Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Закон украины "об общем среднем образовании". На украине вступил в силу скандальный закон об образовании В пику Европе

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

Об образовании

Образование является основой интеллектуального, духовного, физического и культурного развития личности, ее успешной социализации, экономического благополучия, залогом развития общества, объединенного общими ценностями и культурой, и государства.

Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, ее талантов, интеллектуальных, творческих и физических способностей, формирования ценностей и необходимых для успешной самореализации компетентностей, воспитание ответственных граждан, способных к сознательному общественному выбору и направлению своей деятельности на пользу другим людям и обществу, обогащение на этой основе интеллектуального, экономического, творческого, культурного потенциала народа, повышение образовательного уровня граждан для обеспечения устойчивого развития Украины и ее европейского выбора.

Этот Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного права человека на образование, прав и обязанностей физических и юридических лиц, которые участвуют в реализации этого права, а также определяет компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в сфере образования.

Раздел I Общие положения

Статья 1. Основные термины и их определения

1. В этом Законе термины употребляются в таком значении:

1) автономия - право субъекта образовательной деятельности на самоуправление, которое заключается в его самостоятельности, независимости и ответственности в принятии решений относительно академических (образовательных), организационных, финансовых, кадровых и других вопросов деятельности, осуществляемой в порядке и пределах, определенных законом;

2) академическая свобода - самостоятельность и независимость участников образовательного процесса во время осуществления педагогической, научно-педагогической, научной и/или инновационной деятельности, осуществляемой на принципах свободы слова, мысли и творчества, распространения знаний и информации, свободного обнародования и использования результатов научных исследований с учетом ограничений, установленных законом;

3) бесплатное образование - образование, которое приобретается лицом за счет средств государственного и/или местных бюджетов в соответствии с законодательством;

3-1) буллинг (травля) - деяние (действия или бездействие) участников образовательного процесса, которые заключаются в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, которые совершаются в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица и (или) таким лицом в отношении других участников образовательного процесса, в результате чего мог быть или был причинен вред психическому или физическому здоровью потерпевшего.

Типичными признаками буллинга (травли) являются:

систематичность (повторяемость) действия;

наличие сторон - обидчик (буллер), потерпевший (жертва буллинга), наблюдатели (при наличии);

действия или бездействие обидчика, следствием которых является причинение психического и/или физического вреда, унижение, страх, тревога, подчинение интересам потерпевшего обидчика, и/или причинение социальной изоляции потерпевшего;

4) преподавательская деятельность - деятельность, которая направлена на формирование знаний, других компетентностей, мировоззрения, развитие интеллектуальных и творческих способностей, эмоционально-волевых и/или физических качеств соискателей образования (лекция, семинар, тренинг, курсы, мастер-класс, вебинар и т.п.), и которая осуществляется педагогическим (научно-педагогическим) работником, самозанятым лицом (кроме лиц, которым такая форма преподавательской деятельности запрещена законом) или другим физическим лицом на основании соответствующего трудового или гражданско-правового договора;

5) электронный учебник (пособие) - электронное учебное издание с систематизированным изложением учебного материала, которое соответствует образовательной программе, содержит цифровые объекты разных форматов и обеспечивает интерактивное взаимодействие;

6) учреждение образования - юридическое лицо публичного или частного права, основным видом деятельности которого является образовательная деятельность;

7) основатель заведения образования - орган государственной власти от имени государства, соответствующий совет от имени территориальной общины (общин), физическое и/или юридическое лицо, решением и за счет имущества которых основано учебное заведение или иным способом в соответствии с законодательством приобрели права и обязанности учредителя;

8) соискатели образования - воспитанники, ученики, студенты, курсанты, слушатели, стажеры, аспиранты (адъюнкты), докторанты, иные лица, которые получают образование в любом виде и форме получения образования;

9) индивидуальная образовательная траектория - персональный путь реализации личностного потенциала соискателя образования, который формируется с учетом его способностей, интересов, потребностей, мотивации, возможностей и опыта, основывается на выборе соискателем образования видов, форм и темпа получения образования, субъектов образовательной деятельности и предлагаемых ими образовательных программ, учебных дисциплин и уровня их сложности, методов и средств обучения. Индивидуальная образовательная траектория в учреждении образования может быть реализована через индивидуальный учебный план;

10) индивидуальная программа развития - документ, обеспечивающий индивидуализацию обучения лица с особыми образовательными потребностями, закрепляет перечень необходимых психолого-педагогических, коррекционных потребностей/услуг для развития ребенка и разрабатывается группой специалистов с обязательным привлечением родителей ребенка с целью определения конкретных учебных стратегий и подходов к обучению;

11) индивидуальный учебный план - документ, который определяет порядок, форму и темп усвоения соискателем образования образовательных компонентов образовательной программы с целью реализации его индивидуальной образовательной траектории и разрабатывается учреждением образования во взаимодействии с соискателем образования при наличии необходимых для этого ресурсов;

12) инклюзивное обучение - это система образовательных услуг, гарантированных государством, которая базируется на принципах недискриминации, учета многообразия человека, эффективного вовлечения и включения в образовательный процесс всех его участников;

13) инклюзивная образовательная среда - совокупность условий, способов и средств их реализации для совместного обучения, воспитания и развития соискателей образования с учетом их потребностей и возможностей;

14) квалификация - признанная уполномоченным субъектом и заверенная соответствующим документом стандартизированная совокупность добытых лицом компетенций (результатов обучения);

15) компетентность - динамическая комбинация знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, ценностей, других личных качеств, которая определяет способность человека успешно социализироваться, осуществлять профессиональную и/или дальнейшую учебную деятельность;

16) образовательный процесс - система научно-методических и педагогических мероприятий, направленных на развитие личности путем формирования и применения компетенций;

17) образовательная деятельность - деятельность субъекта образовательной деятельности, направленная на организацию, обеспечение и реализацию образовательного процесса в формальном и/или неформальном образовании;

18) образовательная услуга - комплекс определенных законодательством, образовательной программой и/или договором действий субъекта образовательной деятельности, которые имеют определенную стоимость и направленных на достижение соискателем образования ожидаемых результатов обучения;

19) образовательная программа - единый комплекс образовательных компонентов (предметов изучения, дисциплин, индивидуальных заданий, контрольных мероприятий и т.п), спланированных и организованных для достижения определенных результатов обучения;

20) лицо с особыми образовательными потребностями - лицо, которое нуждается в дополнительной постоянной или временной поддержке в образовательном процессе с целью обеспечения его права на образование;

21) педагогическая деятельность - интеллектуальная, творческая деятельность педагогического (научно-педагогического) работника или самозанятого лица в формальном и/или неформальном образовании, направленная на обучение, воспитание и развитие личности, ее общекультурных, гражданских и/или профессиональных компетенций;

22) результаты обучения - знания, умения, навыки, способы мышления, взгляды, ценности, иные личные качества, приобретенные в процессе обучения, воспитания и развития, которые можно идентифицировать, спланировать, оценить и измерить и которые человек способен продемонстрировать после завершения образовательной программы или отдельных образовательных компонентов;

23) уровень образования - завершенный этап образования, который характеризуется уровнем сложности образовательной программы, совокупности компетенций, которые определены, как правило, стандартом образования и соответствуют определенному уровню Национальной рамки квалификаций;

24) разумное приспособление - введение, если это нужно в конкретном случае, необходимых модификаций и адаптаций с целью обеспечения реализации лицами с особыми образовательными потребностями конституционного права на образование наравне с другими лицами;

25) система образования - совокупность составляющих образования, уровней и ступеней образования, квалификаций, образовательных программ, стандартов образования, лицензионных условий, учреждений образования и других субъектов образовательной деятельности, участников образовательного процесса, органов управления в сфере образования, а также нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между ними;

26) специальные законы - законы Украины "О дошкольном образовании" , "Об общем среднем образовании" , "О внешкольном образовании" , "О профессионально-техническом образовании" , "О высшем образовании" ;

27) субъект образовательной деятельности - физическое или юридическое лицо (учреждение образования, предприятие, учреждение, организация), осуществляющее образовательную деятельность;

28) универсальный дизайн в сфере образования - дизайн предметов, окружающей среды, образовательных программ и услуг, который обеспечивает их максимальную пригодность для использования всеми лицами без необходимой адаптации или специального дизайна;

29) качество образования - соответствие результатов обучения требованиям, установленным законодательством, соответствующим стандартом образования и/или договором о предоставлении образовательных услуг;

30) качество образовательной деятельности - уровень организации, обеспечения и реализации образовательного процесса, обеспечивающей получение качественного образования лицами и соответствует требованиям, установленным законодательством и/или договором о предоставлении образовательных услуг.

2. Положения этого и специальных законов в отношении родителей касаются также других законных представителей соискателей образования. Родители, иные законные представители реализуют соответствующие положения этого Закона и специальных законов в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, а также в соответствии с законодательством в отношении лиц, дееспособность которых ограничена.

Статья 2. Законодательство Украины об образовании

1. Законодательство Украины об образовании основывается на Конституции Украины и состоит из настоящего Закона, специальных законов, других актов законодательства в сфере образования и науки и международных договоров Украины, заключенных в установленном законом порядке.

2. Подзаконные нормативно-правовые акты не могут сужать содержание и объем конституционного права на образование, а также определенных законом автономии субъектов образовательной деятельности и академических свобод участников образовательного процесса.

Письма, инструкции, методические рекомендации, другие документы органов исполнительной власти, кроме приказов, зарегистрированных Министерством юстиции Украины, и документов, регулирующих внутреннюю деятельность органа, не являются нормативно-правовыми актами и не могут устанавливать правовые нормы.

3. Субъект образовательной деятельности имеет право самостоятельно принимать решение по любым вопросам в рамках своей автономии, определенной настоящим Законом, специальными законами и/или учредительными документами, по вопросам, не урегулированным законодательством.

Статья 3. Право на образование

1. Каждый имеет право на качественное и доступное образование. Право на образование включает право получать образование на протяжении всей жизни, право на доступность образования, право на бесплатное образование в случаях и порядке, определенных Конституцией и законами Украины.

2. В Украине создаются равные условия доступа к образованию. Никто не может быть ограничен в праве на получение образования. Право на образование гарантируется независимо от возраста, пола, расы, состояния здоровья, инвалидности, гражданства, национальности, политических, религиозных или иных убеждений, цвета кожи, места проживания, языка общения, происхождения, социального и имущественного положения, наличия судимости, а также других обстоятельств и признаков.

3. Право лица на образование может реализовываться путем его получения на разных уровнях образования, в различных формах и различных видах, в том числе путем получения дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего, высшего образования и образования взрослых.

4. Каждый имеет право на доступ к публичным образовательным, научным и информационным ресурсам, в том числе в сети Интернет, электронным учебникам и другим мультимедийным учебным ресурсам в порядке, определенном законодательством.

5. Государство осуществляет социальную защиту соискателей образования в случаях, определенных законодательством, а также обеспечивает равный доступ к образованию лицам из социально уязвимых слоев населения.

6. Государство создает условия для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями с учетом индивидуальных потребностей, возможностей, способностей и интересов, а также обеспечивает выявление и устранение факторов, препятствующих реализации прав и удовлетворению потребностей таких лиц в сфере образования.

7. Иностранцы и лица без гражданства получают образование в Украине согласно законодательству и/или международным договорам Украины.

8. Лицо, которое признано беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите согласно Закону Украины "О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите", имеет равное с гражданами Украины право на образование.

9. Право на образование не может быть ограничено законом. Закон может устанавливать особые условия доступа к определенному уровню образования, специальности (профессии).

Статья 4. Обеспечение права на бесплатное образование

1. Государство обеспечивает:

бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования в соответствии со стандартами образования;

развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионального (профессионально-технического), профессионального предсвысшего, высшего и последипломного образования в соответствии с законодательством.

2. Право на бесплатное образование обеспечивается:

для соискателей дошкольного и полного общего среднего образования - за счет развития сети учреждений образования всех форм собственности и их финансового обеспечения в порядке, установленном законодательством, и в объеме, достаточном для обеспечения права на образование всех граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые постоянно или временно проживают на территории Украины;

для соискателей внешкольного, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и последипломного образования - в учреждениях образования или других субъектов образовательной деятельности за счет финансирования из государственного и/или местного бюджетов в порядке, установленном законодательством;

для соискателей высшего образования - в учреждениях образования за счет финансирования из государственного и/или местного бюджетов в порядке, установленном законодательством.

3. Государство гарантирует всем гражданам Украины и другим лицам, которые находятся в Украине на законных основаниях, право на бесплатное получение полного общего среднего образования в соответствии со стандартами образования.

Государство гарантирует бесплатное обеспечение учебниками (в том числе электронными), пособиями всех соискателей полного общего среднего образования и педагогических работников в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Статья 5. Государственная политика в сфере образования

1. Образование является государственным приоритетом, который обеспечивает инновационное, социально-экономическое и культурное развитие общества. Финансирование образования является инвестицией в человеческий потенциал, устойчивое развитие общества и государства.

2. Государственную политику в сфере образования определяет Верховная Рада Украины, а реализуют Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти в сфере образования и науки, другие центральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

3. Государственная политика в сфере образования формируется и реализуется на основе научных исследований, международных обязательств, отечественного и зарубежного опыта с учетом прогнозов, статистических данных и индикаторов развития с целью удовлетворения потребностей человека и общества.

4. Документами государственного прогнозирования и стратегического планирования развития образования является прогноз развития образования, стратегия развития образования Украины, соответствующие государственные, региональные и местные целевые программы, планы деятельности в сфере образования органов власти. Органы власти обеспечивают открытый доступ к указанным документам путем их обнародования на своих официальных веб-сайтах.

5. Государство создает условия для получения гражданского образования, направленного на формирование компетентностей, связанных с реализацией лицом своих прав и обязанностей как члена общества, осознанием ценностей гражданского (свободного демократического) общества, верховенства права, прав и свобод человека и гражданина.

Статья 6. Принципы государственной политики в сфере образования и принципы образовательной деятельности

1. Принципами государственной политики в сфере образования и принципами образовательной деятельности являются:

человекоцентризм;

верховенство права;

обеспечение качества образования и качества образовательной деятельности;

обеспечение равного доступа к образованию без дискриминации по любым признакам, в том числе по признаку инвалидности;

развитие инклюзивной образовательной среды, в том числе в учреждениях образования, наиболее доступных и приближенных к месту проживания лиц с особыми образовательными потребностями;

обеспечение универсального дизайна и разумного приспособления;

научный характер образования;

разнообразие образования;

целостность и преемственность системы образования;

прозрачность и публичность принятия и выполнения управленческих решений;

ответственность и подотчетность органов управления образованием и учреждений образования, других субъектов образовательной деятельности перед обществом;

институциональное разделение функций контроля (надзора) и функций обеспечения деятельности учреждений образования;

интеграция с рынком труда;

неразрывная связь с мировой и национальной историей, культурой, национальными традициями;

свобода в выборе видов, форм и темпа получения образования, образовательной программы, учебных заведений, других субъектов образовательной деятельности;

академическая добродетель;

академическая свобода;

финансовая, академическая, кадровая и организационная автономия учреждений образования в пределах, определенных законом;

гуманизм;

демократизм;

единство обучения, воспитания и развития;

воспитание патриотизма, уважения к культурным ценностям Украинского народа, его историко-культурного наследия и традиций;

формирование осознанной потребности в соблюдении Конституции и законов Украины, нетерпимости к их нарушению;

формирование уважения к правам и свободам человека, нетерпимости к унижению его чести и достоинства, физического или психического насилия, а также к дискриминации по любым признакам;

формирование гражданской культуры и культуры демократии;

формирование культуры здорового образа жизни, экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде;

невмешательство политических партий в образовательный процесс;

невмешательство религиозных организаций в образовательный процесс (кроме случаев, определенных настоящим Законом);

разносторонность и сбалансированность информации относительно политических, мировоззренческих и религиозных вопросов;

государственно-общественное управление;

государственно-общественное партнерство;

государственно-частное партнерство;

содействие обучению на протяжении жизни;

интеграция в международное образовательное и научное пространство;

нетерпимость к проявлениям коррупции и взяточничества;

доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, предоставляемых государством.

2. Образование в Украине должно строиться по принципу равных возможностей для всех.

Статья 7. Язык образования

1. Языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный язык.

Государство гарантирует каждому гражданину Украины право на получение формального образования на всех уровнях (дошкольного, общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего), а также дополнительного и последипломного образования на государственном языке в государственных и коммунальных учебных заведениях.

Лицам, которые принадлежат к национальным меньшинствам Украины, гарантируется право на обучение в коммунальных учреждениях образования для получения дошкольного и начального образования, наряду с государственным языком, на языке соответствующего национального меньшинства. Это право реализуется путем создания в соответствии с законодательством отдельных классов (групп) с обучением на языке соответствующего национального меньшинства наряду с государственным языком и не распространяется на классы (группы) с обучением на украинском языке.

Лицам, относящимся к коренным народам Украины, гарантируется право на обучение в коммунальных учреждениях образования для получения дошкольного и общего среднего образования, наряду с государственным языком, соответствующего коренного народа. Это право реализуется путем создания в соответствии с законодательством отдельных классов (групп) с обучением на языке соответствующего коренного народа Украины наряду с государственным языком и не распространяется на классы (группы) с обучением на украинском языке.

Лицам, которые принадлежат к числу коренных народов, национальных меньшинств Украины гарантируется право на изучение языка соответствующих коренного народа или национального меньшинства в коммунальных учреждениях общего среднего образования или через национальные культурные общества.

Лицам с нарушением слуха обеспечивается право на обучение жестового языка и на изучение украинского жестового языка.

2. Учреждения образования обеспечивают обязательное изучение государственного языка, в частности заведения профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования - в объеме, позволяющем осуществлять профессиональную деятельность в выбранной отрасли с использованием государственного языка.

Лицам, которые принадлежат к числу коренных народов, национальных меньшинств Украины, иностранцам и лицам без гражданства создаются надлежащие условия для изучения государственного языка.

3. Государство способствует изучению языков международного общения, прежде всего английского языка, в государственных и коммунальных учебных заведениях.

4. В учреждениях образования согласно образовательной программе могут преподаваться одна или несколько дисциплин двумя или более языками - государственным языком, английским языком, другими официальными языками Европейского Союза.

5. По желанию соискателей профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования учреждения образования создают возможности для изучения языка коренного народа, национального меньшинства Украины как отдельной дисциплины.

6. Государство способствует созданию и функционированию за рубежом учреждений образования, в которых обучение осуществляется на украинском языке или изучается украинский язык.

7. Особенности использования языков в отдельных видах и на отдельных уровнях образования определяются специальными законами.

Статья 8. Виды образования

1. Лицо реализует свое право на образование в течение жизни путем формального, неформального и информального образования. Государство признает эти виды образования, создает условия для развития субъектов образовательной деятельности, предоставляющих соответствующие образовательные услуги, а также поощряет получение образования всех видов.

2. Формальное образование - это образование, которое приобретается по образовательным программам согласно определенным законодательством уровням образования, отраслям знаний, специальностям (профессиям) и предусматривает достижение соискателями образования определенных стандартами образования результатов обучения соответствующего уровня образования и получения квалификаций, которые признаются государством.

3. Неформальное образование - это образование, которое приобретается, как правило, по образовательным программам и не предусматривает присуждение признанных государством образовательных квалификаций по уровням образования, но может завершаться присвоением профессиональных и/или присуждением частичных образовательных квалификаций.

4. Информальное образование (самообразование) - это образование, которое предусматривает самоорганизованное получение лицом определенных компетентностей, в частности во время повседневной деятельности, связанной с профессиональной, общественной или другой деятельностью, семьей или досугом.

5. Результаты обучения, полученные путем неформального и/или информального образования, признаются в системе формального образования в порядке, определенном законодательством.

Статья 9. Формы получения образования

1. Лицо имеет право получать образование в различных формах или сочетая их.

Основными формами получения образования являются:

институциональная (очная (дневная, вечерняя), заочная, дистанционная, сетевая);

индивидуальная (экстернатная, семейная (домашняя), педагогический патронаж, на рабочем месте (на производстве);

дуальная.

2. Очная (дневная, вечерняя) форма получения образования - это способ организации обучения, соискателей образования, которая предполагает их непосредственное участие в образовательном процессе.

3. Заочная форма получения образования - это способ организации обучения, соискателей образования путем сочетания очной формы образования во время кратковременных сессий и самостоятельного овладения образовательной программой в промежутке между ними.

4. Дистанционная форма получения образования - это индивидуализированный процесс получения образования, который происходит в основном с опосредованным взаимодействием удаленных друг от друга участников образовательного процесса в специализированной среде, которая функционирует на базе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

5. Сетевая форма получения образования - это способ организации обучения, соискателей образования, благодаря которому овладение образовательной программой происходит при участии различных субъектов образовательной деятельности, которые взаимодействуют между собой на договорных началах.

6. Экстернатная форма получения образования (экстернат) - это способ организации обучения, соискателей образования, по которым образовательная программа полностью усваивается соискателем самостоятельно, а оценивание результатов обучения и присуждение образовательной квалификации осуществляются в соответствии с законодательством.

7. Семейная (домашняя) форма получения образования - это способ организации образовательного процесса детей самостоятельно их родителями для получения формального (дошкольного, полного общего среднего) и/или неформального образования. Ответственность за получение образования детьми на уровне не ниже стандартов образования несут родители. Оценивание результатов обучения и присуждение образовательных квалификаций осуществляются в соответствии с законодательством.

8. Педагогический патронаж - это способ организации образовательного процесса педагогическими работниками, который предполагает обеспечение усвоения ими образовательной программы соискателем образования, который по психофизическому состоянию или по другим причинам, определенным законодательством, в частности с целью обеспечения доступности получения образования, требует такой формы.

9. Получение образования на рабочем месте - это способ организации обучения, соискателей образования, благодаря которому овладение образовательной программой (как правило, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего образования) происходит на производстве путем практического обучения, участия в исполнении трудовых обязанностей и заданий под руководством специалистов-практиков, привлеченных к образовательному процессу.

10. Дуальная форма получения образования - это способ получения образования, предусматривающий сочетание обучения лиц в учреждениях образования (у других субъектов образовательной деятельности) с обучением на рабочих местах на предприятиях, в учреждениях и организациях для приобретения определенной квалификации, как правило, на основе договора.

11. Особенности применения форм получения образования для разных уровней образования могут определяться специальными законами.

Закон Украины от 5 сентября 2017 года №2145-VIII
"Об образовании"

О документе

Опубликование документа

Официальный вестник Украины от 6 октября 2017 года №78, стр. 7, статья 2392, код акта 87438/2017

Примечание к документу

В соответствии с частью 1 раздела XII настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования - с 28 сентября 2017 года, за исключением:

И абзаца третьего части второй статьи 59 настоящего Закона, которые вступают в силу с 1 января 2018 года;

- абзацев первого и третьего части второй статьи 61 настоящего Закона, которые вступают в силу с 1 января 2018 года и реализуются в соответствии с подпунктом 1 пункта 6 настоящего раздела;

РИА Новости Украина

Закон "Об образовании", который в понедельник, 25 сентября, подписал Президент Украины Петр Порошенко , начинает масштабные реформы в отрасли, которая до сих пор мало изменилась с советских времен. Собственно, и действующий закон об образовании принимали еще в советские времена — весной 1991. С тех пор он претерпел множество изменений, пишет Тарас Шамайда для texty.org.ua.

Итак, какие изменения произойдут в образовании?

1. Не просто знания, а умение.

От практики напаковывания детей большим объемом информации и обучения по принципу "зазубрил — ответил — забыл" украинское образование, прежде всего школьное, должно перейти к развитию у детей компетентности. Новая украинская школа должна развивать у детей "чтение с пониманием, умение выражать свою мысль устно и письменно, критическое и системное мышление, способность логически обосновывать позицию, творчество, инициативность, умение конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски и принимать решения, решать проблемы, способность сотрудничать с другими".

Собственно, большая часть заложенных в законе норм подчинена именно этой цели, для достижения которой учреждениям образования, педагогам, родителям и самим соискателям образования предоставляется большая свобода действий.

2. Трехуровневая 12-летняя школа.

Дети будут идти в школу, как правило, в 6-летнем, но в любом случае не позднее 7-летнего возраста и будут учиться 12 лет.

Среднее образование будет состоять из начального (4 года, 1-4 классы), базового (5 лет, 5-9 классы) и профильного (3 года, 10-12 классы). Начиная с 5 класса дети будут учиться в гимназиях, а после окончания 9 класса будут продолжать обучение в лицеях (заведениях старшей или профильной школы) или же приобретать профессиональное образование.

После окончания каждого уровня знания учеников будут проверять с помощью государственной итоговой аттестации. После 4 класса это будет мониторинг, а после 9 — полноценное внешнее независимое оценивание.

Начальная школа может иметь самые разнообразные формы: один или несколько классов с учащимися одного или разных возрастов, с одним или несколькими учителями. Закон также позволяет работу начальной школы "в любой другой форме, которая будет наиболее удобна и целесообразна для обеспечения получения детьми начального образования согласно со стандартом начального образования".

Лицеи будут иметь академическое или профессиональное направление, или же в одном лицее будут классы разных направлений. В академических лицеях учащиеся смогут глубоко подготовиться к высшему образованию, в профессиональных — получить среднее образование и одновременно первую профессию. Образование в них продлится три года вместо нынешних двух. Дополнительный год обучения снимет проблему катастрофической нехватки времени и перегрузки старшеклассников в нынешней двухлетней старшей школе.

Каждый лицей будет отдельным юридическим лицом и, как правило, будет размещаться в отдельном помещении. Лицеи задуманы не просто как старшие классы обычной школы, а как отдельные заведения. Причем, довольно большие, где в каждой параллели есть по крайней мере 4-5 классов, каждый со своей специализацией. А значит, их будет значительно меньше, чем нынешних 11-летних школ. Соответственно и переход к таким лицеям будет происходить не так незаметно как сейчас — выпускники 9 классов будут сдавать ВНО, и по их итогам будут поступать в выбранные лицеи на конкурсной основе.

В другие школы детей будут зачислять без конкурса — за исключением ситуаций, когда заявлений на обучение в школе больше, чем мест (в таком случае приоритет будет отдаваться детям, живущим на территории обслуживания этой школы).

Новая система будет вводиться постепенно, чтобы не сказать очень медленно. Начальная школа заработает с 1 сентября 2018 года, базовая — с 1 сентября 2022 и профильная — с 1 сентября 2027. Однако закон содержит опцию введения профильного трехлетнего обучения и ранее — как в отдельных учреждениях, так и по всей стране. В Министерстве образования и науки не исключают ускорения реформы и введения полноценной 12-летки уже с 1 сентября 2022-23 года.

Такой вариант возможен, если общество в первые годы реформы осознает ее важность, а образовательная и бюджетная системы будут вполне готовы к переменам.

3. Профессиональное образование .

Окончив 9 классов, дети смогут учиться в профессиональных колледжах, получая профессию как одновременно с получением полного высшего образования, так и без него.

4. Трехлетний бакалаврат и двухлетняя магистратура.

Для получения диплома бакалавра студенты будут учиться не четыре, а три года. Зато обучение в магистратуре станет дольше и продлится два года, сейчас — полтора. Поступление в магистратуру будет осуществляться по результатам ВНО.

5. Автономия школ и большая свобода учителя.

Учреждение образования может осуществлять образовательную деятельность одновременно на разных уровнях образования и по различным видам образования, создавать для этого структурные подразделения. То есть, теоретически, может существовать заведение, объединяющее детский сад, начальную школу, гимназию, лицей, университет, профессиональный колледж и музыкальную или художественную школу. Надо лишь получить соответствующие лицензии и пройти аккредитацию.

Учреждения образования смогут образовывать с другими юридическими лицами образовательные, образовательно-научные, научные, образовательно-производственные и другие объединения.

Все учебные заведения — от детских садов до университетов — получат значительно больше свободы. До сих пор (с 2014 года) автономию имели только вузы.

Теперь же школы, детсады и другие учреждения образования всех форм собственности будут иметь самоуправляющиеся коллегиальные органы — наблюдательные (попечительские) и педагогические советы, родительские советы и т. п — которые будут принимать важнейшие решения. В состав наблюдательного (попечительского) совета, которой учредитель может делегировать свои полномочия, не могут входить работники этого заведения и учащиеся в нем.

Директор школы или детсада будет избираться на шесть лет конкурсной комиссией в составе представителей других школ, местной власти, преподавателей педагогических вузов и общественности. Для участия в конкурсе нужно свободно владеть государственным языком и иметь высшее образование, но учредители вправе устанавливать дополнительные квалификационные требования к кандидатам.

Директор самостоятельно будет вибирать на работу своих заместителей и других педагогических работников. Образовательное учреждение имеет право объявить конкурс на любую вакансию, но главное, что назначения будут проходить без согласования с местными властями, которое требуется сейчас.

Учреждения образования и педагоги самостоятельно будут формировать учебные программы, которые по представлению педагогического совета будет утверждать руководитель учреждения. Единственное требование — их соответствие государственным стандартам образования, принятым министерством образования и науки.

Учитель сможет свободно работать по собственной программе и выбирать формы донесения материала до детей. Одновременно, министерство будет разрабатывать типовые программы для тех учителей, которые не хотят или не могут разработать собственные.

Закон отменяет процедуру аттестации школ и местных управлений образования на их инспектирование.

Сами инспекции ликвидируют, а работники методкабинетов будут заниматься вместо проверок поддержкой и помощью учебным заведениям. Проверять же эти заведения будет только Государственная служба качества образования. Плановый аудит заведения, включающего проверку соблюдения лицензионных условий, будет происходить раз в 10 лет.

6. Директором можно быть не более 12 лет.

Ограничение срока пребывания одного человека на посту руководителя распространится из вузов на все учреждения образования. Пожизненных директоров школ больше не будет. Человек сможет избираться на пост директора не больше двух шестилетних сроков подряд, а затем сможет работать на другой должности в этой же школе или претендовать на директорство в другой.

7. Большая зарплата учителей.

Должностной оклад учителя низшей категории составит три минимальных зарплаты. Этого уровня будут достигать постепенно, до 2023 года. Если бы ее ввели немедленно, такой оклад составлял бы 9600 гривен, а с различными надбавками учителя зарабатывали бы еще больше. Однако для этого надо было бы найти минимум 87 миллиардов бюджетных гривен, что нереально.

Когда авторы закона закладывали эту норму, минимальная зарплата равнялась прожиточному минимуму для трудоспособных лиц. Однако, с 1 января 2017 года, уже после голосования закона в первом чтении, минимальную зарплату установили в размере двух минимумов: 3200 гривен вместо 1600, поэтому стоимость образовательного законопроекта выросла на десятки миллиардов.

Поэтому ко второму чтению образовательный комитет Верховной Рады внес в текст поправку, заменив три минимальные зарплаты на четыре прожиточных минимума (на сегодня 6736 гривен). Однако во время рассмотрения закона на пленарном заседании с подачи Юлии Тимошенко поправку провалили.

Зарплата научно-педагогического работника самой низкой квалификации будет по крайней мере на 25% больше, чем зарплата учителя низшей категории. Оклад работника каждой следующей категории должна повышаться по крайней мере на 10%.

8. Добровольная сертификация учителей.

Все педагогические и научно-педагогические работники, как и сейчас, должны обязательно повышать квалификацию, но эта процедура претерпит коренные изменения. Эти услуги смогут предоставлять различные государственные, коммунальные и частные учреждения, а также общественные организации, которые будут иметь соответствующую лицензию. Учитель сам волен выбирать, где ему повышать квалификацию, это может быть и несколько разных учреждений, суммарное время обучения в которых должно составлять не менее 150 часов на 5 лет.

Вместо повышения квалификации учитель может по собственной инициативе пройти добровольную сертификацию на знание предмета и владение современными образовательными методиками. Пройдя такую сертификацию, учитель получит на три года сертификат и 20% надбавку к зарплате, а также сможет обучать других педагогов.

9. Инклюзивное обучение и перепрофилирование интернатов.

Закон поощряет обучение детей с особыми потребностями, сирот и детей из сложных семей в обычных школах. По заявлениям родителей детей с особыми потребностями школы должны создавать специальные классы, где такие дети могли бы учиться. Если это необходимо, дети с особыми потребностями могут идти в школу позже и учиться дольше.

Детям с нарушениями слуха создадут условия для обучения на языке жестов.

До 31 декабря 2021 года все школы-интернаты должны стать или обычными школами, детсадами или другими учебными заведениями, доступными для всех детей, или детскими домами в системе Минсоцполитики. Решение о судьбе каждого интерната будут принимать областные и Киевский городской советы.

10. Образовательные округа.

Различные учреждения образования в пределах определенной территории (включая заведения внешкольного образования, культуры, физкультуры) составят единый образовательный округ, своеобразным центром которого станет опорная школа, удобно расположенная для подвоза детей из других населенных пунктов и обеспеченная квалифицированными кадрами и современным оборудованием.

11. Украинский язык.

Образовательный процесс во всех учреждениях образования будет происходить на украинском языке. Представители национальных меньшинств имеют право обучаться в отдельных группах детских садов и классах начальной школы, в которых, кроме украинского, будет использоваться в образовательном процессе язык соответствующего меньшинства.

Начиная с 5 класса, все образование будет происходить на украинском языке, исключения возможны только для представителей коренных народов (прежде всего, крымских татар), которые могут хранить двуязычное обучение до окончания старшей школы.

Для первоклассников такая система заработает с 1 сентября 2018 года, а для тех, кто начал учиться в школах с языком национальных меньшинств ранее, — с 1 сентября 2020 года, причем на протяжении этих трех лет в школах с обучением на языках меньшинств будет постепенно увеличиваться количество предметов, преподаваемых на украинском.

Изучение украинского языка становится обязательным во всех учебных заведениях (включая вузы, во многих из которых такое преподавание прекратили на основании закона "О высшем образовании").

В учреждениях образования, согласно образовательной программе, могут преподаваться одна или несколько дисциплин на двух и более языках — на государственном языке, на английском языке, на других официальных языках Европейского Союза. Стоит отметить, что среди 24 языков ЕС есть языки некоторых нацменьшинств Украины — румынский, венгерский, польский, болгарский, словацкий и тому подобное.

Русский же язык к языкам ЕС не относится, поэтому даже отдельные предметы или дисциплины (кроме собственно курса русского языка) не смогут преподаваться на русском ни в базовой или профильной школе, ни в музыкальных или художественных школах, ни в университетах или профессиональных колледжах.

Языковая статья закона, окончательную редакцию которой сформулировала рабочая группа из представителей разных фракций, Министерства образования и экспертов в день голосования за закон, уже вызвали негативную реакцию Москвы, Будапешта и Бухареста, однако формально ни врагам, ни партнерам Украины не к чему придраться — нормы этой статьи четко отвечают как нашей Конституции, так и международным договорам, ратифицированными Украиной.

А уровень защиты прав меньшинств в новом законе все равно значительно выше, чем уровень защиты украинцев в той же Румынии или Венгрии, не говоря уже о России.

12. Информационная прозрачность.

Каждое учреждение образования обязано разместить в открытом доступе на своем сайте (или сайте учредителя) всю важную информацию о своей деятельности.

К такой информации закон, в частности, относится устав, лицензии, сертификаты институциональная аккредитация и аккредитация программ, структура и органы управления учреждения, кадровый состав, образовательные программы, язык образовательного процесса, вакансии и конкурсы, материально-техническое обеспечение, наличие общежитий, мест в них и размер оплаты за проживание, результаты мониторинга качества, годовой отчет, правила приема, условия доступности для лиц с особыми потребностями, размер платы за обучение, перечень и стоимость дополнительных услуг.

Обязательно должна обнародоваться смета и финансовый отчет о поступлении и использовании всех полученных средств, информация о перечне товаров, работ и услуг, полученных как благотворительная помощь, с указанием их стоимости, а также средства, полученные из других источников, не запрещенных законодательством.

13. Академическая добропорядочность.

Закон обязывает участников образовательного процесса соблюдать академическую добропорядочность.

Нарушениями академической добропорядочности считаются плагиат, самоплагиат (когда человек выдает свои старые научные результаты за новые), фабрикация или фальсификация данных, списывание, обман, взяточничество и необъективное оценивание.

Нарушителю добропорядочности грозит отказ в присуждении ученой степени или звания, лишение уже присужденных степеней, званий, квалификационных категорий, лишения права занимать определенные должности. Учащихся и студентов за нарушения добропорядочности могут направить на пересдачу экзамена, контрольную и т. п, повторное прохождение курса, лишить стипендии или льгот или отчислить из учебного заведения.

14. Больше источников финансирования.

Государство, как и сейчас, будет выделять местным бюджетам субвенцию на общее среднее образование, в том числе и на получение среднего образования в профессионально-технических заведениях. Профессиональную составляющую этих заведений будут финансировать преимущественно региональные бюджеты.

Государство будет финансировать обучение на бюджетных местах в вузах и подготовку специалистов дефицитных рабочих профессий в системе профтехобразования.

Местная власть и органы самоуправления должны создать надлежащие условия для работы учреждений образования, в т.ч. обеспечить их помещениями и организовать подвоз детей из соседних сел в опорные школы.

Дошкольное и внешкольное образование финансируется в основном из местных бюджетов, которые благодаря децентрализации за три года выросли более чем вдвое. При этом детсады, а также частные школы, которые обоснуют стоимость обучения, получат дополнительные деньги на каждого ребенка из госбюджета.

В целом же каждое учреждение образования имеет право получать деньги из бюджетов разных уровней, а также из любых источников, не запрещенных законом. Образовательные учреждения будут иметь право получать добровольные пожертвования, гранты, дивиденды, помощь родителей, частных партнеров и тому подобное, оказывать платные услуги, продавать произведенную в мастерских или производственных подразделениях продукцию. Средства каждое заведение сможет свободно тратить на свою уставную деятельность, а временно свободные деньги сможет размещать в государственных банках.

Настоящий Закон (закон об образовании Украины) определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития системы общего среднего образования, что способствует свободному развитию человеческой личности, формирует ценности правового демократического общества в Украине.

Общие положения Закона Украины "Об общем среднем образовании"

Статья 1. Законодательство Украины об общем среднем образовании

Законодательство Украины об общем среднем образовании основывается на Конституции Украины и состоит из Закона Украины "Об образовании" , настоящего Закона, других нормативно-правовых актов и международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Статья 2. Основные задачи законодательства Украины об общем среднем образовании

Основными задачами законодательства Украины об общем среднем образовании являются:
- Обеспечение права граждан на доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования.
- Обеспечение необходимых условий функционирования и развития общего среднего образования.
- Обеспечение нормативно-правовой базы относительно обязательности полного общего среднего образования.
- Определение структуры и содержания общего среднего образования.
- определение органов управления системой общего среднего образования и их полномочий.
- Определение прав и обязанностей участников учебно-воспитательного процесса, установление ответственности за нарушение законодательства о среднем образовании.

Статья 3. Общее среднее образование

Общее среднее образование - целенаправленный процесс овладения систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре и производство средствами познавательной и практической деятельности, результатом которого является интеллектуальное, социальное и физическое развитие личности, что является основой для дальнейшего образования и трудовой деятельности. Общая среднее образование является обязательным основной составляющей непрерывного образования. Общее среднее образование направлено на всестороннее развитие личности путем обучения и воспитания, основанные на общечеловеческих ценностях и принципах научности, поликультурности, светского характера образования, системности, интегративности, единства обучения и воспитания, на принципах гуманизма, демократии, гражданского сознания, взаимоуважения между нациями и народами в интересах человека, семьи, общества, государства.

Статья 4. Система общего среднего образования

Систему среднего образования составляют: Общеобразовательные учебные заведения всех типов и форм собственности, в том числе для граждан, нуждающихся в социальной помощи и социальной реабилитации, учебно-производственные комбинаты, внешкольные учреждения, научно-методические учреждения и органы управления системой общего среднего образования, а также профессионально-технические и высшие учебные заведения I-II уровней аккредитации, которые предоставляют полное среднее образование.

Статья 5. Задача общего среднего образования

Задачами общего среднего образования являются:
- Воспитание гражданина Украины.
- Формирование личности учащегося (воспитанника), развитие его способностей и дарований, научного мировоззрения.
- Выполнение требований Государственного стандарта общего среднего образования, подготовка учеников (воспитанников) к дальнейшему образованию и трудовой деятельности.
- Воспитание у учащихся (воспитанников) уважения к Конституции Украины, государственных символов Украины, прав и свобод человека и гражданина, чувства собственного достоинства, ответственности перед законом за свои действия, сознательного отношения к обязанностям человека и гражданина.
- Реализация права обучающихся (воспитанников) на свободное формирование политических и мировоззренческих убеждений.
- Воспитание уважительного отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, государственному и родному языку, национальным ценностям украинского народа и других народов и наций.
- Воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других граждан как наивысшей социальной ценности, формирование гигиенических навыков и принципов здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся (воспитанников).

Статья 6. Получения полного общего среднего образования

1. Гражданам Украины независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков обеспечивается доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях.

2. Граждане Украины имеют право на получение полного общего среднего образования в частных учебных заведениях.

3. Получения полного общего среднего образования в учебных заведениях независимо от подчинения, типов и форм собственности должна соответствовать требованиям Государственного стандарта общего среднего образования.

4. Иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, получают полное среднее образование в порядке, установленном для граждан Украины.

5. Ответственность за получение полного общего среднего образования детьми возлагается на их родителей, а детьми, лишенными родительской опеки, - на лиц, их заменяющих, или учебные заведения, где они воспитываются.

Статья 7. Язык (языки) обучения и воспитания в общеобразовательных учебных заведениях

Язык (языки) обучения и воспитания в общеобразовательных учебных заведениях определяется в соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины "О языках в Украинской ССР" .

Общеобразовательные и другие учебные заведения системе общего среднего образования

Статья 8. Общеобразовательное учебное заведение

1. Общеобразовательное учебное заведение - учебное заведение, обеспечивающее реализацию права граждан на общее среднее образование. Общеобразовательное учебное заведение, основанное на частной форме собственности, осуществляет свою деятельность при наличии лицензии, выданной в установленном законодательством Украины порядке.

2. Общеобразовательное учебное заведение, осуществляющее инновационную деятельность, может иметь статус экспериментального. Статус экспериментального не изменяет подчинение, тип и форму собственности общеобразовательного учебного заведения. Положение об экспериментальном общеобразовательном учебном заведении утверждается Министерством образования Украины.

Статья 9. Типы общеобразовательных и других учебных заведений системы общего среднего образования

1. Согласно образовательного уровня, который обеспечивается общеобразовательным учебным заведением (начальное общее образование, базовое общее среднее образование, полное общее среднее образование), существуют разные типы общеобразовательных учебных заведений I, II, III степеней. Школы каждого из трех ступеней могут функционировать вместе или самостоятельно.

В общеобразовательные учебные заведения относятся:
- Средняя общеобразовательная школа - общеобразовательное учебное заведение I-III ступеней (I ступень - начальная школа, II ступень - основная школа, III ступень - старшая школа, как правило, с профильным направлением обучения).
- Специализированная школа (школа-интернат) - общеобразовательное учебное заведение I-III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов и курсов.
- Гимназия - общеобразовательное учебное заведение II-III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов по профилю.
- Лицей - общеобразовательное учебное заведение III степени с профильным обучением и допрофессиональной подготовкой.
- Коллегиум - общеобразовательное учебное заведение III степени филологически-философского и (или) культурно-эстетического профилей.
- Общеобразовательная школа-интернат - общеобразовательное учебное заведение с частичным или полным содержанием за счет государства детей, нуждающихся в социальной помощи.
- Специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) - общеобразовательное учебное заведение для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития.
- Общеобразовательная санаторная школа (школа-интернат) - общеобразовательное учебное заведение I-III ступеней с соответствующим профилем для детей, нуждающихся в длительном лечении.
- Школа социальной реабилитации - общеобразовательное учебное заведение для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания (создается отдельно для мальчиков и девочек).
- Вечерняя (сменная) школа - общеобразовательное учебное заведение II-III степеней для граждан, не имеющих возможности обучаться в школах с дневной формой обучения.

2. Другие учебные заведения системы общего среднего образования:
- Внешкольное учебно-воспитательное учреждение - учебное заведение для воспитания детей и удовлетворения их потребностей в дополнительном образовании по интересам (научными, техническими, художественно-эстетическими, спортивными и др.).
- Межшкольный учебно-производственный комбинат - учебное заведение для обеспечения потребностей учеников общеобразовательных учебных заведений в профориентационной, допрофессиональной, профессиональной подготовке.
- Профессионально-техническое учебное заведение - учебное заведение для обеспечения потребностей граждан в профессионально-техническом и полном общем среднем образовании. - Высшее учебное заведение I-II уровней аккредитации - учебное заведение для удовлетворения потребностей граждан по образовательно-квалификационным уровням младшего специалиста и бакалавра с одновременным завершением получения полного общего среднего образования.

3. Общеобразовательные учебные заведения могут создавать в своем составе классы (группы) с вечерней (заочной) форме обучения, классы (группы) с углубленным изучением отдельных предметов. Общеобразовательные учебные заведения независимо от подчинения, типов и форм собственности могут иметь в своем составе интернаты с частичным или полным содержанием учащихся (воспитанников) за счет владельца. Общеобразовательные учебные заведения могут создавать учебно-воспитательные комплексы в составе учебных заведений различных типов и уровней аккредитации для удовлетворения допрофессиональных и профессиональных запросов граждан, а также учебно-воспитательные объединения с дошкольными и внешкольными учебными заведениями для удовлетворения образовательных и культурно-образовательных потребностей.

4. Перечень специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) определяется Министерством образования Украины по согласованию с Министерством здравоохранения Украины.

5. Положение об общеобразовательных учебных заведениях утверждаются Кабинетом Министров Украины. Общеобразовательное учебное заведение на основе Положения об общеобразовательных учебных учреждениях разрабатывает устав, который утверждается собственником (для государственных и коммунальных общеобразовательных учебных заведений - соответствующим органом управления образованием) и регистрируется местным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.

Статья 10. Статус общеобразовательного учебного заведения

1. Общеобразовательное учебное заведение является юридическим лицом. По своим организационно-правовым формам общеобразовательные учебные учреждения могут быть государственной, коммунальной и частной форм собственности.
2. Статус государственного имеет общеобразовательное учебное заведение, основанное на государственной форме собственности.
3. Статус коммунального имеет общеобразовательное учебное заведение, основанное на коммунальной форме собственности.
4. Статус частного имеет общеобразовательное учебное заведение, основанное на частной форме собственности.

Статья 11. Создание, реорганизация и ликвидация общеобразовательного учебного заведения

1. Государственные и коммунальные общеобразовательные учебные заведения создаются соответственно центральными, местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления с учетом социально-экономических, национальных, культурно-образовательных и языковых потребностей при наличии необходимого количества обучающихся (воспитанников) в соответствии с установленными нормативами наполняемости классов, необходимой материально- технической и научно-методической базы, педагогических кадров в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

2. Решение о создании коммунальных общеобразовательных учебных заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, принимаются Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями по согласованию с Министерством образования Украины.

3. Решение о создании гимназий, лицеев, коллегиумов, специализированных школ (школ-интернатов), основанных на коммунальной форме собственности, принимаются по представлению соответствующих органов управления образованием Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.

4. Решение о создании общеобразовательного учебного заведения, основанного на частной форме собственности, принимается учредителем (собственником) в порядке, установленном законодательством Украины.

5. Решение о создании школ социальной реабилитации, их подчиненность и источники финансирования принимается Кабинетом Министров Украины по представлению Министерства образования Украины.

6. Реорганизация и ликвидация общеобразовательных учебных заведений проводятся в порядке, установленном законодательством Украины. Реорганизация и ликвидация общеобразовательных учебных заведений в сельской местности, основанных на коммунальной форме собственности, допускаются только с согласия территориальных общин.

Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях

Статья 12. Срок обучения

1. Срок обучения для получения полного общего среднего образования в общеобразовательных учебных заведениях I-III ступеней составляет 12 лет:
- В общеобразовательных учебных заведениях I степени - 4 года.
- В общеобразовательных учебных заведениях II степени - 5 лет.
- В общеобразовательных учебных заведениях III степени - 3 года.

2. Срок обучения в общеобразовательных учебных заведениях для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

3. В профессионально-технических и высших учебных заведениях I-II уровней аккредитации срок получения полного общего среднего образования устанавливается Министерством образования Украины.

Статья 13. Формы обучения

Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учебных заведениях осуществляется по групповой и индивидуальной формам обучения, положения о которых утверждает Министерство образования Украины. Желающим предоставляется право и создаются условия для ускоренного окончания школы, сдачи экзаменов экстерном.

Статья 14. Наполняемость классов общеобразовательных учебных заведений

1. Наполняемость классов общеобразовательных учебных заведений не должна превышать 30 учеников.
2. В общеобразовательных учебных заведениях, расположенных в селах, поселках, количество учеников в классах определяется демографической ситуацией, но должна составлять не менее пяти человек. При меньшем количестве учеников в классе занятия проводятся по индивидуальной форме обучения.
3. Порядок разделения классов на группы при изучении отдельных предметов устанавливается Министерством образования Украины по согласованию с Министерством финансов Украины.
4. Для специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) количество учеников в классе определяется Министерством образования Украины по согласованию с Министерством здравоохранения Украины и Министерством финансов Украины.
5. Количество учащихся в группах продленного дня и воспитанников в группах общеобразовательных учебных заведений всех типов определяется Министерством образования Украины по согласованию с Министерством финансов Украины.

Статья 15. Учебные планы и нагрузки учеников

1. Базовый учебный план общеобразовательных учебных заведений (далее - Базовый учебный план) определяет структуру и содержание общего среднего образования через инвариантную и вариативную составляющие, которые устанавливают почасовое и смысловое соотношение между образовательными областями (циклами учебных предметов), предельно допустимую учебную нагрузку учащихся и общегодовые количество учебных часов. Инвариантная составляющая содержания общего среднего образования формируется на государственном уровне, является единой для всех учреждений общего среднего образования, определяется через образовательные области базового учебного плана. Вариативная составляющая содержания общего среднего образования формируется общеобразовательным учебным заведением с учетом особенностей региона и индивидуальных образовательных запросов обучающихся (воспитанников). Базовый учебный план для общеобразовательных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности утверждается Кабинетом Министров Украины.

2. На основе базового учебного плана Министерство образования Украины утверждает типовые учебные планы для общеобразовательных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности. В типовых учебных планах образовательные области реализуются в учебные предметы и курсы инвариантной и вариативной составляющих содержания общего среднего образования.

Типовые учебные планы устанавливают суммарную предельно допустимую учебную нагрузку учащихся. Оно составляет такое количество учебных часов в год:
- 1-2 классы - 700 часов.
- 3-4 классы - 790 часов.
- 5 класс - 860 часов.
- 6-7 классы - 890 часов.
- 8-9 классы - 950 часов.
- 10-12 классы - 1030 часов.

3. На основе типовых учебных планов общеобразовательным учебным заведением складывается рабочий учебный план с конкретизацией вариативной части и определением профиля обучения. Рабочие учебные планы государственных и коммунальных общеобразовательных учебных заведений утверждаются соответствующим органом управления образованием. Рабочие учебные планы частных общеобразовательных школ соглашаются с соответствующими органами управления образованием. Рабочие учебные планы профессионально-технических и высших учебных заведений I-II уровней аккредитации, в части получения полного общего среднего образования, разрабатываются на основе типовых учебных планов для общеобразовательных учебных заведений и соглашаются с Министерством образования Украины. Экспериментальные рабочие учебные планы составляются с учетом типовых учебных планов, общеобразовательными учебными заведениями, имеющими статус экспериментальных. Внедрение экспериментальных рабочих учебных планов, новых образовательных программ, педагогических новаций и технологий возможно только по решению Министерства образования Украины.

Статья 16 . Учебный год и режим работы общеобразовательного учебного заведения

1. Учебный год в общеобразовательных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и форм собственности начинается в День знаний - 1 сентября и заканчивается не позднее 1 июля следующего года.

2. Продолжительность учебного года в общеобразовательных учебных заведениях I степени не может быть меньше 175 рабочих дней, а в общеобразовательных учебных заведениях II-III степеней - 190 рабочих дней, без учета времени на сдачу переводных и выпускных экзаменов, продолжительность которых не может превышать трех недель.

3. Структура учебного года (за четверть, полугодие, семестрам) и продолжительность учебной недели устанавливаются общеобразовательным учебным заведением в пределах времени, предусмотренного рабочим учебным планом, по согласованию с соответствующим органом управления образованием.

4. Режим работы общеобразовательного учебного заведения определяется им на основе нормативно-правовых актов и по согласованию с соответствующим органом государственной санитарно-эпидемиологической службы.

5. Продолжительность уроков в общеобразовательных учебных заведениях составляет:

  • в первых классах - 35 минут,
  • во вторых - четвертых классах - 40 минут,
  • в пятых - двенадцатый класс - 45 минут.

Изменение продолжительности уроков допускается по согласованию с соответствующими органами управления образованием и органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. Разница во времени учебных часов первых - четвертых классов обязательно учитывается и компенсируется проведением дополнительных, индивидуальных занятий и консультаций с учащимися.

6. Продолжительность каникул в общеобразовательных учебных заведениях в течение учебного года не может быть меньше 30 календарных дней.

Статья 17. Воспитательный процесс в общеобразовательных учебных заведениях

1. Воспитания обучающихся (воспитанников) в общеобразовательных учебных заведениях осуществляется в процессе урочной, внеурочной и внешкольной работы с ними. Цели воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях определяются на основе принципов, заложенных в Конституции Украины, законах и иных нормативно-правовых актах Украины.

2. В общеобразовательных учебных заведениях запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий, а также религиозных организаций и военизированных формирований.

3. Принудительное привлечение учащихся (воспитанников) общеобразовательных школ к поступлению в любые объединения граждан, религиозные организации и военизированные формирования запрещается.

Статья 18. Зачисление учащихся

1. Местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления закрепляют за общеобразовательными учебными заведениями соответствующие территории обслуживания и к началу учебного года учитывают учеников, которые должны их посещать.

2. Зачисление учащихся в общеобразовательные учебные заведения проводится приказом директора, который выдается на основании заявления, при наличии медицинской справки установленного образца и соответствующего документа об образовании (кроме учеников первого класса).

3. Зачисление учащихся в гимназии, лицеи, коллегиумы, специализированные школы (школы-интернаты) проводится в порядке, установленном Министерством образования Украины.

4. Зачисление учащихся в общеобразовательной санаторной школы (школы-интерната) проводится в порядке, установленном Министерством образования Украины и Министерством здравоохранения Украины.

5. Направление обучающихся (воспитанников) в школах социальной реабилитации и досрочное освобождение их из этих учебных заведений осуществляются по решению суда.

6. Зачисление и отбор детей для обучения в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах), их перевода из одного типа таких учебных заведений в другое производится по заключению соответствующих психолого-медико-педагогических консультаций в порядке, установленном Министерством образования Украины.

Участники учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях

Статья 19. Участники учебно-воспитательного процесса

Участниками учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях являются:
- Учащиеся (воспитанники).
- Руководители.
- Педагогические работники, психологи, библиотекари.
- Другие специалисты.
- Родители или лица, их заменяющие.

Статья 20. Ученик (воспитанник)

1. Ученик (воспитанник) - лицо, которое учится и воспитывается в одном из учебных заведений. Зачисление учащихся в общеобразовательные учебные заведения осуществляется, как правило, с 6 лет.

2. Статус обучающихся (воспитанников) как участников образовательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях, их права и обязанности определяются настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами.

Статья 21. Социальная защита обучающихся (воспитанников)

1. Ученикам (воспитанникам) общеобразовательных учебных заведений может подаваться дополнительно социальная и материальная помощь за счет средств министерств и ведомств и местных бюджетов, средств юридических и физических лиц Украины и граждан, проживающих за ее пределами, а также средств фонда общеобязательного обучения и за счет других поступлений. Учащиеся (воспитанники) общеобразовательных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности имеют право на льготный проезд городским и пригородным пассажирским транспортом в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Учащиеся (воспитанники) общеобразовательных школ в сельской местности обеспечиваются транспортом к месту учебы и домой бесплатно.

2. Дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата обеспечиваются средствами индивидуальной коррекции в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

3. Воспитанники школ-интернатов всех типов из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, находятся на полном государственном обеспечении. Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, которые учатся в других общеобразовательных учебных заведениях, обеспечиваются питанием, одеждой и другими услугами в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Удержание воспитанников, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) осуществляется за счет государства.

4. Дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, дети, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, трудоустраиваются или продолжают обучение в соответствии с полученной образованием в порядке, установленном законодательством Украины.

Статья 22. Охрана и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников)

1. Общеобразовательное учебное заведение обеспечивает безопасные и безвредные условия обучения, режим работы, условия для физического развития и укрепления здоровья, формирует гигиенические навыки и основы здорового образа жизни обучающихся (воспитанников).

2. Учащиеся (воспитанники) общеобразовательных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности обеспечиваются медицинским обслуживанием, которое осуществляется медицинскими работниками, которые входят в штат этих учреждений или соответствующих учреждений здравоохранения, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Учреждения охраны здоровья я вместе с органами управления образованием и органами здравоохранения ежегодно обеспечивают бесплатный медицинский осмотр учеников (воспитанников), мониторинг и коррекцию состояния здоровья, несут ответственность за соблюдение санитарно-гигиенических норм, проведение лечебно-профилактических мероприятий в общеобразовательных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и форм собственности.

3. Ответственность за организацию питания обучающихся (воспитанников) в общеобразовательных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и форм собственности возлагается на учредителей (собственников), руководителей этих учебных заведений. Нормы и порядок организации питания обучающихся (воспитанников) в общеобразовательных учебных заведениях устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

4. Контроль за охраной здоровья и качеством питания обучающихся (воспитанников) возлагается на органы здравоохранения.

Статья 23. Поощрение учащихся (воспитанников)

Для учащихся (воспитанников) устанавливаются различные виды морального стимулирования и материального поощрения, предусмотренные Министерством образования Украины, другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, уставом общеобразовательного учреждения.

Статья 24. Педагогические работники

1. Педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, имеет соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществляет педагогическую деятельность, обеспечивающее результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в учебных заведениях системы общего среднего образования. Перечень должностей педагогических работников системы общего среднего образования устанавливается Кабинетом Министров Украины.

2. Должность руководителя общеобразовательного учебного заведения независимо от подчинения, типа и формы собственности может занимать лицо, являющееся гражданином Украины, имеет высшее педагогическое образование на уровне специалиста или магистра, стаж педагогической работы не менее трех лет, успешно прошла аттестацию руководящих кадров образования в порядке, установленном Министерством образования Украины.

Статья 25. Педагогическая нагрузка

1. Педагогическая нагрузка учителя общеобразовательного учебного заведения независимо от подчинения, типа и формы собственности - время, предназначенное для осуществления учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая нагрузка учителя включает 18 учебных часов в течение учебной недели, составляющих тарифную ставку, а также другие виды педагогической деятельности в следующем соотношении к тарифной ставке:
- Классное руководство - 20-25 процентов.
- Проверка тетрадей - 10-20 процентов.
- заведывание:
- Мастерскими - 15-20 процентов.
- учебными кабинетами - 10-15 процентов.
- Учебно-опытными участками - 10-15 процентов.

Размеры и порядок установления доплат за другие виды педагогической деятельности определяются Кабинетом Министров Украины. Педагогическая нагрузка воспитателя общеобразовательного учебного заведения составляет 30 часов, воспитателя общеобразовательной специальной школы (школы-интерната) - 25 часов в неделю, что составляет тарифную ставку. Размеры тарифных ставок других педагогических работников общеобразовательных учебных заведений устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Распределение педагогической нагрузки в общеобразовательном учебном заведении осуществляется его руководителем и утверждается соответствующим органом управления образованием.

Одним росчерком пера депутаты спровоцировали недовольство практически всех стран-соседей, закон об образовании. Европейские партнеры Киева озабочены тем, что обучение в государственных школах постепенно переведут на украинский язык, а языки нацменьшинств исключат из учебного процесса. разбиралась в нюансах и возможных последствиях реформы.

Учат в школе

На Украине на языках нацменьшинств сейчас учатся около 400 тысяч детей в 735 учебных заведениях. Всего в стране более 15 тысяч школ, из них с русским языком обучения - 581, румынским - 75, венгерским - 71, молдавским - 3 и польским - 5. При этом, по словам заместителя министра образования и науки Павла Хобзея, всего в украинских школах почти 10 процентов учеников обучаются на русском языке. Интересно, что в частных школах примерно 40 процентов учеников выбирают в качестве языка образования именно русский.

Такая статистика, однако, не смутила украинских законодателей. В первый день осенней сессии, 5 сентября, депутаты Верховной Рады во втором чтении закон «Об образовании». Документ уже поддержал президент страны , заявив, что новая школа открывает двери для «нового поколения украинцев - компетентных, патриотичных, открытых миру». «Образование - это ключ к будущему Украины. Принятие новой редакции закона "Об образовании" дает нам этот ключ», - уточнил глава государства.

Главное в реформе то, что в школах фактически запрещается преподавание на любом языке, кроме украинского. С 2018 года отменяется преподавание на языках национальных меньшинств, начиная с пятого класса. К 2020-му обучение на языках национальных меньшинств будет ликвидировано полностью. С 2018-го прекращается издание учебников на русском языке. Небольшие поблажки сделаны только для «коренных народов Украины». Это понятие нигде четко не прописывается, но авторы закона отнесли к таковым крымских татар, крымчаков и караимов. Им позволят формировать в школах отдельные классы. Разрешается также преподавать один или несколько предметов на английском языке и других языках стран , но русскоязычное образование исчезнет полностью.

Эксперты говорят, что такие законодательные новации противоречат 10-й статье Конституции Украины, в которой сказано , что государственным языком является украинский, но государство способствует развитию и русского языка, и языков других национальных меньшинств. Право свободного пользования родными языками во всех сферах общественной жизни, включая образование, гарантировалось и в Декларации прав национальностей Украины .

Противоречит новый закон также закону «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств» от 2003 года. «Тот язык, который является для детей родным, практически будет запрещен для выпускников средних школ, потому что в старших классах он просто не будет изучаться», - предрекает противник реформы, депутат Верховной Рады от «Оппозиционного блока» .

Сторонники преобразований называют изменения естественными. «Украина - единственная страна - носитель украинского языка, и закон "Об образовании" расширяет употребление государственного языка в образовательной сфере, это нормально», - говорит министр образования Лилия Гриневич. В ведомстве новшества объясняют как раз заботой о будущем детей, обучающихся на языке нацменьшинств. Отмечается , что в 2016 году 60 процентов учеников венгерских и румынских школ не преодолели порог тестирования по украинскому языку, а значит, их возможности получить на Украине высшее образование были сильно ограничены.

Нож в спины

Проект украинизации образования вызвал возмущение у большинства стран-соседей Украины. Примечательно, что с требованием наложить вето на закон к Петру Порошенко обратились не только украинские оппозиционные политики, но и соратник главы государства, Закарпатской области (в регионе проживают не менее 150 тысяч этнических венгров, а также более 20 тысяч этнических словаков и румын).

Фото: Павел Паламарчук / РИА Новости

Самую жесткую и даже агрессивную позицию заняла Венгрия. Сначала позорным и стыдным документ министр иностранных дел страны . «Поправка серьезно нарушает права венгерского меньшинства. Позорно, что страна, стремящаяся к более тесным связям с ЕС, приняла закон, прямо идущий против европейских ценностей», - сказал он. Позже Будапешт обратился с жалобой в и . Сийярто объяснил, что Венгрия просит принять меры, которые не позволят закону вступить в силу. На сайте МИД Венгрии также было опубликовано сообщение о том, что Будапешт больше не будет поддерживать инициативы Украины в международных организациях. «Украина вонзила Венгрии нож в спину, когда внесла изменения в закон об образовании», - говорится там.

В министерстве иностранных дел Румынии выразили надежду, что права румынского меньшинства на Украине будут сохранены, и подчеркнули обеспокоенность Бухареста в связи с этим вопросом. Министерство иностранных дел Польши пообещало пристально следить за выполнением на Украине закона «Об образовании» и предпринять все необходимые меры, чтобы обеспечить полякам доступ к обучению на польском языке. Президент Молдавии киевские власти отменить новый закон. Он выразил мнение, что община румын и молдаван на Украине рискует подвергнуться денационализации. Позже всех отреагировали российские дипломаты. 12-летнее обучение при одновременном сокращении обязательных для изучения предметов с 22 до 9. В частности, вместо физики, химии, биологии, географии и астрономии будут создаваться интеграционные курсы «Природа и человек», «Человек и мир». Язык и литература сольются в предмет «Словесность», а алгебра и геометрия вернутся в общий курс математики. Вероятно, это приведет к массовым сокращениям учителей. В отдельной поправке оговорено право административного преследования педагогов, уничижительно отзывающихся об украинских символах или самом государстве.

Новый закон, очевидно, должен способствовать усилению патриотических чувств украинской молодежи. О том, как нововведения скажутся на качестве образования, судить пока рано, но едва ли они пойдут на пользу тем ученикам, для кого украинский язык не родной. В первую очередь речь идет о русскоязычных гражданах Украины. Помешать введению закона они вряд ли смогут. Россия за последние годы утратила почти все рычаги влияния на соседнюю страну, а любые попытки самоорганизации граждан внутри Украины трактуются как сепаратизм и чреваты серьезными последствиями. Гораздо больше шансов на отстаивание своих интересов у представителей венгерской, румынской и польской общин. Украина по-прежнему дорожит евроинтеграцией, поэтому любые барьеры на этом пути будут восприниматься в Киеве крайне болезненно. Вероятно, если Будапешт, Варшава и Бухарест всерьез воспротивятся повсеместной украинизации образования, то киевским властям придется пойти на уступки.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Особенности технологии и организации производства и их влияние на учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в машиностроении Учет издержек производства машиностроительной продукции
Как быстро увеличить член: метод быстрого увеличения члена за час или в день секса Изменение стоимости контракта более 10 процентов
Бухгалтерский учет производства готовой продукции