи важной проблемой выступает характер нравственных требований, которые предъявляются к государственным служащим РФ. Их можно классифицировать на следующие:

— нравственные требования профессионального характера;

— нравственные требования в отношениях с коллегами;

— нравственные требования к самообразованию и уровню квалификации;

— нравственные нормы общения с гражданами;

— нравственные императивы внеслужебного поведения личности;

— нравственные требования и взаимоотношения в семейно-бытовой сфере;

— нравственные нормы взаимоотношения с начальствующим составом.

В свою очередь, общие нравственные ценности поведения государственных служащих можно представить в следующих императивах:

— добросовестно следовать присяге и нравственным требованиям государственного управления;

— доводить до сведения непосредственного руководства все обстоятельства и факты, относящиеся к личности государственного служащего и влияющие на его нравственный авторитет;

— уважать человеческое достоинство, индивидуальность, опыт и деловитость сотрудников, оказывать им необходимую помощь, не перекладывать на них свои ошибки и просчеты, не присваивать себе чужих успехов и заслуг; обязанность своевременно и точно исполнять в границах закона указания и инструкции руководства;

— обстоятельно информировать его обо всех фактах и явлениях, непосредственно связанных с работой; не посвящать третьих лиц в предполагаемые противоречия в области профессиональных компетенций;

— выполняя свои обязанности, соблюдать законность и правовые нормы, совершенствовать профессиональные знания, заниматься самообразованием;

— не принимать подарки (в том числе и его родственникам) от лиц или организаций, официально связанных с ними;

— не становиться членом организации, преследующей запрещенные цели, незаконно действующих политических партий, религиозных сект.

Ряд этих положений получили правовое закрепление в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В настоящее время актуальное значение в профессиональной деятельности государственного служащего приобретает этика достоинства и самоуважения. . Она включает ряд важных компонентов духовного мирагосударственного служащего, на основе которых создается моральный фундамент, активизирующий у него развитие этики в целом.

К таким компонентам можно отнести:

1. Лидерство . Естественно, что лидер, занимающий определенное положение в системе государственной службы (в отличие от лидера, например, какой-либо кампании, заботящегося только о собственных служащих), несет моральные обязательства не только перед своими подчиненными, но и перед обществом. Отсюда весьма важно, что для государственного служащего необходим такой стиль деятельности, который основывается на понимании чувства ответственности за персональные действия, ведущие к стабильности российского общества во всех его сферах.

2. Моральная самооценка. Под ней имеется в виду комплекс последовательных мер, проводящихся органами государственной власти с целью преодоления невысокого уровня этической грамотности своих служащих. Явления коррупции, лоббирования интересов тех или иных корпораций, политическая конъюнктура и другие негативные феномены в жизни различного уровня государственных служащих, зачастую выходящие за пределы закона и нравственности, связаны в значительной степени с отсутствием у таких лиц объективной моральной самооценки. Вот почему моральная самооценка и проблема ее формирования у государственного служащего призывают взвешенно определить степень своих моральных обязательств перед обществом.

3: Смелость. В государственной деятельности важно обладать этим качеством, несмотря на служебное положение звена «подчиненный — начальник». Смелость нужна и в отношениях как с товарищами по службе, так и между чиновниками различного уровня властных полномочий, представителями экспертизы. Смелость необходима как в принятии государственным служащим различного рода ответственных решений, так и доведении их до реализации в жизни: политике, экономике, культуре, социальной сфере.

3. Оптимизм. Это качество государственного служащего, основанное на глубоком знании своей деятельности и принимаемых ответственных решений. Оно дает возможность личности увидеть в сложном, противоречивом общественном развитии (или тех или иных сферах жизни) позитивные перспективы. В случае когда государственный служащий не обладает оптимизмом, не дееспособен и безразличен, возможно наступление апатии и моральной опустошенности, не позволяющих эффективно и целеустремленно служить обществу.

В условиях процесса модернизации российского общества актуальное значение приобретает деятельность представителей государственной власти, основанная на их индивидуально высокой морали. Так, Н. А. Бердяев, отмечая практическую значимость данной проблемы применительно к представителям правой ветви государственной деятельности, писал: «Охрана порядка жизни и чести может быть вручена только рыцарям, а не подонкам общества, из которых вербует полицию современное государство».

Таким образом, права и обязанности государственного служащего определяют не только меру его правовой ответственности, но и пространство, в котором действуют его базовые нравственные ценности, а также источники, питающие этику личности, неотделимую от целей служения России.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как попасть в «Квартирный вопрос» или «Школу ремонта» и сделать бесплатный ремонт Дачный вопрос заявка на участие
Составляем краткий протокол оперативного совещания
Корректировка декларации 3 ндфл