Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Закон денежного обращения. Понятие денежного обращения Понятие и особенности денежного обращения

Виды денег и понятие денежного обращения

Деньги в своем развитии выступают в двух видах:

1. действительные – деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них) стоимость соответствует реальной стоимости металла, из которого они изготовлены. Они обладают устойчивостью и благодаря этому выполняют все 5 функций,

2. заменители действительных денег (знаки стоимости) - деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е затраченного на их производство общественного труда.

К ним относятся:

· металлические знаки стоимости,

· бумажные знаки стоимости (бумажные и кредитные деньги).

Бумажные деньги – это знаки, представители полноценных денег, возникших исторически из металлического обращения.

Первые бумажные деньги появились в Китае в 12 веке, а в Европе – в 1769 году. Бумажные деньги выполняют роль покупательного и платежного средства, т.е выполняют 2 функции. Эмитентами бумажных денег являются либо государство (государственное казначейство), либо Центральный банк. По экономической природе бумажные деньги неустойчивы, подвержены процессам инфляции. Неустойчивость связана с тем, что выпуск денег регулируется не столько потребностью товарооборота в них, сколько постоянно растущими потребностями государства в финансовых ресурсах, поэтому бумажные деньги не могут выполнять роль сокровища.

Недостатки, присущие бумажным деньгам, могут устраняться при помощи кредитных денег.

Кредитные деньги возникают тогда, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой платежа. Появление кредитных денег связано с их функцией как средства платежа.

Электронные деньги – это деньги на расчетах компьютерной памяти банков, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства.

Кредитные карточки – это средство расчетов, заменяющее наличные деньги и чеки, а также позволяющее получить в банке краткосрочную ссуду.

Денежное обращение – это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи.

Методы регулирования денежного обращения

Денежное регулированиеэто меры государства, предназначенные для достижения соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития.

Методы денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации являются важным элементом денежной системы страны. Основные из них:

Установление ориентиров роста денежной массы;

Валютное регулирование, включая валютные интервенции;

Рефинансирование кредитных операций путем установления учетной ставки рефинансирования;

Установление нормативов обязательных резервов коммерческих банков, депонированных Центральным банком Российской Федерации;

Установление Центральным банком Российской Федерации процентных ставок по операциям;

Укрепление устойчивости национальной валюты;

Эмиссия ценных бумаг от своего имени;

Проведение кредитной экспансии и кредитной рестрикции с учетом изменения общей экономической политики государства;

Совершенствование методов расчетов и платежей.

Наличное и безналичное денежное обращение

Наличное денежное обращение – это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличные деньги используются в операциях купли-продажи между физическими лицами; в платежах физических лиц за коммунальные услуги, по выплате страхового возмещения по договорам страхователя, в расчетах по выплате заработной платы, премий, пенсий, пособий, стипндий, в расчетах заготовительных организаций системы потребительской кооперации с населением.

Безналичное денежное обращение – это движение стоимости без участия наличных денег: перечисление средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. К возникновению такого обращения привело развитие кредитной системы и появление средств на счетах в банках и других кредитных организациях.

Основными инструментами безналичного обращения являются: ценные бумаги (векселя, чеки), кредитные карточки.

* денежная единица – это исторически сложившаяся, законодательно закрепленная единица измерения количества денег, цен, товаров и услуг,

* денежная масса – это сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа,

* денежно-кредитная политика – это совокупность денежно-кредитных инструментов (нормы резервов, уровня процента, сроков кредита, параметров денежной массы и т.п.) и институтов денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ, Минфин и пр.).

Функции денег и закон денежного обращения

Функция денег как меры стоимости. Деньги являются единицей счета, т.е единицей, на основе которой назначаются цены и ведутся счета. Оценка товаров, работ, услуг осуществляется в ценах, а цены назначаются в денежных единицах государства (в Р.Ф в рублях).

Функция денег как средства обращения. Деньги являются посредником в сделках купли-продажи.

Функция денег как средства накопления и сбережения. Без этой функции не возможен экономический рост, но чтобы сохранить определенную сумму в государстве должен поддерживаться исходный уровень покупательной способности в течение длительного периода.

Функция денег как средства платежа. В силу определенных обстоятельств товары не всегда продаются за наличные деньги. В результате возникает необходимость купли-продажи с рассрочкой платежа, т.е. в кредит.

Функция мировых денег. Эта функция реализуется в процессе обслуживания экономических связей между странами. Все шире в качестве мировых денег используются конвертируемые валюты.

Закон денежного обращения

Закон денежного обращения, открытый К.Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Количество денег, необходимое для выполнения функции денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

1. количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая),

2. уровня цен товаров и тарифов (связь прямая),

3. скорости обращения денег (связь обратная).

Количество денег для обращения и платежа определяется следующими условиями:

1. общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая),

2. уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку чем выше цены, тем больше требуется денег),

3. степенью развития безналичных расчетов (зависимость обратная),

4. скоростью обращения денег, в том числе кредитных (зависимость обратная).

Математическая формула закона денежного обращения имеет следующий вид: Д = (Р – К + П – В) / О, где:

Д - количество денег(денежная масса), Р - сумма цен товаров (услуг, работ), подлежащих продаже, К – сумма цен товаров (услуг, работ), платежи по которым выходят за пределы данного периода времени (т.е.проданных в рассрочку), П - сумма цен товаров (услуг, работ), сроки платежей по которым уже наступили, В - сумма взаимно погашаемых платежей, О – скорость оборота денег за данный период времени.

Инфляция, ее формы проявления, виды и типы

Инфляция – это кризисное состояние денежной системы, возникшее в середине 18 века, в связи с огромным выпуском бумажных денег.

Формы проявления инфляции

1. неравномерный рост цен на товары и услуги,

2. обесценивание денежной массы,

3. понижение курса национальной валюты по отношению к иностранной,

4. увеличение цены золота, выраженного в национальной валюте.

Факторы проявления инфляции

1. диспропорция между различными сферами народного хозяйства:

накопление и потребление,

спрос и предложение,

расходы и доходы государства,

денежная масса и потребности государства,

кредитная экспансия (завоевание).

2. кризис государственных финансов:

дефицит бюджета,

рост государственного долга,

эмиссия денег.

3. мировые валютные кризисы:

сырьевые,

энергетические,

валютные.

Виды инфляции

1. умеренная (ползучая). Ежегодные темпы прироста цен от 3-10%. Характерна для экономически развитых стран. Рассматривают ее как стимул производства.

2. галопирующая – среднегодовые темпы прироста цен от 20-100%, иногда до 200%. Преобладает в развивающихся странах и вызывает беспокойство в обществе.

3. гиперинфляция – прирост цен более 1000% в год или более 50% в неделю. Возникает в результате ломки всей экономической структуры страны и приводит к дезорганизации производства и рынка.

Типы инфляции

1. инфляция спроса, возникает при избыточном спросе, т.е. предложение меньше спроса. На рынке появляется дефицит продукции, что приводит к резкому росту цен. Много денег при малом количестве товаров, производство не удовлетворяет потребности населения. Следовательно, возникает избыток спроса.

2. инфляция издержек, возникает когда расходы на производство товара и оказания услуг возрастает быстрыми темпами под влиянием специфики развития производства и деятельности государства. Увеличение издержек производства приводит к увеличению цен.

Виды ценных бумаг

Основными видами ценных бумаг являются: акции, облигации, а также другие финансовые инструменты: векселя, сертификаты, закладные, варранты, опционы, фьючерсы и др.

Акция – это вид ценной бумаги, выпускаемой акционерным обществом, она свидетельствует о внесении определенных средств в имущество акционерного общества и удостоверяет право собственности ее владельцев на долю в уставном капитале.

Акции выпускаются на неограниченный срок и не подлежат погашению. Акционер отвечает по обязательствам АО только своим вкладом. В случае банкротства данного предприятия акционер рискует потерять только деньги, которые он затратил на покупку акций. Выпуск акций может осуществляться в определенном соотношении к величине уставного капитала.

Акция дает право ее владельцу на получение части прибыли (дивиденда) от деятельности акционерного общества и на участие в управлении им.

Дивиденд – начисляемый по решению акционерного собрания на каждую акцию ежегодный доход.

Бумага первичная, эмиссионная. Перепродажа ее требует внесения изменения в реестр акционеров, долевая, бессрочная, негосударственная, обычно именная.

Акции бывают как в документарной, так и в бездокументарной форме.

Большая часть акций – обыкновенные – дают право на участие в управлении акционерным обществом; привилегированные акции - дают право на определенную долю активов предприятия при его ликвидации, но не имеют преимущественного права на покупку ценных бумаг при проведении дополнительной эмиссии (фиксированные дивиденды).

Акции могут быть свободнообращающимися и иметь ограничения в порядке обращения.

Облигация – долговая денежная бумага, приносящая доход в форме %, на которой указан срок ее ограничения.

Облигации, как правило, являются первичными, но могут быть и вторичными (закладные по ипотеке), также государственными и негосударственными, доходными и бездоходными, документарными и бездокументарными.

Облигация – эмиссионная бумага, обычно срочная.

Облигации бывают государственных займов, местных займов – муниципальные облигации хозяйствующих субъектов.

Облигация всегда имеет объявленный номинал, по которому и погашается, иногда вместе с выплатой последней части предусмотренного % дохода.

Облигация также как и акция имеет номинальную, эмиссионную и рыночную стоимость.

Облигации могут выпускаться государством или АО, они являются долговыми обязательствами. Доход по облигациям, выпускаемым государством, выплачивается в форме выигрышей. По облигациям, выпускаемым АО, доход выплачивается в виде фиксированного процента от номинальной стоимости. Облигации от акций отличаются тем, что их владельцы не являются членами АО и не имеют права голоса.

Вексель – безусловное письменное денежное обязательство должника о возврате долга. Имеет документарную форму, устанавливается срок, может быть именным или ордерным. Переводной вексель – доход в виде % или дисконта.

Сберегательные (депозитные) сертификаты – письменные свидетельства банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющие право вкладчика на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему.

Сертификаты дают возможность банкам привлечь свободные денежные средства, могут перепродаваться на вторичном рынке.

Закладные (ипотечные ценные бумаги) - ценные бумаги, документы о залоге должником недвижимого имущества (земли, строений), дающие кредитору право продажи заложенного имущества при неуплате долга в срок.

В закладной обязательно должен указываться кредитный или иной договор, исполнение которого обеспечивается ипотекой.

Варрант – удостоверение, дающее его владельцу право приобретать ценные бумаги по цене, предусмотренной договором, в течение определенного периода времени или бессрочно.

Опцион – контракт, предусматривающий право лица, которое приобрело опцион, в течение определенного срока купить по установленной цене оговоренное количество акций у лица, продавшего опцион. Опцион дает право не только купить, но и продать ценные бумаги.

Фьючерс – сделка, заключенная на бирже, предусматривающая куплю-продажу ценных бумаг по фиксированной в момент заключения сделки цене, с уплатой денежной суммы через определенный промежуток времени. В отличие от опциона, фьючерс не право, а обязательство купли-продажи.

Ваучер (приватизационный чек) – ценная бумага, дающая право на долю государственной собственности.

Признаки финансов

1. денежные отношения между двумя субъектами;

2. субъекты обладают разными правами в процессе этих отношений;

3. в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств – бюджет;

4. регулярное поступление средств в бюджет производилось благодаря налогам, сборам и другим платежам государственного принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства.

Этапы развития финансов

1. неразвитая система финансов – основная масса денежных средств (1/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику.

2. появилось большое разнообразие финансовых отношений – финансы становятся одним из важнейших фундаментов косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства, в т.ч. воспроизводство материальных благ рабочей силы и производственных отношений.

Первым общегосударственным фондом стал государственный бюджет, где главным источником поступления являются налоги.

Налоги бывают прямые и косвенные.

Вторым по значению общегосударственным фондом денежных средств стал фонд государственного имущественного и личного страхования.

Назначение финансов

1.они выражают денежные отношения,

2.обеспечивают потребности государства и предприятия в денежных средствах,

3.контролируют расходование этих средств.

По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов – увеличение национального дохода.

Сущность финансов проявляется в их функциях.

Функции финансов

1. распределительная - проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу, формируются они при распределении национального дохода среди участников материального производства (1 группа – рабочие, служащие, фермеры, крестьяне и 2 группа – предприятия сферы материального производства).

Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, в результате которого образуются вторичные или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

2. стимулирующая – заключается в воздействии на развитие предприятий и отраслей в нужном обществу направлении. Т.е., государство с помощью распределения денежных фондов может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса.

3. контрольная – проявляется в отслеживании распределения ВВП по соответствующим фондам и целевому назначению.

Понятие «финансовая система» употребляется в двух значениях:

1.как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки),

2.как система финансовых отношений; при этом понятие «система» предполагает наличие связей.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Централизованные финансы – это экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, сосредоточенных в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Децентрализованные финансы – это денежные отношения, позволяющие осуществлять кругооборот денежных фондов предприятия.

Таким образом, централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне, а децентрализованные – на микроуровне.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Если финансовую систему представить как сеть учреждений, то можно выделить 3 уровня:

1. Федеральный уровень (Министерство финансов),

2. Субъекты Федерации (финансовые управления и финансовые отделы при МФ области),

3. Районный уровень (райфинотделы).

Все они занимаются разработкой и исполнением бюджета.

Финансовая система России включает в себя следующие звенья финансовых отношений:

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет – основной финансовый план страны, утверждается Федеральным собранием как закон. Через государственный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в % к фонду оплаты труда.

Основными по размерам и значению являются социальные фонды – пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством и физическими и юридическими лицами, где государство выступает в качестве заемщика денежных средств.

Дополнительные ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.

В отраслевом разрезе страхование делится на личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности. С переходом к рыночным условиям хозяйствования появилась еще одна отрасль страхования – страхование предпринимательских рисков (добровольное и обязательное).

Фондовый рынок – это особый вид финансовых отношений, возникший в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг.

Задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с более высоким уровнем дохода. Участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк.

Финансы предприятий различных форм собственности являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов.

10. Дать характеристику финансовым отношениям организации

Финансовые отношения – возникающие в процессе формирования и использования фондов денежных средств специального назначения, необходимых для решения задач социально-экономического развития на разных уровнях и этапах этого процесса.

Финансовые отношения возникают на определенной стадии общественных отношений, одной из четырех: производства, распределения, обмена, потребления.

Отношения производства и потребления связаны непосредственно с кругооборотом реальных денежных средств по поводу производства товаров и оказания услуг. Но они вступают в потребление в результате отношений распределения новой стоимости путем формирования разных фондов денежных средств, после чего наступает черед отношений обмена.

Следовательно, только на стадии отношений распределения возникают финансовые отношения.

Финансовые отношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов экономических отношений:

1. финансовые отношения носят денежный характер, в их основе – деньги. Эти отношения регулируются правовыми методами с помощью норм финансового права. Не все денежные отношения суть финансовые. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

2. финансовые отношения носят распределительный характер; они возникают на стадии воспроизводственного процесса, на которой новая стоимость в виде прибыли хозяйствующих субъектов и ВВП государства распределяется по фондам денежных средств, имеющих целевое назначение. При этом предполагается, что каждый субъект финансовых отношений должен получить свою долю.

3. финансовые отношения обеспечивают субъектам этих отношений формирование доходов и накоплений, имеющих форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений.

4. одной из сторон финансовых отношений всегда выступает государство в лице законодательных органов власти и органов исполнительной власти.

5. только государство может диктовать правила, условия финансовых отношений. Для всех юридических лиц (независимо от формы собственности и организационно-правовых форм), физических лиц и их семей предписания (указания) государства обязательны для исполнения.

11. Виды и формы государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации следует рассматривать как регулируемую правовыми нормами деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием финансовых ресурсов, а также законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности, имеющую своей целью не только обнаружить, но и предупредить нарушения в работе подконтрольных объектов.

Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливается Бюджетным кодексом Р.Ф., иными нормативно-правовыми актами Р.Ф., субъектов Р.Ф. и органов местного самоуправления.

Виды финансового контроля

Государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями.

Муниципальный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами контроля муниципальных образований.

Ведомственный финансовый контроль – это контроль, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств внутри их поля деятельности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами экономических субъектов. Объектом контроля в данном случае выступает финансовая деятельность экономического субъекта.

Независимый финансовый контроль – это контроль, осуществляемый аудиторской деятельностью. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действующим актам.

Формы финансового контроля

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов и расходов, финансовых планов учреждений, организаций и т.д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения бюджетной росписи, в ходе исполнения лимитов бюджетных обязательств, сметных финансовых назначений, соответствия направления расходов плановым назначениям.

Последующий финансовый контроль проводится после завершения отчетного периода и финансового года в целом.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и обоснованности действий должностных лиц при их осуществлении.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого лица.

Обследование – это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопроса финансово-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта.

Анализ является разновидностью финансового контроля, предполагающий детальную проработку документации с целью общей оценки результативности и эффективности.

В Российской Федерации на федеральном уровне органы государственного финансового контроля представлены Счетной палатой Р.Ф., Министерством финансов Р.Ф., Министерством Р.Ф по налогам и сборам, ЦБ РФ., Государственным таможенным комитетом РФ., а также контрольно-ревизионными службами федеральных органов исполнительной власти и иными органами, осуществляющими контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета.

12. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий

На организацию финансов хозяйствующих субъектов влияют:

Организационно-правовая форма деятельности (определяется Гражданским кодексом), определяет содержание финансовых отношений в процессе создания уставного капитала (ст.83,90,73,99 ГК РФ). Имущество государственных и муниципальных предприятий формируется на базе государственного и муниципального имущества. Финансовые отношения между учредителями строятся в зависимости от организационно-правовой формы деятельности хозяйствующего субъекта,

Отраслевые технико-экономические особенности. Отраслевая специфика влияет на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов,

Отраслевые особенности, влияющие на организацию финансов предприятия:

Различия в технологии и характере труда разных отраслей, сказывающиеся на составе и структуре производственных фондов, уровне материально-технической оснащенности производства, видах и структуре оборотных средств, уровне и квалификации работающих и т.д,

Разная длительность производственного цикла и различный характер нарастания затрат в процессе производства; эти различия отражаются на величине, структуре и источниках формирования оборотных средств, взаимоотношениях с банками и партнерами, порядке и сроках выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, составе финансовых льгот,

Зависимость производства от природно-климатических условий, влияющих на качество и количество продукции, уровень затрат на ее производство, финансовые результаты деятельности предприятий и т.п.,

Зависимость экономических условий хозяйствования от возможности получения дохода рентного характера, наличие которых вызывает потребность в специальном механизме финансового регулирования, что может быть обеспечено за счет использования налоговых рычагов,

Различия в экономических условиях хозяйствования производственных инфраструктурных отраслей, что сказывается на источниках формирования финансовых ресурсов, формах их использования, взаимоотношениях с бюджетом и внебюджетными фондами и т.д.

Только полный учет всех отраслевых технико-экономических особенностей, характерных для соответствующего вида производственной деятельности, позволит создать финансовый механизм, в наибольшей степени учитывающий потребности производства, нужды производителя и потребителя продукции.

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация Р.Ф – группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Р.Ф., а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы страны. Классификация доходов бюджетов Р.Ф является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; она основывается на законодательных актах, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Группы доходов состоят из статей, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджетов Р.Ф – группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Р.Ф. отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения – это отношения между органами власти РФ., субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:

Сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений,

Самостоятельность бюджетов всех уровней,

Законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней,

Объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований,

Единство бюджетной системы,

Равенство всех бюджетов Р.Ф.

Межбюджетные отношения регулируются. Бюджетное регулирование – это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.

Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.

В 1994 году в России был введен новый механизм межбюджетных отношений. Был создан Федеральный фонд поддержки регионов (ФФПР) за счет отчислений части НДС, поступающей в федеральный бюджет. Регионы получают из этого фонда трансферты (перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов).

Функции страхования

1. рисковая – обеспечивает перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования при наступлении страховых событий.

2. предупредительная – предполагает своевременное заключение договора страхования и перечисление страховых взносов с целью обеспечить финансирование мероприятий, связанных с сокращением страхового риска.

3. сберегательная призвана обеспечить целевое формирование и использование средств страхового фонда.

Страховые отношения возникают при заключении договора страхования между страховщиком и страхователем.

Страховщик – это юридическое лицо (государственные страховые компании, акционерные страховые общества, общества взаимного страхования и перестрахования), имеющее право осуществлять страховую деятельность.

Страхователь - это юридическое или физическое лицо, имеющее страховые отношения со страховщиком на основании заключаемого на добровольной основе договора или в силу закона.

Страховые посредники:

1. страховые агенты – физические и юридические лица, действующие от имени и по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями.

2. страховые брокеры - юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей и осуществляет независимую посредническую деятельность по страхованию от своего имени и представляющие интересы либо страховщика, либо страхователя.

Классификация страхования

1. по формам:

обязательное;

добровольное.

2. по объектам страхования:

личное страхование (жизнь и здоровье граждан);

имущественное страхование (товарно-материальные ценности и имущественные интересы страхователя, транспортное страхование, жилищное);

страхование ответственности (страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств);

Вопрос № 40. Денежное обращение. Закон денежного обращения.

Денежное обращение – процесс непрерывного движения денежных средств в наличной и безналичной форме между хозяйствующими субъектами.

Иными словами,

Денежное обращение- это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслу­живающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.

Денежный оборот страны, отражая движение денег, пред­ставляет собой сумму всех платежей, совершенных предпри­ятиями, организациями и населением в наличной и безналич­ной формах за определенный период времени.

Правовые основы денежного обращения в стране закреплены в Конституции Укр и в ЗУ»О НБУ» и ЗУ «О платежных системах и переводе ДС вУкр».

Основными задачами правового регулирования денеж обращения явл :

Обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности м/д органами гос-ва в сфере денежного обращения.

Обеспечение органам гос власти помощи по средствам норм регулирования денежного обращения.

Поддержка необходимых темпов роста денежной массы в обращении; поддержание правильного соотношения м/д наличным и безналичным ДС

Денежное обращение подразделяется на наличное и безналичное обращение.

Наличное денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими (на сегодняшний день) двух основных функций: средства обращения и средства платежа. Наличные деньги используются для кругооборота товаров и услуг.

Рынок денег характеризуется спросом на деньги и предложением денег. Спрос на деньги предъявляется в том случае если отдается предпочтение наличным деньгам по сравнению с другими видами активов (ценными бумагами, недвижимостью и т.п.). Когда хозяйствующие субъекты выбирают, куда вложить денежные средства, они руководствуются доходностью, ликвидностью, степенью риска, нормой ссудного процента. Деньги обладают универсальной ликвидностью, но степень ликвидности высока и у ценных бумаг, к тому же ценные бумаги приносят доход. Но у ценных бумаг велик риск. Хозяйствующие субъекты руководствуются нормой ссудного процента: если процент высок, то выгодно отдавать деньги в кредит, менее выгодно покупать ценные бумаги или недвижимость. Если ссудный процент низок, то нет смысла отдавать деньги в кредит, лучше купить ценные бумаги или другие активы.

Спрос на деньги подвержен влиянию многих факторов. Представители классической количественной теории денег считали, что такими факторами являются уровень цен, объем производства, скорость обращения денег (М = PQ /V).

Безналичное денежное обращение - это движение стоимости без участия наличных денег, т.е. - это перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и проявление денежных средств клиентов на счетах в банках и привели к возникновению безналичного обращения.

Принципы организации расчетов - основополагающие начала их проведения:

1) Правовой режим осуществления расчетов и платежей - обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.

2) Осуществление их преимущественно по счетам кредитных организаций . Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка таких расчетов. Безналичные расчеты проводятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор.

3) Наличие двойной записи . Если у одного контрагента произошло списание средства – то у другого наоборот начисление. Полученные средства записываются в кредит одних счётов, потраченные - в дебет других. Таким образом, при ведении учёта методом двойной записи действует закон сохранения (баланс): сумма дебетов всех счетов (актив) всегда равна сумме кредитов всех счетов (пассив).

4) Наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж ; реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования, переводного векселя).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам; на основе исполнительных листов, выданных судами; некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания: за тепло- и электроэнергию, коммунальные и другие услуги.

Главный регулирующий орган платежной системы - Банк России.

Закон денежного обращения.

Количество денег, необходимое для выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К. Марксом.

Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены.

Согласно классической теории Л. Маршалла и И. Фишера, количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы:

где M - масса денег;

P - цена товара;

Y - скорость обращения денег;

Q - количество товаров, представленных на рынке.

Из формулы количество денег, необходимое для обращения определенной массы товаров, равно:

M= а цена товара

P= уровень цен изменяется пропорционально изменению массы денег в обращении.

Росту денежной массы способствует денежный мультипликатор (от лат. multiplicator -- умножающий), возникающий с развитием кредитной системы (в условиях двух и более уровней). Суть его в том, что денежная масса в обороте увеличивается в результате расширения кредитных операций банков со своими клиентами за счет получения средств из централизованного резерва Банка России, образованного из обязательных отчислений банков. Теоретически коэффициент мультипликации равен величине обратной ставки обязательных резервов, установленной Банком России для банков страны. Он рассчитывается за определенный период времени, обычно за год, и характеризует, насколько увеличится денежная масса в обороте за этот период. Банк России, управляя денежным мультипликатором, осуществляет денежно-кредитное регулирование в стране.

Понятие денежного обращения

Одним из главных составных элементов экономики любого государства является денежное обращение. Взаимосвязь и сочетание разнообразных отношений в сфере производства, торговли, инвестиций в совокупности с процессами накопления и инвестирования капиталов обуславливают формирование и использование кредитных денег. Все это в целом обслуживается именно денежным обращением.

Определение 1

Денежное обращение – непрерывный процесс перемещения наличных и безналичных денег внутри страны между субъектами экономических отношений.

Иными словами, денежное обращение – процесс выполнения деньгами своих функций: средства накопления, средства платежа, средства обращения, меры стоимости, функции мировых денег.

На состояние денежного обращения могут влиять различные факторы, к которым в первую очередь относятся:

  • Общее состояние экономики государства.
  • Развитость платежно-расчетной системы.
  • Сбалансированность спроса и предложения.
  • Объемы денежной массы.
  • Инфляционные процессы.

Элементы денежного обращения

Любая денежная система состоит из набора элементов. В нашей стране принято выделять следующие элементы денежного обращения:

  • Денежная единица – законодательно установленный денежный знак, который является средством измерения и сопоставления цен на товары, работы, услуги.
  • Виды денег, которые являются законным средством платежа (сюда прежде всего относят кредитные деньги, а также бумажные банкноты и монеты).
  • Эмиссионная система страны – установленный на законодательном уровне порядок выпуска денег в обращение и их изъятия.
  • Регулирование денежного обращения – процесс контроля за состоянием денежного оборота в стране и меры по его стабилизации и нормализации, применяемые соответствующими органами власти.

Виды денежного обращения

Итак, денежное обращение – процесс движения денег в наличной и безналичной формах. В соответствии с этим выделяют два вида денежного обращения – наличное и безналичное денежное обращение.

Наличное денежное обращение подразумевает под собой процесс движения денег в наличной форме (т.е. бумажных банкнот и разменных монет). При наличном денежном обороте в качестве средства платежа выступают реальные денежные знаки, которые передаются от одного субъекта к другому как средство оплаты за товары, работы, услуги. Или в иных случаях (оплата штрафа, оплата коммунальных услуг, уплата налога и т.д.).

Безналичное денежное обращение представляет собой процесс перемещения средств с одного банковского счета на другой в виде записей на этих счетах. Иными словами, в данном случае не существует реальных денежных знаков (банкнот и монет).

Безналичное денежное обращение может происходить в разных формах. Принято выделять несколько основных форм осуществления безналичных расчетов и платежей:

  • Платежное поручение – поручение от лица организации или предприятия к обслуживающему его банку на перечисление некой суммы средств с его счета на счет контрагента.
  • Аккредитив – поручение обслуживающему банку списать со счета организации денежные средства за счет предварительно зарезервированных на счете средств или же произвести расчет под гарантию банка.
  • Чек – распоряжение чекодержателя банку произвести выдачу средств в сумме, указанной в чеке, предъявителю чека (чекодержателю).
  • Платежное требование-поручение – форма расчетов, при которой контрагент требует оплаты на основании направленных в банк подтверждающих документов на поставку товара.
  • Инкассо – процесс получения банком денежных средств в пользу клиента по его поручению и за его счет.

Находящиеся в движении средства необходимы для осуществления платежей, поддержания круговорота товаров и услуг, накопления — это их основные функции.

Сущность закона денежного обращения

Этот закон позволяет узнать, какие суммы нужно ввести в оборот, чтобы деньги полноценно выполняли свои функции. Общий объем финансов зависит от следующих условий:

  • количество услуг, товаров, которые необходимо реализовать. Чем их больше, тем интенсивнее нужно подпитывать денежный оборот платежными средствами;
  • расценки на услуги и товары. Здесь проявляется такая же зависимость, как и в предыдущем случае;
  • интенсивность денежного оборота. Чем выше скорость, тем меньше нужно денег для его функционирования.

Важным фактором считаются и условия производства, поскольку развитое, продуманное разделение труда становится причиной большего объема реализованной продукции. Рациональное производство влияет на ценообразование: чем выше результативность труда, тем ниже себестоимость продукции.

В ходе товарных операций национальная валюта постоянно обращается в наличном или безналичном виде, такие операции тесно взаимосвязаны, они не существуют по отдельности. До того, как обрести привычную вещественную форму, финансы перемещаются по сети банковских счетов в виде переводов, депозитов, безналичных платежей.

Закон денежного обращения, впервые сформулированный Карлом Марксом, поясняет, что в обращении должен присутствовать такой объем денег, который способен в полной мере осуществлять возложенные на национальную валюту задачи.

Формулы расчета денежного обращения

Упомянутый закон можно интерпретировать с помощью алгоритма

  • Д — масса денежного характера;
  • Т — масса товарного характера;
  • Ц — цены;
  • V — скорость цикла.

Формула Фишера, в свою очередь, иллюстрирует взаимозависимость значения денежной массы (Д), количества произведенных услуг и товаров (Q) и цен (Р):

Суммы, находящиеся в обороте, зависят от нескольких обстоятельств:

  • показатели товарной массы. Чем выше их величина, тем больше нужно денег для круговорота. Структура товаров может также включать ценные бумаги, разнообразные активы, земельные и трудовые ресурсы. Полноценный обмен нуждается в большом ассортименте;
  • уровень цен и количество денег имеют обратную связь. В условиях снижения цен появляется необходимость в увеличении вводимых сумм;
  • скорость денежного обращения определяется количеством циклов, которые совершаются в заданный временной промежуток. В течение года в странах, имеющих высокий уровень развития, деньги проходят 2-3 круга. Если национальная экономика подвержена гиперинфляции, за год наблюдается до 20 оборотов.

Необходимо принять во внимание условия, оказывающие обратное влияние на денежную массу:

  • чем активнее население совершает покупки в кредит, тем меньше финансов требуется для оборота. В процессе банки изымают денежную массу, собирая ее на внутренних счетах;
  • со стороны субъектов хозяйствования — скорость совершенствования и расширения способов приема платежей;
  • периодичность осуществления выплат — чем чаще участникам рынка поступают денежные средства, тем быстрее их оборот без необходимости внешнего пополнения.

Методы государственного регулирования

Если баланс между результатами производства, ценообразованием и денежной массой имеет отклонения от нормы, для обеспечения внутренней экономической стабилизации государство может использовать две меры воздействия на денежное обращение.

Первая — денежная реформа — изменение принципов финансовой системы (в частности, поддержка компаний и предприятий), нацеленное на укрепление оборота.

Вторая — деноминация — сводится к производству новых денег, эквивалент которых приравнивается к большему числу старых денежных знаков.

Эти методики способны негативно сказаться на уровне жизни населения, но их использование может стать оправданным, если необходимо избежать дефолта.

Введение 2

1. Понятие денежного обращения и его виды 3

2. Закон денежного обращения 6

3. Денежная масса и денежные агрегаты 9

Одним из основных ориентиров денежно-кредитной политики является денежная масса. Именно этот параметр денежного обращения оказывает влияние на экономический рост, динамику цен, занятость, бесперебойной функционирование платежно-расчетной системы. 9

Заключение 12

Список использованной литературы 13

Введение

Деньги играют ключевую роль в экономике любого государства. Разностороннее использование денег и их влияние на развитие страны основывается во многом на том, что продукция производится предприятиями не для собственных нужд, а для других потребителей, которым она продается за деньги. Иными словами, производимая продукция принимает форму товара; между участниками производства и реализации товаров складываются товарно-денежные отношения.

Как средство обращения деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. Между количеством денег в обращении и потребностями в них хозяйственного оборота существует тесная взаимосвязь, нарушение которой приводит к обесцениванию национальных денежных единиц, диспропорции в развитии производства и экономики в целом.

При функционировании полноценных денег вопросы изменения их количества в обращении не привлекали внимания ученых, поскольку их избыток уходил в сокровище, а при необходимости деньги возвращались в оборот.

Однако с появлением неполноценных денег ситуация изменилась и снабжение оборота необходимой денежной массой становится важнейшей задачей государственной политики в денежно-кредитной сфере.

Мировые товарно-денежные отношения, а также в отдельной стране требуют определенного качества денег для обращения. Количество денег, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения.

Закон денежного обращения – это экономический закон, определяющий количество денег, необходимых для обращения. Когда масса денег, находящихся в обращении, превышает общую сумму товарных цен, то наступает инфляция, т.е. поскольку деньги не обеспечены товарами, цены растут.

1. Понятие денежного обращения и его виды

Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и организациями государственной власти.

Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.

Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп.

Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении денег, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым продуктом. Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.

Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.

Налично-денежное обращение – движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими своих функций (средства платежа и средства обращения).

Наличные деньги используются: для кругооборота товаров и услуг, для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно: расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий; по выплате страховых возмещений по договорам страхования; при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода; по платежам за коммунальные услуги и др.

Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.

Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, сели они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет.

В России в связи с огромным расширением налично-денежного оборота в последние несколько лет предприняты попытки ограничить для юридических лиц этот оборот.

Безналичное обращение – движение стоимости без учатсия наличных денег, перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждений привели к возникновению такого обращения.

Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.

Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между: предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях; юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита; юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам; физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, соборов и других обязательных платежей, а также бюджетных средств.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как попасть в «Квартирный вопрос» или «Школу ремонта» и сделать бесплатный ремонт Дачный вопрос заявка на участие
Составляем краткий протокол оперативного совещания
Корректировка декларации 3 ндфл