Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Упразднение скр. Матвиенко поторопилась с передачей чайке контроля над следствием

Наиль Фаттахов

Следственный комитет РФ может быть ликвидирован. Как сообщает издание ПАСМИ , на стол главы администрации президента Антона Вайно лег проект предложений главы следственного департамента Министерства внутренних дел Александра Романова о реструктуризации следственных органов.

МВД не одиноко в своих заявках на реформирование следствия, отмечает издание.

Так, 26 апреля этого года генеральный прокурор Юрий Чайка в ходе выступления в Совете Федерации раскритиковал работу следователей. Он сообщил, что за последние два с половиной года сотрудники следственного комитета, следственного департамента МВД и следственного управления ФСБ незаконно возбудили 6,7 тыс. уголовных дел, в рамках расследования которых следствие просило суд арестовать фигурантов. «Никто перед ними (неправомерно арестованными) не извинился, никто не понес ответственности за это», — заявил глава Генпрокуратуры. Он также отметил, что суд при рассмотрении ходатайства следствия об аресте выслушивает мнение прокурора и следователя, но в большинстве случаев поддерживает только последнего.

А в середине марта в ходе итоговой коллегии глава Генпрокуратуры отметил, что треть уголовных дел расследуется слишком долго, а число сидящих под стражей более года выросло на 70%.

Нынешняя структура следственных органов сложилась семь лет назад, когда из Генпрокуратуры был выделен следственный комитет России. Сегодня следственные функции распределены между тремя ведомствами: следственным комитетом России, следственным департаментом МВД и главным следственным управлением ФСБ. Кроме того, существуют также органы дознания в составе полиции, пограничной службы ФСБ, Федеральной службы судебных приставов. При этом СКР практически полностью унаследовал прежнюю подследственность Генеральной прокуратуры.

С тех пор информация о ликвидации следственного комитета или его возвращении в состав Генпрокуратуры возникает с завидной регулярностью. Одновременно также муссируются слухи о ликвидации следственных подразделений МВД и распределении их функций между СКР и отделами дознания полиции. Так, в 2014 году в средствах массовой информации поднимался вопрос, что следственные органы могут быть объединены указом президента и новая объединенная структура следствия начнет работать с 2017 года. Однако осенью 2015 года глава следственного комитета Александр Бастрыкин объявил о заморозке проекта объединения.

Время чтения ≈ 5 минут

Все больше аналитиков предсказывает ожидаемые процессы реорганизации силовых структур, которые необходимы для обновления и усовершенствования внутренней ситуации в стране. Судя по обзорам, состоится реформа СКР. В 2018 году последние новости об этой структуре еще больше укрепляют их в этом мнении. Единственное, в чем они расходятся – в сроках начала реформирования. До выборов Президента России основным прогнозируемым сроком был именно выборный процесс, сейчас называют время после инаугурации Президента, которая состоится 7 мая 2018 года.

Печатные и виртуальные источники

Версии журналистов оппозиционных изданий едины во мнении, что СКР России и Генеральная прокуратура РФ – два силовых ведомства, которые постоянно находятся в некотором противостоянии при этом, дублируя деятельность и функции друг друга.

По вполне понятной причине, оппозиционная пресса крайне негативно относится к структуре, подчиняющейся напрямую Президенту. Его главе, Александру Бастрыкину, предъявляется масса претензий, в число которых входит и вызов на допрос сына Генерального прокурора Юрия Чайки (конфликт тогда вмешался Дмитрий Медведев, который на тот момент был действующим Президентом), и гипотетическое гражданство Чехии. И даже стихи, которые якобы публикует в интернете нынешний глава Следственного комитета.

Александр Бастрыкин

По мнению «осведомленных» об аппаратных играх и позициях, занимаемых в рейтинге подвластных силовых формирований и структур, Президент должен подойти к реформе СКР в 2018 году конструктивно и ликвидировать одну из взаимодействующих, но конфликтующих между собой государственных организаций.

Последние новости, касающиеся не только СКР, но и других силовых ведомств, свидетельствуют не о тенденции к ликвидации, а о выстраивании более прочной силовой линии власти, необходимость в которой давно назрела.


Следственный комитет

Реформы или ликвидация – аргументы за и против

По мнению политологов, считающих себя непредвзято и объективно настроенными к действующей власти, вопрос о реформах в СКР вовсе не стоит альтернативно (ликвидация или переход под ведомство Генпрокуратуры). Проблема решается менее кардинально, и речь идет о преобразовании структуры не только с сохранением ее функциональных обязанностей, но и с добавлением новых полномочий, функций и обязанностей. Последние новости говорят о непрерывных кадровых ротациях и высоком уровне коррупции, царящих в нынешнем Следственном Комитете, не забывая упомянуть о громких и резонансных делах, которые расследовала ФСБ по отношению к его сотрудникам на достаточно высоких постах.

Предвзятая точка зрения заключается в «войне» между СКР и ФСБ. Журналисты полагают, что это следствие спешно реализованных операций Федеральной Службы Безопасности, глава которой выполнял задание более высокого уровня власти или обеспокоен ситуацией, которая сложилась по оперативным донесениям, предоставленным его агентами.


В 018 году планируется ликвидировать СКР

Реорганизация СКР, или его ликвидация, и образование несколько иной структуры, совсем недавно созданной для контроля Президентом деятельности Генеральной Прокуратуры и проведения следственных мероприятий – объективно предсказуемая реальность. В ней рядовым сотрудникам нечего опасаться, поскольку у них, скорее всего, поменяются только названия должностей, но не и не помещения. Но кадровая ротация в верхних эшелонах непременно состоится.

Прибавится контроля и обязанностей, станет меньше возможности для повторения недавних скандальных громких дел.

Официальный представитель СКР напрочь отрицает возможность каких-то перемен в Следственном Комитете, но в пользу возможного переустройства и реформирования говорят некоторые общеизвестные факты:

  • официально такая идея уже была озвучена Дмитрием Медведевым, который мотивировал это необходимостью обеспечения максимальной безопасности страны (!);
  • неоднократно указывалось на необходимость смены руководящего состава (тема стала особенно актуальной после громкого скандала с начальником УСБ СК М. Максименковым, его замом А. Ламоновым, и замруководителя московского отделения СКР Д. Никандровым, обвинявшимся в мегакрупной взятке):
  • в резонансном скандале с освобождением криминального авторитета каким-то образом оказался замешан и А. Бастрыкин, и представители ФСБ заявили, что нити преступного сообщества ведут в СК извне;
  • намеченные властями, и уже начатые мероприятия по обеспечению работы командного состава, и противодействия воцарившейся в СК коррупции.

Какие из озвученных прогнозов сбудутся на сегодняшний день знают только представители высших эшелонов власти, которые, видимо, намерены не декларировать намеченные действия, а сразу начинать их после определенной даты.


Д. А. Медведев
РАССЛЕДОВАТЬ ЗНАЧИТ СЛЕДОВАТЬ...

Ещё раз о судьбе Следственного комитета

Положив руку на сердце, можем ли мы сказать, что довольны нашим Следственным комитетом, что он безупречен и эффективен? Скорее всего нет. И так считают не только простые граждане, но вполне себе государственные мужи, иначе откуда бы взяться идеи очередной реформы этого важного ведомства.

Да, во всем мире по традиции не очень-то жалуют «копов», «фликов», «ментов» и «следаков». И всё же – у людей всегда есть ощущение правды или кривды, общественной пользы или коррупции. Эффективности, в конце-концов. И вот тут-то и начинаются вопросы...

Но прежде – кое-о-чём напомним.

От Петра Алексеевича до Александра Ивановича

«Отцом» независимого от других органов власти следственного ведомства можно назвать Петра I. Это он разделил уголовный процесс и предварительное расследование. Прошли века, менялись названия и статус органов следствия (они были то в составе органов госбезопасности, то МВД), но на пороге нового тысячелетия следствие

Было подконтрольно прокуратуре. И вот летом 2007 года был принят федеральный закон, исключивший следствие как таковое из-под контроля прокуратуры. Оно стало самостоятельным. Правда, не совсем – председатель Следственного комитета какое-то время ещё являлся первым заместителем Генерального прокурора, а следователи числились прокурорскими работниками.

Полное восстановление петровской идеи об абсолютно независимом следствии произошло в январе 2011-го года, с момента вступления в силу Федерального закона “О Следственном комитете Российской Федерации”. Теперь Комитет окончательно отделялся от Генеральной прокуратуры и начинал самостоятельное плавание. И всё это под флагом СКР и повышения объективности следствия, более полного обеспечения конституционных прав россиян.

Хорошо это было или плохо? Мировая практика деятельности силовых и специальных структур однозначно говорит о том, что все эти ведомства всегда находятся в состоянии негласной конкуренции. Все смотрят за всеми. В какой-то мере это выгодно государству, поддерживает систему сдержек и противовесов, препятствует разрастанию коррупции. Но это когда среди силовиков нет кого-то самого главного, самого приближенного, кому дозволено всё. И когда соперничество не превращается в открытую вражду. Тем более – публичную.

А это как раз и произошло между Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом. Между Генеральным прокурором Юрием Чайкой и руководителем СКП, а потом и СКР Александром Бастрыкиным.

Личная неприязнь, конфликт интересов двух ведомств – Следственным комитетом и Генеральной прокуратуры особенно ярко обозначился на поле борьбы с экономическими преступлениями. Комитет обрушился на частный бизнес: статистика того же 2015-го года показывала, что лишь 15% подобных дел доходило до суда, но при этом в 83% случаев люди теряли свой бизнес. Кому он в итоге доставался? Факты, приводимые прокуратурой говорили и о том, что сотрудники СК нередко бывали выгодоприобретателями в делах по экономическим преступлениям. “Прессовали” и “крышевали”.

Были и другие громкие конфликтные дела, где противостояние между Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой было особенно наглядным: дело генерала ФСКН Александра Бульбова, заместителя миинистра финансов Сергея Сторчака, операция по раскрытию подпольных игорных заведений в Подмосковье.

А. Бастрыкин стремился превратить свой Комитет в суперведомство. В 2012 году всерьез обсуждался вопрос о передаче следственных аппаратов МВД и Наркоконтроля под крыло СКР. Понятно, что Министерство внутренних дел и особенно ФСБ были против. Миниреформа не удалась…

И всё-таки руководитель СК не оставил попыток как-то реформировать своё ведомство. В 2016 году ряд управлений Комитета перестали называться главными, а какие-то из них перешли в статус отделов. Возникла идея упразднения управления собственной безопасности и по взаимодействию между ведомствами. Это были те подразделения, руководители которых попались на коррупции и отправились в “Лефортово”.

А вот уже события последнего времени, когда на взятке попался глава Главного следственного управления СКР по городу Москве Александр Дрыманов и некоторые другие офицеры. Этот громкий скандал стал поводом к новому витку разговоров и идей по реформированию или реорганизации Следственного комитета.

Президент России Владимир Путин на коллегии Генпрокуратуры (коллегию СКР он так и не посетил) обратил внимание на усиление прокурорского надзора за следствием на всех уровнях.

Многие эксперты отмечают, что последнее время Следственным комитетом всё чаще занимается ФСБ. И картина во всём успешного и некогда всемогущего ведомства рассыпается на глазах.

Дальше – больше. После очередного ежегодного выступления Генерального прокурора Юрия Чайки в Совете Федерации, председатель Совета Валентина Матвиенко поддержала предложение возвратить прокуратуре действенный контроль над следствием. Оказалось, что сенаторы уже обсуждали этот вопрос, есть конкретные идеи, а сама эта тема по их мнению уже “перезрела”.

Между прочим оказалось, что сегодня прокурор не имеет возможности получить хоть какие-либо материалы от следователя. Не имеет он и возможности высказать собственное мнение о мере пресечения. Комитет по конституционному законодательству и госстроительству Совета Федерации обратил внимание и на это, и на многие другие несуразности прошлой реформы СКР. Законодатели пришли к выводу, что необходимо усилить надзорные полномочия прокуратуры. Есть предложения вернуть прокуратуре право возбуждать или отменять уголовные дела.

Поползли слухи о том, что следствие собираются вернуть в прокуратуру. Но это, как выяснилось, противоречит нескольким международным конвенциям, которые подписала России и в которых надзор и следствие разделены. Так что расформировать СКР и вернуть полностью следствие в прокуратуру нет смысла, тем более, что это и ещё приличные траты бюджета.

Идеями земля полнится

Каких только версий нет сегодня по поводу будущего Следственного комитета России! И расформируют его, и передадут, и, наоброт – сведут под его крышу все галичные силы следствия в стране. А Бастрыкин – он уже свое “отрулил”. Ему уже и новое место службы “подыскали” – Конституционный суд.

Существовала (возможно, только в некоторых продвинутых умах) глобальная идея создания на базе ФСБ Министерства Госбезопасности. В него предполагалось откомандировать и ФСО и СВР. Следственный комитет вернуть в Генпрокуратуру. МЧС разделить между Минобороны и МВД.

Среди вороха благоглупостей и намеренных вбросов есть и предложения вполне адекватные. Например, изменить ситуацию с дознанием и предварительным следствием. Если кто не в курсе, – дознанием является одна из форм досудебного расследования преступлений. Как правило, небольших и средней тяжести. Дознанием в отличие от предварительного следствия могут заниматься полицейские, командиры воинских частей, сотрудники ФСБ. К сожалению, на практике СКР большую часть расследуемых преступлений оформляет и проводит как предварительное расследование, что и сил больше отнимает, и дело затягивает. Не случайно Генеральная прокуратура отметила ежегодное увеличение количества дел, которые рассматриваются следователями больше года.

Похоже, что в сознании активной части общества укрепляется мысль о том, что прокуратура и следствие несовместимы, поскольку не может один и тот же орган вести дело и круто его контролировать. А вот надзор за следствием, за его законностью просто необходим. Не грызня, не битва силовых титанов, а напряженная и ответственная работа.

И необходим взаимный контроль силовых ведомств, а не перетягивание одеяла, и уж точно не соперничество. Такой перекрестный контроль только на пользу обществу. Кстати, и оно должно быть в этом деле максимально активно. И тоже – без истерик, неоправданных эмоций, но с позиций здорового и здравого смысла.

А каким образом внести некоторые коррективы в деятельность Следственного комитета, и кто его в конечном счете возглавит – это дело второе.

P.S. В начале 2019 года будут приняты законодательные акты, которые дадут Генеральной прокуратуре новые возможности по контролю СКР. Так что, будем посмотреть, какие именно и как всё это будет “приземляться”.....

В последние месяцы обсуждается реформа следственного комитета России, которую планируется внедрить в 2019 году. По мнению некоторых экспертов, многие следователи по-прежнему продолжают работать в ФСБ и МВД, хотя по факту должны относится к одному ведомству.

Современные реалии требуют кардинальных изменений. Речь идет об объединении уже упомянутых двух подразделениях, которые планируют подчинить ФСР.

С весны 2018 года прокатилась волна увольнений, которая коснулась высокопоставленных должностных лиц. Например, в апреле был вынужден подать в отставку В. Задорин, который занимал пост главы в следственном комитете свердловского края. Сегодня вовсю идет «передел» силовых структур, который вызывает определенные противостояния.

СК и Генпрокуратура по-прежнему выясняют отношение, кто главней. А ведь этого можно было избежать, посредством четкой делегации и распределения полномочий. У силовиков наблюдаются индивидуальные назначения на основе территориальной специфики и характеристик личности. Ротация кадрового потенциала требует «свежей крови», что подтверждают должностные перестановки.

Прокурорам хотят вернуть контроль над следователями

Все чаще наблюдаются нарушения со стороны сотрудников СК, которые почувствовали «вкус свободы». При поддержке В. Матвиенко, генпрокурор Ю. Чайка лоббирует право возбуждать, и вести дела против следователей, что позволит вернуть контроль прокуратуре. Ему также не нравится работа многих других подразделений.

Как ранее планировалось, идет поэтапное упразднение «раздутых» силовых структур. Все служащие пройдут переаттестацию и только часть из них, попадет в объединенную федеральную службу расследования (ФСР)

В России уже давно назрела реформа следователей, которая коснется СКР, Генпрокуратуры, МВД и ФСБ, утверждает бывший старший следователь по особо важным делам, член президиума Национального антикоррупционного комитета Павел Зайцев в интервью порталу ura.news

Павел Васильевич, после состоявшихся 18 марта президентских выборов страна вошла в новый политический цикл. На ваш взгляд, поменяются ли принципиально позиции Следственного комитета?

Я считаю, что необходима серьезная реформа силовых органов в целом и СКР в частности - надо объединять все следствие в одном подразделении. Началось все с того, что несколько лет назад следователей вывели из состава Генеральной прокуратуры. Тогда же назвали новую структуру Следственным комитетом России. Однако это неверная формулировка, потому что в СКР собраны вовсе не 100 процентов всех следователей. Подавляющее большинство следователей на самом деле остались работать в других местах - в МВД и ФСБ, например. Почему они не вошли в СКР? Вот именно поэтому в стране назрела необходимость в создании объединенной следственной структуры. Это главная задача на ближайшее время.

Не спровоцирует ли это очередной «передел» власти силовых структур и обострение противостояния, которое мы наблюдаем сегодня?

Да, надо признать, что противостояние, о котором вы говорите, действительно можно увидеть. Очень часто в судах я сталкиваюсь с тем, что у прокурора - одно мнение, а у следователя из СКР - совсем другое. Например, следователи МВД с прокуратурой предпочитают не ругаться и, как правило, вырабатывают единую позицию. Чего не скажешь о сотрудниках СКР. Соответственно между этими двумя ведомствами [Генеральной прокуратурой и СКР], мягко говоря, не все спокойно.

Следователи из СКР, вероятно, думают, что они выше, а следователи из Генпрокуратуры по старинке уверены, что выше и важнее они. Этот конфликт, кстати, требует и реорганизации Генеральной прокуратуры. В частности, ей необходимо придать те полномочия, которыми она обладала до 2007 года - прежде всего, вернуть контроль за ведением уголовных дел. Тогда и неразберихи станет в разы меньше.

Павел Васильевич, какое сейчас место у СК в современной силовой иерархии?

Это достаточно мощная структура, она фактически занимается всеми громкими политическими и экономическими делами. Мощнее по уровню следствия, думаю, нет. МВД, конечно, может поспорить за счет своей численности. Что касается ФСБ, то эта служба уступает [СКР]. Во-первых, их [сотрудников ФСБ] мало, во-вторых, у них колоссальный оперативный опыт, а следственный - минимальный. Это связано со спецификой работы: уголовных дел у ФСБ значительно меньше, и рука не так набита. Это как сравнить врача, который оперирует раз в месяц, с тем, кто делает по пять операций в день. Вот и вся разница.

Сейчас в регионах начинаются назначения руководителей местных Следственных комитетов. Очень часто кадровые решения представляются не вполне ясными. По какому принципу принимается решение - кого и куда именно назначить. Существует ли какая-то единая модель, общая логика?

Единого подхода при назначении кадров в регионы нет. К каждому конкретному случаю подходят индивидуально, с учетом специфики территории, личности претендента. Учитываются, конечно, образование, опыт, компетенции возможного кандидата на пост. Но единой логики назначений нет. Так, в некоторых случаях важно не допустить конфликта руководителя [территориального управления СКР] с губернатором, с ФСБ, например. А иногда, наоборот, намеренно идут на то, чтобы был конфликт.

Ротация кадров представляется востребованной. Не секрет, что многие сейчас критикуют СКР, в некоторых делах видна какая-то заинтересованность. Для этого и нужна смена части руководящего состава. Причем я не говорю, что людей в обязательном порядке надо отправлять в отставку - их вполне можно переставить на другие должности. Но всем уже очевидно: нужные свежие кадры, свежая кровь.

А какая сегодня повестка у руководителей региональных управлений СКР?

Опять же у каждого своя повестка - она зависит от конкретного региона. Например, в Астрахани главное направление работы СКР, так или иначе, связано с добычей природных ресурсов, а в Тюмени - с газом и нефтью. Слышал, что главе СКР в Свердловской области якобы ставили в упрек то, что он не занимался «политическими» делами. Новый руководитель, вероятно, теперь будет ими заниматься - наверняка получит соответствующие установки, чтобы подобных упреков больше не было.

Законопроект о формировании ФСР попадет в Госдуму России к началу 2019 года. Согласно правовому документу, СК РФ, ФСБ и МВД будут вариться «в одном котле», информирует портал pronedra.ru

Под крышей федеральной службы расследования сгруппируется до судебное следствие и ведение уголовных дел. С одной стороны ртов станет меньше, а с другой – зарплата сотрудников должна повыситься. Основой ФСР хотят сделать МВД, а «белыми воротничками» будут СК и ФСБ. По наблюдению опытных специалистов и политологов, близких к Кремлю, некоторые останутся работать в своих кабинетах еще очень долго и без особых волнений.


Не так давно на территории Российской Федерации буквально началась «волна» отставок руководителей разных подразделений Следственного Комитета (или СК) РФ. Вначале президент уволил главу Свердловского подразделения, затем место своей работы оставил представитель Челябинского комитета, а теперь слухи ходят о том, что сменятся главы управлений в Краснодарском края, Пензенской области, Белгородской и Псковской. И эксперты считают, что такие новости являются следствием того, что сегодня проходит реорганизация СК России 2018-2019 годов, следовательно, стоит узнать о том, к каким изменения стоит подготовиться в ближайшем будущем.

Содержание статьи:

  • Ликвидация ведомства
  • А что ты знаешь о России?!
  • Что будут делать сотрудники новой организации?
  • Небольшой вывод про изменения

Предпосылки к внедрению реформы СК

Разговоры о внедрении реформы Следственного комитета велись довольно давно, и для этого были веские основания. Эксперты делали акцент на том, что сегодня в России наблюдаются серьезные недоработки в кадровой политике, а если говорить открытым языком, то такая политика просто отсутствует. Проявляется все это в том, что руководители высших уровней власти СК вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности, за которую они получают, надо сказать, вполне неплохие заработные платы, занимается тем, что постоянно меняют место своей работы и заменяют друг друга, тем самым способствуя росту коррупции.
И последние новости о реорганизации следственного комитета РФ в 2019 году говорят о том, что власти решили провести комплекс так называемых антикоррупционных мероприятий, основной целью которых должно стать изменение (или как сказано в законе – обновление) управляющего состава организации, и информация об отставках говорит о том, что реформа уже началась. Эксперты считают, что именно так СК можно избавить от коррупции и взяточничества (и если почитать новости о скандалах в организации за последний год, то можно самостоятельно убедиться в том, что предпосылки к такому решению проблем, конечно, имеются), однако, как это все будет происходить на практике пока не понятно.

Небольшой вывод про изменения

Идея расформирования следственного комитета, по сути, было предложена Дмитрием Медведевым, который сегодня выполняет обязанности премьер-министра. По его словам подобная реформа позволит обеспечить более высокий уровень безопасности для страны и нации в целом. Во всяком случае именно такие заявления премьер-министр делал накануне президентских выборов, и пока никакой новой информации поэтому поводу в прессе не появляется.
Собственно говоря, сотрудники следственного комитета пока отрицают информацию обо всех нововведениях, потому что по их словам подобные преобразования являются мало просчитанным, а новости по этому поводу всегда немного преувеличены. Что же? Остается только подождать начала 2019 года, который все расставит по своим местам. Последние новости, затрагивающие данный вопрос, публикуются на сайтах правительственных организаций, за которыми можно следить в режиме онлайн.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Как попасть в «Квартирный вопрос» или «Школу ремонта» и сделать бесплатный ремонт Дачный вопрос заявка на участие
Составляем краткий протокол оперативного совещания
Корректировка декларации 3 ндфл