Провалом рынка считается ситуация при которой. Сущность и принципы существования "провалов" рынка
Лекция 4 Фиаско (дефекты, провалы) рынка
4.1 Внешние эффекты
4.2 Неэффективность в производстве общественных благ
4.3 Асимметричность информации. Цикличность развития рынков
4.4 Трансакционные издержки
Рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка.
Фиаско рынка являются:
1) внешние эффекты;
2) неэффективность в производстве общественных благ;
3) асимметричность информации;
4) цикличность развития рынков;
5) трансакционные издержки
6) тенденция монополизации рынков
Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии . Под внешним эффектом подразумевается воздействие сделки или экономической деятельности на третьи лица, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положительные, т. е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отрицательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные экстерналии. Услуги в области здравоохранения, образования, орошение, озеленение и др. порождают положительные внешние эффекты.
Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции (производитель, отказавшись использовать дорогостоящие экологически чистые технологии, может произвести больше товаров. Однако, используя грязный цикл производства, он переносит свои непонесенные издержки – дорогостоящие экологически чистые технологии не были куплены – на третьих лиц, у которых по вине производителя возникают издержки, связанные с болезнями, покупкой лекарств). При положительных экстерналиях, наоборот, возникают случаи недопроизводства товаров и услуг (фирма, осуществляя благоустройство прилегающей территории – озеленение, укладка тротуарной плитки, фонтаны и искусственные водопады, – отвлекает часть ресурсов от собственно производства, что приводит к уменьшению объемов производимых товаров, снижению уровня прибыли).
Как урегулировать проблему неэффективности, создаваемую внешними эффектами? Что компенсирует обществу ущерб от отрицательных экстерналий, а создателю положительных эффектов недополученную выгоду? Решение этих проблем, как предполагалось до широкого признания идей Р. Коуза, берет на себя государство, используя свои традиционные инструменты – налоги и субсидии. Если для устранения отрицательных экстерналий государство введет сдерживающий налог (или заставит производителя покупать лицензию либо установить очистительное оборудование) в размере предельных внешних издержек, то внутренние издержки производителя повысятся и приведут объем выпуска в соответствие с общественно оптимальным. Этот прием называется интернализацией (от англ. internal - внутренний) внешних эффектов .
Для того, чтобы интернализировать положительный внешний эффект, государство использует стимулирующие субсидии. Они выплачиваются в размере предельной внешней полезности и трансформируют ее во внутреннюю, увеличив предельную полезность производителя. Субсидируемый производитель расширит выпуск продукции до общественно эффективного уровня.
Однако, если права собственности на ресурсы будут четко определены (специфицированы) и соблюдены, включая возможность свободного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать проблему экстерналий самостоятельно, без участия государства, путем купли-продажи этих прав. Такую идею выдвинул Р. Коуз, который изучал связь между внешними эффектами, правами собственности и эффективностью, что привело к созданию теоремы (1960 г.), названной в честь ученого. Теорема Коуза гласит: внешние эффекты могут быть интернализированы при четкой спецификации прав собственности на ресурсы и свободном обмене этими правами. Теорема выполняется лишь при таком количестве участников обмена правами, при котором трансакционные издержки проведения переговоров о передаче прав собственности не превысят выгод от результатов обмена. Иными словами количество участников переговоров не должно быть слишком велико (предположим, что вы хотели бы договориться об обмене правами на чистый воздух со всеми владельцами автомобилей, проезжающими по шоссе возле вашего дома; трансакционные издержки по проведению таких переговоров окажутся запретительно высокими).
Теорема Коуза помогает понять смысл интернализации экстерналий. Например, два завода используют один и тот же ресурс, допустим, реку во взаимоисключаемых целях: один - для сброса отходов, другой - для разведения рыбы. Неважно, кто из них первым получил право на использование реки. Важно само достижение договора о компенсации: тот, кто получает выигрыш, платит за причиненный ущерб другому. Тогда объемы выпуска и размер прибыли обоих заводов скорректируются. загрязняющий реку завод сократит чрезмерное производство, компенсируя потери прибыли пострадавшему рыбозаводу. Последний же за счет компенсации сможет увеличить выпуск рыбной продукции по сравнению с преддоговорной ситуацией.
Главный вывод теоремы Коуза заключается в том, что внешние эффекты возникают только в случае размытости, неопределенности прав собственности на ресурсы. Если возможно четкое определение прав, проблема внешних эффектов решается путем добровольных переговоров о взаимовыгодной купле-продаже данных прав. В конце концов, права достанутся тому, кто сумеет эффективнее ими распорядиться. Роль государства сводится лишь к установлению «правил игры» при обмене правами собственности на ресурсы.
Условие выполнения теоремы Коуза (ограничение количества участников величиной трансакционных издержек проведения переговоров, которая не должна превышать выгод от результата обмена правами) является общим условием эффективной работы рыночного механизма. Оно дает возможность выявить объем спроса и определить рыночную цену продукции, что всегда осуществимо для частных товаров, когда продавец контактирует с каждым потребителем.
Однако существует такая категория товаров и услуг, на которые выявить спрос и определить оптимальную цену рыночным способом либо невозможно, либо невыгодно из-за чрезвычайно высоких издержек такого выявления. Речь идет об общественных товарах и услугах, или общественных благах.
Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления и неконкурентность в потреблении. Те общественные товары и услуги, которые полностью отвечают данным свойствам, называются чистыми общественными благами. Классическим примером чистого общественного блага является национальная оборона, городское освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании).
Неисключаемость из потребления означает, что сам характер чистого общественного блага таков, что невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков». И дело не только в том, что такие блага неделимы (национальная оборона, уличное освещение и т. п.). Неделимых благ в нашей жизни встречается достаточно много: театральный спектакль, дискотека, общественный транспорт. Но во всех приведенных примерах не возникает проблемы «безбилетника», т. е. ситуации, когда лицо пользуется благом, не заплатив за него. Вы не можете пройти на дискотеку, в метро или посетить театр, не купив билет. А вот свойство неисключаемости из потребления говорит о том, что уже само создание общественных благ (а не их покупка, в отличие от частных товаров) порождает положительные экстерналии. Однако урегулировать рассматриваемую проблему путем переговоров, т. е. в частном порядке, невозможно, так как не выполняются условия теоремы Коуза. Из-за огромного количества участников слишком велики трансакционные издержки выявления того, кто платит, а кто бесплатно пользуется общественными благами, что и порождает проблему «безбилетника». Поэтому рыночное производство общественных благ неэффективно .
Допустим, что национальная оборона финансируется группой неких частных лиц, стремящихся обезопасить только себя от внешнего врага. Однако созданная, например, система ПВО не может защищать только лиц, финансировавших это мероприятие. Она защищает всех граждан страны, включая и тех, кто ничего не платил («безбилетников») для создания оборонного потенциала. Проблема «безбилетника» не позволяет определить полный объем спроса и подрывает рыночные стимулы либо самого предоставления таких благ, либо их предоставления в общественно оптимальном объеме.
Чистые общественные блага неконкурентны в потреблении: увеличение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для остальных, следовательно, и предельные издержки предоставления таких благ равны нулю. Например, оттого, что светом маяка пользуется еще одно морское судно, не зависит уменьшение полезности освещения для других кораблей, и для каждого дополнительно проходящего судна не требуется возводить дополнительный маяк. Можно сказать, что несоперничество – крайний случай проявления положительных внешних эффектов.
Итак, для производства общественных благ в оптимальном количестве нужно взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству, обладающему инструментами налогообложения и механизмом перераспределения в виде государственного бюджета.
Рыночный механизм распределения беспристрастен, так как в его основе лежит принцип равенства предельной производительности ресурса предельному доходу от его использования. Это механизм равноправного распределения: равное право получить доход в соответствии с производительностью ресурса имеет каждый его владелец. Однако рынок распределяет доход только между теми, кто участвует в механизме рыночной конкуренции, не затрагивая тех, кто находится за его пределами (например, проигравших в конкурентной борьбе).
Рыночное распределение – равноправное, но неравное. Его участники имеют равные права на получение дохода пропорционально своему вкладу, который объективно неравен, так как от рождения все имеют различные силы, способности, стремление к труду и т. д. Под равенством следует понимать равенство возможностей (прав), а не равенство результатов. В командной же экономике под равенством в распределении понимается получение одинакового дохода, независимо от вклада сил, знаний, денежных средств и т. д.
Рынок справляется с теми задачами, на решение которых он рассчитан. Нельзя говорить о фиаско рынка в случаях, которые находятся за пределами действия рыночного механизма. Поэтому решение социальных проблем, прежде всего, обеспечение нетрудоспособной части населения правами на достойное существование, а именно, получение определенного дохода без соответствующих факторных затрат, - сфера действия другого, нерыночного механизма, которым обладает государство как инструмент общественного регулирования.
Еще одной проблемой, искажающей работу рыночного механизма, является асимметричная информация в условиях несовершенной конкуренции. Под асимметричностью понимается неравномерное распределение рыночной информации среди участников рынка и порождается эта проблема монополизацией рынков. Асимметричность информации не только повышает трансакционные издержки, но и может привести к перепроизводству одних товаров и к недопроизводству других. Если потребитель обладает лишь частичной информацией о товаре и его качестве, то, во-первых, это приведет к вытеснению качественных товаров с рынка, и, во-вторых, порождает интерналии (выгоды или издержки участников сделки, не отраженные в договоре). Например, монополия производителя на информацию (производитель знает все о своем товаре, а потребитель - только частично) дает возможность снизить издержки производства за счет качества продукции и расширить выпуск экологически опасных товаров. Часть издержек производителя переносится на потребителя и они становятся «внутренними» издержками потребителя, не предусмотренными условиями сделки, т. е не отраженными в цене. Так, купив зараженный радиоактивными элементами продовольственный товар, вы будете страдать от плохого самочувствия, тратить деньги на покупку лекарств и т. п. На величину интерналии уменьшается предельная полезность товара для покупателя. Государство может способствовать решению этой проблемы, аккумулируя и предоставляя рыночную информацию, например, создавая информационные центры, а также устанавливая и защищая посредством законодательства права на получение полной и правдивой информации о товаре.
Серьезной проблемой рынка является цикличность его развития - чередование кризисов и экономических подъемов, т. е. движение от подъема к подъему через кризисы. В период кризиса сфера действия рыночного механизма сужается: сокращается занятость, падают доходы, растут убытки, увеличиваются риски, исчезают стимулы к производству. Отдельные рынки могут попросту исчезнуть при глубоком и затяжном кризисе. Государство в критических условиях как раз и должно протянуть спасительную руку рынкам, помогая им выжить, стабилизироваться и модернизировать свою продукцию.
Трансакционные издержки (transact – заключать договор, вести дело; transaction – ведение дел) – издержки, связанные с поиском контрагента, заключением с ним хозяйственного договора и контролем выполнения второй стороны контракта взятых обязательств (сопровождение контракта). Эти издержки связаны не с производством, а с сопутствующими ему затратами. Термин впервые был введен в экономическую науку американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Рональдом Коузом в его работе «Природа фирмы» (1937 г).
Виды трансакционных издержек
1. Издержки поиска информации - затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и поиск наиболее выгодных условий купли-продажи. Перед заключением сделки экономический субъект собирает информацию о контрагенте. Цены на одно и то же благо могут существенно различаться в разных торговых комплексах, районах города, регионах. Издержки поиска информации могут быть связаны с посещением магазинов, работой с каталогами товаров и услуг, посещением интернет-сайтов торговых организаций.
2. Издержки заключения хозяйственного договора (контракта) – связаны с затратами времени, переговорами, расходами на юридическое оформление договора, транспортные расходы, оплата ресторана, сауны, гостиничные расходы и т.д.
Например, вы собираетесь опубликовать свое литературное произведение. Вам потребуется агент, который будет вести переговоры с издателем, следовательно, потребуются и расходы на оплату его услуг. Сами переговоры займут определенное время. Подписание договора, дружеский ужин с издателем – все это войдет в издержки заключения контракта).
3. Издержки измерения – связаны с необходимостью выявления уровня качества и степени соответствия товара (услуги) предъявляемым требованиям. В силу того, что блага обладают самыми различными свойствами, приносящими различную полезность их обладателю, покупателю приходится нести затраты на экспертизу товара на экологическую чистоту, анализ сертификатов соответствия, оценку подлинности товара, наличия соответствия международным стандартам качества. Издержки измерения затрудняют покупку для того, кто не обладает специальными знаниями о товаре. Задачу минимизации издержек измерения в значительной мере выполняет торговая марка («брэнд») известной фирмы, а также сертификаты соответствия.
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности – издержки на установление объекта и субъекта собственности, функционирование судебной системы, правоохранительных органов, обеспечение защиты и неприкосновенности имущества индивида, фирмы.
5. Издержки оппортунистического поведения – связаны с обеспечением выполнения контрагентов обязательств по заключенному договору, принуждением к выполнению взятых обязательств, выявлением и наказанием нарушителя договора.
Оппортунистическое поведение означает нечестность, обман, сокрытие информации или, как пояснял эту категорию американский экономист О. Уильямсон, «просчитанные усилия по сбиванию с правильного пути»; оно влечет за собой ощутимые издержки как до (ex ante ), так после (ex post ) заключения сделки. Требуются затраты, чтобы контрагенты защитили себя от оппортунистического поведения.
Так, в обменных пунктах валюты стоят специальные приборы, проверяющие подлинность банкнот.
Трансакционные издержки пронизывают всю ткань хозяйственной жизни общества, индивиды постоянно сталкиваются с ними. Дж. Стиглер, американский экономист, утверждал, что «мир с нулевыми трансакционными издержками оказывается столь же странным, как физический мир без сил трения».
К. Эрроу дал более широкое определение трансакционных издержек: трансакционные издержки - это издержки эксплуатации экономической системы. И рыночная экономика, и альтернативные ей системы сталкиваются с трансакционными издержками.
Рассмотрев преимущества и недостатки рынка, мы видим, что он эффективен в тех сферах, на которые распространено действие механизма свободных цен, но рынок не действует там, куда не может проникнуть. Поэтому совместно с «невидимой рукой» А. Смита оказывается необходимым и действие вполне видимой руки государства. Тем самым государственное регулирование дополняет рынок.
Существуют не только провалы, или фиаско рынка, но и провалы государственного регулирования. Самое печальное для общества – некомпетентное вмешательство государственных органов в ситуации, связанные с несостоятельностью рынка. Общество нуждается в государственном вмешательстве там и тогда, где и когда рынок не в состоянии эффективно распределить ресурсы.
Экономическая практика выявила в XIX веке и подтвердила в XX веке, что существуют ситуации (так называемое «фиаско» рынка ), когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах («фиаско») рынка:
1) существование монополий. Поскольку монополии, стремящиеся к максимуму прибыли, не доводят выпуск до оптимального с позиций общества объема, то правительство создает антимонопольное законодательство, запрещающее монополизацию отраслевого сбыта, осуществляет разделение монополиста на несколько конкурирующих между собой предприятий, регулирует деятельность естественных монополий;
2) наличие несовершенной (ассиметричной) информации. Постоянное обновление ассортимента продукции под влиянием изменяющихся потребностей и усложнение продукции в результате внедрения достижений НТП сопровождается несвоевременным информированием потребителей о качестве товара. Из-за недостатка информации многие потребители с подозрением относятся к новым торговым маркам и разнообразию товаров. Для устранения ассиметричности информации государство создает специальные организации, проводящие экспертизы качества товаров и услуг, выдающие сертификаты, подтверждающие безопасность товара для потребителя, устанавливает госты на выпускаемую продукцию и гарантийные сроки службы изделий и т. д.;
3) образование внешних эффектов. При производстве и потреблении некоторых экономических благ часто возникают прямые, неопосредованные непосредственно рынком, благоприятные и неблагоприятные воздействия одного экономического субъекта на результаты деятельности другого субъекта;
4) создание общественных благ. Рынок не предусматривает производство общественных благ (противопожарная безопасность, национальная оборона и др.), которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю.
Внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные эффекты, возникающие в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Положительный внешний эффект имеет место тогда, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности (прибыли) других субъектов. Например, вакцинация студентов и учащихся от гриппа приводит к уменьшению числа людей, заболевших гриппом. Отрицательный внешний эффект образуется в случае, если деятельность одного хозяйствующего субъекта вызывает издержки для других. Например, нефтехимический комбинат осуществляет сброс загрязненной воды в реку и травит рыбу, которую вылавливает рыболовецкая артель. Поскольку завод не очищает воду, то его частные предельные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек (рис. 4.1). Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции фирмой превышает эффективный с точки зрения общества объем выпуска Цена товара, не учитывающая затраты на создание очистных сооружений , оказывается ниже оптимальной цены и позволяет фирме получать незаслуженную прибыль. Площадь треугольника показывает чистые потери общества, возникающие из-за производства продукции больше
Существует пять основных способов регулирования отрицательных внешних эффектов.
Первый способ - запрет на производство (потребление) некоторых благ.
Второй способ - осуществление антирекламы (предупредительные надписи на упаковке сигарет).
Рис. 4.1 - Отрицательный внешний эффект
Третий способ - введение налогов на производство (потребление) товаров. Введение налога (T) сдвигает кривую в положение и превращает внешние эффекты во внутренние, а рыночное равновесие - в эффективное .
Американский экономист А. Пигу предложил устанавливать налог на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием (налог Пигу ) . Рассмотрим следующий пример. Предположим, что фирма производит товар Х в условиях совершенной конкуренции и находится в состоянии равновесия (MR = MC ) (рис. 4.2). Ее предельные издержки МС при оптимальном выпуске не включают затрат на нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта. После установления налога на единицу выпускаемой продукции кривая частных предельных издержек МС смещается влево в положение
Новое равновесие наблюдается в точке , где пересекаются две кривые: кривая предельных общественных издержек включающая частные и внешние предельные затраты, и новая кривая частных предельных издержек Таким образом, налог Пигу заставит предприятие учитывать внешние затраты и тем самым способствовать достижению общественно-оптимального уровня производства. Для того чтобы этот налог полностью компенсировал негативные для общества последствия, его величина t должна равняться внешним предельным издержкам при общественно-оптимальном выпуске.
Рис. 4.2 - Налог Пигу
Четвертый способ - создание рынка на экстернальную продукцию через закрепление собственности на право производить внешние эффекты. Для того чтобы рынок экстерналий мог работать нормально, необходимы два условия:
во-первых, пострадавший субъект должен иметь право собственности на использование ресурса, который необходим фирме для производства «вредного» товара. Только в этом случае он сможет препятствовать производству и требовать компенсации за причиненный ущерб. Например, строительство новой дороги в городе требует разрушения домов, находящихся на пути прохождения магистрали. Самый простой способ решения задачи - предоставить жильцам квартиры в этом же районе, не ухудшающие их положения;
во-вторых, издержки на проведение переговоров фирмы с пострадавшими субъектами о компенсации не должны быть слишком велики. Если сроки строительства дороги жесткие, то практически невозможно при отсутствии жилья в этом районе удовлетворить потребности жильцов. В этом случае трансакционные издержки слишком велики, и теорема Коуза (регулирование отрицательных внешних эффектов без вмешательства государства в форме выплаты компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне) не действует.
Рассмотрим способы нейтрализации отрицательного эффекта при ситуациях, когда права собственности на объекты, их порождающие, закреплены сначала за нефтехимическим комбинатом, а затем за рыболовецкой артелью. Предположим, что комбинат согласился на снижение объема выпуска с до общественно оптимального выпуска получая сумму денег, способную возместить потери, обусловленные сокращением выпуска (рис. 4.3). Расстояние между и при характеризует максимальный размер выплат рыбохозяйства комбинату в обмен за его отказ от производства соответствующей единицы продукции.
Однако рыболовецкая артель настаивает на сокращении выпуска до и готова заплатить комбинату за каждую непроизведенную дополнительную единицу продукции сумму, равную расстоянию АВ. Сделка не состоится в связи с тем, что каждая дополнительная единица продукции приносит комбинату при выпуске сумму, равную разности между рыночной ценой продукта и частными предельными издержками (отрезок СВ). Она могла бы произойти, если бы суммы компенсации устроили обе стороны.
Рис. 4.3 - Теорема Коуза
Приведенный пример показывает применимость теории Коуза и в обратном направлении, когда право собственности на озеро принадлежит рыболовецкой артели. В этом случае предметом соглашений станет размер платежей комбината рыбохозяйству за загрязнение водоема отходами производства. Рыболовецкая артель согласится на загрязнение только в том случае, если платежи комбината будут выше предельных затрат (для рыбохозяйства) на вылов рыбы в условиях загрязнения. Комбинат согласится платить за разрешение на выброс отходов химического производства, если этот платеж будет ниже, чем избыток предельного дохода каждой дополнительно выпущенной единицы продукции над связанными с ее производством предельными затратами (Р – МС ). Несмотря на передачу права собственности на водоем, комбинат также выйдет на общественно-оптимальный выпуск продукции Анализ практики использования теоремы Коуза показал ее применимость в тех случаях, когда в соглашения вовлечено небольшое количество участников и источник отрицательных экстерналий можно определить.
Пятый способ - интернализация внешнего эффекта , т. е. превращение внешних издержек (нейтрализуемых за счет государственных или иных сторонних средств) в частные, не включающие издержки на нейтрализацию внешнего эффекта. Предположим, что после увеличения сброса отходов в реку, рыболовецкая артель вынуждена ловить рыбу в более отдаленных местах и ее издержки возрастают. Чтобы снизить издержки на выпуск своей продукции, комбинат и рыболовецкая артель решают объединиться. До объединения комбинат выпускал , а после объединения - . На рис. 4.3 видно, что интернализация внешнего эффекта привела к сокращению выпуска и величины отрицательного внешнего эффекта. Когда внешний эффект оказывает воздействие на благосостояние не одного, а многих субъектов, тогда проблема внешних эффектов переходит в проблему производства общественных благ.
Общественные блага - это блага, которые не могут производиться в достаточном количестве частными фирмами, и обладают двумя свойствами:
– неисключаемостью, т. е. невозможностью лишить какого-либо индивида возможности пользоваться данным благом, даже по его собственному желанию. Отсюда следует свойство неделимости общественного блага: субъект не может сам выбирать объем потребления блага;
– неконкурентностью. С увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшится.
Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. С точки зрения дифференциации границ потребления выделяются следующие общественные блага:
· международные (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, стандарты, сокращающие трансакционные издержки, международная стабильность и т. д.);
· общегосударственные (оборона страны, охрана общественного порядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и т. д.);
· местные (освещение улиц, озеленение площадей, содержание парков и т. д.)
Чистых общественных благ очень мало. В большинстве случаев общественные блага являются смешанными, обладающими чертами как общественных, так и частных благ. Например, услуги по оказанию экстренной медицинской помощи предоставляются бесплатно всему населению, но если машина скорой помощи отправилась к одному больному, то она не может приехать к другому (свойство неисключаемости не работает).
Оптимальный объем производства общественных благ - это объем, при котором достигается равенство спроса и предложения (рис. 4.4) .
Роль кривой предложения общественных благ выполняет кривая предельных общественных издержек , состоящая из предельных частных затрат производителя и положительных и отрицательных внешних эффектов производства.
Кривая спроса на общественное благо имеет отрицательный наклон, но определяется сложением индивидуальных кривых спроса не по горизонтали, как для частного блага, а по вертикали.
Предположим, что в обществе находятся два человека, которые живут в одном доме. Общественное благо - уборка лестницы. На рис. 4.4 представлены кривые индивидуального спроса двух потребителей и На оси абцисс показано число производимых уборок, а на оси ординат возможные расходы на оплату каждой уборки лестницы. Первый индивид готов заплатить за одну уборку в месяц 30 руб., а за две уборки 50 руб., так как вторая уборка, согласно его кривой спроса, имеет цену, равную 20. Второй индивид готов заплатить за одну уборку 20 руб., а за две - 30 руб. (). За третью уборку оба платить не готовы. Суммируем расходы двух субъектов на первую уборку и получим сумму, равную 50 руб. Поскольку общие расходы на уборку равны 80 руб., то суммарная цена второй уборки равна 30 руб. (). Соответствующие точки (1 уборка - 50) и (2 уборка - 30) лежат на кривой суммарного спроса на общественное благо
«Провалы» рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:
монополия;
несовершенная (асимметричная) информация;
внешние эффекты;
производство общественных благ.
1. Наличие монополий,
прежде всего естественных монополий, а также олигополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции производителей и наносящих ущерб общественному благосостоянию и потребителям.
Это вызывает необходимость:
Гос вмешательства в форме создания государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии,
Гос регулирования и контроля цен, объема производства и качества соответствующих экономических благ.
Поскольку монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать существенным улучшениям. Во многих случаях это достигается с помощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или даже предусматривают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль общественного сектора сводится к деятельности законодательных и правоохранительных органов.
Сложнее обстоит дело в ситуации естественной монополии. Примером может служить городской водопровод. Подвести к домам и квартирам коммуникации нескольких конкурирующих между собой водопроводных компаний значило бы увеличить затраты в несравненно большей степени, чем полезный эффект. Разделение водопроводной компании на ряд независимых подразделений, как правило, также не имеет смысла. Оно не обеспечит конкуренции, поскольку каждое из подразделений окажется монополистом в одном из районов города. Вместе с тем расходы на эксплуатацию водопровода, в частности на управление, скорее всего, возрастут.
В основе естественной монополии лежит экономия, обусловленная масштабом производства. Если предельные издержки быстро снижаются с увеличением масштабов производства, его концентрация экономически эффективна. Если экономически оптимальный уровень концентрации близок к предельной емкости рынка или превышает его, искусственно поддерживать конкуренцию можно лишь за счет снижения эффективности производства.
2. Другой вид провалов рынка - информационная асимметрия у производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) экономических благ.
Она характеризуется преимуществом в информированности производителей и неосведомленностью потребителей о достоинствах и недостатках товаров и услуг. Особое значение она имеет в отраслях здравоохранения и образования, где без вмешательства государства может привести к оппортунистическому поведению производителей и значительному ущербу для потребителей.
Например, навязыванию пациентам врачами дополнительных услуг вплоть до излишних дорогостоящих операций при наличии альтернативных методов лечения заболеваний.
Существуют также отрасли, где информационная асимметрия проявляется в большей информированности потребителей, например страхование, где ущерб может быть нанесен недостаточно информированному страховщику при заниженном уровне оценке риска клиента и установлении заниженного уровня страховой премии (взноса), например в страховании жизни и здоровья населения.
Данный вид провалов рынка также требует вмешательства государства, в частности наличия государственного и муниципального сектора в образовании и здравоохранении, обязательного социального страхования и регулирующих функций государства (лицензирование соответствующих видов деятельности, аккредитация учреждений и др.).
Обычной практикой для стран с развитой рыночной экономикой является участие государства в формировании информационной инфраструктуры рынка. Распространение информации, необходимой производителям и потребителям, представляет собой пример деятельности, порождающей позитивные внешние эффекты.
Информационная асимметрия более характерна для отраслей сферы услуг, чем для производства товаров, поскольку купля-продажа услуги, обладающей свойством неосязаемости, как правило, предшествует ее оказанию. Покупатель вынужден принимать решение о приобретении услуги до того, как проявятся ее конкретные полезные свойства. Там, где информационная асимметрия грозит диктатом производителя, поставку услуг часто берет на себя общественный сектор. Как и в случаях других провалов рынка, это оправдано постольку, поскольку предполагается, что общественный сектор подвержен внерыночному контролю со стороны заинтересованных граждан.
3. Внешние и внутренние эффекты
3.1. внешние эффекты, или экстерналии - издержки (отрицательные внешние эффекты) или выгоды (положительные внешние эффекты), приходящиеся на лиц, не участвующих в конкретной рыночной сделке.
Если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости, издержки ложатся на остальных участников хозяйственной жизни. В этом случае имеет место негативный внешний эффект.
Например, когда предприятие бесплатно пользуется речной водой, загрязняя ее, а те, кто живет ниже по течению, вынуждены вкладывать средства в строительство очистных сооружений.
Вместе с тем нередки положительные внешние эффекты. Если, например, фермер построил за свой счет дорогу, соединяющую его хозяйство с шоссе, и по этой дороге бесплатно ездят жители соседнего села, возникает позитивный внешний эффект.
Проблемы, связанные с внешними эффектами, могут решаться на основе адекватного установления прав и ответственности Участников экономической деятельности. На практике это обычно достигается с помощью законотворческой и контролирующей деятельности государства. Однако во многих случаях целесообразнее затрачивать ресурсы государства не на создание громоздких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих положительные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровождающейся отрицательными внешними эффектами.
При этом выбор оптимальной формы вмешательства определяется спецификой конкретной ситуации и практической целесообразностью. В общественном секторе, как и на частном предприятии, необходимо тщательно сопоставлять разные варианты решения задачи, стремясь достичь желаемого результата с наименьшими издержками.
В случае отрицательных внешних эффектов, например загрязнения окружающей среды, государство вводит соответствующие экологические налоги, стимулирующие внедрение производителями очистных сооружений и экологически чистых технологий. При наличии положительных внешних эффектов (в сфере образования, культуры, здравоохранения) государство выделяет субсидии производителям соответствующих экономических благ (услуг) для расширения их производства и повышения доступности для потребителей.
3.2. внутренние эффекты, или интерналии, которые представляют собой издержки или выгоды, получаемые одной из сторон рыночной сделки в силу нечеткости формулировки контрактов, которые могут принести одной из сторон сделки незаслуженные выгоды, а другой стороне нанести экономический ущерб. Данный вид провалов рынка также требует вмешательства государства для обеспечения баланса интересов сторон при заключении и выполнении контрактов, являясь основой контрактного права.
4.Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны.
Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.
Общественные блага - вид экономических благ, обладающих свойствами, противоположными частным экономическим благам (рыночным товарам и услугам). Существуют:
Чистые общественные блага, которые рынок не производит вообще (национальная оборона),
Смешанные общественные блага (клубные, социально значимые и квазиобщественные блага), которые рынок может производить, но в недостаточном количестве. Источником их производства могут быть гражданское общество (клубные блага(телефонная связь, платное телевиденье, бассейн)), муниципалитет или государство в определенном масштабе (социально значимые блага, квазиобщественные блага в отраслях естественной монополии).
Общественное благо характеризуется двумя свойствами - неконкурентностью (неизбирательностью) и неисключаемостью.
1. Неконкурентность означает, что потребление общественного блага одним человеком не уменьшает его доступность для других. Такое благо неконкурентно и неизбирательно, так как оно потребляется коллективно и предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю; следовательно, нецелесообразно назначать плату за его потребление. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
2. Неисключаемость означает, что технически невозможно ограничить потребление общественных благ или такое ограничение экономически нецелесообразно из-за неприемлемо высоких затрат на предотвращение бесплатного доступа к общественному благу дополнительного потребителя, или на введение механизма его платности. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.
Блага, которым присущи оба свойства в полном объеме, называются чистыми общественными благами. К ним относятся национальная оборона, охрана окружающей среды, фундаментальная наука, законодательство. На практике только небольшое число экономических благ относится к чистым общественным благам. Большинство общественных благ представляют собой смешанные общественные блага, где одно из их базовых свойств (неконкурентность или неисключаемость) проявляется слабо или отсутствует.
Введение
В современной экономике любого государства ведущее место занимает рынок. Рынок позволяет выводить производителей на международную арену и предоставлять свои товары и услуги на высоком профессиональном уровне. Государство постоянно вмешивается в ведение рыночной экономики, регулируя рынок с помощью государственного бюджета, налогообложения, создания законопроектов, ведения антимонопольной политики. Так как Российскую Федерацию относят к смешанному типу экономики, для граждан нашей страны подобное вмешательство государства в рынок является нормой и не вызывает абсолютно никакого удивления. Многие считают, что при наличии гражданского общества, а то есть присутствия демократии, производители имеют право на свободу в ведении своей рыночной политики, но мало кто задумывается о том, что подобный контроль необходим рынку для того, чтобы сглаживать так называемые "провалы", или как их еще называют - "фиаско рынка", которые могут серьезно навредить экономике страны. Государственное регулирование дополняет и корректирует рыночный механизм. Исходя из теории провалов рынка, главная экономическая роль правительства заключается в том, чтобы вмешиваться там, где рынок оказываются неспособным эффективно распределять свои ресурсы. Каждый тип провала рынка предполагает определенный тип государственного вмешательства, в случае провала рынка государство будет выступать в роли единственного производителя, пока не наладит равновесие рыночного механизма. Тему своей работы я считаю актуальной, так как именно сейчас российский рынок нуждается в государственном вмешательстве и налаживании экономики страны. Целью реферата является рассмотрение проблемы провалов рынка, изучение теории провалов рынка и понятие важности государственного регулирования.
Понятие «рынка» и «государства»
В экономической теории имеется множество определений рынка. Различные определения выделяют разные стороны такого сложного и многогранного феномена социально-экономической жизни человечества, рынок, и выражают разные подходы научных школ или отдельных авторов к этому феномену.
Мы будем рассматривать рынок как форму организации частной экономической деятельности людей, основанную на обязательных признаках: частная собственность, добровольность, экономическое взаимодействие самостоятельных и независимых друг от друга субъектов и конкуренция.
Субъекты рыночных отношений. Основные субъекты рынка - это люди (физические лица) и группы людей, специально созданные для совместного осуществления экономической деятельности. В современной экономике эти группы обычно принимают за юридических лиц. Субъектами рынка могут выступать и государственные предприятия, если государство установит для них такие правила, которые близки к условиям деятельности на рынке физических и юридических лиц.
Субъекты рынка свободно, опираясь на собственные решения, предпочтения, вступают друг с другом в экономические отношения, которые в экономической теории называют контрактами. Контракты - это не только те письменные договоры, которые заключили между собой продавец и покупатель, а любые формы сотрудничества и соглашений между самостоятельными и независимыми участниками экономического процесса.
Чем более развита правовая система общества, его культура традиции, чем разнообразнее организации и учреждения, функционирующие в народном хозяйстве, тем большую долю занимают в контрактах неявно выраженные, подразумеваемые условия и обязательства. Например, при приеме на работу обычно не оговаривается, что работник имеет право на оплату дней, пропущенных по болезни, поскольку это право обеспечено общегосударственным законом. Поэтому теория утверждает, что отношения между участниками экономического процесса, особенно в развитых обществах, строятся на основе несовершенно сформулированных контрактов.
Вступая в контракты, субъекты рынка преследуют цель максимизации прибыли, хотя это утверждение несколько упрощенно и поэтому часто подвергается критике современной теорией.
Государство как субъект экономических отношений - это совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности.
Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система органов управления экономикой и обществом. В современном мире это правительство, парламент, центральный банк, государственные ведомства регионального и местного уровня и другие государственные органы. Их важнейшая особенность - в том, что они в принудительном порядке устанавливают условия экономической деятельности.
Под условиями понимаются законы, процедуры и нормы. Законы определяют требования государства к экономическим агентам. Эти требования принимают форму, во-первых, ограничений (запретов) и во-вторых, предписаний (обязательных, например, необходимость регистрации фирмы). Процедуры устанавливают порядок, последовательность действий, права и обязанности участников экономического или юридического взаимодействия. Нормы фиксируют обязательные экономические параметры, (например минимальную заработную плату или пропорции обмена национальной валюты на иностранную валютный курс).
Правом и обязанностью исполнять определенные экономические функции государство наделяется обществом. Иными словами, государство получает «мандат» от общества и является его экономическим «агентом».
Во-первых, установленные государством условия носят относительный характер для экономических агентов. Хотя в праве, как известно, существуют не только императивные (обязательные), и диспозитивные нормы, допускающие выбор, последние расширяют поле возможностей для экономических агентов, но не устраняют ограничения для этого более широкого поля возможностей.
Во-вторых, государство не только определяет условия экономической деятельности, но и защищает их. В современной рыночной экономике государство предоставляет такую защиту через суд.
В-третьих, определение и защита условий экономической деятельности - это не только право, но и в первую очередь обязанность государства.
В-четвертых, государство не руководствуется рыночными принципами максимизации прибыли и эквивалентности обмена. Поэтому оно не может рассматриваться как обычный субъект рынка. В сфере законодательной и экономической деятельности государство руководствуется целями согласования интересов различных слоев общего поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и многими другими целями, которые выходят далеко рамки рыночных принципов.
Одна из фундаментальных характеристик рынка - конкуренция. Субъекты рынка стремятся одержать верх над союзниками. Поэтому конкурентная среда внутренне неустойчива и нуждается в защите со стороны государства. Оно должно бороться с монополизацией рынка и добиваться таких условий, чтобы производители действовали в конкурентной среде. Она формируется не только антимонопольным законодательством, но и специальными экономическими мерами, например снижением барьеров для импорта и поощрением вступления на рынок новых участников. Конкурентная среда - необходимое условие успешного экономического развития.
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих агентов на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в - третьих, свобода входа на рынок и выхода с него.
Различают несколько видов конкуренции, или так называемых форм рыночных структур.
Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях: существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;
Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое её решение о повышение или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
Вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
Нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, техники производства и т.д.
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкурентные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемый привилегированными производителями.
Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид её, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, - это так называемая монополистическая конкуренция.
Она представляет собой тип рынка в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связан с какими либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.
Противоположностью конкуренции служит монополия (от греч. monos - один и poleo - продаю). В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией (от греч. monos - один и opsonia - закупка).
В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. Чистая монополия и чистая монопсония - сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной, так и однородной. Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.
Совокупность норм хозяйственного права и мер по поддержанию конкурентной среды объединяют понятием «рамочные условия экономической деятельности». Создание благоприятных рамочных условий - главная задача государства в рыночной экономике.
Понятие провалов рынка
Провал рынка или как его еще называют "фиаско рынка" - это ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование. Тот момент, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов и производство необходимого количества благ, тогда говорят о провалах рынка. Ситуация, когда рыночный механизм не приводит к оптимальному распределению ресурсов общества и называется провалами или фиаско рынка.
Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:
1. Монополия;
2. Несовершенная информация;
3. Внешние эффекты;
4. Общественные блага.
Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров, стимулируя производство и потребление экономических благ. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, финансирование сферы образования, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и другое. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики.
Мировой опыт свидетельствует о важной роли государства в управлении социально-экономическими процессами. Современная экономика - «смешанная» экономика, базирующаяся на рыночных принципах организации хозяйственной жизни (частная собственность, свобода предпринимательской инициативы, рыночные способы распределения ограниченных ресурсов) при активном регулирующем воздействии государства на поведение экономических субъектов.
Необходимость государственного регулирования экономических процессов обусловлена неспособностью рынка путем саморегулирования решить ряд проблем, подрывающих основы рыночной системы хозяйства и снижающих ее эффективность. В условиях рыночной конкуренции возникают так называемые «провалы рынка» - ситуации, когда экономика, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, не обеспечивает эффективного использования ресурсов и динамичного развития.
Традиционно к провалам рынка относят:
Монополию;
Недостаток и ассиметрию информации;
Внешние эффекты (экстериалии);
Производство общественных благ.
Монополизм, затрудняющий вход на рынок для других хозяйствующих субъектов, а также искажающий рыночный механизм ценообразования, является феноменом, нарушающим основы рынка и принципы свободной конкуренции.
Государство в этих условиях своей деятельностью должно обеспечивать условия свободной конкуренции, осуществлять антимонопольное регулирование.
Как правило, именно монополии завышают цены на товары и услуги, и государство вынужденно вносить соответствующие коррективы в устанавливаемые ими цены. В некоторых случаях по отдельным социально значимым товарам и услугам государство выступает регулятором цен, в том числе устанавливаемых и не монополистами, регулируя величину торговой надбавки или устанавливая налогообложение для этих товаров по льготной ставке.
В условиях рынка экономические агенты действуют в условиях несовершенной (ассиметричной и неполной) информации . Это порождает неэффективность осуществляемых рыночных сделок.
Недостаток информации может блокировать взаимодействие субъектов рынка. Результатом выступает неполнота рынков, проявляющаяся прежде всего в финансовой сфере. Рынки ценных бумаг и фьючерсных контрактов как составная часть рынка капитала, как правило, не являются всеохватывающими и совершенными. Прогнозировать долгосрочные изменения на них крайне сложно. Более того, финансовые рынки функционируют относительно самостоятельно от рынков потребительских благ, труда, земли и физического капитала. Все это приводит к тому, что большинство сделок осуществляется в условиях неопределенности.
Обычно государство неспособно полностью преодолеть проблему неполноты информации. Но оно может частично ослабить риски принимаемых решений, распределив их между налогоплательщиками, что недоступно частным инвесторам. Государство может профинансировать долгосрочные инвестпроекты либо выступить гарантом при их реализации, ввести обязательное страхование вкладов банковскими институтами, предпринять другие действия, способные повысить эффективность общественного использования ресурсов.
Ассиметрия информации проявляется во многих сферах экономической деятельности. Так, классическим примером выступают здравоохранение и медицинское обслуживание. Пациент, обращаясь к врачу, полагается на него в постановке диагноза и выборе методов лечения. Потребитель медицинских услуг не имеет возможности контролировать производителя. Если производители руководствовались бы исключительно принципами личной выгоды, то широкое распространение получила бы дорогостоящая и малоэффективная медицинская помощь.
В равной степени подобная ситуация возможна и в области образования. Здесь потребитель вынужден выбирать производителя прежде, чем реальная услуга будет оказана. Оплата услуг осуществляется на основании недостаточно точной оценки, которая строится на основе предположений, базирующихся на основе имеющегося опыта. Информационная ассиметрия имеет место и при приеме на работу; наниматель заведомо хуже знает возможности лица, ищущего работу, нежели сам потенциальный работник.
Проблема ассиметрии информации может быть решена и без участия государства, на основе учета репутации . Однако в сложных ситуациях более продуктивным оказывается вмешательство государства, которое может принимать различные формы. Одной из них является лицензирование , выступающее обязательным условием осуществления отдельных видов деятельности, например, в здравоохранении, при оказании образовательных услуг, производстве медицинских препаратов и т.д. Возможно также прямое участие государства в производстве товаров и услуг, с которыми связана значительная информационная ассиметрия. Наконец, для предотвращения ассиметрии информации либо блокировки ее последствий могут быть использованы различные инструменты государственного контроля над производствоми сбытом соответствующих товаров и услуг.
Очевидным провалом рынка являются внешние эффекты (экстерналии) – издержки или выгоды, связанные с конкретным видом деятельности, не получившие отражения в ценах. Внешними они называются потому, что касаются не только участников конкретной рыночной сделки, но и третьих лиц.
Различают отрицательные и положительные экстерналии. Рыночное саморегулирование не устраняет отрицательные «внешние эффекты», т.е. негативное воздействие деятельности одних субъектов хозяйствования на других. Примером здесь является загрязнение окружающей среды, которое приносит экономические убытки всему обществу (загрязнение рек, воздуха). В этом случае через административные штрафы или дополнительное налогообложение государство заставляет производителей избегать таких эффектов для других участников рынка.
При положительных экстерналиях деятельности одних экономических агентов приносит определенные выгоды посторонним лицам. Так, если человеку сделана профилактическая прививка от инфекционного заболевания, опасность заражения снижается не только для него лично, но и для тех, кто вступает с ним в контакт. В этом случае предельные общественные выгоды выше предельных частных выгод. Другим примером достижения положительного внешнего эффекта является развитие образования, в результате чего в выигрыше оказываются не только отдельные люди, но и общество в целом. Если бы сферы, порождающие положительные внешние эффекты, развивались исключительно на основе принципов свободного рынка, имело бы место недопроизводство соответствующих благ по сравнению с эффективным уровнем.
Блага, порождающие положительные внешние эффекты, создаются в основном в сферах образования, здравоохранения и культуры. Эти социально значимые блага оказывают положительное влияние на общество в целом, поэтому является оправданной государственная поддержка их потребителей и производителей путем предоставления налоговых льгот и субсидий.
Предельный случай деятельности, порождающей позитивные экстерналии, представляет создание общественных благ . Это блага, производимые за счет общества и потребляемые всеми членами общества. Они отличаются двумя свойствами: несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.
Несоперничество означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю. Под неисключаемостью в потреблении подразумевается техническая невозможность или запретительно-высокие издержки предотвращения доступа к благу новых потребителей. Блага, которым присущи оба этих свойства, называются чисто общественными благами . Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется не в полной мере, налицо смешанное общественное благо .
Примерами чисто общественных благ служат национальная оборона, правоохранительная деятельность, законодательство. Так, увеличение численности населения не требует внесения дополнительных изменений в гражданский, семейный или административный кодекс. Законы определяют права и обязанности каждого, причем размер получаемых «выгод» не зависит от количества «потребителей». При этом ни один житель страны не может быть выведен из-под действия законодательства, так как оно одновременно обращено ко всем членам общества.
Чисто общественные блага не могут быть произведены и проданы по частям, их производство и потребление происходит коллективно.
Исправить изъяны рынка призвано государство. В настоящее время сложились апробированные в различных государствах механизмы коррекции рыночного механизма. К ним относятся мероприятия по поддержанию макроэкономического равновесия, при этом само понятие «равновесие» распространяется не только на экономические, но и социальные элементы, прежде всего систему социальных гарантий граждан. Основные споры ведутся о масштабах подобного регулирования.