Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Долг россиян за жкх. Долги россиян за услуги жкх превышают полтриллиона рублей

Стремясь компенсировать потери от снижающейся рентабельности взыскания долгов, коллекторы ищут новые источники заработка. Они всерьез заинтересовались взысканием долгов граждан по оплате услуг ЖКХ, которые по России превышают 500 млрд руб., и поставщики таких услуг не против подобного сотрудничества. Эксперты считают, что это незначительно увеличит эффективность взыскания, зато может привести к росту социальной напряженности.


СРО «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» (НАПКА) провела круглый стол по развитию направления взыскания в сфере ЖКХ. По оценке руководителя агентского комитета НАПКА Виктора Семендуева, сейчас поставщики услуг ЖКХ отдают в работу коллекторам не более 5% от общей задолженности населения. «При этом эффективность их собственного взыскания не очень высокая: на досудебной стадии она находится на уровне 5–10%, на судебной стадии -15–20%»,- отмечает он. НАПКА планирует разработать для поставщиков услуг ЖКХ стандарты по отбору и оценке эффективности коллекторских агентств, рассчитывая увеличить объем передаваемых ее членам долгов.

По данным Минстроя, суммарно долги населения за услуги ЖКХ достигли на сентябрь 2018 года 535 млрд руб. В ГК «Росводоканал» сообщили, что на 1 октября 2018 года суммарный объем задолженности населения за услуги, оказанные их предприятиями в шести городах РФ, превышает 2 млрд руб. При этом ежегодный прирост показателя задолженности по группе «население» достигает 20%.

Сейчас крупные компании, предоставляющие услуги ЖКХ, взыскивают просрочку как на досудебной, так и на судебной стадии. По словам коммерческого директора ГК «Росводоканал» Сергея Прокофьева, проводимая претензионно-исковая работа позволяет достигать 97–98% годового сбора от начислений за услуги.

В пресс-службе «Мосэнерго» сообщили, что более 90% в общей сумме задолженности подтверждено судебными решениями, вступившими в законную силу. В качестве крайних мер воздействия на должников применяются ограничения и отключения коммунальных услуг. При этом ГК «Росводоканал» на этапе досудебных мероприятий уже передает часть задолженности коллекторским агентствам, входящим в реестр ФССП, а с недавнего времени начала сотрудничать на этапах судебного и исполнительного производства с коллекторскими агентствами и юридическими компаниями.

В ближайшей перспективе планируется увеличить объемы передаваемой просроченной задолженности коллекторским агентствам, отметил господин Прокофьев. «С учетом начала регулирования коллекторской деятельности и появления правоприменительной практики по 230-ФЗ "Мосэнерго" рассматривает возможность привлечения профессиональных взыскателей в целях погашения задолженности»,- отметили в пресс-службе компании.

Эксперты указывают, что взыскание долгов по ЖКХ должно быть урегулировано в рамках 230-ФЗ.

« Рынок ЖКХ стал в последнее время злоупотреблять ситуацией и отдавать долги на взыскание нерегулируемым компаниям»

Говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов. ФССП же может воздействовать только на компании, находящиеся в госреестре. В законе прямо указано, что он не распространяется на правоотношения по взысканию просроченной задолженности физлица, «возникшие из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике…», за исключением случаев, когда взыскание осуществляется кредитными организациями или профессиональными коллекторами. «В связи с формулировками профильного закона ФССП фактически не может воздействовать на взыскателей, которые работают вне реестра»,- уточняет глава «Юридического бюро №1» Юлия Комбарова.

Впрочем, на первых порах привлечение коллекторов к сбору догов по ЖКХ может вызвать социальную напряженность, так как граждане не привыкли к вмешательству в подобные вопросы профессиональных взыскателей, полагают эксперты. Кроме того, по мнению Юлии Комбаровой, росту социальной напряженности может способствовать и то, что у людей в памяти еще живы бесчеловечные методы выбивания долгов коллекторами.

Светлана Самусева

Долги за ЖКХ в I квартале этого года выросли на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Они достигли 1,4 трлн рублей, следует из данных Росстата (есть у «Известий»). Среди должников - не только малообеспеченные граждане, но также владельцы квартир в новостройках и богатые люди, которые откладывают оплату на потом, пояснили эксперты. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), средний размер установленной судом задолженности граждан находится на уровне 46 тыс. рублей.

Долги граждан и юридических лиц за услуги ЖКХ увеличились в I квартале 2018 года на 72 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом свидетельствуют данные Росстата, которые есть в распоряжении «Известий». Таким образом, общий объем задолженности в отрасли достиг 1,4 трлн рублей.

Объем неоплаченных счетов за водоснабжение составляет 86 млрд рублей (+5,7%), водоотведение - 63,9 млрд рублей (+6,6%), электричество - 247,5 млрд рублей (+9,7%). Неуплата за жилищные услуги увеличилась на 14,6% до 234,3 млрд рублей, за тепло - на 6,7% до 569,3 млрд рублей. В газоснабжении задолженность, напротив, сократилась на 9,2%, до 195,2 млрд рублей.

С одной стороны, глобального роста нет, с другой - перелома динамики тоже не заметно, прокомментировал генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин. В 2018 году президент подписал закон о прямых расчетах граждан с ресурсоснабжающими организациями. Документ был призван убрать посредника в виде управляющей компании, чтобы снизить задолженность перед поставщиками ресурсов. В рамках прежней схемы до РСО от управляющих компаний не дошла весомая сумма - по данным Минстроя, она составляет 250 млрд рублей.

Закон, очевидно, еще не начал работать, поэтому мы пока не видим результатов. Других мер такого масштаба принято не было, в результате высокий уровень долга сохраняется, - пояснил Алексей Макрушин.

Сегодня за жилищно-коммунальные услуги не платят не только малообеспеченные или неблагополучные граждане, отметил он. Зачастую накапливают квитанции и состоятельные граждане - они, скорее всего, заплатят, но позже. Другая весомая категория должников - это владельцы квартир в новостройках, которые приобрели жилье в инвестиционных целях и первые годы редко там появляются.

Он добавил, что если произойдет повышение ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, то это может привести к ухудшению ситуации в отрасли. Убытки поставщиков спровоцируют рост долгов в ЖКХ. Решением в этом случае могло бы стать повышение тарифов за ЖКУ с 1 января 2019 года на те же 2%.

Комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Минстрое сейчас формирует пакет предложений для рассмотрения министерством. Одна из инициатив заключается в том, чтобы поставлять коммунальные услуги должникам в связи с началом отопительного периода только после полного погашения задолженности. Эксперты также предлагают разработать механизмы для борьбы с самовольным подключением тепла и ввести административную ответственность за изготовление, продажу и рекламу устройств, искажающих информацию на счетчиках.

Сегодня информация о должниках, не погасивших платежи за ЖКХ по решению суда, передается в НБКИ. По состоянию на 1 июля 2018 года их число достигло 27,5 тысячи человек. Средний размер долга граждан находится на уровне 46 тыс. рублей. Что касается юридических лиц, здесь средний показатель составляет 594 тыс. рублей - в основном из-за неплатежей крупных предприятий. При этом половина задолжала менее 162 тыс. рублей, а половина - больше, пояснили «Известиям» в кредитном бюро.

Около половины злостных неплательщиков полностью или частично погашают свою задолженность почти сразу после того, как узнают о попадании такой информации в их кредитные истории, отметил генеральный директор НБКИ Александр Викулин. Дело в том, что это не позволяет гражданам претендовать в дальнейшем на банковские займы, ссуды в микрофинасовых организациях, а также услуги ломбардов.

По мнению эксперта, эффективной системы надзора за организациями в сфере ЖКХ нет. © СС0

Задолженность по коммунальным платежам в России на данный момент составляет 1,34 трлн рублей, сообщил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень. При этом около половины — задолженность населения (645 млрд рублей), а остальное это долги посредников, например, управляющих компаний.

Министр заявил о намерении «устранить посредников между гражданами как потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями». Мень сказал журналистам, что сейчас обсуждается законопроект, который позволит потребителям коммунальных услуг напрямую платить ресурсоснабжающим организациям.

Между тем, как заявил «Росбалту» депутат Госдумы, сопредседатель «Союза жителей» Олег Шеин, рост долгов по услугам ЖКХ зачастую происходит из-за непродуманных действий самих чиновников министерства строительства и ЖКХ. По его словам, в ряду просчетов стоят и ограничение прав жителей на непосредственное управление домами, и проволочки в использовании зарубежного опыта.

«Безусловно, прямые договоры — это вещь более правильная, чем договор, заключенный через посредников. Модель, когда деньги проходят через иные руки и не сразу поступают к поставщику услуги к тем, кто произвел отопление, воду, газ, является неправильной. Переход на прямые договоры необходим. Но что является препятствием? Раньше собственники любого дома имели право заявить о том, что они выбирают не управляющую компанию, не ТСЖ, а способ непосредственного управления домом. При этом способе автоматически договорные отношения по коммунальным услугам становились прямыми. Однако в 2014 году по инициативе министерства способ непосредственного управления был ограничен домами с числом квартир не превышающим 30-ти. В результате, если раньше у людей была возможность платить напрямую, то после реализации инициатив министерства ЖКХ такая возможность исчезла. И сегодня законодательство очевидно требует корректировки», — рассказал народный избранник.

Депутат подчеркнул, что рост долгов по коммунальным платежам во многом растет из-за неверного начисления счетов по общедомовым нуждам (ОДН). «Долги возникают в силу счетных ошибок коммунальных служб, когда ставится общий счетчик и выставляется счет, исходя из общедомового потребления. Но коммунальные компании не всегда учитывают реальное потребление отдельных квартир, и в этих обстоятельствах возникают счетные претензии. При сверках они резко уменьшаются. Однако невозможно ежемесячно делать сверку по каждому дому, по каждому объекту. За рубежом пошли путем установки автоматических систем учета энергии: ставится специальное оборудование, и оно считывает показания по квартирам, по дому. В результате нет никакой проблемы с ОДН и нет завышенных претензий со стороны коммунальных компаний. В России дискуссия о таком способе длится много лет, и пока движений, к сожалению, не предпринимается. Явно есть необходимость обратить внимание правительства перенять этот зарубежный опыт», — уверен Олег Шеин.

Заявление министра о необходимости устранить посредников между потребителями услуг и снабжающими организациями означает признание неэффективности нынешней системы ЖКХ, считает сопредседатель Координационного совета протестных действий Перми Светлана Кравцова. Предложенная министром схема, однако, не будет означать перехода к индивидуальным договорам.

«Непосредственное управление — это когда стороны договора: житель и ресурсоснабжающая организация. Прямой же договор предполагает, что стороны договора: управляющая компания и ресурсоснабжающая организация, но жители при этом платят на счет ресурсников, минуя УК. А было бы правильнее, если бы УК в этой связке вообще не было, то есть были бы только житель и ресурсоснабжающая организация», — заявила Светлана Кравцова.

Активистка напомнила, что к управляющим компаниям накопилось много претензий со стороны граждан, и эти проблемы не решаются при нынешней системе. «Достаточно представить, что когда жители пожалуются на некачественную поставку услуг, то ресурсоснабжающая организация отфутболит их к „управляшке“, мол, договор заключен с ней. А „управляшка“ будет футболить к ресурсоснабжающей организации: мол, платите-то вы напрямую ей. И получается замкнутый круг», — констатировала Светлана Кравцова.

Председатель президиума Ростовской ассоциации ТСЖ Сергей Атаманенко считает, что рост задолженности по услугам ЖКХ связан с общей социально-экономической ситуацией в стране. «Нельзя смотреть на ЖКХ в отрыве от ситуации в целом по стране. Вот тарифы с 1 июля в среднем возросли на 4%. А доходы людей выросли или нет? Зарплата растет или осталась на прежнем уровне? Платится она вовремя или с задержками? Из ответа на эти вопросы мы узнаем и причины того, почему многие люди вовремя не оплачивают услуги», — заметил Сергей Атаманенко.

Эксперт подчеркнул, что заметным фактором, влияющим на рост долгов, является и отсутствие платежной дисциплины. Так, если пенсионеры платят регулярно, то занятые бизнесмены могут копить долги, откладывая оплату на «потом».

Атаманенко согласился, что Михаил Мень справедливо попенял посредникам, в частности, управляющим компаниям на долги. «Конечно, нельзя говорить, что в ТСЖ, напротив, все отлично. Как говорится, в семье не без урода. Но надо посмотреть на то, как возникают управляющие компании. Согласно федеральному законодательству главным критерием выдачи им лицензии было раскрытие информации. При этом на заседаниях лицензионных комиссий были представители ресурсоснабжающих организаций, которые говорили, что вот этим, конкретным компаниям, нельзя давать лицензии, что они копят миллионные долги. Но это не было критерием для отказа в выдаче лицензии», — констатировал эксперт.

Сергей Атаманенко скептически отнесся к намерениям чиновников принять новые законы, которые устранят посредников между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями. «Сейчас говорят про прямые договоры, создание вычислительных центров. Однако обилие законов компенсируется их неисполнением. Лучше бы остановились в постоянном принятии новых законов и дали всем успокоиться», — полагает эксперт.

Ситуация в системе ЖКХ такова, что каждая причастная организация стремится «снять сливки», считает председатель Союза собственников жилья в Нижегородской области Наталья Шартанова. Как заявила общественница, это и приводит к тому, что деньги жителей не доходят до ресурсоснабжающих организаций, и копятся долги по оказанным услугам.

«Многочисленные долги, которые копятся в системе ЖКХ, это задолженности, в первую очередь, не жителей, а управляющих компаний и ТСЖ. Жителям нужно, чтобы в доме было тепло, горел свет и текла вода из кранов. А вот „управляйки“ и ТСЖ крутятся, вертятся и хотят обогатиться. Вот они и не платят вовремя деньги ресурсникам. Хорошо еще, если эти деньги идут, например, на ремонт дома. Хотя и в этом случае потом все равно надо будет перечислять задержанные платежи. А бывает, что подворовывают и воруют в „управляйках“, известно о таких случаях», — рассказала Наталья Шартанова.

По мнению эксперта, эффективной системы надзора за организациями в сфере ЖКХ нет. «Кто должен со всем этим разбираться? Прокуратура? Но им пишешь, а они в ответ только отписки присылают. Если бы прокуратура поставила условия, чтобы управляющие компании и ресурсоснабжающие организации работали правильно, как им и положено, то все было бы совсем по-другому», — уверена Шартанова.

Общественница подчеркнула, что возмущение жителей методами работы управляющих компаний уже приводит к тому, что некоторые возмущенные жители начинают отказываться платить. «Вот повышаются тарифы по услугам ЖКХ. Но управляющие компании не проводят общих собраний, не объясняют ситуации, как они это обязаны сделать. В то же время руководство министерства строительства и ЖКХ сообщает, что многие управляющие компании не перечисляют деньги ресурсоснабжающим организациям. А какие конкретно УК и почему они не перечисляют — не озвучивает. В итоге, у активных жителей в целом растут протестные настроения против управляющих компаний», — констатировала Наталья Шартанова.

Эксперты уверены, что позитивные реформы в системе ЖКХ необходимы. Однако за десятилетия «оптимизаций» в этой сфере россияне привыкли, что от изменений все становится только хуже и дороже. Поэтому граждане с тревогой ждут любых нововведений от госчиновников. И, как правило, оказываются правы.

Дмитрий Ремизов

«Росводоканал» признался, что уже частично работает с профессиональными коллекторами. Им отдают не более пяти процентов от общей задолженности, но планируют увеличить объемы. В «Мосэнерго» также подтвердили, что думают о возможном взаимодействии с коллекторами. Рассматривать будут только агентства, получившие аккредитацию.

Что еще известно:

Суммарные долги населения за ЖКХ в сентябре 2018 года составляют 535 миллиардов рублей. Коммунальщики говорят о низких результатах взыскания, а также о росте общей задолженности на 20 процентов в год.

Коллекторы заинтересованы в рынке ЖКХ и считают, что смогли бы организовать работу более эффективно. По прогнозам, к 2020 году они будут взыскивать пять — шесть процентов от общей задолженности россиян за коммунальные услуги.

Почему это важно:

Адвокат Олег Сухов считает , что коллекторам выгодно передавать только значительные по сумме задолженности, поэтому ситуация коснется граждан, которые не оплачивали коммунальные услуги несколько лет.

Эксперты сообщили «Коммерсанту», что привлечение коллекторов к сбору долгов может вызвать социальную напряженность, поскольку потребители не привыкли к вмешательству в подобные вопросы профессиональных взыскателей. Также росту беспокойства будет способствовать то, что люди помнят «бесчеловечные методы выбивания долгов коллекторами», уточняет глава «Юридического бюро №1» Юлия Комбарова.

В России стремительно растет задолженность по ЖКХ. Согласно статистике Верховного суда, в прошлом году было рассмотрено 5,4 миллиона исков к неплательщикам коммунальных услуг. Для сравнение: в 2016 году разбиралось 4,2 миллиона подобных дел, а в 2014-м – 2,1 миллиона. За три кризисных года заметно увеличилась и сумма взыскания – с 60 до 120 миллиардов рублей.

В июле прошлого года министр строительства и ЖКХ Михаил Мень в интервью "Российской газете" оценил общий объем долгов по коммуналке в 1,34 триллиона рублей, из них 645 миллиардов задолжало население. При этом еще в октябре 2016-го его заместитель Андрей Чибис называл цифру в 270 миллиардов, которая, в свою очередь, была в два раза выше показателя 2015 года - 135,8 миллиарда. На этом фоне долги физических лиц за 2014 год выглядят совсем скромными: 111 миллиардов рублей.

"Причины здесь вполне очевидны, – поясняет "Yтру" заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов. – Это снижение реальных располагаемых доходов населения. Более трех лет, с ноября 2014 года, они стабильно падают. При этом расходы на услуги ЖКХ стабильно растут. Все это приводит к постоянному, из месяца в месяц, увеличению задолженности".

За три года кризиса доходы россиян сократились на 11%. В то же время стоимость коммунальных услуг в пересчете на каждого человека с 2014 года выросла более чем на 20%, а их доля в общих расходах достигла 11,3%. Еще более тяжким грузом ложатся тарифы ЖКХ на самых бедных: там у каждой десятой семьи оплата коммуналки отнимает свыше 15% всех трат.

Среди неплательщиков есть и "идейные", которые игнорируют квитанции на услуги ЖКХ принципиально, хотя особых финансовых проблем не испытывают. Встречаются и вполне обеспеченные владельцы инвестиционных квартир, которые полагают, что за коммунальные удобства в помещении, где никто не живет, и платить не надо. Но их в общей массе должников меньшинство.

В основном задолженность возникает у тех, кто действительно находится в крайне затруднительном материальном положении, с трудом наскребает деньги даже на еду и платить не может чисто физически, при всем своем желании. "Взыскать такие долги очень и очень сложно", – отмечает Антропов. Особенно, если речь идет о собственниках жилья. В этом случае единственная действенная мера – отключение тех самых услуг, по которым образовались долги.

Для муниципальных квартир самая крайняя мера – выселение. Оно возможно только через суд и лишь в том случае, если накопилась непрерывная задолженность по услугам ЖКХ за полгода. При этом учитываются также уважительные причины для неуплаты, в числе которых тяжелое материальное положение или отсутствие работы и объективная невозможность найти ее в ближайшее время, наличие в семьи инвалидов или несовершеннолетних детей и т.д.

В общем, процесс длительный и сложный. Да и сами государственные структуры, которые выступают владельцами жилья в данном случае, не станут злоупотреблять подобными возможностями, полагают эксперты.

"Сейчас население и так достаточно сильно напряжено из-за экономического кризиса. Если еще начать такие массовые переселения, это может просто вызвать столь же массовые недовольства, люди начнут выходить на улицы, вплоть до бунтов. Сейчас очень и очень опасно этим заниматься, и власти, скорее, будут закрывать глаза на неуплату, чем пойдут на такие крайние меры", – говорит Антропов.

К тому же, по закону выселяемым гражданам государство обязано предоставить другое жилье, пусть даже худшего качества. А размеры маневренных жилых фондов тоже не настолько велики, чтобы разместить большое количество подобных переселенцев.

Проблема в том, что рост задолженности по услугам ЖКХ аукнется всем россиянам. Коммунальная инфраструктура в России дряхлеет опережающими темпами, с каждым годом в стране приходит в негодность больше сетей, чем успевают ремонтировать. И наращивание долгов населения будет только усиливать данную тенденцию.

Самая главная угроза – сильное ухудшение качества оказания услуг. Не исключено, что и перебои с водой, электричеством и отоплением начнут случаться все чаще. При этом регулярное повышение тарифов не поможет исправить ситуацию, поскольку оно не способно покрыть необходимые для ремонта сетей расходы, даже если не брать в расчет растущую задолженность.

"Мы попадаем в замкнутый круг. И тут надо принимать какие-то другие, более радикальные меры, например, активнее прибегать к бюджетному финансированию ремонта сетей ЖКХ", – призывает Антропов.

По словам эксперта, в данном случае можно рассчитывать на федеральный бюджет. В идеале следует пересмотреть структуру распределения доходов по бюджетам в пользу регионов и муниципалитетов. Последние вообще живут на сущие крохи, которые им остаются от сбора налогов или перепадают в виде дотаций.

Кстати, именно из-за бюджетных проблем многие регионы сокращают субсидирование жилищно-коммунального комплекса, и вынуждены компенсировать выпадающие доходы из кошельков простых граждан.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Основы измерения вибрации Определение частоты вибрации имени
Как узнать в каком году будет капитальный ремонт дома
Зарплаты военнослужащих в россии Служба по контракту со средним образованием колледж, техникум