Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Переподготовка среднего медперсонала. Дополнительное профессиональное образование медицинских работников

МОДУЛЬ 1 - «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДСЕСТРЫ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

1. Организация работы лечебных учреждений

МОДУЛЬ 2 - «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС»

1. Сестринское дело в терапии и гериатрии




6. Лекарствоведение

МОДУЛЬ 3 - ОСНОВЫ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

1. Принципы паллиативной медицины и концепция паллиативной медицинской помощи.
2. Организация и модели оказания паллиативной медицинской помощи (ПМП) в мире и России.
3. Основные группы показаний для паллиативной помощи и практические особенности оказания ПМП различным группам пациентов.
4. Диагностика и лечение хронической боли у неизлечимых больных. Проблемы обезболивания
5. Организация выездной паллиативной помощи.
6. Паллиативная медицинская помощь при неонкологических заболеваниях. Паллиативная медицинская помощь при онкологических заболеваниях
7. Международные этико-правовые нормы паллиативной помощи. Психологические и социальные аспекты общения с пациентами, родственниками и ближайшим окружением


удостоверение о повышении квалификации по специальности «Сестринское дело» и сертификат специалиста сроком на 5 лет
МОДУЛЬ 1 - «Организация работы медсестры медицинского учреждения» - 16 ак.ч.

1. Организация работы лечебных учреждений

1.1 Государственная система здравоохранения в России.
1.2 Основные типы учреждений здравоохранения.
1.3 Правила внутреннего трудового распорядка медицинской организации. Субординация.
1.4 Профессиональный стандарт и должностные обязанности медицинского персонала медучреждения

2. Гигиена и экология человека. Безопасная среда для пациента и персонала

2.1. Учение об иммунитете. Учение об инфекции.
2.2. Внутрибольничная инфекция. Инфекционный контроль. Санитарно-эпидемический режим ЛПУ. Профилактика ВБИ.
2.3. Профилактика вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции
2.4. Безопасная больничная среда. Лечебно-охранительный режим. Прием пациента в стационар
2.5. Питание и кормление пациента
2.6. Личная гигиена. Гигиена труда медицинского персонала.
2.7. Биомеханика в сестринской практике. Положение и перемещение пациента в постели. Транспортировка больных.
2.8. Личная гигиена больного. Санитарно-гигиеническая обработка больных. Санитарная обработка и уход за состоянием кожных покровов

МОДУЛЬ 2 - «Сестринский процесс» - 44 ак.ч

1. Сестринское дело в терапии и гериатрии

1.1. Уход за пациентами с заболеваниями сердечно-сосудистой системы
1.2. Уход за пациентами с заболеваниями органов дыхания
1.3. Уход за пациентами с заболеваниями ЖКТ
1.4. Уход за пациентами с заболеваниями эндокринной системы
1.5. Уход за пациентами с заболеваниями почек
1.6. Уход за пациентами с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата
1.7. Уход за пациентами с заболеваниями кровеносной системы
1.8. Уход за пациентами с заболеваниями соединительной ткани
1.9. Сестринский процесс при острых аллергических заболеваниях
1.10. Особенности гигиены и ухода за больными в пред- и послеоперационном периодах, при других заболеваниях и показаниях к лечению

2. Сестринское дело в хирургии и травматологии

2.1. Особенности организации сестринского процесса в хирургии
2.2. Организация сестринского процесса в предоперационном периоде. Организация сестринского процесса в операционном периоде
2.3. Принципы послеоперационного ухода. Мониторинг витальных функций
2.4. Сестринский процесс и уход за стомированными пациентами
2.5. Сестринский уход за пациентами, испытывающими боль, в хирургической практике
2.6. Типичные послеоперационные осложнения и их профилактика Основные синдромы в хирургии, принципы диагностики и лечения
2.7. Травматические повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата
2.8. Десмургия, гипсовая техника, ортопедические корсеты, кроватки, аппараты

3. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях

3.1. Основные сведения об инфекционных болезнях. Инфекционный процесс
3.2. Основы эпидемиологии.
3.3. Профилактика внутрибольничных инфекций. Противоэпидемические мероприятия при инфекционных заболеваниях
3.4. Сестринский процесс при кишечных инфекциях
3.5. Сестринский процесс при инфекции дыхательных путей
3.6. Сестринский процесс при ВИЧ-инфекции (СПИДе)
3.7. Сестринский процесс при трансмиссивных инфекциях

4. Сестринское дело при кожных и венерических заболеваниях

4.1. Анатомо-физиологические особенности дерматовенерологии
4.2. Современные принципы диагностики кожных и венерических заболеваний
4.3. Венерические болезни
4.4. Болезни кожи
4.5. Сестринский процесс при кожных и венерических заболеваниях

5. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии

5.1. Сестринский уход в акушерстве. Структура акушерско-гинекологической помощи. Женский таз и голова плода, как объекты родов
5.2. Физиология и патология беременности. Обследование и наблюдение беременных в женской консультации, подготовка к родам
5.3. Уход за беременными с осложнениями беременности
5.4. Роды и родоразрешение. Помощь в родах матери и плоду.
5.5. Послеродовый период и его осложнения
5.6. Сестринский уход в гинекологии Обследование гинекологических больных.
5.7. Нарушения менструального цикла. Воспалительные заболевания женских половых органов. Бесплодие
5.8. Предопухолевые заболевания. Доброкачественные и злокачественные заболевания гениталий
5.9. Оперативные методы лечения в гинекологии. Неотложные состояния и доврачебная помощь

6. Лекарствоведение

6.1. Номенклатура лекарственных препаратов.
6.2. Применение лекарственных средств по назначению врача. Рекомендации пациенту по применению лекарственных средств
6.3. Лекарственные формы, пути введения, виды их действия и взаимодействия.
6.4. Основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам.
6.5. Побочные эффекты, виды реакций, осложнений.
6.6. Правила заполнения рецептурных бланков

По окончании обучения проводится: Экзамен

МОДУЛЬ 3. "Основы паллиативной медицинской помощи" - 16 ак.ч.

1.1. Принципы паллиативной медицины и концепция паллиативной медицинской помощи.Организация и модели оказания паллиативной медицинской помощи (ПМП) в мире и России.
1.2. Практические рекомендации по внедрению Порядка оказания ПМП детям (Приказ МЗ № 193н от 14 апреля 2015 года); Основные индикаторные показатели подпрограммы 6 Государственной программы «Развитие здравоохранения в РФ»
1.3. Основные группы показаний для паллиативной помощи и практические особенности оказания ПМП различным группам пациентов. Прогностические и нозологические группы паллиативных пациентов. Дифференциальный подход к оказанию помощи различным группам пациентов.
1.4. Диагностика и лечение хронической боли у неизлечимых больных. Проблемы обезболивания
1.5. Организация выездной паллиативной помощи. Уход на дому при клинических проблемах, не связанных с основным заболеванием
1.6. Паллиативная медицинская помощь при неонкологических заболеваниях. Паллиативная медицинская помощь при онкологических заболеваниях
1.7. Международные этико-правовые нормы паллиативной помощи.
1.8. Психологические и социальные аспекты общения с пациентами, родственниками и ближайшим окружением. Cложные биоэтические вопросы ПМП.
1.9. Особенности оказания паллиативной помощи детям
1.10. Барьеры для полноценной реализации принципов хосписно-паллиативной помощи.

По окончании обучения проводится: Зачет

Программа предусматривает 76 часов аудиторных занятий, обширную самостоятельную работу, в том изучение учебно-методических материалов, подготовку к сертификационному тесту по специальности, подготовку к итоговой аттестации

Слушателям выдается электронное учебно-методическое пособие по курсу

Отработка сестринских навыков проводится на обучающем симуляционном блоке с помощью манекена с имитатором жизненных признаков и медицинских муляжей

По окончании обучения проводится: итоговая аттестация слушателей в форме квалификационного (сертификационного) комплексного междисциплинарного экзамена

При успешной сдаче итоговой аттестации выдается: удостоверение о повышении квалификации по специальности «Сестринское дело» и сертификат специалиста сроком на 5 лет

Сестра должны постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство для качественного оказания медицинской помощи. Поэтому о повышении квалификации актуален для каждого специалиста, и является не только делом чести. Прежде всего, это требование, продиктованное законодательством РФ.

В настоящем материале рассмотрим отдельный принципиальный для медицинских работников аспект процесса повышения квалификации – расходы на обучение.

Основные положения, регулирующие вопрос повышения квалификации медицинских работников содержаться в следующих нормативных актах:

    Трудовой кодекс РФ;

    Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.;

    Приказ Минздрава России № 66н от 03.08.2012 г. «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

Вначале остановимся на взаимных обязательствах участников данного процесса: медицинского работника и медицинской организации – работодателя.

В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. обязанность медицинского работника совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях (подп. 3 ч.1 ст. 73 Закона).

Порядок и в сроки повышения квалификации установлены Приказом Минздрава России № 66н от 03.08.2012 г. «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

В данном Приказе говорится о том, что повышение квалификации медицинских работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности (п.4 Приказа Минздрава России № 66н от 03.08.2012 г.).

В ч.1 ст. 72 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. утверждается право медицинских работников на основные гарантии, установленные трудовым законодательством РФ и иными нормативными актами РФ. В подп. 2 ч.1 ст. 72 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. содержится правило, согласно которому повышение квалификации, равно как профессиональная подготовка и переподготовка производится за счет средств работодателя, то есть медицинской организации, в которой трудится медицинский работник.

Этим правом было бы трудно воспользоваться при отсутствии встречной обязанности медицинской организации – работодателя.

Встречная обязанность медицинской организации – работодателя установлена в законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., а также Трудовом Кодексе РФ, а именно:

    в соответствии с Законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (п.8 ч.1 ст. 79 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

    в соответствии с Трудовым кодексом РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ).

Требования п.8 ч.1 ст. 79 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. и ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ являются универсальным. Эти требования должны исполнять медицинские организации независимо от организационно – правовой формы и формы собственности, то есть как частные, так и государственные медицинские организации.

Как сказано выше ч.4 ст. 196 Трудового кодекса РФ ставит обязанность работодателя обеспечивать повышение квалификации работников в зависимость от того, что такое повышение является условием выполнения определенного вида деятельность.

В связи с этим, скажем, что повышение квалификации медицинским работником является обязательным условием медицинской деятельности.

В соответствии с положениями Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица при одновременном соблюдении двух условий (ч.1 ст. 69, ч.1 ст. 100 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.):

    при наличии медицинского образования, полученного в РФ;

    при наличии свидетельства об специалиста (или действующего специалиста).

Следовательно, наличие у медицинского работника, наряду с дипломом свидетельства об аккредитации (действующего сертификата специалиста) является одним из существенных условий выполнения деятельности, а именно удостоверяет право на осуществление медицинской деятельности.

Соответственно, медицинский работник, у которого срок действия сертификата истек, не вправе осуществлять медицинскую деятельность и должен пройти курсы повышения квалификации для получения сертификата с новым сроком действия.

Дополнительным обоснованием необходимости продления сертификата является то, что наличие действующего сертификата у медицинского работника является одним из лицензионных требований (пп.«г» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 291 от 16 апреля 2012 г.).

Отсутствие сертификата в свою очередь может быть квалифицированно в качестве грубого нарушения лицензионных требований работодателем (пп. «д» п. 4, п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 г.). Это является дополнительным подтверждением того, что работодатель должен быть заинтересован в наличии у медицинских работников действующих сертификатов.

В соответствии с административным законодательством РФ, нарушение лицензионных требований может стать основанием для привлечения медицинской организации к административной по ч.4 ст. 14.1 КОАП РФ.

Таким образом, медицинский работник для осуществления медицинской деятельности на основаниях обязан иметь действующий сертификат. Медицинская организация, в которой трудится медицинский работник обязана обеспечить прохождение курсов повышения квалификации. Стоимость повышения квалификации должен оплатить работодатель, как лицо заинтересованное в соблюдении требований законодательства об охране здоровья граждан и лицензионных требований.

Дополнительной гарантией оплаты для работника, помимо положений подп. 2 ч.1 ст. 72 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., будет закрепление аналогичного права в трудовом договоре (коллективном договоре), Положении об оплате труда и других локальных актах организации.

Представляется, что кадровая служба медицинской организации должна следить за истечение сроков действия сертификатов.

Приведем обоснование из правоприменительной практики судов.

Апелляционное определение СК по гражданским делам областного суда от 03 октября 2013 г. по делу № 33-10737/2013.

«Частью 4 ст. 196 ТК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Право медицинских работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ, а также право на прохождение аттестации для получения квалификационной категории предусмотрено ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что до 1 января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование… и имеющие сертификат специалиста.

Повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет является одним из лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, в соответствии с пп. «г» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291.

Приведенные нормы закона свидетельствуют о том, что повышение квалификации специалистов, работающих в медицинских учреждениях, является обязанностью работодателя, производится за его счет и является необходимым условием осуществления им лицензированной медицинской деятельности.

Примеры судебной практики о привлечении медицинской организации к ответственности за нарушение лицензионных требований.

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2012 № 06АП-3149/12 и от 20.02.2012 № 06АП-142/12.

Судебным актом подтверждена обоснованность привлечения медицинской организации к ответственности по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ за допуск к осуществлению медицинской деятельности врача без сертификата.

«Для выполнения медицинских работ (услуг) по стоматологии терапевтической, в соответствии со штатным расписанием ООО «Радикс - Дент», на должность врача – стоматолога - терапевта принята Сусина (Серга) Н.В., не имеющая послевузовского профессионального образования и (или) дополнительного образования и сертификата специалиста по специальности «стоматология терапевтическая». Поэтому, до окончания срока действия сертификата (в крайнем случае, по окончании срока действия) медицинская организация обязана направить медицинского работника на обучение за счет собственных средств».

Выполнение трудовой функции с обучением на курсах повышения квалификации совмещается по правилам, которые установлены Трудовым кодексом РФ, Приказом Минздрава России № 66н от 03.08.2012 г.

Из п.4 приказа Минздрава России № 66Н от 03.08.2012 г. следует, что повышение квалификации (профессиональная переподготовка и стажировка работников) проводится главным образом:

    с отрывом от работы;

    с частичным отрывом от работы;

    по индивидуальным формам обучения.

Необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем.

Это требование продиктовано положениями Трудового кодекса РФ (ст. 196 ТК РФ).

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать (ст. 196 Трудового Кодекса РФ):

    необходимые условия для совмещения работы с получением образования;

    предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Такие гарантии установлены в ст. 187 Трудового кодекса РФ.

Так, при направлении работника на профессиональное обучение (для повышения квалификации) с отрывом от работы за ним сохраняются:

    место работы (должность);

    средняя заработная плата по основному месту работы;

    работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Указанный период подлежит учету в табеле учета рабочего времени.

На практике может возникнуть ситуация, при которой работодатель отказывается направлять работника на курсы повышения квалификации, а также выплатить стоимость обучения. Для работника это время может быть квалифицировано как время простоя по вине работодателя.

Время простоя по вине работодателя подлежит оплате в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ (ч.1 ст. 157 ТК РФ).

Модуль I. «Работа медсестры медицинского учреждения»

1. Организация работы медицинских учреждений

1.1. Государственная система здравоохранения в России.
1.2. Основные типы учреждений здравоохранения.
1.3. Правила внутреннего трудового устава медицинской организации.
1.4. Профессиональные стандарты и должностные инструкции медицинского персонала.

2. Гигиена и экология человека. Безопасная среда для пациента и персонала

2.1. Наука об иммунитете. Наука об инфекции.
2.2. Внутрибольничная инфекция. Инфекционный контроль. Санитарно-эпидемический режим ЛПУ. Профилактика ВБИ.
2.3. Профилактика вирусных заболеваний: гепатиты и ВИЧ-инфекции.
2.4. Безопасная больничная среда. Лечебно-охранительный режим. Правила приема пациента в стационар.
2.5. Режимы и правила питания и кормления пациента.
2.6. Основные правила бомеханики в сестринской практике. Положение, перемещение и транспортировка больных.
2.7. Личная гигиена больного. Санитарно-гигиеническая обработка больных. Санитарная обработка и уход за состоянием кожных покровов

3. Сестринское дело в терапии и гериатрии

3.1. Уход за пациентами с различными заболеваниями:
- сердечно-сосудистой системы
- органов дыхания
- ЖКТ
- эндокринной системы
- почек
- опорно-двигательного аппарата
- кровеносной системы
- соединительной ткани
3.2. Сестринские навыки при острых аллергических заболеваниях.
3.3. Особенности гигиены и ухода за больными в пред- и послеоперационном периодах, при других зболеваниях и показаниях к лечению.

Модуль II. «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС»

1. Сестринское дело в хирургии и травматологии

1.1. Особенности организации.
1.2. Организация сестринского дела в предоперационном, операционном и послеоперационном периодах. Наблюдение жизненных функций пациента.
1.3. Уход за стомированными пациентами.
1.4. Уход за пациентами, испытывающими боль.
1.5. Основные послеоперационные осложнения и их профилактика. Диагностика и лечение.
1.6. Правила фиксации травмированной области тела.

2. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях

2.1. Основные инфекционные болезни. Инфекционный процесс.
2.2. Эпидемиология.
2.3. Профилактические мероприятия внутрибольничных инфекций и заболеваний.
2.4. Сестринский процесс при различных инфекциях (кишечных, дыхательных путей, ВИЧ-инфекций (СПИД), трансмиссивных).

3. Сестринское дело при кожных и венерических заболеваниях

3.1. Основы дерматовенерологии.
3.2. Диагностика кожных и венерических заболеваний.
3.3. Венерические болезни.
3.4. Кожные заболевания.

4. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии

4.1. Акушерско-гинекологическая помощь. Строение женских органов таза и плода.
4.2. Беременность, физиология и патология. Обследование и наблюдение беременных, подготовка к родам.
4.3. Наблюдение и уход за беременными с осложнениями.
4.4. Роды и родоразрешение.
4.5. Послеродовый период.
4.6. Сестринский уход в гинекологии. Обследование пациентов с гинекологическими заболеваниями.
4.7. Нарушения менструального цикла. Воспалительные заболевания. Бесплодие.
4.8. Предопухолевые заболевания. Доброкачественные и злокачественные опухоли.
4.9. Методы лечения в гинекологии.

5. Лекарствоведение

5.1. Виды и группы лекарственных препаратов. Фармакотерапевтические действия препаратов на организм человека.
5.2. Применение лекарственных средств по назначению врача. Рекомендации пациенту по применению лекарственных средств.
5.3. Формы лекарств, пути введения, виды их действия и взаимодействия.
5.4. Побочные эффекты. Реакции и осложнения.
5.6. Правила составления рецептурных бланков.

6. Оказание сестринской паллиативной помощи

6.1. Принципы паллиативной медицины и концепция паллиативной медицинской помощи.Организация и модели оказания паллиативной медицинской помощи (ПМП) в мире и России.
6.2. Практические рекомендации по внедрению Порядка оказания ПМП детям (Приказ МЗ № 193н от 14 апреля 2015 года); Основные индикаторные показатели подпрограммы 6 Государственной программы «Развитие здравоохранения в РФ».
6.3. Основные показания для паллиативной помощи и практические особенности оказания ПМП пациентам. Прогностические и нозологические группы паллиативных пациентов. Дифференциальный подход к оказанию помощи различным группам пациентов.
6.4. Диагностические и леченые процедуры при хронической боли у неизлечимых больных. Проблемы обезболивания.
6.5. Организация выездной паллиативной помощи. Наблюдение и уход на дому при клинических проблемах, не связанных с основным заболеванием.
6.6. Паллиативная медицинская помощь при неонкологических и онкологических заболеваниях.
6.7. Международные этико-правовые нормы паллиативной помощи.
6.8. Психологические и социальные аспекты общения с пациентами, родственниками и ближайшим окружением.
6.9. Особенности оказания паллиативной помощи детям.
6.10. Барьеры для полноценной реализации принципов хосписно-паллиативной помощи.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сущность и принципы существования
Индивидуальным предпринимателям
Что такое государственная аккредитация университета?