Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Депутат-единоросс высказался за отмену бесплатной медицины. До этого он критиковал пенсии по старости

Что мы проиграем, а что получим взамен, если отменят ОМС и ОСАГО

Министерство финансов предложило до 2020 года отказаться от обязательного страхования. В самом жестком сценарии это будет выглядеть так: больной гриппом вынужден платить доктору за вызов, так как полисы ОМС отменили. Водитель ВАЗ 2101, ненароком поцарапавший чужой Mercedes, бежит продавать комнату в коммуналке – ОСАГО тоже почило в бозе. Пассажир, которого в метро помяли неожиданно захлопнувшиеся двери вагона, сам платит за свое лечение. На первый взгляд, никаких выгод от отмены обязательного страхования для граждан не будет.

Минфин предлагает отказаться от обязательных видов страхования в пользу добровольных. Скорее всего, это значит, что будет развиваться вмененное страхование: это когда вы по закону обязаны застраховать тот или иной риск, но как именно вы это осуществите - сугубо ваше дело. Стратегия развития страховой отрасли рассчитана до 2020 года, пока что она лишь внесена в правительство - в ближайшие 2-3 года ОМС с ОСАГО не отменят. Но «звоночек» серьезный.

В закрытой группе страховщиков в Facebook участники высказываются об инициативе Минфина в сугубо некомплиментарных тонах: «дурь полная», «Минфин удивил». В официальных высказывания в СМИ страховщики более осторожны: «Минфин прав, роль государства в страховании надо снижать».

Для рядового гражданина обязательное страхование - это, прежде всего, полисы ОМС, ОСАГО, а с недавних пор еще и солидные выплаты в случае травм на транспорте.

В неформальной беседе с корреспондентом «МР» страховщики назвали возможную отмену ОМС «бредом»: нужно будет либо возвращаться к практике советской медицины - бесплатной для всех, либо придумывать некую новую систему. И.о. директора НИУ ВШЭ в Петербурге Валерий Гордин, впрочем, считает сложившуюся систему обязательного медицинского страхования «более чем спорной»: «До него у нас была одноканальная система финансирования медучреждений - последние 20 лет выстраивалась более диверсифицированная система. Но конкретный повод для получения медучреждением денег не столь важен: откажутся от ОМС - государство должно будет придумать новую систему, чтобы выполнить социальные обязательства перед незащищенными слоями населения (пенсионерами, семьями с детьми и прочими). Да, сейчас медучреждения получают дотации в зависимости от того, какое количество медицинских услуг по ОМС у них предусмотрено. Но для значительной части людей нет разницы, по каким каналам поликлиники и стационары получают деньги: гражданин просто имеет право на определенный набор медицинских услуг».

Результатом отмены ОМС станут 90% населения страны, которые останутся без медицинской помощи - с учетом того, что 10% сами или с помощью работодателя приобретут полисы добровольного медицинского страхования.

Государство вряд ли пойдет на такой шаг, как отказ гражданам в возможности получения минимального объема медицинской помощи (что равно отказу от ОМС) - считает генеральный директор страхового общества «Помощь» Александр Локтаев. Предпосылок сейчас нет - и даже наоборот: «С 1 января 2013 года законом был расширен объем программы ОМС, также давно обсуждается разделение поликлиник, предоставляющих услуги по полисами ОМС и ДМС (добровольное медицинское страхование - «МР»). Существование двух видов медицинского страхования создает необходимую конкуренцию, что, в конечном итоге, приводит к тому, что ОМС-учреждения, вслед за ДМС-учреждениями, приобретают новое оборудование и улучшают сервисность услуг, а ДМС-учреждения снижают стоимость услуг. В частности, для повышения интереса к ОМС в последнее время обсуждается вопрос повышения процента обязательных отчислений граждан в ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования - «МР»)».

Что потеряем. «Результатом станут 90% населения страны, которые останутся без медицинской помощи - с учетом того, что 10% сами или с помощью работодателя приобретут полисы добровольного медицинского страхования», - говорит Локтаев.

Что выиграем. «В случае отмены ОМС цены на ДМС, безусловно, понизятся, но не настолько, чтобы добровольное медстрахование стало доступно каждому россиянину», - добавляет эксперт.

ОСАГО

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) появилось в России с июля 2003 года. С этого момента если водитель попадает в ДТП и, например, оставляет вмятину на чужой машине (или, не дай Бог, задевает пешехода) - ущерб за него возмещает страховая компания. До этого участники дорожно-транспортного происшествия - как виновный, так и потерпевший - вынуждены были сами разбираться, кто кому и сколько платит. Говорит член Общественного совета при ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Александр Холодов: «Несмотря на то, что ОСАГО тяжело вводилось, оно доказало свою полезность. Теперь после ДТП водители не лезут в драку или бегут продавать квартиру (чтобы расплатиться за чужой слегка побитый «Ягуар» - «МР»), как в 90-е, а цивилизованно решают вопросы».

ОСАГО - сравнительно недорогая страховка: например, если вы водитель Ford Focus, вам больше 22 лет, а стаж вождения - свыше 3 лет, из них безаварийных лет не было - за 1 год вы заплатите около 4 тыс. рублей.

Что потеряем. Фактически мы вернемся к периоду «до-ОСАГО» - то есть лихим разборкам на дорогах. «Если отменят ОСАГО - останется только добровольное автострахование, а на него пойдут не все - многие предпочтут сэкономить», - говорит Холодов. По мнению эксперта, главные трудности возникнут с дешевыми машинами, на которых, по версии Холодова, ездят гости из ближнего зарубежья: если такой гражданин, не будучи застрахованным, «помнет» вашу машину - выплату получить будет непросто. «Как их искать? В какой стране? Миссия невыполнима», - резюмирует эксперт.

Что выиграем. «Единственный плюс - в том, что теперь на страховке смогут сэкономить идеальные водители. Таких в городе немало, - говорит Александр Холодов. Например, по моей вине не было аварий. Но я бы все равно покупал обязательную страховку, благо она недорогая: по крайней мере, с ней ты не переживаешь о том, как будешь рассчитываться, если все же въедешь в кого-нибудь».

ОСГОП (страхование пассажиров)

Закон об обязательном страховании ответственности перевозчика - совсем свежий: вступил в действие не далее, как 1 января 2013 года. Он отменил действовавший с 1992 года Указ президента «Обязательное личное страхование пассажиров», выплаты по которому были смехотворными. Отныне застрахованы пассажиры всех видов транспорта, кроме легкового такси. Максимальные выплаты пассажирам - следующие: вред жизни - 2,025 млн. рублей, вред здоровью - 2 млн.рублей, вред имуществу - 23 тысячи рублей. По словам Александра Локтаева, пока рано говорить о плюсах и минусах ОСГОП, к тому же закон в скором времени все равно скорректируют.

Что потеряем. Солидные выплаты пострадавшим пассажирам метро, поездов, самолетов и прочих видов транспорта. «Большим плюсом ОСГОП для пассажиров явились установленные страховые суммы, чей размер заметно возрос по сравнению с Указом, - комментирует Локтаев. - Конечно, жизнь и здоровье человека оценить нельзя, но, по крайней мере, установленных сумм должно хватить, чтобы пассажир мог восстановить свое здоровье».

Что выиграем. Ничего. Впрочем, по словам эксперта, «в полной мере никто и не успел прочувствовать действия 67-ФЗ», так что отмени страхование пассажиров прямо сейчас - никто особо не заметит.

Государственное страхование военнослужащих

В советское время постановление Совмина от 1956 года ввело страхование для военных, следующее постановление на ту же тему датируется 1990 годом. Нынешний закон действует с 1993 года. В 2012-м внесены поправки, по которым заметно увеличены выплаты: единая страховая сумма на каждого военнослужащего (или приравненных категорий лиц) - 2 млн.рублей.

Судя по комментариям Минфина, речь об отмене данного вида страхования не идет: иначе мы получим армию, утратившую остатки боеспособности и какой-либо мотивации «к труду и обороне». Но Россия, как известно, страна возможностей - всякое может случиться, и «МР» попросил эксперта смоделировать ситуацию, при которой солдаты и офицеры будут идти в бой незастрахованные, так, из бескорыстной любви к Отечеству.

Что потеряем. «Военная служба - разновидность государственной службы. Люди идут на госслужбу, подразумевая, что будут служить Родине. Сегодня страховыми случаями являются не только гибель и увечья, но и травмы, которые могут привести к инвалидности. По всем страховым случаям выплачиваются хорошие денежные средства. Отказ от обязательного страхования - это нонсенс, государство не может полностью взять и отказаться от своих обязательств, - комментирует адвокат Военной коллегии адвокатов Елена Козлова. - В случае, если страхование военнослужащих отменят, призыв, сборы, служба - всё это останется. Но когда военнослужащий будет вынужден сам страховать свою жизнь - возникнет ли у него желание идти и выполнять воинские обязанности? Ведь получается, что государство возлагает эти обязанности, а никакой ответственности не несет».

Что выиграем. Ровным счетом ничего.

Резюме

И.о. директора НИУ ВШЭ в Петербурге Валерий Гордин: «Предложение Минфина - спорное, поскольку страховая грамотность населения остается низкой. За последние годы обязательное страхование приучило, например, автомобилистов к тому, чтобы они думали о последствиях своих действий. Кроме того, обязательное страхование создает предпосылки для постепенно перехода гражданина к добровольным видам страхования. В тех же видах страхования, где нет обязательности, активность населения невелика».

Юлия ГАЛКИНА
«Мой район-Санкт-Петербург»

Матвиенко предложила заменить ОМС на бюджетно-сметную систему финансирования, существовавшую во времена СССР. РБК Петербург спросил у экспертов, насколько справедлива критика ОМС со стороны спикера СовФеда и поможет ли россиянам возвращение советской медицины. Мнения разделились.

Управляющий партнер ГК «Евромед» Александр Абдин:

«Корень зла находится не там, где его сейчас ищут. Основным страхователем в системе ОМС у нас является государство - оно страхует неработающих пенсионеров и детей. Страховые компании реально страхуют только работающих, но даже их деньгами распоряжается государство. Поэтому перекладывать ответственность за плохое лечение на частные страховые компании неправильно - они не являются организаторами лечебного процесса, хотя должны ими быть по логике и по опыту других рынков (например, ОСАГО).

Основным страхователем в системе ОМС у нас является государство…Поэтому перекладывать ответственность за плохое лечение на частные страховые компании неправильно

Страховые компании берут из системы всего 1,5% средств [по экспертным оценкам, фонды ОМС и страховые компании берут за свои услуги 14% - ред.], что составляло в 2015 году 19,2 млрд рублей. За эти деньги они проводят колоссальную работу по контролю за качеством лечения. А нареканий граждан на доступность и качество лечения очень много. Граждане жалуются, что за многие услуги с них берут деньги, хотя лечить должны бесплатно. Единственным защитником интересов граждан в системе ОМС являются страховые компании.

Наша компания работает в системе ОМС и мы это видим. Понятно, что мы недовольны объемом проверок нашей работы со стороны страховых компаний, который мы считаем избыточным. Мы считаем неправильным, что они зачастую придираются к малосущественным мелочам - к запятым в документах. Но если говорить объективно, то страховые компании необходимы, потому что если их убрать, гражданам некуда станет обращаться за помощью в конфликтах с лечебными учреждениями. Их функции по идее должны будут выполнять чиновники комитета по здравоохранению, но они вряд ли будут делать это лучше.

Если убрать страховые компании, гражданам некуда станет обращаться за помощью в конфликтах с лечебными учреждениями

Валентина Матвиенко хочет вернуть советскую модель здравоохранения, но во времена советской власти более или менее нормально работало только Четвертое управление Минздрава, которое обслуживало VIP-персон.

Главное достоинство нынешнее системы ОМС - наличие независимых от государства контролеров в лице частных страховых компаний. Чиновники комитета по здравоохранению - люди, зависимые от государства и потому объективно контролировать качество лечения они не смогут. Не говоря уже об объеме работы - он сейчас у страховых компаний колоссальный, потому что в России застрахованы в системе ОМС не менее 120 млн человек. Отсюда - сотни тысяч историй болезни, и десятки тысяч телефонных звонков граждан. И страховые компании реально работают, причем, зачастую лучше, чем их коллеги в системе добровольного медицинского страхования (ДМС).

Они обложены многочисленными инструкциями Минздрава и ОМС, которые, в отличии от системы ДМС, требуют определенного процента проверки документов. И страховые компании проверяют - даже вне зависимости от количества жалоб. На это уходит большое время и колоссальные усилия экспертов страховых компаний. Матвиенко утверждает, что страховые компании лишь перенаправляют деньги из бюджета в больницы, но на самом деле этим занимается лишь небольшое количество бухгалтеров - основной, 90% и более, персонал страховых компаний занят проверками историй болезни и общением с гражданами, жалующимися на качество медицинского обслуживания.

Во времена советской власти более или менее нормально работало только Четвертое управление Минздрава, которое обслуживало VIP-персон

Чиновники не потянут такой объем работы, даже если увеличить их численность. При всем известной низкой эффективности работы госструктур, замена частных контролеров на чиновников будет стоить государству как минимум столько же, сколько и сейчас, если не дороже. А качество контроля наверняка упадет.

Матвиенко пытается переключить внимание с главной проблемы на второстепенную. А главная проблема нынешней системы здравоохранения - хроническая нехватка денег. Не хватает на лекарства, на онкологические препараты, на высокотехнологичную помощь. Очередь на замену тазобедренного сустава доходит в Петербурге до года. Я уже не говорю о тотальной ликвидации медицинских учреждений в регионах, когда закрывают больницы и роддома, а в остающихся больницах сокращается количество койко-мест.

Нехватка препаратов и недоступность медицинской помощи из-за закрытия учреждений составляют содержание абсолютного большинства жалоб населения на качество медицинского обслуживания. Страховые компании тут совершенно ни при чем. У нас довольно энергично развивается высокотехнологичная помощь, но ее получает всего 2% населения. Остальные 98% мучаются из-за невозможности получить обычное лечение, на которое хронически не хватает средств. Москва и Петербург еще как-то выкручиваются, потому что у них хватает доходов для дополнительного финансирования своего здравоохранения. А в других регионах - жуть!

Матвиенко считает, что удаление страховых компаний позволит существенно увеличить финансирование здравоохранения. Я с этим категорически не согласен - те 1,5%, которые сейчас тратятся на страховые компании, погоды не делают. Система вообще не заметит такой прибавки. С другой стороны, увеличатся потери из-за ликвидации независимого контроля.

Матвиенко пытается переключить внимание с главной проблемы на второстепенную. А главная проблема нынешней системы здравоохранения - хроническая нехватка денег

Все главные лица, от доктора Рошаля и ЦСР Кудрина до президента Путина, говорят о необходимости увеличить финансирование здравоохранения до 4,5 - 5% ВВП. И они совершенно правы. Потому что простое пересаживание музыкантов в оркестре положения не исправит. Замена ОМС на бюджетно-сметный принцип не даст денежной экономии, а скорее наоборот, увеличит объем необходимых расходов. И уж наверняка качество лечения еще больше упадет».

Директор Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев:

«Институт страхования в России избыточный, поскольку включает как страховые компании, так и территориальные фонды ОМС. ОМС - это квазистрахование, потому что денег собирается меньше, чем необходимо системе здравоохранения. Финансовых резервов у системы нет, а без этого сам принцип страхования не работает. В условиях постоянного сокращения бюджетного финансирования здравоохранения, наличие посредников, которые забирают на свои нужны порядка 14% всех средств, по данным 2016 года, совершенно неоправданно. Особенно, если учесть сомнительные расходы, вроде оплаты приобретения квартир сотрудниками фондов ОМС - прокуратура обнаружила, что только федеральный фонд ОМС потратил на квартиры своих сотрудников 45 млн рублей.

В такой ситуации эксперты - как российские, так и МВФ - дают однозначную рекомендацию: пока дефицит ОМС (превышение расходов над доходами наблюдается каждый год) сохраняется, оптимальной является бюджетно-сметная модель здравоохранения. Она существовала у нас во времена СССР и некоторое время после - до 1993 года.

Прокуратура обнаружила, что только федеральный фонд ОМС потратил на квартиры своих сотрудников 45 млн рублей

Именно это предлагает сейчас Валентина Матвиенко и она совершенно права. Только бюджетно-сметная модель может в нынешних условиях обеспечить качественную и доступную медицинскую помощь населению. Такая ситуация обусловлена экономическим кризисом, в котором мы к сожалению живем в последние четыре года.

Переход на прямое бюджетное финансирование лечебных учреждений через казначейство в рамках бюджетно-сметной модели добавит системе те 14%, то есть, порядка 300 млрд рублей (по данным 2016 года), которые сейчас уходят на оплату содержания фондов ОМС и страховых компаний. Работодатели по-прежнему будут платить взносы (сейчас это 5,1% от зарплаты) за своих работников, только поступать эти деньги будут не в ОМС, а в бюджет. Федеральный и территориальные фонды ОМС при этом будут ликвидированы. Страховые компании тоже будут не нужны - им останется только добровольная система медицинского страхования (ДМС), которая существует и сейчас.

Контрольные функции фондов ОМС и страховых компаний будут выполнять региональные комитеты по здравоохранению, как это и было при советской власти. Качество лечения от этого вряд ли пострадает, поскольку и сейчас страховые компании по-существу за этим не следят. Проблема нынешнего низкого качества лечения системная: клиники получают слишком мало денег, а страховые компании их еще и штрафуют за различные нарушения, что еще больше сокращает объем средств. Особенно плохо то, что клиники штрафуют за вынужденные нарушения, например, за отсутствие необходимых лекарств, на которые им не выделяют деньги фонды ОМС.

Работодатели по-прежнему будут платить взносы (сейчас это 5,1% от зарплаты) за своих работников, только поступать эти деньги будут не в ОМС, а в бюджет

Сам страховой принцип в системе здравоохранения я считаю очень полезным и оправданным в мировой практике. Но для него нужны адекватные условия, которых сейчас нет. В нынешних условиях система ОМС, по моему мнению, доказала свою полную неэффективность и потому должна быть ликвидирована».

Все полисы обязательного медицинского страхования беженцев и иностранных граждан аннулируют 1 января 2018 года. Тем, кто не имеет российского гражданства, придется получать их заново. В соответствии с нормами, которые вступили в силу в этом году, срок действия документа ограничен. Об этом в своем письме регионам напомнил Фонд ОМС (документ есть в распоряжении «Известий»). Вне зависимости от месяца оформления действующим полисом иностранцы могут воспользоваться только до 31 декабря, и каждый год его придется переоформлять. Документ на следующий год начали выдавать 20 ноября. Эксперты опасаются, что в декабре к страховщикам выстроятся очереди за полисами.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

В ноябре Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) направил письмо в свои территориальные отделения, в котором напомнил о том, что полисы ОМС беженцев и иностранных граждан, имеющих право на бесплатную медпомощь, аннулируют 1 января 2018 года. С 20 ноября страховые компании должны начать выдачу новых полисов.

В 2017 году вступили в силу изменения в правила ОМС. Поправки касаются иностранцев и лиц без гражданства с видом на жительство в РФ или разрешением на временное пребывание, беженцев и получивших временное убежище в нашей стране, а также трудовых мигрантов из стран ЕАЭС - Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии. Им теперь выдается полис на календарный год, но не более срока пребывания, действия РВП, ВНЖ или трудового договора.

Первый зампред комитета по охране здоровья Госдумы Федот Тумусов считает, что если беженцы и иностранные граждане заранее не позаботятся о замене полиса, то в конце года может возникнуть коллапс.

Обычно за три-четыре месяца до окончания контракта работающие иностранцы уже знают, продлевают его или нет. Если да, то нужно заранее позаботиться о том, чтобы получить новый полис. Если все придут в конце года, то образуется длинная очередь, и сотрудники страховых компаний не справятся с наплывом, - считает депутат.

Как сообщили в ФОМС, чтобы не возникло проблем с переоформлением, страховые компании будут работать даже 1 января. При этом в фонде уверены, что коллапса не возникнет, так как в России широкая сеть страховщиков. В фонде не смогли уточнить, скольким людям придется заменить полисы на 2018 год. По оценкам президента фонда «Миграция ХХI век» Вячеслава Поставнина, речь идет о 1,5–2 млн человек.

Советник председателя ФОМС Игорь Селезнев заверил, что застрахованные по ОМС иностранцы ни дня не останутся без медицинских услуг.

Иностранные граждане, срок действия полиса которых заканчивается в конце календарного года, могут заранее, в любой удобный день прийти в страховую медицинскую компанию, чтобы написать заявление о выдаче нового полиса. Они смогут получить документ даже 1–2 января: соответствующий график работы в таких случаях согласован. Кроме того, нужно помнить, что экстренная медицинская помощь оказывается и без полиса ОМС, - отметил Игорь Селезнев.

Генеральный директор страховой компании «РЕСО-Мед» Юрий Демин рассказал, что до получения постоянного полиса выдается временный.

Постоянный полис готовится около 30 дней с момента оформления заявления. Но в течение пяти минут выдается временный полис. Им можно пользоваться точно так же, как обычным, - пояснил он.

В Федерации мигрантов России «Известиям» рассказали, что до 2017 года полисы ОМС полагались только иностранным гражданам, которые имеют вид на жительство или разрешение на проживание в РФ.

Трудовым мигрантам из стран ЕАЭС раньше необходимо было приобретать полис ДМС, и только тогда они могли получить разрешение на работу в России, - рассказал глава организации Вадим Коженов.

С 1 января 2017 года эта категория временно пребывающих иностранных граждан, официально трудоустроенных в России, получила право на ОМС. Им так же, как и другим, выдали полисы до конца календарного года. Граждане России получают полисы ОМС бессрочно.

Громкая новость пришла из Совета Федерации.

На заседании научно-экспертного совета по реализации задач, озвученных в послании президента, спикер Валентина Матвиенко предложила направлять средства в медицинские учреждения через структуры Минздрава напрямую из федерального и регионального бюджетов, минуя Фонд ОМС, а саму систему страхования сделать добровольной, то есть ни много ни мало радикально изменить систему финансирования медицинских услуг в стране.

Что могло заставить третье по рангу должностное лицо в российской вертикали власти публично бросить камень в систему обязательного медицинского страхования, в которой крутятся около 2 трлн народных рублей? В смысле - сумасшедшие деньги, переданные государству в виде налогов, чтобы обеспечить быстрое и качественное лечение больных.

Валентина Ивановна жестко заявила, что деньгами этими слишком вольготно распоряжаются страховые компании:

«Сколько средств граждан уходит на содержание этих страховых компаний?! Это просто конторки по перекачиванию денег граждан. А какая эффективность страховой компании? Приезжаешь в регион - самые красивые здания у отделений ПФР, ФОМС, ФСС. Вот на это уходят средства. И это называется эффективной системой?!»

Спикер замахнулась на медстрахование! Система эта строилась на заре доморощенного либерализма, когда недоучившиеся «экономисты-завлабы» ломали советские механизмы социального обеспечения, внедряя по рецептам заморских учебников или забугорных советников механизмы иностранные, совсем иные.

Именно тогда между государством и нуждающимися в соцподдержке гражданами возникли посредники - толстые прокладки в виде всех этих фондов.

Скопировать их по-умному с иностранных образцов «реформаторы» не сумели, упустив сознательно или по малограмотности важные детали. Потому и получилось - их фонды заточены на то, чтобы умножать средства налогоплательщиков и оплачивать их лечение, а «наши» больше пригодны для обогащения начальников этих фондов.

Первый грандиозный скандал в ФОМС случился осенью 2006 года, когда Генпрокуратура арестовала практически все руководство во главе с его директором Андреем Тарановым.

Уголовное дело было заведено по результатам проверки Счетной палатой деятельности организации за 2005 год, речь шла о преступлениях по двум статьями УК РФ - «Злоупотребление должностными полномочиями» и «Получение взятки».

Через четыре года снова! В августе 2010-го страна узнала о раскрутке «дела томографов», получившего шанс стать самым громким коррупционным скандалом года. Стоимость томографов и другой дорогостоящей медицинской техники завышалась в разы, они покупались через третьих лиц, при этом с каждой перепродажей цена увеличивалась в несколько раз.

Продолжение - в сентябре 2017 года. Генпрокуратура выяснила, что ФОМС, отказывая в деньгах сельским медпунктам, тратил бюджетные деньги на закупку квартир своему руководству.

Например, заместитель начальника управления фонда получил на эти цели 11,5 млн рублей, при этом у чиновника в собственности уже были две квартиры в Арабских Эмиратах плюс большая квартира в Москве. Всего фонд выделил пяти своим руководителям 45 млн рублей.

При этом следователи отметили, что на фоне резкого улучшения жизни начальников организации долги больниц в регионах достигают сотен миллионов, а то и миллиардов рублей! Такое вот заколдованное место этот ФОМС: поток государственных средств здесь резко меняет направление и вместо поликлиник и больниц сворачивает в карманы чиновников.

«Государственные деньги государственным же медучреждениям передаются через частных коммерческих посредников, - утверждают специалисты Минздрава. - У нас структуры ОМС заинтересованы в росте объема медицинских услуг, но не заинтересованы в результатах лечения. Главное - лечить дольше и дороже, чтобы больше положить себе в карман. Система экономически нацелена на рост числа больных, а особо - на увеличение доли тяжелобольных с длительно или хронически протекающими болезнями. Все это противоречит целям государства и общества!»

Так в наших нынешних реалиях работает обязательное медстрахование, в котором огромные бюджетные деньги сначала закачиваются в коммерческие организации, чтобы затем быть отправленными в государственные поликлиники и больницы. Это теоретически.

Но на то он и посредник, чтобы к нему прилипали купюры. Как утверждает создатель НИИ по управленческим и экономическим проблемам Минздрава Юрий Комаров, из бюджета ОМС по дороге из фондов в больницы вымывается около 14%, то есть примерно 238 млрд рублей.

По официальным выводам Счетной палаты, в 2015 году система ОМС потеряла 30,5 млрд рублей, которые страховые компании потратили на собственные нужды, а в 2017-м СП зафиксировала увеличение на 26-39% тарифов на услуги, оказываемые больницами в рамках системы ОМС.

Количество скандалов в ФОМС, а также превращение рядовых чиновников в крупных жуликов, едва они рассаживаются по начальственным кабинетам фонда, однозначно свидетельствуют - лавочку надо закрывать и переходить на короткую прямую схему «федеральный бюджет - медицинские учреждения». Думается, спикер Совета Федерации не случайно озвучила эту идею именно сейчас, когда среди властных элит началась гонка за пост нового главы правительства.

Участникам этой гонки стоит также обратить внимание на Пенсионный фонд, который работает по схожей схеме и у которого постоянно не хватает денег. Может, и здесь укоротить и вернуться к советской модели «бюджет - собес - пенсионер»?! Не помнится, чтобы на нее сильно жаловались...

Лаврентий Павлов.

КОММЕРСАНТЪ/FOTODOM

Наверное, вторым по важности документом в портмоне обычного россиянина можно назвать полис обязательного медицинского страхования.

Система медицинского страхования в постсоветской России восстанавливалась в начале девяностых: в 1991 году был принят закон «О медицинском страховании граждан в РФ». В 2011 году вступил в силу новый федеральный закон об ОМС. Таким образом, закон действует много лет, что дает нам право сравнить, какие права имеет счастливый обладатель полиса ОМС и насколько он может реализовать свои права. В России в 2018 году действует 86 территориальных фондов ОМС. Рассмотрим ситуацию в Нижнем Новгороде.

В соответствии с федеральным законом «Об обязательном страховании в РФ» обладатель полиса ОМС имеет право на:

1) Бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая.

о том, как поликлиника решает в одностороннем порядке, выдать или не выдать направление покусанному клещом пациенту на анализ клеща на энцефалит.

2) Выбор страховой медицинской организации.

3) Замену страховой медицинской организации.

4) Выбор медицинской организации.

Лично у меня с выбором не сложилось: заявление на перевод несовершеннолетних детей из поликлиники №22 в поликлинику №39 23 ноября 2018 года принимать категорически отказались. Впрочем, есть небольшое исключение: мне предложили оформить так называемую гостевую медицинскую карту и посещать в поликлинике №39 узких специалистов. Но приём педиатра, справка в школу, бассейн, лагерь, направление и прочая бюрократия по гостевой карте по этой карте будут недоступны.

5) Выбор врача.

Возможно, если врач вас «возьмет». Может отказаться, сославшись, например, на чрезмерную нагрузку.

6) Получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;

Даже если вы получите информацию, и она действительно будет достоверной - не факт, что вы сможете воспользоваться декларируемыми условиями и видами медицинской помощи.

7) Защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования.

В Нижегородской области имели место медицинские приписки о якобы оказанных услугах. Сейчас этими фактами занимается областная прокуратура .

8) Возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи.

В ходе беседы 26 ноября 2018 года с представителем крупнейшей федеральной страховой компании по поводу возмещения ущерба в связи с компенсацией услуг, которые должны оплачиваться из фонда ОМС, получен ответ: здесь ничего не компенсируют. Если вам отказали в медпомощи в поликлинике и вы были вынуждены оплатить услугу за свой счёт, чек можете оставить себе на память.

9) Возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи.

Пока медицинские карточки каждого пациента находятся в медицинском учреждении без какого-либо контроля со стороны пациента или его законных представителей - доказать ущерб практически невозможно. В медицинских картах или историях болезни волшебным образом появляются справки, отрицающие неправильные действия врача. Получить медицинскую карту на руки нельзя. Как сообщили 26 ноября по телефону в поликлинике №22, «карточка - собственность поликлиники, а вы, как пациент, можете лишь попросить выписку из неё» (диктофонная запись разговора есть в редакции).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Критерии и методы оценки Критерии и оценка эффективности работы
Как сэкономить на коммунальных платежах Как экономить на оплате коммунальных услуг
Как экономить на услугах жкх Как сэкономить на платежах жкх