Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто такой чиновник в современной России? Ликбез номер два: чем чиновники отличаются от депутатов Определимся с понятием.

Лариса Забродская:

— Знаете, слово «чиновник» всегда употребляется в
каком-то негативом контексте. Вообще-то мне больше импонирует звание
«государев человек». Чиновник — это прежде всего хороший управленец.
Человек, приходя со своими проблемами к чиновному лицу, должен
понимать, что перед ним — представитель государства, а государство — это
сила.

Древнекитайская мудрость гласит: «Не трудно управлять миром, стыдно
делать это плохо».

В управлении есть системообразующие вехи, освоив которые, можно, по
сути, управлять чем угодно. Чиновник не может знать все на свете. Это
человек, который может управлять процессом и ресурсами,
человеческими в том числе. Он умеет вовремя принять нужные,
взвешенные решения. А это непросто — необходимо грамотно подобрать
команду, поставить цели, определить задачи. Для того, чтобы
подчиненные под твоим началом работали эффективно, нужно относиться
к человеку немножко лучше, чем он того стоит.

Еще чиновник должен быть искренним. Особенно, когда он не может
моментально решить проблему. Категоричного слова «нет» не должно
быть в лексиконе. Нужно объяснить человеку, что государственная
машина не может работать на единичный случай, она работает на
систему.

Чиновник должен быть сильным, потому что нельзя позволять диктовать
условия государству. Правила игры должны быть четко определены и
едины для всех, не важно, ездишь ли ты на «Мерседесе» или на
муниципальном транспорте.

Марк Портер, известный экономист, выстроил пирамиду управления. В
России в самом низу пирамиды лежат природные ресурсы, потом идут
финансовые ресурсы, инфраструктура и прочее, а в самом верху —
ничтожно малый процент социального капитала, т.е. доверия к
государству. За 70 лет это доверие настолько подорвано, а в последние 15
лет, я бы сказала, разрушено до основания, что восстановить его
немыслимо сложно.

А весь мир строит пирамиду иначе: в основании всего лежит социальный
капитал, на который опираются все остальные сферы общественной
жизни. Поэтому в западных странах люди совершенно спокойно платят
до 90% налогов, они доверяют государству и понимают, что эти деньги
идут на их благо. Люди доверяют, а значит, они вкладывают средства не в
доллары и евро, и не под подушку их прячут, а инвестирует
в свою экономику, приобретает различные акции и облигации.

Мы говорим о доверии людей к чиновникам, следовательно, о доверии к
государству. Но воспитать это доверие очень непросто. Труд «государева
человека» — очень ответственный и тяжелый, потому что своими
решениями он должен пробуждать в населении уважение и доверие к
государству.

Елена Метелева:

— Если подходить к этому вопросу
формально, то чиновник, как минимум, должен иметь определенный
образовательный уровень, т.е. образование по профильной
управленческой специальности. К сожалению, у нас всего лишь около 5%
должностных лиц соответствуют этому требованию, остальные 95% —
имеют гуманитарное, естественно-научное, техническое, какое угодно
образование, только не то, которое нужно. Между тем чиновник должен
обладать специфическими знаниями о государстве и муниципальной
власти, об их структуре и устройстве, знаниями об обществе,
специфическими управленческими навыками и т.д.

Что касается личностных качеств чиновника, то здесь я придерживаюсь
западных взглядов на публичную службу. Макс Вебер в своей концепции
«идеальной бюрократии» писал о том, что чиновник должен
руководствоваться исключительно правилами, не допуская в работе
никаких эмоций. Этот вариант был бы для России идеальным, но
менталитет русского человека иной, нежели у европейца. Мы живем
чувствами, а не разумом, эмоции имеют над нами огромную власть. Даже
в работе мы не всегда руководствуемся рассудком. Не нужно никаких
чувств, они по большей части мешают, чиновник должен беспристрастно
выполнять свои обязанности: неважно, кто перед ним стоит, президент
или дворник. Перед государственной машиной равны все.

За долгие годы своего существования советская номенклатурно-
бюрократическая система работы государственных и муниципальных
органов создала довольно устойчивый негативный портрет служащего.
Он легко узнаваем по использованию особых речевых клише,
предпочтению канцелярских, телефонных и других дистанционных
приемов по сравнению с личными контактами, излишней перестраховки и
т.д.

Необходимо изменение стиля, ценностей, процедур, стереотипов
деятельности работников администраций. Теоретически чиновничество
должно быть открытым для диалога, а не скрываться за семью печатями.

Лариса Гончарова:

— Выбор в пользу
государственного управления я сделала осознанно. России нужны новые
управленцы. Свежий, сильный ветер перемен должен разогнать
застоявшуюся воду. Чиновник должен отвечать за свои действия, должен
осознавать всю меру ответственности за принятые решения. Если в
результате действий или бездействия чиновного лица пострадали люди, к
нему нужно применять жесткие меры, вплоть до увольнения. Неважно,
какого ранга чиновник — министр или глава районной администрации,
перед законом все равны.

Думаю, что наше поколение, воспитанное в других условиях, нежели
наши родители, сможет изменить сложившуюся в чиновничьем сословии
систему круговой поруки. Жизнь не стоит на месте,
власть также может меняться, если меняются люди. Лучше обладать
гибкостью характера, чем с ослиным упрямством держаться за давно
устаревшие правила.

Правительство собирается повышать расходы на мотивацию федеральных чиновников на местах, потому что часто их зарплаты существенно ниже, чем у их коллег из аналогичных региональных структур. Данные собкоров "РГ" это подтверждают. Но уровень заработка региональных чиновников тоже очень разнится. Доходы министров в одном и том же регионе могут отличаться в несколько раз. "РГ" разбиралась, почему так происходит.

По общему правилу зарплата регионального чиновника складывается из должностного оклада, оклада за классный чин, а также из "ежемесячных и иных дополнительных выплат", как это устанавливает статья 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". Регионы вольны самостоятельно определять размеры довольствия служащих. И вот тут-то начинается самое интересное.

Доходы чиновников одного уровня в одном и том же регионе могут существенно отличаться. К примеру, годовой заработок врио министра здравоохранения Новосибирской области в 2017 году составил 7,6 миллиона рублей, его коллеги врио министра культуры - 4,4 миллиона, а врио министра строительства - 1,8 миллиона. Миллионный разрыв в зарплатах чиновников и в Нижегородской области. Там глава минфина заработала за 2017 год почти 4,9 миллиона рублей, а министр транспорта и автомобильных дорог - 1,9 миллиона. Примерно у половины министров годовой заработок составил около трех миллионов рублей.

В Алтайском крае разница в зарплатах высших чиновников более мягкая: у министра здравоохранения - 2,3 миллиона, а у министра строительства, транспорта и ЖКХ - 2,4 миллиона. Министры Пермского края получают в год от 2,2 до 5,7 миллиона рублей.

Интересна арифметика формирования чиновничьих зарплат в Татарстане. Там ежемесячное денежное вознаграждение министра установлено на уровне 39 тысяч рублей (это 468 тысяч в год). К нему прибавляется поощрение президента республики, которое составляет максимум 81,3 тысячи рублей (972 тысячи, итого - 1,44 миллиона рублей в год). В Марий Эл заработок чиновников складывается из небольшого оклада и кратного ему ежемесячного денежного поощрения. К примеру, жалование руководителя администрации главы республики составляет 76,4 тысячи рублей - это оклад в 11,7 тысячи и поощрение в размере пяти с половиной окладов (в год - 916,8 тысячи). Руководитель аппарата государственного собрания республики получает 72,4 тысячи рублей (в год - 868,8 тысячи, начальники отделов региональной администрации - 35,7 тысячи (в год - 428,8 тысячи).

По словам Павла Кудюкина, эксперта по социальным вопросам, бывшего замминистра труда и занятости населения, Федерация не может вмешиваться в порядок формирования зарплат региональных чиновников, в противном случае будет иметь место нарушение принципа федерализма. Правда, для высокодотационных территорий существует отдельное правило: там размер довольствия региональных чиновников не должен превышать зарплаты их коллег из федеральных ведомств. Но это правило далеко не всегда соблюдается.

"С моей точки зрения, совершенно неправильно, когда лица, работающие на должностях одного уровня, получают денежное содержание разного объема, тем более, если отличие - в разы. Я понимаю, что суммы могут быть разными из-за стажа и особых условий труда, но это не должно давать кратной разницы. И тем не менее разрыв существует", - говорит Кудюкин.

В некоторых регионах разрыв в зарплатах министров составляет до трех миллионов рублей в год

Еще одна проблема - очень большая разница в зарплатах госслужащих высшего и низшего звена. К примеру, первый замминистра образования Свердловской области в прошлом году задекларировал доход почти в 4,2 миллиона рублей, или 350 тысяч в месяц. При этом, по данным Свердловскстата, среднемесячный уровень зарплат по госслужбе в регионе, равен 52,3 тысячи. Разрыв - 6,7 раза. Формальные требования закона, устанавливающие, что размер окладов руководителей не должен превышать восьмикратного размера средней зарплаты по организации, соблюден. Но, по мнению экспертов, и этот разрыв чрезмерен.

Мнение экспертов

В кассу через грейд

"Есть узкое место всех систем оплаты труда в России: у нас 10 процентов работников с самой высокой зарплатой получают в 14 раз больше, чем 10 процентов работников с самой низкой. Это несправедливо, ведь, как известно из социологии и экономики труда, чрезмерная дифференциация оплаты снижает эффективность труда", - напоминает Павел Кудюкин.

Еще один актуальный вопрос - стоит ли пытаться приравнять зарплаты чиновников в разных регионах? Нормально ли, когда уже упомянутый министр здравоохранения Новосибирской области получает в год 7,6 миллиона рублей, а его коллега в Свердловской - 1,7 миллиона? Слепо пытаться приравнять зарплаты не стоит, всегда нужно отталкиваться от экономических реалий конкретного региона, пояснил "РГ" Руслан Долженко, доктор экономических наук, завкафедрой экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета.

"Уравнивать зарплаты чиновников в Москве и Барнауле без учета рыночных факторов бессмысленно: уровень оплаты труда специалистов сильно зависит от территории. Самый оптимальный вариант - отталкиваясь от средней зарплаты на местах, определить "вилку" в зависимости от служебной нагрузки, уровня ответственности и личного вклада сотрудника в дело", - предлагает Долженко.

Коммерческие компании давно пошли по этому пути. Бизнес использует систему грейдов, которая обязательно предусматривает максимум и минимум зарплаты для занимающего определенную должность. Тот же подход следовало бы использовать при формировании зарплат чиновников, считает Долженко.

В таком случае можно было бы говорить о справедливости. Сегодня, к сожалению, рыночные подходы в госсекторе почти не используются, говорит эксперт.

О том, что народ ругает чиновников, все слышали, никто уже и не удивляется. Поражает другое. Далеко не каждый гражданин способен толком объяснить, кого критикует. Для многих чиновники - это все, кто принимает решения. Так ли это? Кто является настоящим чиновником, а к кому этот термин нельзя применить? Давайте разбираться.

Определимся с понятием

Покопавшись в словарях, можно найти вполне однозначное определение. Чиновники - это То есть чиновник - это не просто человек, обладающий властью. Он - лицо, распоряжающееся от имени государства. Получается, что чиновники - это служащие, в компетенцию которых входит реализация целей и задач страны. Важные люди!

Есть и иное толкование, не такое официальное, но более распространённое. Согласно ему, чиновники - это те, кто равнодушно относится к своей работе, формалисты, бюрократы. Такой смысл обусловлен уже не функциональным содержанием должности, а восприятием народом конкретного слоя населения, относящегося к данной категории. Надо сказать, что подобное определение возникло отнюдь не вчера. К чиновникам на Руси издавна относились враждебно, ругали.

Немного истории

Рассматривая вопрос более детально, поневоле заинтересуешься тем, откуда произошел термин, когда его стали использовать и почему. Приблизительно в XVIII в. Русь вышла на «мировую арену». Пока еще в кавычках. Но определенные связи с соседями стали более тесными и динамичными. В таких условиях понадобились люди, занимающиеся всевозможной деятельностью, касающейся упорядочения действий государства. Петр Первый, по примеру европейских держав, решил упорядочить деятельность лиц, которые ему служили. Был принят Табель о рангах, который фактически породил чиновников. Можно сказать, что 24 января 1722 г. (дата подписания документа) стал днем рождения этого класса. Таким образом, чиновники России обязаны своим существованием Петру Великому. Происхождение самого слова тоже не сложно понять. Любое лицо, действующее от имени государства, получающее от него содержание, получало чин. Последнее обстоятельство является одним из самых важных.

Устраняем путаницу

В народе принято считать, что чиновник - это депутат. В корне неверное утверждение. Не стоит его повторять, если не хотите прослыть Давайте разберем «на пальцах», чтобы дошел смысл. Чиновник выполняет Он - его руки, глаза и мозг.

Государство, в принципе, заботится о своем народе. Будем исходить из того, что так оно и есть. А как государство узнает о том, чего хочет народ? Для этого существует депутат, народный избранник. Он, по сути, статист. Его задача - выяснить волю народы и донести ее до государства. Сам процесс происходит в виде издания законов. Получается, что чиновник и депутат - это две стороны одной медали. Они в некоторой степени уравновешивают друг друга в сложной жизни государства. Но одно с другим нельзя путать!

А где искать чиновников

Исходя из определения, обитают эти господа в государственных учреждениях. Так как подобных организаций много, они то и дело рождаются и умирают, а потому приводить их перечень смысла не имеет. Для людей вдумчивых предлагается исходить из определения функций государства, чтобы понять, кто есть чиновник. Что это такое? Речь идет о законодательно утвержденных обязанностях, взятых на себя образованием, называемым государством. Например, оно обязано заботиться обо всех гражданах, создавая условия для реализации их прав. Это социальная политика. Получается, что чиновники сидят во всех организациях, которые обслуживают граждан от имени государства. Еще есть политическая функция. Чиновники, ее регулирующие, обеспечивают соблюдение свобод граждан в области влияния на работу государства, избирательного права. А есть у страны внешние функции. Здесь речь идет уже о любой представитель которого - государственный чиновник. Это дает ему право принимать решение от имени державы, естественно, в рамках компетенции.

Сложная жизнь чиновника

Есть еще один момент, который необходимо знать, чтобы полностью понимать суть этого, не особо любимого в народе класса. Так как чиновник находится на содержании государства, то ему приходится подчиняться воле последнего. То есть заработную плату он отрабатывает не только своей деятельностью, но и определенными ограничениями, законодательно установленными. Есть много такого, что можно всем, а чиновникам нельзя. Например, они обязаны отчитываться о своих доходах. Им запрещено подрабатывать на стороне (бывают исключения). Деятельность данных лиц практически на каждом шагу регламентируется законом. Сказал грубое слово - могут наказать. Принял неверное решение - под суд. И так далее. Конечно, чиновники тоже разные бывают. Не у всех уровень ответственности настолько велик, чтобы в тюрьму за ошибку попасть. С другой стороны, каждый из них является, фигурально выражаясь, «вершителем судеб». Поэтому ответственность на их плечах лежит немалая.

Виды чиновников

Служащих, выполняющих функции государства, делят на несколько категорий. Имеется в виду не только различие сановников и чиновников. Нет. Для простого человека важно, что данные служащие сидят и в государственных учреждениях, и в муниципальных. То есть, понимая, что депутаты - не чиновники, не стоит так же относиться к тем работникам, которые организуют деятельность Они-то как раз к чиновникам относятся, так как государство им доверило одно из направлений своей работы. Да и зарплату они получают из казны.

Разбираясь с вопросом о чиновниках, необходимо исходить из того, что человек делает. Если он действует от имени государства, то причисляйте его к данному классу. А если он работает на (корпорацию), то термин "чиновник" к нему применим лишь в фигуральном смысле.

Чиновник – это государственный служащий, обладающий определенным чином. В категории чиновников в РФ находятся люди, которые служат на благо своего государства. Признаками госслужащего являются:

  • должность в государственных органах и их аппарате;
  • деятельность по выполнению функций государства;
  • получение дохода за свою работу за счет госсредств.

Следует отметить, что к чиновникам не относятся лица, которые проходят стажировку каких-либо государственных органах, так как они лишь претендуют на ту или иную должность, но пока ее не занимают. В законе РФ не существует единого нормативного акта, в котором содержится общее понятие служащего. Чиновниками, как мы уже говорили, называют всех, кто служит в государственных органах.

Сегодня в России всех госслужащих делят на такие категории:

  1. Должностные лица.
  2. Оперативный состав.
  3. Технический.
  4. Вспомогательный и обслуживающий состав.

В состав должностных лиц входят чиновники, которые наделены правами издавать правовые акты, подписывать важные бумаги, выполнять регистрационные действия и многое другое.

Также сюда относятся те, кто не занимается вышеуказанными делами, но зато они руководят деятельностью подчиненных им сотрудников. Особым правовым статусом наделены лица, задействованные в административной власти.

К оперативному составу стоит отнести госслужащих, которые выполняют обязанности государственно-властных функций. В отношении граждан они не могут совершать никаких юридических актов. Сюда же относят юристов и экономистов, работающих над подготовкой проектов разных решений. К третьей категории относятся госслужащие, которые осуществляют определенную служебную деятельность. Например, технические секретари.

Типы государственных чиновников в России

Кто относится к чиновникам в России? В соответствии с законом РФ существует два вида госслужащих:

  1. Федеральный государственный работник. Это работник, который выполняет свою профессиональную деятельность на должности федеральной государственной службы и получает за это деньги за счет материальных средств федерального бюджета.
  2. Государственный гражданский служащий субъекта РФ. Это работник, который выполняет свою рабочую деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта России.

Права и ограничения чиновников РФ

Госслужащий имеет на право:

  • посещать в должностном порядке различные организации;
  • принимать участие в конкурсе на замещение выгодной должности;
  • продвигаться по служебной линии;
  • вносить свои предложения по улучшению госслужбы;
  • объединяться в партии;
  • принимать решения в соответствие с занимаемой должностью;
  • соблюдать дисциплину на работе.

Чиновники России не могут делать следующее:

  • заниматься другой деятельностью и получать за это оплату, за исключением творческой и научной;
  • вести предпринимательскую деятельность;
  • получать вознаграждения в виде подарков либо денег за выполнение тех или иных услуг;
  • использовать вне службы рабочие средства;
  • применять служебные данные в своих целях;
  • давать пустые обещания.

Следует отметить, что государственный служащий – это очень серьезная и ответственная должность, на которую берут людей только с соответствующим высшим образованием и опытом работы в той или иной сфере. Таких работников в особом порядке берут на должность (либо избирают) и в специфическом порядке увольняют. Главный вид ответственности у всех государственных работников – политический. Например, отставка, отстранение от должности либо же, если это относится к политическому деятелю, то процедура импичмента.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Выбор метода определения выручки от реализации
Отчетный период по взносам в пфр и фомс для индивидуальных предпринимателей, сроки подачи расчета по страховым взнос
Как заполнить авансовый отчет Бланк авансовый отчет ао 1 канцтовары