Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как жить со своей тенью. Программы тренингов rpt

Поиск (выслеживание) Тени Find it



Тень очень сложно вытащить на поверхность сознания простым усилием мысли. Когда дело касается бессознательного содержания, приходится иметь дело только с косвенными его проявлениями. Существует множество способов выслеживания и анализа тени. Например,


  1. Наши противоположности. Составить список тех характеристик, которые мы любим в себе самом. Теневые аспекты, как правило, будут черты, противоположные записанным.

  2. Избыточная реакция на других людей. Когда мы судим других или нас что-то сильно раздражает, этот один из явных признаков нашей собственной тени. «Он постоянно уклоняется от ответственности» - это всего лишь проекция нашего собственного уклонения от ответственности. То, что мы презираем или не любим в других – это то, что мы будем стремиться скрывать в себе самих.

  3. Юмор и ирония. Увы, но это зачастую всего лишь проекция нашего собственного подавленной жестокости или подавленный страх быть осмеянным или ранимость. Если вы неуверенны в себе, то возникает страх стать объектом насмешек или боязнь участи «козла отпущения», и мы начинаем по принципу «лучшая защита – это нападение» атаковать других своей иронией и шутками.

  4. «Оговорки по Фрейду». В этих языковых оговорках очень часто проявляется наше подлинное я. Надеюсь, у тебя не получится добраться на мой день рождения. Ой, я хотел сказать получится ….» В первой фразе было истинное нежелание видеть человека.

  5. «Неправильно понятое поведение». Нам кажется, что мы проявили одну черту (заботу о ближнем), но вас восприняли превратно (как назойливую демонстрацию своей значимости). Увы, как правильно говорят, другим виднее. Как проявились, так вас и восприняли.

  6. Сны. Тень обычно проявляется во снах.

  7. Фантазии. Тень также зачастую проявляется в ваших мечтах.

  8. Поведение под действием алкоголя. Ведь недаром говорят «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке»

Мы воспользуемся техникой составления списков. Для этого нам нужно будет, как бы сделать шаг в сторону, и посмотреть на ситуацию несколько беспристрастным взглядом, то есть перейти на 3 позицию восприятия. И для нашего исследования сначала составим несколько парных списков. Сделаем это в два этапа. Начнем с самого простого и очевидного, с той части Тени, которая ближе всего к сознанию и до которой можно добраться без особых усилий.

1й этап – «Я САМ»

1 список. «Что во мне хорошего» и «Что во мне плохого». Пишите быстро и честно. Каждый пункт должен быть в два-три слова максимум. Для контроля вспомните несколько реальных примеров из жизни, когда вы ярко проявляли каждое из качеств. Это будет самый поверхностный уровень понимания.


2 список. «Каким я хочу быть» и «Каким я не хочу быть». Здесь мы подключаем воспоминания и размышления о других людях. Это уже уровень ценностей - попытка нащупать тот индивидуальный шаблон, по которому у вас происходит деление людей на хороших и плохих. Эти списки должны выйти как можно более длинными. Думать над ними пока тоже не надо - просто записывать все, что приходит в голову. Здесь действует принцип мозгового штурма - количество важнее качества. Анализировать будем на следующем этапе.


3 список. «Хороший человек» и «Плохой человек». В них нужно обобщить те наборы качеств, которые были получены ранее. Посмотрите внимательно на уже готовые списки и попробуйте их проанализировать. Многие качества можно будет сгруппировать и назвать каким-то одним ярким и веским словом. Сделайте это, но на этот раз уже не спешите и подходите к делу вдумчиво и терпеливо. В результате должен получиться этакий концентрат, два списка отборных ярких качеств, названных четко и ясно. Размытые невнятные формулировки здесь уже неуместны. Чем проще и короче слова, тем лучше.


Таким образом, мы прояснили сознательный пласт темной и светлой сторон своей души. Никаких больших открытий на этом этапе не происходит, это только подготовка и тренировка в том, чтобы называть вещи своими именами. Такое умение очень важно, поскольку за витиеватыми формулировками очень удобно прятаться от горькой правды, поэтому нужно лишить себя такой лазейки.

2й этап. ДРУГИЕ.

Второй большой этап - это попытка нащупать неосознаваемую часть своей Тени. Это сложнее и опаснее для душевного равновесия, но в целом тоже пока ничего страшного.


4 список. «Те, кто задевает» и «Те, кто очаровывает»


Определите тех людей, которые вас эмоционально задевают или впечатляют. Вспомните конкретного человека из круга своих знакомых, который вызывает у вас резко негативные эмоции - раздражение, злость, обиду. Главное, чтобы этот человек явно вызывал внутреннее отторжение, и чем сильнее, тем лучше. лучше.


Нужно вписать те самые качества, которые больше всего вас в нем раздражают. Сначала можно писать все подряд, что приходит в голову по памяти - конкретные поступки, ассоциации, созвучные качества - но в итоге в список опять должен превратиться в концентрат из четких формулировок. Если вспомнили несколько человек, пройдитесь по каждому и дополните общий список.


Заканчиваем работу над этим списком, когда ничего нового уже в голову больше не приходит. Торопиться здесь не нужно. Черновой вариант можно составить за один присест, а потом просто дополнять этот список по мере необходимости. Может вспомнится кто-то из прошлого, может вспомните цепляющее вас качество у человека, которого вы в целом считаете хорошим. И так далее.


Ну и последним штрихом, расставьте пункты вашего списка по порядку - от самого важного (самого плохого), к менее важным. В процессе дальнейшей работы порядок может меняться - это нормально.


Все это был только первичный сбор информации, так что не нужно тешить себя иллюзией, что составление списков само по себе что-либо изменит. Мы это уже обсуждали - для реальных перемен нужны конкретные действия. Так что основная работа еще впереди.


Знакомство с тенью Face it


Если в первом шаге мы отстранённо рассматриваем беспокоящего нас человека (а точнее - своё восприятие и свою проекцию), то во втором шаге мы двигаем свою проекцию ближе к собственной идентичности. То есть мы переходим на вторую позицию восприятия и начинаем диалог. Делать это мы тоже будем в два этапа.

1 й этап. ВОСПОМИНАНИЯ.

Самое первое и самое важное, что нужно сделать, - это найти в себе проявления каждого из тех качеств, которые оказались в «плохом» списке. Делать это нужно терпеливо и тщательно, потому что поверхностные размышления не дадут нам нужного эффекта.


По каждому пункту нужно вспомнить 3–5 ситуаций, где вы проявляли это качество со всей отчетливостью. Сначала попробуйте вспомнить сами, а потом, если есть у кого, можете спросить у других людей. Со стороны темную сторону видно лучше, ведь точно так же, как вас раздражают ни в чем не повинные люди, точно так же и вы раздражаете окружающих, не совершая ничего по вашему мнению предосудительного.


Вот, для примера, список «плохих» качеств:


Враждебность; Назойливость; Глупость; Равнодушие.


Берем первый пункт «Враждебность» и ищем в своих воспоминаниях, где эта самая враждебность проявлялась. Разумеется, искать нужно не какую-то абстрактную враждебность, а то самое внутреннее переживание, которое вы назвали этим словом, составляя свой список.


Нужно все время помнить, что пункты списка - это ярлычки к переживаниям, а не сами переживания. Далеко не всегда получается вспомнить проявления того или иного качества с первого захода. Чем больше сил потрачено на подавление, тем лучше маскируется проявление этого качества и тем сложнее восстановить с ним связь. Та же «враждебность» может проявляться на каждом шагу, но память просто не может сфокусироваться на том, что так долго подвергалось гонениям. Поэтому, если не получается что-то вспомнить сразу, нужно дать себе время (день, неделю, месяц - сколько потребуется).


Ключевой момент в поиске таких воспоминаний состоит в том, чтобы найти все свои отвергнутые черты в своем же опыте - так, чтобы сформировалось четкое понимание того, что все эти «негативные» качества действительно есть в вас самих и вы их действительно регулярно проявляете.


Вспоминать нужно до тех пор, пока не останется никаких сомнений, что соринка в чужом глазу - это отражение бревна в вашем. Враждебность, глупость, равнодушие или что там еще оказалось в вашем списке - это ваша повседневность. Десять-двадцать-тридцать лет вы проявляете все эти качества и изо всех сил стараетесь убедить себя, что ничего подобного в вас нет. Но оно есть, и это нужно признать.

2 й этап. НАБЛЮДЕНИЯ

Второй этап работы, который плавно вытекает из первого - это самонаблюдение. Сначала мы перебирали воспоминания, чтобы сориентироваться, где, как и в каких ситуациях может проявляться темная сторона, а теперь возвращаемся в сегодняшний день и ищем, как «негативные» качества проявляются сейчас.


Это процесс растянутый во времени - начавшись однажды, он может вообще никогда не закончиться. Научиться быть внимательным к своим проявлениям - это очень полезный навык, который сильно облегчает дальнейшее развитие.нейшее развитие.


Суть самонаблюдения состоит в том, чтобы продолжать вести привычный образ жизни, не пытаясь в нем специально что-либо изменить. Все что нужно - это по мере сил следить за тем, не всплывет ли само собой какое-то из качеств. Нужно жить дальше, добавив к привычному потоку сознания дополнительный вектор - выслеживание в своем поведении теневых качеств. Именно этот процесс приносит в итоге осознание, необходимое для дальнейших перемен.


За вытеснением негативных качеств стоит определенная логика, которая и делает их негативными. Однако эту логическую последовательность довольно легко разрушить и тем самым немного ослабить внутреннее напряжение.


Например, лживость, может быть осознанной стратегической дезинформацией. Или, если речь идет о самообмане, то лживость выполняет роль предохранительного механизма, без которого психика могла бы пойти вразнос.


Назойливость - настойчивость. Капризность - избирательность, чувствительность. хороший вкус. Глупость - готовность к новому и неизвестному. Властолюбие - амбициозность, социальное выживание. И так далее по вашему списку.


А для тренировки можно вообще любые качества так трансформировать и затем проделать противоположное упражнение - рассмотреть плохую сторону всевозможных хороших качеств. В эту игру полезно играть постоянно, до тех пор, пока будете ловить себя на том, что какое-то качество кажется вам абсолютно хорошим или абсолютно плохим. Хорошим знаком будет, если внутри появится чувство неопределенности - неспособность однозначно рассудить, какое качество плохое, а какое хорошее. Из такого состояния уже гораздо проще позволить себе проявлять весь спектр своих душевных качеств.


Теперь остается только принять Тень в свою жизнь - сознательно позволить проявляться тем качествам, которые раньше были под строгим запретом. Нужно перестать бояться быть нехорошим человеком. Подумайте - чем это вас так пугает? Чего вы так боитесь лишиться, если вы перестанете изображать из себя хорошего? Хотите ли вы всю жизнь прожить в этом страхе? Нужно признать что есть много моментов и жизненных ситуаций, когда эти качества могут быть полезными.


Трансформация тени. Fit it


После того, как заглянули в глаза своей Тени, главное не испугаться, а принимать все философски спокойно. Никто не идеален. Нужно научиться дружить со своей Тенью. Третий шаг по традиции будет состоять из двух этапов.


1-й этап. СИТУАТИВНАЯ ТРАСФОРМАЦИЯ.


Вы определяете шаги, которые вам нужно будет предпринять для того, чтобы достичь нужного состояния, отношения, поведения. Это могут быть конкретные действия, новая модель поведения, новая форма взаимоотношений, размышления, чтение и так далее. И вы начинаете практиковать эти действия и модели. Шаг за шагом, день за днем. Постоянно, не позволяя себе жульничать и лениться. Это может быть быстрый процесс, может быть долгий. Может быть простой, может быть сложный. Это зависит от конкретной ситуации и от вас самого. Но делать это необходимо, иначе трансформация не произойдет.


2й этап. ПОСТОЯННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ.


Вам следует продолжать работу с Тенью постоянно. Но уже не в такой формальной форме, как мы с вами сделали. Следует автоматически отслеживать свои реакции на других людей и прислушиваться к другим людям. Именно от других людей приходит много ценных подсказок, только мы редко хотим их признавать. Так и происходит «узнавание себя», и вместе с ним снимается внутреннее напряжение из-за несоответствия каким-то рамкам. И отсюда же приходит доверие к самому себе - когда внутри больше нет темных углов, когда шкаф больше не гремит костями, восприятие жизни и поведение становится более цельным и уравновешенным. Когда больше не нужно рвать себя на части, жить становится проще.

Персональный блог Елены Павличенко:

«Люди растут, как и растения, некоторые в свете, другие в тени. Есть многие, кому нужна тень, а не свет» .

Теперь я знаю, что за заборы начали душить меня какое-то время назад, сомкнувшись стройными рядами вокруг, и не оставляя ни малейшей возможности кинуть взгляд за их пределы. Просто количество бед, на которые я по привычке не обращала внимания, чтобы не переживать, и, по сути, возводила очередную плотину, отодвигаясь все дальше от себя, превысило все возможные пределы. Естественно, что, забаррикадировавшись от себя, я отгородилась и от мира, он кажется чужим, а я ему кажусь «не от мира сего». И дело тут не во врожденной святости, проявляющейся в блаженной улыбке в ответ на все поношения, а в безысходном горе, которое маленький ребенок – девушка – женщина приучилась таскать с собой. В горе, которое никуда не исчезло, а владеет мной, оставаясь в .

«Тени, за которыми мы следуем».
http://brookeshaden.com

Компост из неприятностей больших и малых, мало того, что тянет назад, не оставляя возможности взглянуть в будущее, он забирает все физические и моральные силы, которые его обладатель тратит на содержание и хранение этого секретного контейнера в себе. Возведенные плотины перекрыли доступ ко всем сферам жизни, преграждая не только путь, но и взгляд в любом направлении, о наличии каких желаний можно говорить? В любом направлении уже имеется своя «закрытая тема», которая запрещает вход на свою территорию. Закрытыми оказались отношения с родными, с любимым человеком, позже – с деловыми партнерами, всегда были закрытыми отношения с собой. А что такое отношения с Богом? Не умение ли заглянуть внутрь своей души? Которого тоже нет.

Как же это случилось? Я ведь просто училась на своих ошибках, к чему призывают люди, считающие себя мудрыми, но не совсем верные выводы делала из такого обучения. После очередной неудачи я навсегда захлопывала дверь, ведущую в зону, связанную с неприятными переживаниями, ведь что с ними делать я не имела представления. Оставалось лишь отречься от того, что причиняло боль, не обращать внимания, делать вид, что жизнь продолжается и все прекрасно, и двигаться в другую сторону. Представьте, что после ссоры с другом или родственником, вы больше никогда с ним не общаетесь. А если так с каждым человеком – много ли знакомых у вас останется через какое-то время?

Ты становишься тотально одинок, потому что слишком далеко забрел от самого себя, в попытке избежать невыносимых боли и страха. Чувство одиночества – естественное следствие отстраненности от жизни, только никто не хочет понимать, что не жизнь его выкинула на обочину, а он сам закрылся от нее.


Фотограф – Брук Шейден. Иллюстрация размещена с личного разрешения автора.
http://brookeshaden.com

Я хочу участвовать в жизни, но не для того, чтобы стать активным членом социума, потому что это нормальнее, чем прятаться от него дома, а для того, чтобы открыть в себе возможность владеть своей жизнью, не отдаваясь ей ежеминутно на растерзание. И N предложила мне чудесную возможность вытащить себя из скорлупы, которая никак не хочет отпадать, несмотря на все мои старания, страдания и осознания – поработать в группе. Удивительно, но меня это не напугало, решимость двигаться вперед оказалась сильнее, чем страх, ведь раньше на меня наводила панический ужас одна мысль о психотерапии в окружении толпы незнакомых людей. И я стала готовиться к новому испытанию, о котором еще мало что знала. Только то, что это одна из трансформационных психотерапевтических техник, которая называется «Работа с Тенью ».

Пока ехала на занятия, в голове то и дело возникали идиотские картинки, подсмотренные в американских фильмах. Где люди с блаженными улыбками сидят на стульчиках, расставленных так, что образуют собой круг, и слушают, как потрепанный бородач рассказывает, что он Билл, пил десять лет без передыху, и вот, уже как три дня воздерживается от этой пагубной привычки. Все ему аплодируют и кричат: «Поздравляем, Билл!…». Да, отсутствие представлений в сочетании с потребностью их формировать играет со мной злую шутку. В информационном вакууме из глубин памяти выплывает все, что хоть как-то связано с темой, к встрече с которой готовится сознание, чтобы иметь пищу для запуска программы работы над собственными ошибками. До ошибок еще далеко, а страх уже делает свое дело – отвращает от всего, что может быть опасным, потому что незнакомо.


«Бегство в страхе». Фотограф – Брук Шейден. Иллюстрация размещена с личного разрешения автора.
http://brookeshaden.com

Стульчики в круг, действительно, были. Было много незнакомых людей и трое ведущих. Я решила все записывать, потому что просто присутствовать, слушать и вмещать то, что запомниться, не могла себе позволить – я должна понять и запомнить все! Наличие тетради и ручки позволяло мне сохранять ощущение собственного мира, который все равно автономен, несмотря на то, что пришел открыться дикому количеству других миров. Я боялась ослабить свою защиту и трепетала как осиновый лист, когда ко мне приближался «говорильный камень». Сердце уходило в пятки, и голос сорвался на сип, когда мне, все-таки, пришлось сказать о себе. Стоит отметить, что даже в этом плане предлагалась полная свобода, ты мог не говорить, если не хочешь. Но я пришла не для того, чтобы продолжать жить в своих страхах. Я здесь, чтобы мне помогли их преодолеть. Так что «пришлось» относится к собственной решимости, я уже сделала выбор, когда согласилась на участие в группе, поэтому не оставила себе возможности отступать, несмотря на такое сильное сопротивление.

Говорить предлагали о странном – о собственном самочувствии, о мыслях, о переживаниях, связанных с предстоящей работой. О том, почему важно присутствовать здесь и что хочется получить в результате. О том, о чем никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах «нормальные» люди не говорят, а если пытаются, то их тут же считают невоспитанными, невоздержанными, эгоистами, думающими лишь о себе, или просто слабовольными нытиками. Необычно было слышать о том, как участники рассказывают действительно о себе, и удивительно видеть, что делают это они спокойно, умиротворенно, а некоторые даже с неким удовольствием, ничуть не считая себя виноватыми в нарушении приличий.

Меня же трясло, когда я говорила, и я совершенно не запомнила, о чем. Страх в горле застрял комом, а сердце просто выскакивало, рвалось внутри так, словно, не будь на мне плоти, оно, не раздумывая выпорхнуло бы наружу, чтобы убежать, раз уж я этого не делаю. Как я пережила этот ужас? Может, только осознанием того, что мой страх нереален, несмотря на то, что так силен. Ведь ни один человек в кругу не умер от того, что сказал пару слов о себе. Ненужное напряжение создавало и то, что я оценивала, что говорят другие, и беспокоилась о том, как воспримут мои слова, будто я на экзамене и все, кроме меня знают правильный ответ, а я лишь пытаюсь его угадать.


Фотограф – Брук Шейден. Иллюстрация размещена с личного разрешения автора.
http://brookeshaden.com

В тот первый раз темой занятия был Монарх. Мы слушали теорию, потом работали в парах, выполняя задания ведущих, а после один из участников должен был делать свой процесс. Пришлось набраться терпения, чтобы понять, увидев своими глазами, что же это такое. А пока я вновь и вновь преодолевала свои страхи, теперь, чтобы отвечать чужому человеку на личные вопросы, глядя ему в глаза.

Тень – это то, кем мы стараемся не быть, чтобы выжить в условиях, которые мы не выбирали. Тень – это свидетельство предательства себя ради любви к людям, имевших над нами неограниченную власть. Тень несет в себе все, что не было одобрено «властителями», то, от чего нам пришлось отказаться во имя спасения себя. Да, в Тени очень часто оказываются чувства, имеющие в представлении людей негативный окрас, например, гнев, хотя и он необходим как воздух, чтобы уметь себя защищать. Но, если папа-военный когда-то запрещал заниматься танцами, в Тени окажется и весь творческий потенциал. Собственные качества, которые кем-то когда-то оценивались как неугодные, отсеклись и прячутся, не в силах больше томиться без внимания. И что плохого в том, чтобы вернуть себе все части себя, с которыми ты пришел в этот мир? Чтобы стать именно тем, кто ты давно есть?

В одной из своих лекций сказал: «Критические заявления внутренней фигуры всегда берутся из внешней среды – церковь, родители, учителя…». Задача «Работы с Тенью» – вынести негативный внутренний диалог обратно во вне и трансформировать его в позитивный. Ведь то, что принято из внешней среды как внутренняя реальность, не может преобразовать само себя, оставаясь внутри, как бы этого ни хотелось, потому что работает, как заезженная пластинка. Необходимо отыскать ту студию звукозаписи, в которой она была сформирована. Для этой цели в «Работе с Тенью» создателем этого метода – американским психотерапевтом Клиффом Барри и разработана система личных процессов.


. Фрагмент обложки книги, издательство «Луч» 2015

Но о процессе чуть позже, пока о том, что случилось со мной при соприкосновении с энергией Монарха, которая в ее гармоничном течении дает ощущение смысла жизни. Всего же в контексте «Работы с Тенью» различают четыре архетипа – Монарх, Воин, Маг и Любящий. Четыре вида архетипической энергии, истоки основных инстинктов, позволяющих человеку чувствовать жизнь. Обращение к Тени помогает разблокировать проявление «недозволенных» аспектов собственной личности, чтобы вернуть в свое русло течение энергий, застоявшихся, или, напротив, неуемно бушующих вследствие возникновения препятствий-плотин на их пути.

Упражнения дают возможность понять, как ты реагируешь на каждую из энергий, хорошо тебе или плохо, с избытком она живет в тебе, или находится в недостатке, выносишь ли ты вообще ее присутствие. Я была настроена несколько скептически, не столько оттого, что все это «чушь собачья», ведь энергию не пощупаешь, чтобы убедиться в обратном, сколько от осознания своей неспособности отдаваться чувствам, ведь я преуспела совсем в другом – в их подавлении на этапе зарождения непонятного еще беспокойства. Так что приступала я к выполнению манипуляций под музыку и голос ведущего послушно, но без ожиданий чего-то особенного.

Когда я стояла на коленях, изображая «Монарха», перед своими «подданными» и принимала от них «благословение на царство» (это была образная визуализация, подразумевающая взаимодействие участников в группах по 3-4 человека), вдруг ощутила огромную тоску по давным-давно утраченному, или вовсе никогда не бывшему со мной – женской благословляющей и принимающей энергии. Как я это поняла – не знаю, я вообще мало что стала понимать, когда нахлынули чувства, тем более что справиться с ними как обычно, затолкав куда-то, где о них можно не думать, не вышло. Девушка, стоявшая напротив и положившая мне руки на плечи (двое других будто растворились), стала мне мамой, бабушкой, но не конкретно ими, а той теплотой и лаской, от тоски по которой сжалось сердце.


Фотограф – Брук Шейден. Иллюстрация размещена с личного разрешения автора.
http://brookeshaden.com

Я прижалась сначала к ее руке, сдерживая слезы из последних сил, зажавшись, чтобы не всхлипнуть, перестав дышать, чтобы не расплакаться. Ведущий заметил мое волнение и подошел, чтобы поддержать, он давал советы, обратные тем, что обычно дают, пытаясь успокоить. Он просил глубоко дышать, пропуская энергию, вызывающую слезы, через себя, а не отказываться от нее. Он просил меня проживать то, что со мной происходит, а не загонять обратно в . Я послушно отпустила дыхание, и тут рванули слезы, да не просто брызнула соленая вода из глаз, из меня вырывался крик, который больше не мог мириться с тем, что его не замечают. Так, сотрясаясь от рыданий, я согнулась пополам, упав к коленям благословляющей фигуры, и с каждым новым вдохом меня разрывало вновь и вновь.

Я очень испугалась и очень переживала о том, что «обратила на себя внимание», «закатила истерику», что все теперь, конечно, считают меня ненормальной. Стыдно, неловко, взрослой тете рыдать в голос при других взрослых, но так невыносимо больно от соприкосновения с настолько желанным и необходимым и никогда со мной не бывшим чувством, что эта боль оказалась сильнее сдерживающего разума, и разорвала мою оболочку. Пока я плакала, в голове навязчиво и очень отчетливо звучала фраза: «Я есть, вы у меня есть», – повторяясь вновь и вновь, как заезженная пластинка. Больше мыслей не было, их невозможно было собрать и сконцентрировать. Во мне была только боль от неудовлетворенной потребности, которая решила, наконец, заявить о себе.

Стыдно было и после того, как я успокоилась и пришла в себя. Меня трясло и покачивало, покалывало ладони, и я тут же ушла в дальний угол, потому что начался перерыв. Я не знала, что мне делать, оправдываться, извиняться, и как вообще все это понимать…, но внимание и доброжелательность ведущих успокоили меня, и я решила просто быть. Я сидела в углу, одна, уставившись в пол, хотя бы потому, что распрямиться все еще было тяжело. И вдруг поняла, что смотрю на него сверху. Не свысока, а именно сверху. Это было чувство, а не осознание следствия физического положения моего зрительного аппарата относительно поверхности пола. Я ощутила покой и свою реальность на какое-то время, уверенность, что я – есть, и смотрю на пол сверху. А когда вернулась домой, моя первая фраза была: «Я хочу, чтобы стакан всегда стоял здесь». Самой резало слух неожиданное и такое твердое «хочу». Пришлось задуматься.

После участия еще в двух занятиях я купила себе куклу.

Работа с Тенью

Как же я не люблю копировать текст из мессенджера Facebook! Сначала скопировать, потом обработать, правильно выстроить, оформить в нужном формате... Эксперт ответил щедро, не пожалел знаков и времени.

Теперь моя очередь сделать работу, потому что «надо». И это «надо», как всегда, получается криво: захватить текст мышкой за один раз не удается. После пятой попытки я пробую договориться с мессенджером, а заодно - и с собой. «Я буду копировать тебя медленно», - мысленно обращаюсь я к тексту. И, глубоко вдохнув, проделываю эту рутинную работу. По три строчки за раз. И так - 85 раз. Но работа идёт плохо, с перерывами. На 10-й строчке мне позвонили - и я отвлеклась на полчаса. На 18-й строчке перестала работать "мышка". На 25-й строчке мне захотелось чаю - так сильно, как будто я пробыла в пустыне не меньше суток без воды. На последней строчке я вдруг увидела анекдоты в ленте и начала их читать, хихикая. В общем, только на копирование текста из мессенджера ушло часа два. И за это время совершенно расхотелось что-то писать дальше. По крайней мере, сегодня.

Такое ощущение, что мне кто-то мешает. Но человеку может мешать только его... «Тень», та часть личности, которая вытеснена, а все другие обстоятельства - только отражение вашего внутреннего настроения, говорят психологи. Я приблизительно знаю, какова моя «Тень» и потому с пониманием отношусь к ситуациям, когда вроде бы не ищу приключений, но все равно нахожу. Моя «Тень» «любит» веселье, тусовки, общение, новые впечатления, то есть приключения. А вот работать она «не любит». А поскольку я настроилась на отдых и, как говорится, «душа бажає свята», то и текст не пишется.

Как говорят психологи, возникающие в любых делах препятствия - это сигнал от «Тени», призывающий человека «посмотреть» на нее, «подружиться», то есть осознать, сделать неосознаваемое осознанным.

1. Книга «Теория и практика работы с Тенью» от Кена Уилбера.

Мы суть того, что мы видим, говорит Кен Уилбер, философ, автор множества книг по психологии.

По его словам, «Тень» — это всё, что, всегда принадлежа вам, отчуждается вами же от себя и прикрепляется в виде эмоционально цепляющих ярлыков ко внешней среде.
Когда действует «Тень», тогда ваша злость на маму-папу, подругу, друга или собачку, будучи по какой-либо причине «запретной» для переживания вами самими, превращается в беспокоящее чувство, что все они на вас за что-то злятся. Когда действует «Тень», ваши положительные качества оказываются «отняты» у вас, отчуждены от вас, раз-отождествлены от вас и переданы близкому вам человеку. Если ваше «я» испытывает чувства, которые кажутся ему немыслимыми, обладает влечениями, которые кажутся ему запретными, посему оно отчуждает их. Таким образом, ваши положительные или отрицательные качества вы «видите», а на самом деле только воображаете в своих врагах или друзьях.

2. «Сознание, бессознательное и индивидуация» от Карла Густава Юнга.

Юнга считают основоположником аналитической психологии и автором термина «Тень», когда речь идет о вытесненных желаниях, мыслях человека, другими словами - аспектах личности.

По тем или иным причинам у каждого из нас есть те части нашего «я», которые нам не нравятся, или, как мы полагаем, не будут приняты в социуме, поэтому мы загоняем их глубоко в бессознательное. Именно все это Юнг и называл «Тенью» личности.

«Тень» — это моральная проблема, которая бросает вызов «я» целиком, никто не может осознать ее присутствие без значительных нравственных усилий. Чтобы осознать это, нужно признать существование и реальность темных сторон человека. Этот акт является самым первым условием для любого вида самопознания», — написал он в книге «Эон» в 1951 году. Так что если хотите разобраться со своей «Тенью», можете и эту книгу включить в планы на «почитать».

3. «Избавление от стыда» от Элис Барри.

В своей книге автор рассказывает, как, будучи застенчивой, стеснительной, вечно сгорающей от стыда, она научилась управлять своими эмоциями и поступками и стала счастливой и успешной в жизни. Помогла ей в этом методика "Работа с Тенью", которая позволяет человеку проблему превратить в возможность, понять, что движет его поступками, почему он совершает одни и те же ошибки и как можно этого избежать, увидеть, что влияет на принятие его решений и в то же время останавливает от незамедлительных действий.
Перед читателем история уникального опыта психологического взросления, которая поможет ему взглянуть на себя совершенно иначе.

4. «Тайное и явное в отношениях с окружающими (Тень и Персона)» от Мюррея Стайна.

По мнению автора, если достаточно глубоко проследить корни наших желаний, намерений, выборов, мы окажемся в темной и холодной области, и нам станет очевидным, что наше Эго в своей затененной части может быть чрезвычайно эгоистичным, самоуверенным, бесчувственным и склонным к манипуляциям. Перед нами окажется чистейший эгоист, любой ценой стремящийся достичь власти и удовольствий. Это средоточие мрака внутри Эго является точным определением того человеческого зла, каким оно предстает в мифах и литературе. Фигура Яго в шекспировском «Отелло» может служить классическим примером. Тень — это место обитания всех смертных грехов.

Также Стайн описал, что собой представляет часть личности «Персона». «Она каждодневно исполняет функцию приспособления к окружающему социальному миру. «Тень» и «Персона» подобны двум братьям (для мужчины) или сестрам (для женщины); один — на людях, а другой — затворник. Они противоположны друг другу. Если один из них блондин, другой брюнет; один — рационален, другой — эмоционален. Нарцисс и Голдмунд, доктор Джекил и мистер Хайд, Каин и Авель, Ева и Лилит, Афродита и Гера», - пишет он.

5. «Психоаналитическая диагностика» от Нэнси Мак-Вильямс.

Эта книга замечательна во многих отношениях. Написанная блестящим профессионалом высочайшего уровня, она уже вошла в золотой фонд аналитической классики и стала бестселлером в тех странах, где была издана. Это один из самых современных базовых учебников по психоаналитической диагностике личности, написанный прекрасным языком и содержащий стройное синтезированное изложение существующих психоаналитических подходов к структуре личности и конкретные практические рекомендации по проведению психоаналитической терапии с разными типами пациентов.

Книга, несомненно, будет интересна и полезна психотерапевтам, психиатрам, психологам-консультантам, студентам, педагогам и всем, кто интересуется психологией.

Узнать истинную природу своего скрытого от посторонних глаз «Я» никогда не поздно.

Тень — это аспект личной истории, который по какой-то причине был подавлен, а затем cпроецирован вовне в виде «другого». «Другой», в действительности, являются отражением этой отделенной части. Мы «закрываем» и «обнимаем» свои тени. «Закрыть» тень значит подавить какую-то черту характера и после испытывать сильное отвращение к другим людям, которые обладают этой чертой. «Обнять» тень значит подавить положительную черту и после испытывать сильное влечение к людям, обладающим этой чертой характера. Ниже мы более подробно рассмотрим что же такое тень, как ее увидеть и что с ней можно сделать. Сначала, рассмотрим распространенные вопросы.

Тень и духовные учения
Если тень это всего лишь проявление, зачем тогда вообще говорить об этом? Зачем вдаваться в подробности? Почему бы просто не признать существующее осознание и увидеть, что все проявления не отделены от осознания? Надеюсь, ответы на этим вопросы раскроют себя по мере чтения этой статьи.

Есть плохие и хорошие новости насчет тени и работы с тенью. Хорошая новость заключается в том, что «тень», термин впервые введенным Карлом Юнгом, является одним из величайших открытий западной психологии. Интеграция тени обеспечивает такую глубину свободы, какую следует пережить, что бы оценить ее по достоинству. Плохая новость в том, что многие духовные учения с восточным влиянием (включая Буддизм и недвойственные учения) полностью игнорируют разговор о тени. Это не просто небольшая оплошность. В действительности это создает духовных учителей, которые утверждают, с одной стороны, быть свободным от личности, а с другой, «закрывают» и/или «обнимают» теневую личность. Это слепое пятно далее передается как вирус к студентам.

Духовные учителя с не интегрированной тенью

Мы все слышали истории о гуру, который говорит с такой ясностью и мудростью и в то же время постоянно попадаете в конфликты с близкими, защищает свои учения и атакует других как будто его перспектива является единственно верной, кто сексуально атакует своих молодых учеников или кто постоянно говорит, что все вокруг злы и эгоцентричны, в то же время не замечая тех же черт в самом себе. Многое из подобного поведения идет от не признанной и не интегрированной тени. Множество теней выскочили и у меня. Поэтому я и завел разговор об этом.

Есть старая буддистская история о группе буддийских учителей, которые встречаются каждый год и обсуждают свои учения, учеников и собственную жизнь. Каждый год, как часы, они сообщали друг другу, что все идет хорошо, за исключением того, что многие из них все еще конфликтовали с другими людьми. Таким образом, каждый год они обещали больше медитировать, веря в то, что время на коврике для медитаций поможет им отпустить все конфликты с собой и другими. Но каждый год на своих собраниях они снова признавались, что множество часов медитации не дали никаких реальных результатов в этой области. Эти учителя игнорировали тень. Из-за того, что Буддизм (включая Дзэн), Адвайта-веданта и множество других духовных учений имеют восточные корни, это история является намного более распространенной, чем может показаться. В своей декларации об отсутствии личности, аспекты этой личности, по иронии судьбы, могут оставаться на многие годы.

Медитация не помогает раскрыть тень
В нашем стремлении провозгласить «все что есть это Единство» или «я это осознание» мы можем только укрепить разделенность через игнорирование работы с тенью. Тени скрыты. Они не являются проявлениями, которые приходят и уходят открыто внутри сознания. Они неизвестные, невидимые и подавленные аспекты разделенного «Я». Если бы они были открыты и очевидны, они были бы видны с помощью простого осознанного распознавания и замечания мыслей по мере их проявления. В результате медитация, спокойное осознание, признание бесформенного присутствия, молитвы, учения прямого пути, нео- и традиционная адвайта, випассана и множество других восточных духовных практик, которые указывают на непосредственное опыт присутствия, никогда не достигают тени. Они и не предполагают поиск тени. Восточные учения имеют дело с недвойственным осознанием, а не относительными историями Эго. К сожалению, из-за того, что они не принимают во внимание тень, множество учителей и учеников восточных учений приходят к «закрытию» и «обниманию» тени, при этом не понимая почему это происходит.

Тень это истории о нас, которые нам не нравятся. Однако, эти истории продолжают действовать внутри нас. Все вокруг нас видят их, но мы не видим. Они для нас являются слепыми зонами. Мы выталкиваем эти истории на другую сторону границ собственного «Я». Мы делаем из них «других». Именно поэтому часто тень называют «отреченным Я». Оно выглядит как чья-то другая проблема, хотя в действительности, это все еще я сам, часть моей истории, от которой я отказался и спроецировал во внешний мир.

Стоит повторить, что пока тень находиться «где-то там», в виде черт и эмоций других людей, никакое количество свидетельствования не вынесет подавленное на свет. Тень ошибочно видится как принадлежащая другим, в то время как в действительности это скрытые части разделенного «Я». Это части, которые мы презираем, части, которых мы стыдимся, и части, от которых мы отрекаемся по какой-либо причине. Вы можете кричать об отсутствии «Я» миллионы лет и все равно пропустить эти слепые пятна. Многие даже пронесли свою тень в «просветление».

Механизм появления тени
John Welwood приводит хорошее определение тени в своей книге Toward a Psychology of Awakening:
Фокус внимания выборочно подчеркивает определенные аспекты поля переживаний игнорируя другие, таким образом отбрасывая в тень оставленные без присмотра части поля. Тень это зеркальные разворот того, что подчеркнул фокус внимания.
Излишнее внимание к любой части за счет целого запускает в движение противоположную тенденцию, как часть большего процесса равновесия.

Вот пример противоположностей, которые могут превратиться в тень. Существует множество других здесь не перечисленных. Любая противоположность может стать тенью.

Плохой/хороший
Контролирующий/не контролирующий
Жадный/не жадный
Счастливый/грустный
Успех/провал

Давайте придерживаться термина Welwood’а «фокус внимания». Разделенное «Я» включает в себя наборы дуалистических историй, таких как «Я хороший», «Я жертва», «Моя жизнь неполноценна», «Я успешный телеведущий» или «Я несчастлив». Это игра противоположность разыгрывающаяся в нашей жизни. Мы фокусируемся на определенных чертах характера, историях, чувствах, ролях, ярлыках и мыслях. Мы выбираем одну сторону пары противоположностей и игнорируем другую. Например, что бы продолжать убеждать себя, что вы хороший человек, вам придется подавить в себе «злые» аспекты, мысли и поведение. Вы обязаны упускать их из виду, рационализировать, отрицать, подавлять и игнорировать. Дам еще пару примеров: что бы быть духовным человеком, вы должны отречься от черт, чувств и историй, которые не подходят под критерий «духовности». Тем, кто гордиться своим свободным нравом требуется игнорировать свой контролирующий тон. Тем, кто видит себя как щедрым человеком, требуется подавлять в себе истории о своей жадности.

Фокусируя внимание на одной стороне пары противоположностей, делая это своей историей, другая сторона не перестает существовать, но теперь она подавлена, мы отказываемся и отрекаемся от нее. Подавление это самообман. Границы между противоположностями совершенно концептуальны. Противоположности взаимозависимы. Одно не существует без другого. В действительности, вы не можете из разделить. Делать вид, что вы из разделили, значит лгать себе. Одну сторону можно подавить, но ее невозможно отделить от другой. Подавленная сторона часто проявляет себя в «других». Внезапно, вы («хороший человек») начинаете замечать всех плохих людей в мире: продавщицу в магазине с ее пренебрежительным, грубым отношением; вашего мужа, который так равнодушен к вам; и вашего начальника, который ни о ком не говорит в положительном свете.

Истинная идентичность
Мы не являемся историями. Наша идентичность не лежит на одной стороне пары противоположностей. Несмотря на то, что может быть комфортно определить свою идентичность в дуалистической истории или признаке, наша реальная идентичность остается осознанием.
Признание осознания не имеет отношения к комфорту. Оно о виденье вещей такими, какие они есть. Осознание это поле переживаний из, в и через которое неразрывно появляются и исчезают все противоположности.

Проверьте это прямо сейчас. Не имеет значение, какую историю вы рассказываете самом себе, это все проявления на фоне осознания. Если вы говорите, «Я контролирующий человек», все равно существует осознание до этой истории, которое воспринимает эту историю как проявление на фоне осознания. Противоположная история, «Я не контролирующий человек», также проявляется на фоне осознания. Истории в равной степени лишь проявления на фоне.

Корень любого конфликта
Мы попадаем в конфликтные ситуации с воображаемыми «другими», потому что выбираем одну из историй и возводим ее своей идентичностью. В этот момент, проявления перестают быть равными. Выбранной стороне отдается больше внимания. Как сказал Welwood, «Тень это зеркальные разворот того, что подчеркнул фокус внимания.
Излишнее внимание к любой части за счет целого запускает в движение противоположную тенденцию…» То, что вы видите в качестве «другого», с тем у кого у вас конфликт, на деле лишь ваша собственная тень, которая преследует вас повсюду, в каждом взаимоотношении.

Работа с тенью 3-2-1
Scott Kiloby было дано разрешение использовать процесс работы с тенью 3-2-1 Integral Institute. Это невероятно мощный метод, который включает в себя три части:

1. Обнаружение тени
2. Диалог с тенью
3. Интеграция тени

Обнаружение тени
В начале этого процесса важно обнаружить тень. Самая большая ошибка, совершаемая людьми в отношении обнаружения тени, это мысленный анализ собственной истории в попытке обнаружения тени. Узнав о тени, люди стремятся сразу проанализировать множество собственных взаимодействий с людьми, в попытках найти пути, которыми они «закрывали» свою тень в прошлом. Для этого нет никакой необходимости. Простое осознание позволит вам замечать конфликты по мере их возникновения. Просто обращайте внимание. Не анализируйте старые конфликты.

Тень показывает себя как конфликты в настоящем. Каждый раз, когда вы видите кого-либо с признаками или чувствами, которые беспокоят вас, знайте, что это тень. Другой человек является крючком для вашей тени.

Люди также делают ошибку, когда определяют любые внешние суждения о других как действие тени. Не каждое суждение является тенью. Например, если ваш сосед слишком много говорит, то мысль, что «мой сосед слишком много говорит», не обязательно есть тень. Возможно, ваш сосед действительно много говорит. Вы узнаете, что это тень, по степени вашего беспокойства об этом. Крючки это те люди и вещи «во вне», которые провоцируют сильные мысленные и эмоциональные реакции в вас. Если вы чувствуете сильное раздражение или даже гнев когда ваш сосед начинает говорить, будьте уверены, что это действие тени. Вот что значит обнаружение тени.

При обнаружении тени, многие люди вовлеченные в практики, основанные на осознанности, делают серьезную ошибку. Они просто осознают негативные мысли и эмоции о своем соседе. Однако, часто осознание только укрепляет убеждение, что существуют «другие». И получается так: «Я замечаю мои мысли и чувства об этом чертовом соседе, который слишком много говорит.» Это просто подкрепляет разделение между собой/другими. Выглядит, будто это проблема твоего соседа. Свидетельствование лишь укрепляет это ошибочное восприятие. Никакое количество замечания того, что происходит в сознании не раскроет что на самом деле происходит в вопросе тени. В сознании тень всегда проявляется в виде «других». Мы не воспринимаем ее тем, чем она является на самом деле — отреченными аспектами нашей личной истории.

Диалог с тенью
Следующий шаг это диалог с другим человеком или чертой характера. По-началу, диалог с «другим» может показаться смешным или странным. Но следует все же выяснить, что на самом деле вас беспокоит в этом человеке. Не разговаривайте лично с человеком, ведите диалог мысленно. Вот пример:

Джона раздражают контролирующие люди. Он постоянно спорит с такими людьми в собственной голове. Он хотел бы, что бы каждый из них просто заткнулся и оставил всех в покое. Познакомившись с процессом 3-2-1, Джон начинает замечать свою тень, когда она проявляется в его жизни. Однажды, он заметил сильную мысленную и эмоциональную реакцию на своего контролирующего начальника. Джон не только замечает свои мысли и эмоции. Он отступает от ситуации, представляет, что его начальник все еще перед ним и говорит, «Ты мне совершенно не нравишься. Ты высокомерен и властен! Ты всегда думаешь, что все знаешь и это меня бесит!»

Если не вести диалог с тенью, она будет проявляться снова в жизни Джона, с его начальником или другими людьми. Это обусловленная реакция, как циклы, которые без конца повторяются. В диалоге с тенью, Джон теперь видит, что конкретно его беспокоит в его начальнике. Он идентифицировал черту — контроль. Он назвал ее. Он назвал причины своей антипатии. Он больше не преуменьшает ее, не подавляет и не отрицает то, что он чувствует. Впервые, цикл был прерван.

Интеграция тени
После диалога с тенью ее можно интегрировать. Что значит интегрировать тень? Это значит перестать притворятся, что существует отдельное «Я» и другие. Конкретно, это значит, что нужно взглянуть на собственную историю, мысли и увидеть, что те признаки, на которые ты реагируешь в других, также присутствуют и в твоей истории. Это буквально значит овладеть признаком, интегрировать его. Это значит сказать, «Я контролирующий», «Я жадный», «Я то, против чего реагирую». Это значит фактически перечислить способы, которыми вы проявляете тот самый признак, который вы атакуете в других. Почувствуйте что это значит, обладать тем, что вы отрицали. Вспомните, когда вы были контролирующим и жадным. Через интеграцию этих черт мы оканчиваем самообман. Признак больше не переставляется на другую сторону границы личности — во вне, на воображаемых «других».

После интеграции тени и признания ее частью собственной истории, осознание — ваша настоящая идентичность — теперь видит, что «Я» и «другие» всего лишь мысли. Вы больше не размещаете свою идентичность на дуалистическую черту и не «закрываете» ее противоположность. «Я» и «другие», и дуалистические черты, которые удерживали это разделение, теперь видятся как равные проявления осознания. До тех пор, пока вы «закрываете» тень, проявления не выглядят равными. Разделенность видится реальной.

В примере выше Джон интегрировал тень посмотрев на свою мысленную историю и увидев, что сама мысль о том, что контролирующие люди не должны контролировать на деле также является контролирующей мыслью. Если Джон углубиться еще, то возможно заметит, что у него полно мыслей о желании, что бы люди были другими. Это и есть контроль. Он думает, что знает, что лучше для всех остальных. Звучит очень похоже на черту с которой Джон боролся в своем начальнике, не так ли? Это не совпадение. Джон «закрывал» тень.

Цель, по которой мы интегрируем историю, которая была подавлена и спроектирована во вне, на других, не в том, что бы начать идентифицироваться с противоположной историей. Мы интегрируем ее потому, что она уже является нашей историей. Она, тень, уже является аспектом Эго, который был подавлен по причине уродства или, наоборот, красоты. При интеграции мы не начинаем верить в эту историю. Мы начинаем видеть все истории, все противоположности, как равные проявления, которые приходят и уходят на фоне того, кем мы на самом деле являемся — осознанием.

Когда существует убежденность в разделенности внутри нас, дуалистическое содержание «закрывает» друг друга. Противоположности реагируют друг на друга. Все это основано на кризисе идентичности. Мы не знаем кто или что мы. Например, хорошие люди «закрывают» плохих людей. Неумные «закрывают» умных. Духовные «закрывают» не духовных. Список бесконечен. В примере Джона смысл не в том, что Джону теперь стоит идентифицировать с другой историей. Он не обязан становится контролирующим. Все это о том, что бы видеть все противоположности как равные проявления нашей истинной идентичности — осознания.

Тень это как часть мебели в комнате, которые находятся в таком темном месте, что даже свет сознания их не освещает. Через интеграцию тени мы наконец видим эти части в полном свете. Они видны нам как тени, проявляемые в «других». Когда мы распознаем их как проявления осознания, вы также признаем нашу реальную идентичность как осознания. Мы прекращаем идентифицировать себя с одной стороной дуальности. Интеграция тени позволяет нам увидеть, что мы не являемся и противоположной стороной. Наша истинная природа есть недвойственное осознание.

Подводя итоги процесса 3-2-1: мы обнаруживаем тень, ведем диалог с ней и затем интегрируем ее. Вы можете проводить этот процесс с любой чертой, которая вызывает в вас сильную реакцию в других людях.

Обнимание тени
Вы также можете проводить процесс 3-2-1 с «обниманием тени». Также как мы можем подавлять и отказываться от негативных аспектов нашей личности, мы также можем подавлять и положительные аспекты. Обнимание тени происходит, когда мы отрекаемся от позитивных черт и признаков, а затем проецируем их вовне на «других». Далее мы чувствуем сильное притяжение к этим другим. Классическим случаем этого будет духовный искатель, который отрекается от любви, мира и мудрости присущих его истинной сущности (осознанию), а после проецирует их на учителя. Далее учитель воспринимается как недостижимо «просветленный». Еще одним примером будет сексуальная или романтическая одержимость. Мы идеализируем других различными способами, не осознавая, что эти «другие» являются всего лишь подавленными и спроектированными аспектами нашей личной истории. Эти позитивные аспекты слишком могущественны, красивы и любящи для нас. Становится намного проще, как нам кажется, спроецировать их на других.

Жертвы остаются жертвами через постоянное идеализирование (обнимание тени) другого, который выглядят более удачливыми или который, кажется, обладает какими-то качествами, которых недостает личности жертвы. Работая с тенью и интегрируя эти спроецированные позитивные черты, жертва просто не может оставаться жертвой. Разделенное «Я», независимо от своего проявления, состоит из пустых умственных образов. В работе с тенью, позитивные и негативные черты (и все другие противоположности) становятся видны как равные проявления осознания. Идеализирование прекращается.

Другим примером обнимания тени является одержимость интеллектом, личностью, успехом и богатством других. Зависть и ревность являются классическими проекциями. Мы зацикливаемся на других людях, которые, как нам кажется, обладают всем тем, чем мы сами хотели бы внутренне обладать. Распознавание осознания как истинной идентичности убирает желание проецирования. Хороший и плохой, привлекательный и нет, добрый и злой, духовный и нет, и все другие противоположности видятся как равные проявления осознания. «Другие», которых вы боготворите, видятся вам ни чем иным чем являетесь вы. Осознанием. Другими словами, нет ни вас ни других. Эти признаки все еще могут проявляться, т.е. кто-то может выглядеть более умным или более привлекательным. Просто это перестанет вас беспокоить. Это перестанет быть вашим личным делом.

Тень и эмоции
Тень проявляется не только как черты характера. Бываете ли, что вы замечаете, «Почему этот человек так зол?» Беспокоят ли вас злые люди? Нас убедили, что злость это плохо. Нас научили подавлять злость. В то же время злость является естественным выражением осознания. Все движения внутри осознания это естественные и неотделимые проявления осознания. Отказываться и подавлять любое из проявлений значит отрицать этот фундаментальный и очевидный факт нашего бытия. Однако, это не значит, что нужно начать обижать людей в попытке «выразить» наш «естественный гнев». Гнев появляется и пропадает спонтанно, неотделимо, плавно и динамично внутри осознания. Мы не выбираем это. Это просто происходит. Отрицать то, что появляется естественно значит подавлять. Это предполагает существование личности, для которой происходит гнев, которому нужно что-то сделать с ним, избавиться от него или подавить его. В нашем непосредственном переживании мы видим, что личности не существует. «Личность» это лишь мысль, появляющаяся внутри осознания. Гнев возникает непосредственно внутри чистого осознания. Когда мы видим, что гнев возникает для осознания, а не для личности, тогда гневу позволено быть именно тем, чем он является. В таком виденье, личность воспринимается как ложная идентичность (Эго).

Когда вы ловите себя на том, что резко реагируете на гнев других людей, то это значит, что гнев был подавлен внутри вас. Вместо «Я злой» гнев выталкивается на другую сторону личностной границы. Внезапно, это «другие» кто зол. «Он злой. А я нет!», «Вот проявление гнева, но он не мой.»

При работе с процессом 3-2-1 гнев перестает быть чьим-то гневом. Интегрировать значит сказать «Я злой» и действительно иметь это в виду. Видя этот гнев «своим», мы на деле перестаем видеть гнев вообще чьим бы то ни было. Также как нет «другого», кто бы был злым, нету и злого «Я». Есть просто гнев появляющийся в безличном осознании. Гнев неотделим от осознания. Не существует личности между гневом и осознанием, который должен смягчить или сделать что-либо с гневом. Посредника не существует. «Я» не существует. Есть только гнев. Так, гнев перестает быть врагом. Гнев перестает быть чем-то, что нужно подавить или спроецировать во вне на «других». Он ощущается полностью в момент появления. Нет ни «Я», ни «других». Просто гнев. И не случайно, что гнев перестает часто появляться, когда он становится ничейным.

Процесс 3-2-1 может быть применен к любой эмоции, не только к гневу. Беспокоят ли вас грустные люди? Счастливые люди тоже ездят по вашим нервам? Найдите свой крючок. Поговорите с тенью и интегрируйте ее. Все эмоции лишь равные проявления осознания. Они никому не принадлежат. Интегрировать тень значит признать нашу недвойственную природу и перестать кормить иллюзорное разделение и конфликты. Недвойственность это любовь.

Тень и убеждения
Сильно ли вы реагируете на взгляды других, отличающиеся от ваших? Часто сложно увидеть, что мы «закрываем» собственное сомнение, когда активно не соглашаемся с чьим-то мнение в таких областях как религия, политика, наука, мораль, культура, духовность и других мировоззренческих вопросах. Убеждения не являются конечной истинной. Они основаны на мыслях. Не существует абсолютно истинных мыслей (включая эту мысль). Мысль относительна и дуалистична. Когда мы смотрим на мысль как на конечную истину, мы часто не видим скрытое, подавленное сомнение, которое и лежит в основе наших убеждений. Но сомнение существует. Оно показывает себя, с криком, каждый раз, когда мы атакуем другую точку зрения.

Все точки зрения являются равными точками зрения неразделимого осознания, которое и есть наша истинная идентичность. Мы атакуем те точки зрения, которые подавили в себе. Что бы убедить себя, что мы правы по какому-либо вопросу, мы должны подавить внутренне все аргументы против. Мы должны подавить собственное сомнение. Это подавление основано на расколе между знанием и незнанием — еще одной парой противоположностей. Внимание сфокусировано на том, что мы знаем или хотим знать как истину. Мы ищем умственной уверенности. Мы подавляем аспект, который не знает. Но т.к. противоположности невозможно расколоть, противоположный аргумент все еще находится в нас. Он проявляются в виде «других», которые не правы. Так мы вступаем с другими в конфликт. Мы «закрываем» их, не осознавая, что боремся с собственным сомнением. Таким образом мы поддерживаем ложный раскол между собой и другими.

В понимании нашей истинной идентичности — осознания — подобное «закрывание» видится как борьба пространства с пространством. Ненужное и основанная на иллюзии разделение.

Через процесс 3-2-1 мы видим все взгляды, убеждения, мнения, черты, эмоции и истории как неотделимые проявления одного, неразделимого осознания. Уверенность, которую мы искали, не будет найдена в мысленной позиции. Осознание есть наша истинная идентичность. Это понимание предоставляет непоколебимое знание, уверенность. Это не мысленная позиция. Это знание. Свобода от всех крайних точек зрения. Все противоположности и все взгляды есть в равной степени проявления неразделимой жизни. Все позволено, когда мы не видим никакого «Я» позади любого из них.

Внешнее это внутреннее
Есть еще одна область проявления тени. Часто мы этого не замечаем, когда другие атакуют нас и мы становимся в оборонительную позицию, другие просто представляют невидимый, подавленный аспект нашей личной истории.

Внешнее давление это лишь внутреннее побуждение. Мы назовем это тенью давления . Внешняя критика от других в реальности есть внутренняя самокритика. Назовем это тенью критики . В этом обсуждении, линия между внешним и внутренним должна выглядеть как продукт дуалистического мышления, выбора одной половины и отречение от ее противоположности. Давайте более подробно рассмотрим тень давления и тень критики.

Тень давления
Это не очевидно на первый взгляд, но любое внешнее давление является внутренним побуждением. Давайте проиллюстрируем это на примере:
Последние несколько лет Джон намеревался покрасить свой дом. В прошлом году, покраска выпала из списка приоритетов. Другие вещи стали более важны, такие как работа и хобби. Его побуждение покрасить дом никуда не делось. Оно просто было забыто, подавлено. Оно перестало проявлять себя как история или побуждение внутри осознания. Однажды, жена Джона сказала, «Я думала ты собираешься покрасить дом! Он выглядит ужасно! Собираешься ли ты вообще это сделать?». Джон автоматически обороняется: «Перестань ко мне придираться.»

Джон не видит своей тени. Для Джона проблема заключается в его жене. Она придирается к нему. «Если она перестанет придираться, то все будет ок.» Он не понимает, что его защитная реакция несет в себе большую мудрость. Внешнее давление, которое он ощущает от своей жены, на самом деле его внутреннее побуждение. Внешнее давление от его жены раскрывает или возвращает его собственное побуждение к покраске дома к его сознательному вниманию. Его побуждение было забыто. Оно стало подавленным. Другие вещи стали более важны для него. Жена Джона лишь напомнила ему о его собственном желании. Из-за того, что Джон не видит вещи такими, какие они есть, т.е. за его собственное побуждение, он ошибочно ощущает это как внешнее давление. Оно переживается как «другое». Т.е. вместо «У меня есть побуждение к покраске дома» оно интерпретируется как «Мое жена давит на меня.» Таким образом закрепляются границы между внешним/внутренним. Это то, как продолжает существовать иллюзия разделенности (и таким образом конфликт), через непонимание того, что на самом деле происходит в подобных ситуациях.

Все внешнее давление лишь внутреннее побуждение. Исключений нет. Мы убеждаемся в реальности этого утверждения по средству изучения очевидных примеров из собственного опыта. Мы никогда не расстраиваемся, когда другие давят на нас сделать что-либо, для чего у нас нет внутреннего побуждения. Например, представьте, что жена Джона сказала бы, «Я думала ты собираешься покрасить дом соседа! Он выглядит ужасно! Ты будешь это делать?» У Джона никогда не было побуждения к покраске соседского дома. Скорее всего и сосед его об этом не просил. Нет внутреннего побуждения для этого. Поэтому, никакой защитной позиции не появляется, когда жена просит Джона покрасить дом соседа. Он не переживает ее просьбу как давление, т.к. нет внутреннего побуждения. Через обнаружение, диалог и интеграцию тени давления, все внешнее давление видится как внутреннее побуждение.

Тень критики
Таким же образом вся внешняя критика является внутренней самокритикой. Если кто-либо называет вас толстым и вы на это активно реагируете, это проявляется в виде внешней критики. Также, если кто-либо называет вас жадным и вы тоже резко реагируете, то это есть внешняя критика. Это может быть любая черта: материалистичность, эгоцентричность, высокомерие или глупость. Ваша оборонительная позиция всегда несет в себе великую мудрость. Ваша защитная реакция выявлять то, что вы носите в себе самокритичную историю. У вас есть история о том, что вы толстый. Или жадный. Именно поэтому вы встаете в оборонительную позицию. Если бы не существовало идентификации с мыслью «Я жадный», тогда никакие обзывания не вызвали бы в вас защитную реакцию. В следующий раз, когда кто-либо будет вас критиковать, поблагодарите его за раскрытие вашей самокритичной истории. Обнаружьте тень. Поговорите с ней, что бы понять, как именно вы себя чувствуете при внешней критике. Затем вы увидите ее такой, какая она есть, т.е. как внутреннюю самокритику. Интегрируйте ее.

После интеграции тени критики больше нет того, кого обижают. Есть просто виденье истории «Я жадный» и чувства, которые идут вместе с этой историей. «Жадный» и «не жадный», «толстый» и «худой», «умный» и «тупой» видятся как равные проявления нашей истинной идентичности — неизменного, неподвижного, вечного, недвойственного осознания.

«Недвойственная тень»
Тень проявляется даже после распознавания недвойственного осознания, часто, вокруг самой идеи недвойственности. Например, замечаете ли вы в разговорах с людьми или даже учителями тех, кто занимает жесткую позицию о недвойственности и двойственности, форме и бесформенности, выборе и отсутствии выбора? Все это противоположности. Несмотря на то, что существует польза в разговоре об отсутствии «Я» или выбора, часто это становится слишком личным вопросом, т.к. мы начинаем переходить на одну из сторон и «закрывать» другую сторону. Мы зацикливаемся на самих себе, нежели обсуждаем «просветленные идеи». Делая процесс 3-2-1, даже с этими противоположностями, которые мы выявляем в разговоре о недвойственности, возможно обрести более глубокую свободу. Довольно забавно, что разделение может проявится в таких казалось бы просветленных идеях как отсутствие «Я», не правда ли? Именно поэтому вклад Запада в виде работы с тенью так ценен относительно восточных учений о недвойственности.

В заключении
Вне зависимости от того, каким образом проявляет себя тень, или какую форму она принимает, после ее интеграции, мы признаем осознание как то, перед чем все противоположности появляются и пропадают. Мы видим, что наша личная история и история «других», которую мы «закрываем» или «обнимаем», являются равными, неотделимыми проявлениями. После интеграции тени вы все еще можете иметь мнение. Вы все еще можете высказывать его. Но больше не существует «Я» за этим мнением. Также как и нет «других». Не за что держаться. Нечего защищать. Свобода.

— это части нас, которые мы по определенным причинам не можем осознанно принять в себе. Наше сознание не может выдержать явное несоответствие содержания Тени и представлениями о том, какими мы должны быть. Конечно, у кого-то какая-то часть личности может стать Тенью, а кого-то — вовсе нет. Все зависит от того, что, грубо говоря, человек считает хорошим, а что плохим.

Например, для кого-то его Жадная часть станет Тенью, потому что «нехорошо быть жадным». А для кого-то в силу приобретенных в детстве культурных программ это вопрос не станет актуальным. (Хотя, честно говоря, «зуд» непринятия себя все равно будет, как ни крути).

Теней в каждом из нас множество. Как водится, мы не сразу их осознаем.

Хотя польза от осознания своих Теней и их трансформации довольно большая. В первую очередь энергетическая польза.

Одно из любимых развлечений детей на море — это топить надувной мячик и смотреть, как он взлетает из-под воды, когда его отпустишь. Удержать мячик под водой перед его взлетом — не так просто. На это нужны силы.

Примерно также мы пытаемся удержать Тени в бессознательном, затрачивая свои силы.

Однако задача любых частей (а Тени — это наши части) — проявиться и начать действовать, потому либо нам нужно постоянно их удерживать непроявленными, либо отпускать хватку, чтобы «любоваться» своими Тенями в действии, параллельно чувствуя, что мы делаем что-то не то, или даже сгорая со стыда, при этом не зная, как вести себя по-другому.

О каких Тенях может идти речь? Напишу о некоторых из них.

Неверный

Люди, обладающие этой Тенью, могут поступиться нравственностью ради выгоды для себя. Они могут предать. Проблема, в итоге, в том, что через какое-то время они сами перестают доверять людям (а это ощущение не из приятных) и/или перестают доверять себе.

Жертва

Сущность Тени Жертвы — бессилие и страх отстаивать свои интересы и проявлять себя во всем, в чем хочется.

В психотерапии мы часто работаем с ситуациями, где проявляется Тень Жертвы. И если эти ситуации проработаны, эта Тень может быть трансформирована без ее четкой визуализации и отдельной работы.

Однако пару раз я встречалась с ситуациями, когда после нескольких встреч, на которых были трансформированы все возможные воспоминания, в которых человек был бессилен и чувствовал себя жертвой — все равно у человека звучал посыл: «на меня нападают, я не могу ни с чем справиться, я беззащитен, я боюсь быть собой». Это хорошее время обратиться к Тени Жертвы, как отдельной части, чтобы трансформировать ее уже полностью (если этого не сделать, то можно так и застрять в Теле боли, на уровне несчастного ребенка, который никогда не повзрослеет, не станет сильным, деятельным и счастливым).

Раненый Целитель

О, это может быть про нас, про психотерапевтов. «Только раненый целитель исцеляет». (К.Г. Юнг) Меня удивляло, почему эта строчка не звучит так «Только раненый и исцеленный целитель исцеляет». Ведь невозможно исцелить, не зная, как исцелиться самому.

Слышала мнение, что чтобы исцелять, психотерапевт должен оставаться в контакте со своими ранеными частями. Поскольку если он забудет о них, то сразу как бы возвысится над клиентом, будучи сильным, здоровым, активным, и это погрузит клиента в ощущение себя слабым, больным, пассивным и глупым…

Ну, не знаю)) По-моему, всем клиентам хочется меньше всего видеть травмированного психотерапевта, чтобы иметь возможность обращать внимание и исцелять только свои травмы. Что весьма справедливо.

В общем, если в вас присутствует Тень Раненого Целителя, это повод задуматься, а может, стоит стать Исцеленным Целителем?

Демон

Тень Демона очень мощна. И сущность ее в том, чтобы выступать против Бога и его законов. Бунт. Бессмысленный и беспощадный. При этом если Тень Бунтаря бунтует, в принципе, то Тень Демона — бунтует именно против Бога.

Я встречалась с такой Тенью. Обычно эта Тень очень плохо осознаваема, потому что чрезвычайно скомпенсирована. Действительно, кто захочет признать, что он ненавидит Бога и борется с ним? Тем больше спокойствия приходило к человеку, который осознавал эту Тень и снимал «заряд» этой борьбы, тем самым автоматически прекращая бороться с Богом.

Изгнанник

Люди, обладающие этой Тенью, всегда «белые вороны», изгои для общества. Даже если они много общаются с людьми, окружающие чувствуют их внутреннего изгоя и сторонятся их. Дети с Тенью Изгнанника часто бывают «чучелами» в коллективе, на них спускают собак при первой возможности.

Можно много еще описывать частей-Теней. Работа с ними — это всегда очень интересно, и сильно влияет на того, кто свою Тень трансформирует.

Работа с Тенью

Собственно, в чем работа с Тенями заключается?

Прочитала в одной книге среди прочих очень дельных советов такой: «Нужно выстроить все Тени перед собой, взять меч правды и проткнуть их. Потом принять остатки энергии».

Сурово. Никогда так не делайте))

Ваша Тень создана вами, и ее нельзя уничтожать, бороться с ней. Вообще никакого насилия.

Представьте Тень в виде образа — это раз.

Приветствие — два.

Благодарность за то, что вы долго были вместе, и Тень работала на вас — три.

Здесь нужно отметить, что Тени всегда выполняют положительные функции. Как и любые части, они — адаптация человека к действительности. Необходимо понять эту положительную функцию и решить, нужна ли вам сейчас эта функция или нет. Если да, то какой другой части эту функцию можно делегировать.

Намасте — четыре («я приветствую тебя, соединяюсь с божественным в тебе»).

Скорее всего, после тих этапов вы перестанете бороться с Тенью и позволите ей самой трансформироваться или исчезнуть.

Если борьба продолжится — добро пожаловать к психотерапевту) Сложные случаи — это как раз для нас.

Успехов и до встречи)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Налоговый вычет по процентам по ипотеке
Полис страхования образец бланк
К массовой пересадке органов россияне не готовы