Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Законодательная база российской федерации. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей Типовое положение о дополнительном образовании действующее

Регистрационный № 30468

“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам”

“Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации,

2012, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской

учреждении дополнительного образования детей”(зарегистрирован Министерством юстиции

Министр Д.В. Ливанов

Приложение

Порядок

организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам (далее - Порядок) регулирует организацию и

осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с

ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих

образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы

(дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные

программы), а также индивидуальных предпринимателей (далее - организации, осуществляющие

образовательную деятельность).

3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам

должна быть направлена на:

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,

художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях

физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья

учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-

патриотического, трудового воспитания учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших

выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление

http://dopedu.ru/)

здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с

федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с

ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не

противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами

федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных

требований.

4. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области

искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом от 29

декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”*(1).

определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией,

осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных

предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и

утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с

федеральными государственными требованиями*(2).

6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют

дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая

каникулярное время.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют

образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях

по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных

клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли,

8. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в

пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в

порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей

образовательную деятельность*(3).

9. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным

программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-

спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом

объединения.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения*(4).

Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются

организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не

установлено законодательством Российской Федерации*(5).

Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также

продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных

общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации,

осуществляющей образовательную деятельность.

Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией,

осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых

форм их реализации*(6).

При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные

образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,

электронное обучение*(7).

Информационно-методический портал «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/)

При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией,

осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации

образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания

образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих

образовательных технологий*(8).

Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов

и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или

психическому здоровью учащихся, запрещается*(9).

11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют

дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры,

экономики, технологий и социальной сферы.

12. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, образовательная

деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации и (или) на

государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языках

народов Российской Федерации.

Дополнительное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с

дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном

законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации,

осуществляющей образовательную деятельность*(10).

13. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного

режима труда и отдыха учащихся администрацией организации, осуществляющей

образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом

пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и

возрастных особенностей учащихся.

14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации,

осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые

мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся,

родителей (законных представителей).

15. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения

могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные

представители) без включения в основной состав.

16. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут

предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые

проводятся по группам или индивидуально.

17. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы

аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной

аттестации учащихся.

18. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов

организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный

процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей

психофизического развития указанных категорий учащихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать

специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных

заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой

реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.

Под специальными условиями для получения дополнительного образования учащимися с

ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия

обучения, воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя использование

специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных

учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств

обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента

Информационно-методический портал «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/)

(помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение

групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания

организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых

невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными

возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами*(11).

Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным

предпрофессиональным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья,

детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического

развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии - для

учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной

программой реабилитации - для учащихся детей-инвалидов и инвалидов.

19. В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с

ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации,

осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную

деятельность, в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением

их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах

и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о

расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв

не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или жёлтом фоне) и продублирована

шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или

аудиофайлы);

обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря,

к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающего местом

для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;

б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий

визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры

и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-

технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа учащихся в

учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей

образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие

пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-

барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

20. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся

с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.

Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и

инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.

Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-

инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в

отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную

деятельность.

С учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и

инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей

образовательную деятельность, так и по месту жительства.

Информационно-методический портал «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/)

воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов

определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в

соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида*(12).

Обучение по дополнительным общеобразовательным программам учащихся с

ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется

организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей

психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких

учащихся.

Образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья по

дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе

дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для

обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной

педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую

переподготовку.

22. При реализации дополнительных общеобразовательных программ учащимся с

ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются

бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги

сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков*(13).

С учетом особых потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей

инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность,

обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

23. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут оказывать

помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации

дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой и внеучебной

деятельности учащихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и

организациям на договорной основе.

_____________________________

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

Информационно-методический портал «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326

образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей

I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (далее – Типовое положение) регулирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей следующих видов:
– центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников, технического творчества учащихся), детского и юношеского туризма и экскурсий (краеведения, юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
– дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
– дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
– станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
– детские школы искусств (в том числе по различным видам искусств);
– детско-юношеские спортивные школы;
– специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;
– детско-юношеские спортивно-адаптивные школы;
– специализированные адаптивные детско-юношеские спортивные школы;
– адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки.
2. Государственное и муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее – учреждение) может быть автономным, бюджетным или казенным.
3. Наименование учреждения устанавливается при его создании и может изменяться в установленном порядке органом государственной власти, органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.
В наименовании учреждения указываются его вид и при необходимости – специальное, в том числе исторически закрепившееся название учреждения (детская музыкальная школа, центральная специальная музыкальная школа, детская художественная школа, детская хореографическая школа, детская цирковая школа, детская школа художественных ремесел, детская хоровая школа, детская театральная школа, детская школа эстрадного искусства).
Если в наименовании детских школ искусств (в том числе по различным видам искусств) употребляется специальное название, вид учреждения не указывается.
4. Для негосударственных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного(1).
5. Учреждение:
– реализует дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств в детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств);
– оказывает образовательные услуги, предусмотренные уставом учреждения, в интересах личности, общества, государства.
Основные задачи учреждения:
-обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;
-выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
-профессиональная ориентация детей;
-создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
-подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;
-адаптация детей к жизни в обществе;
-формирование общей культуры детей;
-организация содержательного досуга детей;
– удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.
6. По инициативе детей в учреждении могут создаваться детские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями.
Администрация учреждения оказывает содействие в работе таким объединениям и организациям.
7. В учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). В государственном и муниципальном учреждении образование носит светский характер.
8. Учреждение имеет право устанавливать прямые связи с учреждениями, предприятиями и иными организациями, в том числе и иностранными.
9. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением и уставом учреждения.
10. Язык (языки), на котором (которых) ведутся обучение и воспитание в учреждении, определяется учредителем и (или) уставом учреждения(2).
11. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за(3):
– невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
– реализацию не в полном объеме дополнительных образовательных программ, дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования детей;
– жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса;
– нарушение прав и свобод детей и работников учреждения;
– иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
II. Организация деятельности учреждения
12. Учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
13. Права юридического лица у учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его государственной регистрации.
Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет устав, самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
14. Право на осуществление образовательной деятельности возникает у учреждения с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности.
15. Учреждение может иметь в своей структуре филиалы, представительства, учебные отделения, учебные кабинеты, учебные концертные, выставочные, танцевальные залы, учебные театры, учебные манежи, музеи, библиотеки, фоно- и видеотеки, общежития и другие объекты социальной инфраструктуры.
16. Учреждение может быть создано, реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
17. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает:
– дополнительные образовательные программы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;
– дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств на основе федеральных государственных требований;
– программы спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки(4);
– учебные планы.
18. Режим работы учреждения определяется уставом учреждения.
19. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
В каникулярное время учреждение может открывать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, туристские базы, а также лагеря, в том числе специализированные (профильные), с постоянными и (или) переменными составами детей (загородные лагеря или лагеря с дневным пребыванием) на своей базе, а также по месту жительства детей.
20. Учреждение организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей).
21. В учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов его деятельности, а также мастерства педагогических работников. С этой целью в учреждении создается методический совет. Порядок его работы определяется уставом учреждения.
Учреждение оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским общественным объединениям и организациям на договорной основе.
22. Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, группы, секции, кружки, театры и другие), а также индивидуально.
Численный состав и продолжительность учебных занятий зависят от направленности дополнительных образовательных программ.
23. Занятия в объединениях по интересам могут проводиться по дополнительным образовательным программам различной направленности.
Численный состав объединения по интересам, продолжительность занятий в нем определяются уставом учреждения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения по интересам.
Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях по интересам, менять их.
При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические, цирковые объединения по интересам необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
С детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа по месту жительства.
Расписание занятий объединения по интересам составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей администрацией учреждения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
24. В работе объединений по интересам при наличии условий и согласия руководителя объединения по интересам могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители) без включения в основной состав.
25. При реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств предусматриваются аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
Учреждение определяет формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Освоение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, формы и порядок проведения которой устанавливаются Министерством культуры Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации(5).
III. Участники образовательного процесса
26. Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети до 18 лет, обучающиеся (далее вместе – дети), педагогические работники, родители (законные представители).
27. Правила приема детей в учреждение в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, порядком приема в образовательные учреждения, установленным Министерством образования и науки Российской Федерации, уставами образовательных учреждений, а также настоящим Типовым положением, определяются учреждением самостоятельно(6).
Прием в детские школы искусств (в том числе по различным видам искусств) осуществляется по результатам индивидуального отбора детей с учетом их творческих и физиологических данных.
28. Учреждение объявляет прием детей для обучения по дополнительным образовательным программам, а также по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств только при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по этим образовательным программам.
Учреждение вправе осуществлять прием детей сверх установленного государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг на обучение на платной основе.
29. При приеме детей учреждение обязано ознакомить их и (или) их родителей (законных представителей) с уставом учреждения, лицензией на осуществление образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
30. Права и обязанности детей, родителей (законных представителей), педагогических работников определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом актами.
31. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом.
32. К педагогической деятельности в учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.
К педагогической деятельности не допускаются лица(7):
-лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда;
-имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
-имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
-признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
-имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
33. Отношения работника учреждения и администрации регулируются трудовым договором, условия которого не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
34. Отношения детей и персонала учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.
35. Права и обязанности работников учреждения определяются законодательством Российской Федерации, уставом учреждения и трудовым договором.
36. Педагогические работники учреждения имеют право(8):
– на участие в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом;
– на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации.
37. Учреждение устанавливает:
– структуру управления деятельностью учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей работников(9);
– заработную плату работников, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования(10).
IV. Управление учреждением
38. Управление учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”, иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим Типовым положением и уставом.
39. Управление учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления учреждением.
Формами самоуправления учреждения, обеспечивающими государственно-общественный характер управления, являются попечительский совет, общее собрание работников, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом учреждения.
40. Устав учреждения и изменения к нему принимаются общим собранием работников учреждения и утверждаются учредителем в установленном порядке.
41. Непосредственное руководство учреждением осуществляет директор.
Прием на работу директора учреждения осуществляется в порядке, определяемом уставом учреждения, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Директор учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации:
-осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения;
-планирует, организует и контролирует образовательную, учебно-методическую, творческую и хозяйственную деятельность учреждения;
-действует от имени учреждения, представляет его во всех учреждениях и организациях;
-соблюдает финансовую дисциплину;
-обеспечивает сохранность имущества и других материальных ценностей, находящихся в оперативном управлении учреждения;
-заключает договоры (в том числе трудовые договоры), выдает доверенности;
-в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения, утверждает локальные акты, в том числе правила внутреннего распорядка учреждения;
-осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров, несет ответственность за уровень их квалификации;
-утверждает структуру управления деятельностью учреждения и штатное расписание, распределяет должностные обязанности, поощряет работников и налагает на них взыскания;
-распоряжается имуществом учреждения в пределах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
-открывает лицевые счета и (или) счета в кредитных организациях в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;
-несет ответственность за выполнение возложенных на учреждение задач перед учредителем.
V. Имущество и средства учреждения
42. За учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель в установленном порядке закрепляет имущество (здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения) на праве оперативного управления.
Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, уставом и законодательством Российской Федерации.
Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации(11).
Учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль за деятельностью образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником(12).
Учредитель учреждения обеспечивает развитие и обновление материально-технической базы учреждения.
При включении в состав учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов материально-техническая база учреждения должна обеспечивать возможность беспрепятственного доступа их в помещения учреждения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, специальных кресел и другие условия). Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вправе пользоваться необходимыми техническими средствами, а также услугами ассистента (помощника), оказывающего им необходимую техническую помощь.
43. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учреждение вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям.
44. Учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц(13).
45. Имущество учреждения, закрепленное за ним учредителем, используется им в соответствии с уставом и изъятию не подлежит, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

1 Пункт 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3215; 2008, N 9, ст. 813; N 30, ст. 3616; 2009, N 46, ст. 5419; 2010, N 19, ст. 2291; N 46, ст. 5918; 2011, N 6, ст. 793).
2 Пункт 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 49, ст. 6070; 2011, N 23, ст. 3261).
3 Пункт 3 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; 2004, N 27, ст. 2714; N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21; N 30, ст. 3808; N 49, ст. 6070; 2010, N 46, ст. 5918; 2012, N 10, ст. 1159).
4 Пункт 10 статьи 2, статья 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2010, N 19, ст. 2290; 2011, N 49, ст. 7062; N 50, ст. 7354).
5 Пункт 1.1 статьи 26 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 17, ст. 1932; N 49, ст. 6070; 2008, N 44, ст. 4986; 2011, N 25, ст. 3538).
6 Пункт 1.1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 2, ст. 360; N 7, ст. 838; N 44, ст. 5280; N 49, ст. 6070, ст. 6074; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 7, ст. 786, ст. 787; N 46, ст. 5419; 2011, N 6, ст. 793; N 27, ст. 3871; N 46, ст. 6408; N 47, ст. 6608).
7 Статья 331 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2010, N 52, ст. 7002; 2012, N 14,ст. 1553).
8 Пункт 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 838; N 30, ст. 3808; 2010, N 31, ст. 4184; 2011, N 1, ст. 51).
9 Подпункт 9 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N

Положение об организации образовательного учреждения

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Суджанский детско-юношеский центр»

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации образовательного процесса

в образовательном учреждении дополнительном образовании детей

1. Общие положения

1.1. Положение о дополнительном образовании детей МКОУ ДОД «Суджанский ДЮЦ» разработано на основании Типового положения об общеобразовательном
учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196, Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.1997 г. № 212, Устава МКОУ ДОД «Суджанский ДЮЦ».

1.2.Дополнительное образование детей создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающих средах. Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.

1.3. Основными задачами дополнительного образования являются:

Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время;

Адаптация их к жизни в обществе;

Формирование общей культуры;

Организация содержательного досуга;

Удовлетворение потребности детей в занятиях различными видами творчества.

1.4. Деятельность учреждения дополнительному образованию детей строится на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.

1.5. Объединения в учреждении создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора.

1.6. Организует работу объединений и несет ответственность за результаты его деятельности заместитель директора по УВР.

1.7.Содержание дополнительного образования детей определяется образовательными (рабочими) программами - примерными (рекомендованными Министерством образования РФ), модифицированными (адаптированными), авторскими, компилятивными. При необходимости возможна постановка эксперимента и разработка соответствующих экспериментальных программ, открытие на базе учреждения экспериментальной площадки.

1.8.Прием обучающихся в объединения дополнительного образования детей осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ. При приеме в объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

1.9.Структура дополнительного образования детей определяется целями и задачами дополнительного образования детей в учреждении, количеством и направленностью реализуемых образовательных (рабочих) программ и включает следующие компоненты: кружки, клубы по интересам, ансамбли, спортивные секции.

1.10.Штатное расписание детского центра формируется в соответствии с его структурой и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием дополнительного образования. Деятельность сотрудников детского центра определяется соответствующими должностными инструкциями.

1.11.Объединения дополнительного образования располагаются в основном здании детского центра и на базах школ.

2. Содержание образовательного процесса

2.1. Деятельность дополнительного образования детей осуществляется на основе годовых и других видов планов, образовательных программ и учебно-тематических планов, утвержденных директором ДЮЦ.

2.2. В детском центре реализуются программы дополнительного образования детей различного уровня (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) и направленностей (художественно-эстетической, спортивно-технической, военно-патриотической, эколого-биологической, туристско-краеведческой, социально-педагогической, культурологической).

2.3. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным (интегрированным) программам.

2.4. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательных и воспитательных задач, материально-технических условий, санитарно-гигиенических норм, психолого-педагогической целесообразности, что отражается в пояснительной записке к программе.

2.5. Педагогидополнительного образования могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования РФ) программами, самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним либо использовать программы других учреждений дополнительного образования детей. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам.

3. Организация образовательного процесса

3.1. Наполняемость детских объединений дополнительного образования составляет согласно Устава учреждения:

  • художественно-эстетическая направленность - 10 - 15 человек (хор 30 - 70 человек);
  • туристско - краеведческая направленность - 10 - 15 человек;
  • спортивно-техническая направленность - 10 - 20 человек;
  • эколого-биологическая направленность - 10 - 15 человек;
  • культурологическая направленность - 10 - 15 человек;
  • социально-педагогическая направленность - 10 - 15 человек;
  • военно-патриотическая направленность - 10 - 15 человек

3.2. В соответствии со спецификой образовательной (рабочей) программы занятия могут проводиться как со всем составом объединения, так и по подгруппам или индивидуально.

3.3. Продолжительность занятий и их количество определяются в соответствии с направленностью образовательной программы и педагогической нагрузкой.

3.4. Программы дополнительного образования ориентированы на 4-6 астрономических часов в неделю. На продолжительность и частоту занятий оказывают влияние возрастной состав детского объединения, год обучения по программе.

3.5. В соответствии с программой педагог может использовать разные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и другие.

3.6. Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации обучающихся. Могут быть использованы следующие формы контроля: тесты, опросы, зачеты, собеседования, доклады, рефераты, выступления на олимпиадах, смотрах, конкурсах, выставках, конференциях, концертах, публикации и другие.

3.7. Для реализации комплексных программ могут быть привлечены два и более педагогов, распределение учебной нагрузки между ними фиксируется в образовательной программе.

3.8. Зачисление обучающихся в объединения дополнительного образования детей осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы. Отчисление обучающихся производится при грубом нарушении ими Устава ДЮЦ и правил поведения учащихся МКОУ ДОД «Суджанский ДЮЦ». За обучающимися сохраняется место в детском объединении в случае болезни или прохождения санаторно-курортного лечения.

3.9. Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, ансамбль, театр и др.). В работе объединения по согласованию с педагогом могут принимать участие родители (законные представители) обучающихся без включения их в списочный состав.

3.10. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения.

3.11. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть объединены или расформированы. В объединения второго и последующего годов обучения могут быть зачислены дети, успешно прошедшиесобеседование, тестирование.

3.12. Учебный год в объединениях дополнительного образования детей начинается 10 сентября и заканчивается 31 мая текущего учебного года. Во время летних каникул учебный процесс может продолжаться (если это предусмотрено программой) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т.п. Состав обучающихся в этот период может быть переменным. При проведении многодневных походов разрешается увеличение нагрузки педагога.

3.13. Занятия в объединениях детского центра проводятся согласно расписанию, которое составляется в начале учебного года администрацией ДЮЦ по представлению педагогов дополнительного образования с учетом определения наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором ДЮЦ. Перенос занятий или изменение расписания проводится только с разрешения администрации школы и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.

3.14. В блоке дополнительного образования ведется методическая работа, направленная на совершенствование содержания образовательного процесса, форм и методов обучения, повышение педагогического мастерства работников.

4. Документация и отчетность

4.1. Основными документами, регламентирующими работу дополнительного образования, являются:

  • Типовое положение о дополнительном образовании детей;
  • Положение о дополнительном образовании МКОУ ДОД «Суджанский ДЮЦ»;
  • Приказ об организации образовательной деятельности;
  • Должностная инструкции педагога дополнительного образования;
  • Инструкция по охране труда для педагога дополнительного образования;
  • План учебно-воспитательной работы дополнительного образования МКОУ ДОД «Суджанский ДЮЦ»
  • Рабочие программы педагогов дополнительного образования;
  • Годовой план работы МО педагогов дополнительного образования;
  • Отчет о проделанной работе по дополнительному воспитанию зам. директора по ВВР не реже 1 раза в год.

(Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность следующих государственных, муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей:

центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

детская школа искусств, в том числе по видам искусств;

детско-юношеские спортивные школы;

специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;

детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

Для негосударственных учреждений дополнительного образования детей данное Типовое положение выполняет функции примерного.

2. Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее именуется - учреждение) - тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи учреждения:

обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

адаптация их к жизни в обществе;

формирование общей культуры;

организация содержательного досуга;

удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

3. По инициативе детей в учреждении могут создаваться детские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций.

4. В учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

5. Учреждение имеет право устанавливать прямые связи с учреждениями, предприятиями, организациями, в том числе и иностранными.

6. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Типовым положением и собственным уставом.

7. Язык (языки), на котором (которых) ведется образовательный процесс в учреждении, определяется уставом учреждения.

8. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, определенных его уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными учебными планами; качество реализуемых образовательных программ; соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников учреждения; иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

II. Организация учреждения

9. Учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Организационно-правовая форма учреждения определяется статусом учредителя.

11. Отношения между учредителем и учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Права юридического лица у учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации.

Учреждение как юридическое лицо имеет устав, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

13. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

14. Учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

Аттестация проводится по заявлению учреждения один раз в пять лет.

Аттестация государственных, муниципальных и негосударственных учреждений проводится соответствующими государственными органами управления образованием.

Для проведения аттестации учреждение представляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Состав аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются приказом проводящего аттестацию органа.

В состав комиссии не могут входить работники учреждения, проходящего аттестацию.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для принятия органом, осуществляющим аттестацию, решения о признании учреждения аттестованным или неаттестованным.

Координация и контроль по проведению аттестации учреждения возлагаются на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

14". Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".

Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое учреждению, подтверждает его государственный статус (тип, вид и категорию), определяемый в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. Требования, предъявляемые к учреждению, и критерии их отнесения к соответствующему типу, виду и категории устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

(п. 14" введен Постановлением Правительства РФ от 22.02.1997 N 212)

15. Учреждение может иметь филиалы (отделения) и представительства, осуществляющие полностью или частично по его доверенности правомочия юридического лица, а также иные структурные подразделения.

Филиалы (отделения) проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, аттестацию и аккредитацию в порядке, установленном для учреждения.

16. Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

17. Учреждение может быть реорганизовано в иную образовательную организацию по решению учредителя, если это не влечет за собой нарушение обязательств учреждения или если учредитель принимает эти обязательства на себя.

При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

18. Ликвидация учреждения может быть осуществлена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

III. Основы деятельности

19. Учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.

20. Учреждение по договоренности и (или) совместно с учреждениями, предприятиями, организациями может проводить профессиональную подготовку детей, в том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности. Обучающимся, сдавшим квалификационные экзамены, выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии.

21. Учреждение, имеющее квалифицированные кадры и необходимую материально-техническую базу, по согласованию с другими образовательными учреждениями может осуществлять производственную практику обучающихся в данном учреждении, а также выполнять в установленном порядке заказы учреждений, предприятий и организаций на изготовление изделий, при этом тематика и содержание работы должны способствовать творческому развитию обучающихся в осваиваемой профессии.

22. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время учреждение может открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей.

23. Учреждение организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей).

24. В учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников. С этой целью в учреждении создается методический совет. Порядок его работы определяется уставом учреждения.

Учреждение оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским общественным объединениям и организациям по договору с ними.

25. Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и другие)

27. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам.

Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются уставом учреждения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

С детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа по месту жительства.

Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей администрацией учреждения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

28. В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители) без включения в основной состав, если кружок не платный, при наличии условий и согласия руководителя объединения.

29. Учреждение может создавать объединения в других образовательных учреждениях, предприятиях и организациях. Отношения между ними определяются договором.

IV. Участники образовательного процесса

30. Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети, как правило, до 18 лет, педагогические работники, родители (законные представители).

31. Порядок приема детей в учреждение в части, не отрегулированной законодательством Российской Федерации, определяется учредителем учреждения и закрепляется в его уставе.

32. При приеме детей учреждение обязано ознакомить их и (или) родителей (законных представителей) с уставом учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

33. Права и обязанности обучающихся, родителей (законных представителей), работников определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом актами.

34. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.

35. К педагогической деятельности в учреждении допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.

36. Отношения работника учреждения и администрации регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

37. Педагогические работники учреждения имеют право на:

участие в управлении учреждением;

защиту своей профессиональной чести и достоинства;

свободу выбора и использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений обучающихся;

социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, и дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам в регионе.

38. Учреждение самостоятельно определяет структуру управления деятельностью учреждения, утверждает штатное расписание, осуществляет распределение должностных обязанностей, устанавливает заработную плату работникам учреждения на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размер их премирования в пределах имеющихся средств.

V. Управление и руководство

39. Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Формами самоуправления учреждения являются совет учреждения, педагогический совет, общее собрание, попечительский совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом учреждения.

40. Непосредственное управление государственным или муниципальным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.

Прием на работу директора государственного учреждения осуществляется в порядке, определяемом уставом учреждения, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.

41. Директор учреждения:

планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за качество и эффективность работы учреждения;

несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время образовательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности;

осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников;

утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним;

распоряжается имуществом образовательного учреждения и обеспечивает рациональное использование финансовых средств;

представляет учреждение в государственных, муниципальных и общественных органах;

несет ответственность за свою деятельность перед учредителем.

VI. Имущество и средства учреждения

42. За учреждением в целях обеспечения его деятельности собственником (уполномоченным им органом) закрепляются здания, имущественные комплексы, оборудование, инвентарь, а также иное, необходимое для осуществления уставной деятельности имущество потребительского, культурного, социального и иного назначения.

Земельные участки закрепляются за государственным или муниципальным учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.

Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности, законодательством Российской Федерации.

Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за учреждением, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

43. Учреждение вправе сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.

44. Деятельность учреждения финансируется его учредителем.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:

собственные средства учредителя;

бюджетные средства;

имущество, переданное учреждению собственником (уполномоченным им органом);

добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

средства, полученные от предоставления дополнительных образовательных услуг;

доход, полученный от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами.

45. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности денежных средств по обязательствам учреждения отвечает учредитель в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

46. Финансирование учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного ребенка в зависимости от вида учреждения.

Нормативы финансирования должны также учитывать затраты, не зависящие от количества детей.

Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.

47. Учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие услуги), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами.

48. Учреждение вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, предусмотренную уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности.

При осуществлении учреждением предусмотренной его уставом предпринимательской деятельности учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.

ПОЛОЖЕНИЕ

о дополнительном образовании в государственном бюджетном
общеобразовательном учреждении центре образовании № 429 «Соколиная гора» Восточногоокружного управления образования Департамента образования города Москвы

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 №3266 –I «Об образовании» (в ред. От 27.12.2009 с изм. и доп., вступившими в силу с 28.01.2010), Приказом Министерства образования и науки РФ № 373 22.12.2009 с изм. от 26.10.2010 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказом Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009 «О вступлении в действие Федеральных Государственных требований к основной образовательной программе дошкольных образовательных учреждений», Санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Уставом ГБОУ лицей № 1571 и определяет правила и порядок организации системы дополнительного образования детей в лицее.

1.2. Дополнительное образование детей в ГБОУ ЦО № 429 «Соколиная гора» создается в целях формирования единого образовательного пространства учреждения на всех ступенях образования для повышения качества образования и реализации процесса становления личности ребенка в разнообразных развивающих средах. Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования и позволяет реализовать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся в рамках интеграции основного и дополнительного образования.

1.3. Дополнительное образование детей предназначено для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 4 до 18 лет в их свободное (внеурочное) время.

1.4. Дополнительное образование детей организуется на принципах индивидуальности, преемственности, гуманизма, результативности, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.

1.5. Объединения дополнительного образования детей (в том числе платные образовательные услуги, Приложение 1) создаются согласно Уставу учреждения, реорганизуются и ликвидируются приказом директора школы.

1.6. Руководителями дополнительного образования детей являются заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по реализации платных образовательных услуг, которые организуют работу и несут ответственность за ее результаты.

Создание условий для развития личности ребенка;

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Приобщение воспитанников и обучающихся к общечеловеческим ценностям;

Создание условий для социального культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;

Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

Укрепление психического и физического здоровья;

Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.

1.8. Прием обучающихся в объединения дополнительного образования детей осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ.

1.9. Структура дополнительного образования детей определяется целями и задачами школы, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает творческие объединения, секции, студии и т.д.

1.10. Штатное расписание дополнительного образования формируется в соответствии с его структурой и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием дополнительного образования в лицее. Деятельность сотрудников дополнительного образования определяется соответствующими должностными инструкциями.

II. ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Дополнительное образование детей направлено на создание условий и механизмов для обеспечения высокого уровня качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования в едином образовательном пространстве и удовлетворения запросов детей и родителей (законных представителей).

Основные задачи:

· создание максимально возможных благоприятных условий, обеспечивающих достижение высоких метапредметных и личностных результатов воспитанников и учащихся, их умственное, духовное, физическое и эстетическое развитие;

· развитие познавательного интереса воспитанников, повышение мотивации учащихся к учебной деятельности;

· разработка и использование новых форм организационно-педагогической деятельности на основе организации игровой, познавательной, проектной и исследовательской деятельности (предметное обучение детей 6-летнего возраста с учётом их индивидуальных интеллектуальных и психофизических особенностей);

· усиление профильной направленности обучения и профессионального самоопределения для учащихся средней школы (привлечение преподавателей ВУЗов к проведению занятий в рамках осуществления платных образовательных услуг);

· обеспечение преемственности в деятельности педагогов различных уровней и ступеней системы образования (воспитателя детского сада и учителя дошкольного объединения; учителя начального отделения, учителя среднего и старшего звена лицея и преподавателей ВУЗа);

· развитие творческих способностей учащихся;

· развитие эстетического вкуса подрастающего поколения путем приобщения к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

· Формирование общей культуры и организация содержательного досуга воспитанников и учащихся.

· формирование у учащихся и воспитанников навыков здорового образа жизни, создание соответствующих условий для комфортной адаптации детей в переходный период подготовки к учебной деятельности.

3.1. В дополнительном образовании школы реализуются программы дополнительного образования для детей на всех ступенях единого образовательного пространства – дошкольного, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) образования. Дополнительное образование представлено направлениями:

· культурологическое;

· художественно-эстетическое;

· лингвистическое

· физкультурно-спортивное;

· социально-педагогическое;

· естественно-научное и др.

3.2. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным (интегрированным) программам. Для реализации комплексных программ могут быть привлечены 2 и более педагогов, распределение учебной нагрузки между ними фиксируется в образовательной программе.

3.3. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения, определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в пояснительной записке программы дополнительного образования.

3.4. Педагогические работники дополнительного образования могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования РФ) программами, самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним, либо использовать программы других учреждений дополнительного образования детей.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

4.1. Работа дополнительного образования осуществляется на основе годовых и других видов планов, образовательных программ и учебно-тематических планов, утвержденных директором (или его заместителем по воспитательной работе).

4.2. Учебный год в ДОД начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Во время каникул учебный процесс продолжается (если это предусмотрено образовательными программами). Занятия могут проводиться по специальному расписанию. Состав обучающихся в этот период может быть переменным.

4.3. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в школе. В этой связи при зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья и заключении о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю.

Расписание составляется в начале учебного года администрацией по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменения расписания производится только с согласия администрации по дополнительному образованию и оформляется документально.

4.4. Наполняемость групп системы дополнительных образовательных услуг определяется в зависимости от количества поданных заявлений, специфики организации занятий, требований санитарных норм и правил может составлять от 5 до 25 человек. Возможно проведение индивидуальных занятий с обучающимися, если это предусмотрено образовательной программой дополнительного образования детей.

4.5. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в образовательном учреждении дополнительного образования детей.

4.6. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др. Занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и по звеньям (3-5 человек) или индивидуально.

4.7. Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации обучающихся.

4.8. Зачисление обучающихся в объединения дополнительного образования осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы и по личному заявлению учащегося или его родителей (законных представителей).

4.9. Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных, объединениях по интересам (учебная группа, объединение, клуб, ансамбль, др.). В работе объединения могут принимать участие родители, без включения в списочный состав и по согласованию с педагогом.

4.10. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения.

4.11. Посещение ребенком занятий более, чем в двух объединениях дополнительного образования не рекомендуется, предпочтительнее совмещение спортивного и неспортивного профилей. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более двух раз в неделю.

4.12. В системе дополнительного образования ведется методическая работа, направленная на совершенствование содержания образовательного процесса, форм и методов обучения, повышение педагогического мастерства педагогов, формирование «развивающей» среды, способной удовлетворить в подрастающем человеке желание и возможность «состояться» и направленной на реализацию индивидуального образовательного маршрута обучающихся в рамках интеграции основного, дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как писать резюме на работу
Как вы думаете, сколько зарабатывают сотрудники ДПС?
Повременная форма оплаты труда работника Что относится к повременной форме оплаты труда