Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Государственные служащие в россии - правовой статус. Ограничения при прохождении госслужбы

Президентским Указом от 31.12.2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» предопределено сокращение предельной численности госслужащих и работников тех органов, деятельностью которых руководит российское Правительство, а также федеральных агентств и служб, подведомственных таким министерствам.

В 2011- 2013 г.г. запланировано сокращение должностей в государственных учреждениях приблизительно на 20%, поэтапно на протяжении этих трех лет. В 2011 и 2012 годах уже сокращено по 5% сотрудников, а в наступившем 2013 году госслужащих ожидает самое крупное сокращение - 10%.

По задумке Правительства, 50% бюджетных ассигнований, высвободившихся в результате оптимизации численности госслужащих, будут направляться для материального стимулирования работников, оставшихся на службе.

Сокращение должностей может осуществляться как через уменьшение количества должностей, так и путём мероприятий по реорганизации госоргана либо изменения его структуры (пересмотр штатного расписания или штата, уставных документов и т.п.).

Служащие, уволенные по причине сокращения должностей государственной службы, пользуются всеми предусмотренными действующим законодательством гарантиями, льготами и компенсациями. Давайте подробнее рассмотрим, какими именно.

Предупреждение об увольнении госслужащих

Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ).

Увольнение государственного служащего может быть осуществлено без двухмесячного срока предупреждения лишь с письменного согласия работника.

Также работодателю за 2 месяца до предстоящего увольнения необходимо уведомить об этом событии выборный профсоюзный орган госоргана, а не только самих служащих. Такое требование содержит ст.38 Закона №79-ФЗ.

Действия представителя нанимателя при сокращении госслужащих

Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, соответствующие органы власти и представители нанимателей должны учесть и соблюсти отдельные положения нормативных правовых актов.

Работодателю необходимо в течение 2-х месяцев с момента письменного предупреждения о сокращении госслужащих решить следующие вопросы:

  1. Оценить возможность преимущественного права работников, попавших под сокращение, на замещение свободных должностей гражданской службы.
  2. Предусмотреть возможность продолжения дальнейших отношений с данной категорией государственных гражданских служащих.

Оба данных вопроса могут решаться в рамках внеочередной аттестации государственных служащих. Законом №79-ФЗ (ч. 7 ст.31) преимущественное право на замещение должности предоставляется служащим, имеющим более высокую квалификацию, более длительный стаж работы (службы) по специальности или гражданской службы, соответствующий уровень профессионального образования и более высокие показатели результата профессиональной служебной деятельности.

Варианты продолжения трудовых отношений

Законом №79-ФЗ (ч. 1 ст.31) предусматривается, что в случае сокращения должностей гражданской службы трудовые отношения с занимающими их служащими могут быть продолжены:

  • если госслужащему предоставят возможность замещения иной должности гражданской службы в этой же государственной организации, либо в другом госоргане с учетом стажа его работы (службы) по специальности или стажа гражданской службы, профессионального образования госслужащего и уровня его квалификации;
  • при направлении гражданского служащего на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку.

Также существует возможность замещения гражданскими служащими должностей временно отсутствующих гражданских служащих (ч. 3 ст. 30 Закона №79-ФЗ). В этом случае с госслужащим, попавшим под сокращение, заключается срочный служебный контракт (см. также письмо Минздравсоцразвития РФ №2956-17 от 01.10.2008).

Такого рода вариант возможен в случае наличия у работодателя должностей, по которым некоторые гражданские служащие находятся в отпусках по уходу за ребенком, длительно болеют, находятся в длительных отпусках без сохранения денежного содержания и т.д.

Следует учесть, что одновременно с выходом на работу «основного» служащего расторгается служебный контракт, заключенный с временным работником.

В органах власти зачастую заняты не только госслужащие, но и иные категории работников, трудовая деятельность которых не регламентируется Законом № 79-ФЗ. К ним относятся так называемые «технические исполнители», обслуживающий персонал и т.п.

Если государственного служащего переводят на такие должности, не предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы РФ, речь необходимо вести не о переводе (переходе), а об увольнении работника с гражданской службы и о приеме того же сотрудника на новую должность.

В случае, если госслужащий отказывается от направления на переподготовку, либо его не устраивает альтернативная предложенная должность, он увольняется с гражданской службы по причине сокращения: пункт 6 части 1 ст.33 Закона №79-ФЗ будет являться основанием для увольнения.

Компенсация при увольнении по сокращению

Госслужащему должна выплачиваться компенсация, равная четырехмесячному денежному содержанию, если он увольняется в связи с сокращением (ч. 9 ст.31 Закона № 79-ФЗ). Выходное пособие, которое предусматривает Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ), в данном случае не выплачивается.

Президиум Верховного Суда РФ подтвердил правомерность осуществления государственным служащим данной выплаты, предусмотренной частью второй ст.318 ТК РФ. В этом случае речь также ведется о выплате компенсации в размере денежного содержания за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения, а не о выходном пособии.

Порядок расчета компенсации оговаривается в соответствующих локальных нормативных актах. Применительно к федеральным государственным гражданским служащим исчисление выплаты производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562. Этим документом утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила).

Расчет месячного денежного содержания государственных служащих согласно п.8 Правил состоит:

  • из установленных на дату расторжения служебного контракта оклада денежного содержания (оклад за классный чин и должностной оклад), ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячной надбавки за выслугу лет, надбавки за работу с составляющими государственную тайну сведениями, а также из ежемесячного денежного поощрения;
  • из одной двенадцатой части размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, матпомощи и единовременной выплаты к отпуску, начисленных по факту в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Пример расчета компенсации при сокращении госслужащего

Предположим, что государственный служащий, являющийся советником государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, увольняется 01 марта 2013 года в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы.

Допустим, что его месячное содержание складывается из следующих выплат:

  • должностной оклад – 5 419 рублей;
  • оклад за классный чин – 1 515 рублей;
  • надбавка за выслугу лет (10%) – 542 рубля;
  • надбавка за особые условия гражданской службы (120%) – 6 503 рубля;
  • ежемесячное денежное поощрение (1 оклад) – 5419 рублей.

Кроме того, в течение 12 месяцев перед увольнением (с марта 2012 по февраль 2013 г) государственному служащему начислялись премии за выполнение особо сложных и важных заданий на общую сумму 189 300 рублей. Также госслужащий получил за 12 месяцев, предшествующих сокращению, материальную помощь и единовременную выплату к отпуску на общую сумму 20 802 рубля.

Итак, кроме оклада денежного содержания, госслужащему за 12 месяцев было выплачено 210 102 рубля (189 300 рублей + 20 802 рубля).

Для расчета компенсации при увольнении ежемесячное денежное содержание гражданского служащего составит 36 906,5 руб. (5 419 + 1 515 + 542 + 6 503 + 5 419 + (210 102: 12 мес.)).

Сумма компенсации при увольнении составит 147 626 руб. (36 906,5 руб. * 4 мес.).

В отношении государственных служащих субъектов РФ соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться несколько иные правила расчета компенсации.

Рассматриваемая выплата относится к компенсационным выплатам, связанным с увольнением, а потому в полной мере не включается в базу для начисления страховых взносов и не облагается налогом на доходы физических лиц.

Иные выплаты при увольнении

При увольнении по сокращению гражданским служащим наряду со специальной компенсацией производятся другие установленные выплаты, включая:

  • Денежное содержание за отработанное служебное время в окончательный расчет;
  • Компенсацию за неиспользованные на дату увольнения отпуска (при этом выплата производится за все неиспользованные дни отпуска без каких-либо ограничений);
  • Материальную помощь;
  • Единовременную выплату к отпуску.

Матпомощь и единовременная выплата к отпуску производятся в порядке, предусмотренном соответствующими ведомственными нормативными актами. В отдельных случаях данные единовременные выплаты к отпуску производятся пропорционально количеству календарных дней отработанных в году увольнения и т.д.

В окончательный расчет приведенные выплаты производятся при увольнении служащего с государственной гражданской службы. Если же госслужащего переводят на иную должность гражданской службы, указанные выплаты производятся в общем порядке. В частности, выплата госслужащему материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску производятся на основании его письменного заявления, а компенсация за неиспользованный отпуск – в случае дальнейшего увольнения и т.п.

Как отмечалось ранее, с письменного согласия госслужащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с данным сотрудником служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности за два месяца. Однако Закон № 79-ФЗ, в отличие от ТК РФ, не предусматривает в данном случае возможность выплаты предусмотренной ст.180 ТК РФ дополнительной компенсации, равной размеру денежного содержания, исчисленной пропорционально оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении времени. Следовательно, данная выплата государственным служащим не производится.

Материал подготовлен специально для финансового портала сайт

Существует определенная статистика, которая указывает, в каком году был среднемесячный и среднегодовой заработок россиянина в национальной и иностранной наиболее ходовой валюте. Такие статистические данные нужны для того, чтобы отслеживать рост экономики страны, динамику развития.

Существуют данные о средней зарплате в России по годам, начиная со времен Советского Союза, и заканчивая текущим годом. Подобная статистика интересна, в первую очередь, историкам, занимающимся изучением хронологических аспектов из области экономики, самим экономистам и потенциальным мигрантам, которые собираются зарабатывать в будущем в РФ.

Для изучения данного вопроса детально, следует поинтересоваться исторической статистикой по зарплатам за последние десятилетия и прошлые столетия. А также такие данные помогут работникам приблизительно рассчитать пенсионные начисления для Пенсионного Фонда. Существуют расчетные схемы, по которым можно узнать свою прибыль по начислениям в будущем.

Чтобы правильно вычислить коэффициент среднего показателя дохода за месяц, нужно рассчитать соотношение оплаты за какой-то конкретный промежуток времени, к примеру, за 2001 и 2002 год или последние 5 лет до 1 января 2002 года, к средней месячной оплате труда в России за выбранный отрезок по годам. Из вышесказанного становится понятно, что коэффициент средней оплаты труда за 30 дней равняется заработной плате человека, разделенной на среднестатистическую зарплату в месяц.

Формула: КСЗ=ЗР/ЗП.

Полученная цифра используется для вычисления расчётной пенсии, часть суммы от будущих выплат, которые заработаны за весь 2002 год. Расчетная пенсия равна СК, умножено на КСЗ и еще раз умножено на 1671 – 450. Итак, ясно, что чем выше коэффициент средней зарплаты, тем больше показатели расчетов по деньгам.

У большинства жителей России за периоды 2000 и 2001 года размер средней оплаты числится в данных Пенсионного Фонда, и не нужно это доказывать в документальной форме. При выборе расчёта коэффициента средней оплаты труда в месяц за 2000-2001 годы, КСЗ рассчитывается методом разделения средней оплаты ЗР за весь этот временной промежуток на 1495 рублей – это среднестатистическая оплата труда в России за указанное количество лет.

Формула: КЗС=ЗР/ЗП=ЗР/1495.

Другой пример, выбираем промежуток времени не за 2000 и 2001 год, а возьмём более ранний период, в совокупности за последние 5 лет (60 месяцев). В этом случае следует провести ряд таких вычислительных действий:

  • нужно сначала узнать средние показатели оплаты труда за конкретный период;
  • найти статистические данные (будут приведены ниже) за указанный период по средним показателям оплаты труда;
  • затем рассчитываем значение КЗС;
  • в период оформления пенсии нужно представить в отделение пенсионного фонда данные по зарплате, за последние 5 лет.

Таблицы зарплат в стране по годам

Таблицы среднемесячных зарплат, которые установило правительство РФ с целью конвертации пенсионных прав для расчёта корректного пенсионного капитала.

Среднестатистические данные по оплате труда с 1960 по 1990 г.
Дата Оплата в рублях Дата Оплата в рублях Дата Оплата в рублях Дата Оплата в рублях
1960 74,0 1968 111,8 1976 152,1 1984 192,1
1961 76,0 1969 114,7 1977 158,0 1985 198,3
1962 81,8 1970 120,1 1978 165,3 1986 205,2
1963 83,5 1971 124,5 1979 169,3 1987 213,6
1964 87 1972 131,3 1980 173 1988 232,7
1965 93,0 1973 135,1 1981 176,4 1989 261
1966 95,1 1974 142,1 1982 183 1990 305
1967 100,4 1975 147,8 1983 189,4
Среднестатистические данные с 1991 по 1997 г.
Периоды (по месяцам) Даты
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Оплата труда в рублях
Январь 305 1425 15,0 133,6 300,5 634,7 809,1
Февраль 293 2000 19,3 145,9 317 675,3 837,1
Март 336 2700 23,6 162,5 358,4 768 900,5
Апрель 368 3049 30,9 170,3 383,1 743,4 900,8
Май 429 3684 37,1 180,2 427,7 774,2 906,4
Июнь 491 5099 47,7 205,9 468,4 829,1 962,1
Июль 539 5423 59 230 487,4 826,5 1000
Август 568 5893 65,3 236,4 518,5 837 980
Сентябрь 620 7356 80,8 249,1 558,4 856,0 1038
Октябрь 700 8823 94 270 590,4 839,2 750
Ноябрь 827 10496 100,1 281,6 608,5 817,9 764
Декабрь 1180 16154 140,8 357,1 729,2 1027 770
Среднестатистические показатели с 1998 по 2001 г.
Год
1998 1999 2000 2001
Месяц Оплата труда в рублях
Январь 750 923 1194 1523
Февраль 762 795 1300 1517
Март 768 800 1281 1517
Апрель 763 843 1290 1700
Май 770 855 1295 1691
Июнь 772 860 1300 1658
Июль 775 900 1400 1800
Август 777 750 1407 1500
Сентябрь 780 1000 1315 1512
Октябрь 783 1132 1500 1675
Ноябрь 786 1295 1428 1680
Декабрь 790 1042 1563 1690

Некоторые примечания:

  1. Существуют ограничивающие поправки, которые создал ПФ на законодательном уровне – величина коэффициента среднего дохода не может быть более чем 1. 2.
  2. К примеру, предположительно средняя оплата труда индивида в период с 2000 по 2001 год составляет две с половиной тысячи рублей, а также работник не пребывал в рабочих условиях Крайнего Севера, вплоть до начала 2002 года. Тогда, если рассчитать по формуле, то получится – КЗС = ЗР/ЗП = 2500 /1495=1,67. С учетом того, что никаких льгот у человека нет, коэффициент автоматически опустится до максимально возможного значения – 1.2.
  3. Второй пример на коэффициентном расчете, ниже показателя 1.2: если провести такие вычисления, но уже со средней оплатой труда в 1 тыс. рублей, то получится, что коэффициент будет равен 0.67. В таком случае числовые расчеты никуда не меняются, а берутся за основу.
  4. Исключение по максимально возможной коэффициентной планке бывают только у работников, пребывающих на территории Крайнего Севера. В зависимости от конкретного района, максимальное значение колеблется в пределах 1.4 – 1.9.

Обещанные Владимиром Путиным изменения в положении государственных служащих начинают реализовываться. Так, Министерство финансов уже наметило контуры оптимизации, которая начнётся в 2013 году и продлится вплоть до 2018 года. Напомним, президентом была подчёркнута важность моральной и финансовой мотивации чиновников и приведения степени оплаты их труда к современным рыночным показателям.

На сегодняшний день ситуация в государственных органах сложилась так, что окладная часть зарплаты служащего составляет всего 7-37% от общей суммы его денежного вознаграждения (не превышая 13 000 руб.), остаточная часть приходится на различные доплаты и премиальные компоненты. При этом, мотивационные выплаты – надбавки за классность и стаж, как правило, не зависят от эффективности чиновника.

Кроме того, существует значительные перекосы в размерах материальных вознаграждений госслужащих , к примеру, глава администрации президента зарабатывает в 31 раз больше, нежели начинающий специалист в регионе.

Как сообщил источник в Минфине, программа оптимизации будет состоять из двух основных этапов. На первом этапе планируется сокращение числа госслужащих в 2013 году на 25%. Изменения коснутся «обеспечивающих специалистов» федерального, регионального и муниципального рангов. В эту категорию попадают секретари, архивариусы, делопроизводители, операторы банков и баз данных, а также системные администраторы, сотрудники бухгалтерии и административно–хозяйственных служб.

Минфин предлагают лишить их статуса государственных служащих и перевести на срочные трудовые контракты. Таким образом, на аутсорсинг будет отдана деятельность, непосредственно не связанная с функционалом учреждений.

Такая политика, по мнению экспертов, призвана стать эффективным инструментом воздействия на мотивацию служащих госорганов, начиная с работников низшего и среднего звена, и заканчивая лицами из руководства. Дело в том, что увольнение госслужащего сейчас — достаточно сложная процедура, поскольку договора имеют бессрочный характер и работник может лишиться места только в случае устранения подразделения, переустройстве ведомства, либо по причинам политического характера.

Перевод же на срочные договора позволит не продлевать контракты, если свои обязанности работник выполняет плохо. Такая практика существует, к примеру, — в Новой Зеландии, где вообще нет такого термина как госслужащий.

На втором этапе программы, реализация которого намечена на 2013-2018 годы, будут подняты должностные оклады оставшейся части госслужащих . К её завершению в 2018 году планируется, что окладная часть в заработной плате чиновника возрастёт до 40 %. Премиальная часть сохранит надбавки за выслугу лет, за работу с информацией, составляющей гостайну, за исполнение особо важных и сложных заданий, причём доля последних в размере зарплаты возрастёт до 50% с сегодняшних 3%.

Средняя зарплата российских министров составляет 693 тыс. руб. Максимальную оплату за труд получают министры финансово-экономического блока – до 1,7 млн руб. Труд руководителей министерств социальной сферы оценивается от 443 тыс. руб. Зарубежные коллеги получают в месяц до 110 тыс. $.

По данным Минфина, средняя зарплата министров в 2016 году составляла 693 тыс. руб. Так как в 2017 году оклады не индексировались, расчетные средние заработки остались на прежнем уровне.

Таблица 1. Средняя зарплата министров РФ

Источник: РБК

Справка! Министр Российский Федерации – замещаемая государственная должность в составе Правительства – федеральной исполнительной власти страны.

Министры назначаются Указом президента, возглавляют подведомственные министерства и не относятся к числу гражданских федеральных служащих.

По состоянию на 2018 г., к числу чиновников правительства, занимающих замещающие должности, относится 32 человека, в том числе председатель правительства, его первые замы и федеральные министры.

От чего зависит заработная плата государственных чиновников

Премьер-министр, его первые замы, а также первые руководители министерств получают денежное вознаграждение в размерах, установленных в законодательном порядке в соответствии с должностными окладами, надбавками и другими выплатами, отраженных в президентском Указе № 742.

Ежемесячное и ежеквартальное денежное поощрение устанавливается в размерах и порядке, которые устанавливаются лично Президентом Российской Федерации.

Финансирование денежных вознаграждений возложено непосредственно на правительство и осуществляется из федерального бюджета.

Кроем этого, министр имеет право на получение премий за счет сэкономленного зарплатного фонда подведомственного министерства, возникшего по причине наличия вакантных должностей, но не более 10% от утвержденной предельной численности служащих.

В официальных источниках публикуется только узаконенный оклад. Однако эта информация не раскрывает полной картины, так как оплата труда включает, кроме основного денежного вознаграждения, множество переменных составляющих, в том числе премии, поощрения и пр. доплаты, которые фактически начисляются в индивидуальном порядке.

«Суперзарплаты» министров

Впервые реальные заработные платы министров были опубликованы Министерством финансов в конце 2017 г. По данным РБК, данные охватывали период 2016 г.

Таблица 2. Зарплаты российских глав министерств за 2016 г.

Должность ФИО Размер заработка, руб.
Первый заместитель председателя правительства по вопросам финансово-экономической политики Антон Силуанов 1 730 000
Руководитель министерства минэкономразвития Максим Орешкин 1 270 000
Министр энергетики Александр Новак 1 160 000
Глава МЧС Владимир Пучков 954 000
Руководитель министерства промышленности и торговли Денис Мантуров 921 000
Глава министерства сельского хозяйства Александр Ткачев 451 000
Глава Минстроя Мень М. А. 443 000

В 10-ку самых высокооплачиваемых чиновников попали руководители министерств здравоохранения, спорта, иностранных дел, образования, юстиции, чье вознаграждение составляет от 497 000 руб. до 634 000 руб.

Реальные доходы правительства

Данные о заработной плате не раскрывают в полной мере информацию о реальном доходе министров. Некоторые из них имеют собственный бизнес, получают дивиденды от инвестиций, проценты от банковских вкладов.

Информация о доходе и имуществе членов Правительства РФ ежегодно публикуется на сайте http://government.ru/news/ на основании официально поданных деклараций.

Таблица 3. Сведения о доходах членов Правительства России за 2017 г. (выборочно)

Должность

Фамилия Декларированный годовой доход за 2017 г., руб.
Премьер-министр Медведев Д. А. 8 565 296
Первый зам. Председателя Правительства Шувалов И. И. 91 280 609
Заместитель Председателя Правительства Хлопонин А. Г. 2 912 121 655
Рогозин Д. О. 24 212 329
Козак Д. Н. 21 438 878
Голодец О. Ю. 11 463 074
Министры
Сельского хозяйства Ткачев А. Н. 548 255 533
Промышленности и торговли Мантуров Д. В. 213 566 746
Министр Российской Федерации Абызов М. А. 181 010 188
Финансов Силуанов А. Г. 25 091 905
Экономического развития Орешкин М. С. 20 928 808
Энергетики Новак А. В. 16 303 693
По делам гражданской обороны Пучков В. А. 12 404 594
Обороны Шойгу С. К. 10 269 640
Культуры Мединский В. Р. 8 736 475
МВД Колокольцев В. А. 9 516 505
Юстиции Коновалов А. В. 6 921 731
Иностранных дел Лавров С. В. 6 889 891
Здравоохранения Скворцова В. И. 6 294 311
Образования и науки Васильева О. Ю. 6 145 783
Спорта Колобков П. А. 6 130 655
Труда и социальной защиты Топилин М. А. 5 928 655
Транспорта Соколов М. Ю. 5 850 255
Природных ресурсов и экологии Донской С. Е. 5 261 701

Ознакомиться с данными о движимой и недвижимой собственности, а также имуществе в аренде или безвозмездном пользовании можно,

Как изменялись оклады государственных лиц

Размер денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности, установлен Указом президента N 742 от 30.09.2013 г. Согласно этому законодательному акту, оклады были установлены в 2013 г. и повышены на 64-66% в 2014 г.

Однако с 2015 г. на основании Указ Президента N 110 от 27.02.2015 оклады понижены на 10%. Ежегодно этот документ пролонгируется.

Поэтому оклады были повышены на 4% совместно с зарплатами федеральных чиновников в 2018 г. Однако это не отменило действия Приказа, понижающего вознаграждение на 10%.

Таблица 4. Изменение окладов министров в 2013–2018 гг .

Должность С 1 сентября 2013 г. С 1 сентября 2014 г. С 2015 г. 2018 г.
Оклад После применения понижающего коэффициента
Министр – полномочный представитель Президента в федеральном округе 53 730 81 516 73 364 84 776 76 299
Министр РФ – руководитель аппарата правительства 53 730 81 516 73 364 84 776 76 299
Федеральный министр 51 823 81 513 73 362 84 774 76 296
Министр иностранных дел 53 492 86 123 77 510 89 569 80 611

Оклады и зарплаты руководителей силовых министерств: обороны, внутренних дел, по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям – не разглашаются.


Кстати, размер пенсий чиновников исчисляется именно из размера денежного вознаграждения без учета надбавок и премий.

Привилегии и льготы

Кроме оплаты командировочных расходов, в том числе зарубежных поездок, чиновники имеют ряд привилегий и льгот.

Справка! Зарубежные командировки сотрудников аппарата Правительства обошлись бюджету в 970 тыс. руб., из которых 270 тыс. руб. были выплачены в качестве суточных.

Министрам предоставляется на безвозмездной основе льготы в виде:

  • обслуживания в ведомственных поликлиниках;
  • госпитализации в особые клиники;
  • служебного жилья на время исполнения обязанностей;
  • субсидии для приобретения собственного жилья;
  • служебной дачи в ведомственном коттеджном поселке;
  • повышения квалификации;
  • персонального автомобиля;
  • служебного авто;
  • безлимитной мобильной и стационарной связи;
  • бесплатных билетов на поезд, самолет;
  • отдых со скидками в санаториях.

Сколько получали министры в СССР

Зарплаты первых лиц советского государства были в 4–5 раз больше окладов обычных граждан и составляли:

  • Генсека – 1 500 руб.;
  • Члена Политбюро – 1 200 руб.;
  • Кандидата в Члены Политбюро – 1 000 руб.;
  • Секретаря ЦК КПСС – 800 руб.;
  • министра – 800 руб.

Но по сравнению с нынешними чиновниками, доход советских государственных мужей был в 2 раза ниже. Однако перечень льгот при социалистическом строе включал не только служебные машины, дачи и квартиры, но и спец. пайки из дефицитных продуктов питания.

Госслужащий - понятие

Понятие "государственный служащий" закреплено в соответствующем Федеральном законе РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службы".

Гражданский служащий - это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в зависимости от организации, в которой проходит службу государственный служащий, в России выделяют два вида госслужащих:

  • федеральные государственные служащие - к ним относятся сотрудники, осуществляющие свою деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.
  • государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации - сотрудники, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и соответственно, получающие денежное довольствие за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Интересным является тот факт, что, например в Европе нет разницы между госслужащими и бюджетниками (врачами, учителями и прочими.). Там все госслужащие, также как и бюджетники, получают зарплату из бюджета и имеют одинаковые льготы.

В России же, законодательно данные категории трудящихся разделены и заработная плата порой у учителя в разы ниже заработной платы рядового госслужащего. Помимо этого госслужащим предусмотрены льготы по пенсиям (для выхода на нее достаточно стажа в 25 лет), дополнительное медобеспечение, дополнительный отпуск.

Ограничения при прохождении госслужбы

Прохождение госслужбы связано с определенными ограничениями.

Например, госслужащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Они должны сообщать сведения о своих доходах и расходах, а с 2017 г. еще и сведения об аккаунтах на форумах и социальных сетях в Интернете .


Права госслужащих в России

Основные права госслужащих закреплены в законе "О государственной гражданской службе".

Гражданский служащий имеет право на:

  • обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
  • отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  • оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
  • получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
  • доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
  • доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
  • ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
  • защиту сведений о гражданском служащем;
  • должностной рост на конкурсной основе;
  • медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
  • государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
  • государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.


Зарплата госслужащих в России

Подробнее на РБК:
http://top.rbc.ru/economics/15/10/2014/543cfe56cbb20f8c4e0b98f2

Одной из гарантий для госслужащих является финансовое обеспечение.

В соответствии с законодательством под оплатой труда понимается денежное содержание, являющееся основным средством материального обеспечения госслужащего и стимулирования его профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Структура зарплаты госслужащего. Денежное содержание гражданского служащего состоит из должностного оклада, оклада за классный чин, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

По официальным данным Росстата среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих составляет 40 тыс. рублей.

Как известно, зарплата госслужащих в России превысила среднемесячную заработную плату в целом по стране.

Проблема превышения доходов чиновников над зарплатой общей численности населения была исследована аналитиками РБК. Так, в 2013 г. зарплата чиновников достигла 39,1 тыс. руб., что было на 31% больше среднего заработка россиян (29,8 тыс. руб.). Для сравнения: оклад госслужащих в РСФСР в 1985 г. был на 12% ниже средней зарплаты в стране, среднемесячная зарплата чиновников всех уровней в США в 2013 г. составила порядка 4 000 долларов США, что на 3 % ниже средней зарплаты.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Служба в росгвардии по призыву Как попасть в национальную гвардию
За первое высшее образование работодатель должна оплачивать?
Особенности обучения ресторанному делу