Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Одновременное обучение в двух ВУЗах: подводные камни.

На практике встречаются ситуации, когда человек, поступивший в вуз, разочаровывается в своей специальности, но оставлять учебу равносильно греху: жаль потраченного времени и денег. Сегодня есть параллельное образование, благодаря которому не придётся ожидать, пока не пройдет пять лет. Параллельное образование - дополнительный шанс для старшекурсника дневного отделения. Диплом получается на заочной основе, при этом учащийся поступает сразу на второй курс.

Что для этого нужно

    Серьёзные намерения со стороны студента. Нужно стопроцентно определиться с желаемым образованием, а также с тем, нужна ли вам эта профессия. Всё-таки параллельное образование предполагает большую нагрузку.

    Навыки хорошей учебы обязательны. Право на получение параллельного образования предоставляется студентам, которые не имеют оценки ниже 7 баллов.

    Для сбора документации (разрешительных документов, справок) потребуется время. Нужно быть готовым к таким тратам.

На параллельное высшее образование в вузах выделяется по 5 мест в год для каждой из специализаций. В случае большего количества желающих проводятся конкурсы, для участия в которых ключевую роль играет средний балл.

Возможные затруднения

Необходимо будет сдавать академическую разницу в разработанных планах и программах учебы, и это только начало трудностей. В год придётся переживать по 4 сессии, поэтому нехватка времени станет вполне закономерным явлением.

Преимущества

    Человек, получающий второе параллельное образование, является студентом двух факультетов, следовательно, имеет больше друзей и полезных связей.

    Если вы соблюдаете все правила обучения и являетесь образцово-показательным студентом, то знания из одной специальности помогут во второй.

    Навыки тайм-менеджмента, полученные в процессе обучения, помогут в жизни.

    Экономия времени - ключевой момент. Если вы решитесь на получение образования после третьего курса, то общее время составит около 7 лет. Если возьметесь за второе высшее образование после получения первого диплома, то общее время в лучшем случае составит 8 лет.

    Параллельное образование стоит дешевле, чем второе высшее.

    По окончании курсов вы получаете два диплома, и это станет достоянием личной биографии, которое удивит работодателей.

Нужно ли параллельное образование - вопрос сугубо личный. Строго говоря, достаточно одного диплома, чтобы хорошо трудоустроиться. В то же время при получении параллельного образования вы начнёте представлять больший интерес для потенциальных работодателей и станете успешным человеком, который знает, чего хочет от жизни. Разберитесь, предоставляет ли ваш вуз такие возможности, а затем отправляйтесь на прохождение параллельной программы образования.

Если вы сомневаетесь в выборе направленности второго образования, пройдите сначала курс или тренинг по выбранному направлению, чтобы уж точно удостовериться, что ещё одну специальность вы будете изучать с удовольствием.

Выпускники школ, по причине юношеского максимализма, строят грандиозные планы на будущее. Большинство абитуриентов ставят перед собой амбициозные цели. Они уверены в том, что смогут зарабатывать много денег, и станут полноправными членами общества. Некоторые планируют открыть собственное дело и руководить крупной фирмой. Всего этого невозможно достичь без качественного образования.

Да, многие уверены в том, что для достижения успеха в жизни не обязательно заканчивать институт. С этим можно было бы согласиться, если бы не плачевная статистика: лишь 4% молодых людей устраиваются на хорошую работу без диплома. Остальные 96% с опозданием, но всё же осознают важность высшего образования, и подают документы в ВУЗ, либо занимают не самые престижные должности. Во втором случае нужно сразу же смириться с тем, что всю жизнь придётся работать за копеечную зарплату. Такие люди редко ставят перед собой цели и ничего не достигают в жизни. Да, история знаёт несколько случаев, когда человек, с трудом окончивший 2-3 класса школы, становился очень успешным. Но, как известно, исключения только подтверждают правило.

Поэтому, чтобы дальнейшая жизнь была наполнена большими возможностями и достатком, для будущих успехов нужно заложить надёжный фундамент в виде высшего образования. Одним из вариантов получения высшего образования является параллельное обучение для заочников, о котором мы сегодня и поговорим.

Параллельное обучение - что это?

Сразу заметим, что получение второго высшего образования и параллельное обучение это не одно и то же. У студента, который получает второе высшее образование, уже есть диплом и он повторно подал документы, но уже на другую специальность. В свою очередь, параллельное обучение подразумевает одновременную учёбу в двух ВУЗах. Стоит отметить, что такая возможность доступна только для заочников.

Трудно представить себе ситуацию, когда студент дневной формы подаёт документы еще на одну специальность и выбирает опять-таки дневную форму. Во-первых, одновременное обучение в двух ВУЗах на очной форме невозможно физически. Во-вторых, это запрещено законом.

Возможен вариант, когда студент проходит обучение на дневной форме и подаёт документы на заочную форму другой специальности. Наиболее популярным является заочное параллельное обучение. В последующем пункте мы поговорим и достоинствах и недостатках параллельного обучения.

Если абитуриент выбирает параллельное обучение, ему желательно подавать документы на связанные между собою дисциплины. К примеру, если в качестве основного направления выбран «Менеджмент», то дополнительным может стать «Управление персоналом». Работодатели отдают предпочтение тем специалистам, у которых имеется два или больше диплома о высшем образовании. Во-первых, это большая редкость. Во-вторых, это говорит о высоком профессионализме и самодисциплине кандидата.

Параллельное обучение позволяет за сравнительно короткий промежуток получить сразу два полноценных диплома о высшем образовании. Кроме того, параллельное обучение имеет и ряд других преимуществ:

  1. Студент получает возможность для получения практических навыков и профессионального развития. Постоянное самосовершенствование является обязательным для человека, который ставит перед собой максимальные задачи. Освоение сразу двух специальностей позволяет быстрее наполнять копилку знаний и достигать высоких моральных и материальных стандартов.
  2. Параллельное обучение является очень удобным. В некоторых учебных заведениях, студент, который учиться на две связанные между собой специальности, имеет возможность сдавать общий экзамен только один раз. Но такая привилегия доступна далеко не для всех учащихся.
  3. Обучаясь одновременно в двух ВУЗах, студент получает возможность освоить базовые принципы планирования своего времени. Полученные навыки обязательно понадобятся в дальнейшем. Грамотный тайм-менеджмент может стать одной из основ будущего карьерного роста.
  4. У студентов, которые получат сразу два диплома, гораздо больше шансов занять высокооплачиваемую должность. Работодатели часто обращают внимание на универсальность кандидата и отдают предпочтение тем, кто может совмещать сразу несколько должностей.
  5. Параллельное обучение - это далеко не всегда шесть лет непрерывной учёбы. Если у студента уже имеется диплом о высшем образовании, то следующие он может получить уже спустя три года учёбы.

Подводим итоги

Мы рассмотрели основные преимущества параллельного обучения, и теперь можно сделать вывод, что данный вариант открывает перед абитуриентами широкие возможности. Студент, который обладает сразу двумя дипломами, имеет больше шансов получить высокооплачиваемую работу. Кроме того, такие сотрудники высоко ценятся руководством и могут рассчитывать на быстрый карьерный рост.

Амбициозные молодые люди, желающие как можно быстрее получить два высших образования, очень часто рассматривают вариант одновременного обучения в двух ВУЗах. Может показаться, что в получении второго высшего образования параллельно с первым нет ничего сложного. На самом же деле, существуют некоторые нюансы и ограничения, о которых мы сегодня и поговорим.

Высшее образование – это хорошо, а два высших образования – еще лучше! Ведь наличие сразу двух разных специальностей значительно повышает ваши шансы найти не только хорошую работу, но и свое место в жизни. Однако на пути к получению второго высшего профессионального образования многих останавливает продолжительность обучения. Как известно, для получения хотя бы диплома бакалавра придется потратить как минимум 4 года на обучение. Следовательно, чтобы получить на руки два диплома по разным направлениям подготовки, нужно будет учиться не меньше 8 лет.

Естественно, такая перспектива по душе далеко не всем. Поэтому амбициозные молодые люди, желающие как можно быстрее получить два высших образования, чаще всего рассматривают вариант одновременного обучения в двух ВУЗах . Возможно ли это?

Да, возможно! Любой юрист скажет вам, что никаких запретов на одновременное обучение в двух ВУЗах нет, по крайней мере, пока. Может показаться, что в получении второго высшего образования параллельно с первым нет ничего сложного. На самом же деле, существуют некоторые нюансы и ограничения, о которых мы сегодня и поговорим.

Особенности одновременного обучения в двух ВУЗах

Первое, о чем следует упомянуть, – обучение за счет бюджетных средств возможно только в одном из ВУЗов, так как государство может оплатить только получение вашего первого высшего образования.

Поступить на очное отделение сразу в два университета не получится. Дело в том, что при очном обучении оригинал вашего аттестата должен храниться в учебном заведении. Да и физически одновременно посещать занятия по двум специальностям просто невозможно. А вот очное обучение в одном ВУЗе и платное заочное в другом вполне возможно, поскольку во втором случае вы имеете право подать нотариально заверенную копию документа о среднем образовании.

Кстати, если вы уже обучаетесь в одном университете и хотите заочно поступить в другой, но копии аттестата у вас нет, то вы вправе подать заявление в своем учебном заведении на его временную выдачу. В заявлении (или расписке) вы указываете основание для выдачи аттестата и сроки его возврата в ВУЗ. Отказ в выдаче будет неправомерным.


Зачем одновременно получать два образования?

Лучшая конкурентоспособность на рынке труда

Среди других выпускников ВУЗов вы будете обладать конкурентным преимуществом на рынке труда. Если вы специалист, разбирающийся в нескольких областях, особенно если они касаются сферы деятельности конкретной организации, то работодатель рассмотрит вашу кандидатуру в первую очередь, и, скорее всего, выберет именно вас. Да и выбор рабочих мест у вас будет более разнообразный, чем у других специалистов.

Экономия времени

Время – это главный ресурс в жизни каждого человека. Обучаясь в двух ВУЗах одновременно, вы сэкономите от 4-х лет своей жизни, которые можно потратить на становление в карьерном плане.

Специальность по душе

Во многих случаях получение еще одного высшего образования связанно с разочарованием в первой специальности. Во время обучения часто приходит осознание, что выбранная профессия явно не для вас, но и бросать начатое не хочется. Поэтому, чтобы опять-таки не терять время, можно поступить в ВУЗ , где вы сможете изучать то, что вам интересно.

Иногда учеба в другом университете связана со стремлением расширить свой кругозор (то есть, одно образование для карьеры, другое – для души).

Приятным бонусом будет изучение одинаковых непрофильных дисциплин в разных ВУЗах. Например, если вы уже сдали экзамен по "Всемирной истории" в университете №1, то в университете №2 этого можно не делать, если представить необходимые доказательства. Правда, этим преимуществом воспользоваться не всегда получается, так как часы изучения одних и тех же дисциплин могут различаться в том или ином учебном заведении.


Сложности параллельного обучения

Большая нагрузка

Как это ни парадоксально, но речь снова пойдет о времени, которого вам может катастрофически не хватать. Действительно, чтобы не тратить несколько лет на получение второго высшего образования после получения первого, вам придется успевать работать на два фронта.

Даже если учитывать, что в одном из ВУЗов вы будете учиться заочно, свободного времени просто не останется, особенно в период сессии. Нередки случаи, когда в двух университетах экзамен выпадает на одно и то же время. Хорошо, если преподаватели захотят пойти вам на встречу и перенести сдачу экзамена. А если нет? Не стоит также забывать, что и выпускных работ вам нужно будет подготовить не одну, а две.

Поэтому прежде чем решаться на "двойное" обучение хорошенько подумайте, сможете ли вы справиться с удвоенной нагрузкой и получить качественное образование в каждом из ВУЗов.

Необходимость оплаты обучения

Вторая неприятность связана с финансовым вопросом. Если в одном университете вы сможете учиться за счет бюджета (да еще и стипендию вдобавок получать), то за обучение во втором – придется платить из своего кармана. Радует, что заочное обучение обойдется дешевле очного.

Тем не менее, многие студенты в свободное от учебы время пытаются подрабатывать, чтобы потихоньку становиться менее зависимыми от родителей. Но, как мы уже знаем, свободного времени при обучении в двух ВУЗах будет гораздо меньше, да и сил на работу не всегда будет хватать. Поэтому обучающимся нужно быть готовым к тому, что придется еще какое-то время находиться в зависимости от родителей, а самим родителям нужно заранее подготовиться к дополнительным финансовым инвестициям в будущее ребенка.

Помните, обучаться в двух ВУЗах одновременно вам никто не вправе запретить. Но прежде хорошо подумайте, насколько это оправданно, справитесь ли вы с нагрузкой, и будет ли вам хватать времени.

Как в курсе физики изучают диффузию, а в курсе химии - растворимость, как на уроках русского языка штудируют синтаксис словосочетаний и правописание на стыке морфем, как по биологии проходят метисов и близнецов, так и в каждом школьном предмете найдется тема, связанная с пересечением и взаимодействием, встречей и общением. С неавтономным существованием чего-либо. В структуре высшего образования тоже есть нечто подобное: двойные дипломы, совместные программы и параллельное обучение. Эти три феномена также можно постигать: вдруг какой-либо из программ захочется воспользоваться! И неважно, что Чацкий не приветствовал смешенья французского с нижегородским.

Параллельное обучение: на старт!

Удобнее всего приступать к параллельному обучению уже после 1-го курса, поскольку в этом случае приемная комиссия вашего второго факультета перезачтет вам повторяющиеся учебные дисциплины. Общие для факультетов предметы встречаются и позднее, однако принцип - чем дальше, тем специализированнее - сохраняется. К тому же не всякий выдержит первую и вторую сессии и в простом институте: после них довольно обычен отсев.

А вообще есть несколько вариантов. Можно поступать сразу на обе специальности, как в Белгородском государственном университете. Или на одну, а потом, на первом курсе, преподаватели объявят о возможности дополнительной квалификации - как в СибГАУ. Впрочем, необязательно вообще будут объявлять о чем-либо подобном, потому что стандарт - это всё-таки окончить единовременно лишь один факультет. Везде заведено по-разному: в Сыктывкарском государственном университете можно приобщиться к параллельному обучению только с третьего курса - правда, это может сделать студент любого вуза Сыктывкара:

Хотите уточнить информацию о правилах? На сайте практически каждого высшего учебного заведения вывешены Правила приема, они могут касаться и программ второго высшего образования. Если вы, скажем, уже будучи студентом, решите получить второе высшее, то изучите их снова, учитывая специфику факультетов. Практика параллельного обучения может быть регламентирована и специальными приказами ректора.

На новую для вас специальность сдаются документы (диплом о неполном высшем образовании или академическая справка, подтверждающая освоение дисциплин необходимого количества курсов) и вступительные экзамены. Аттестат нужно сдавать либо туда, где вы учитесь на бюджетном отделении, либо на одну из программ по вашему выбору; на другую надо предоставить заверенную ксерокопию документа государственного образца об образовании и - если это другой вуз - справку из вуза, где вы являетесь студентом.

Дело в том, что в основном вузе (на Западе, что интересно, его называют домашним университетом) либо на основном факультете вы будете называться студентом, а вот в дополнительном - слушателем. Конечно, слушателями называют и тех, кто обитает на подготовительных отделениях, и учащихся медицинских ординатур, и даже радиослушателей. Но ваши права и обязанности как слушателя будут теми же самыми, что и у студентов (см. статью 13 Закона РФ "Об образовании" и правила внутреннего распорядка конкретного высшего учебного заведения).

В случае, если вы остаетесь слушателем там, где уже были студентом, ректор издает приказ об изменении вашего статуса обучающегося.

Впрочем, статусы учащихся различаются меньше, чем сами программы, особенно когда эти программы предполагают сотрудничество с другими странами.

Заграница вам поможет

Совместные программы больше похожи на живой обмен, программы двойного диплома - на точечный десант.

Когда в прошлом году открылась совместная магистерская программа Томского Политехнического университета и Технического университета Берлина "Engineering Science/Физика высоких технологий в машиностроении", из Германии приехали не только профессора, но и 15 студентов. Для немцев предусмотрели практику в Томском научном центре. Российские студенты в рамках программы могут учиться и в Томске, и в Берлине. Закономерно поэтому, что оба диплома, получаемые каждым учащимся, будут котироваться в Европе. Обычно такое полагается только зарубежному диплому.

Учтите этот нюанс, если будете поступать не на совместную программу, а на программу двойного диплома. Российский будет востребован именно в России. Это так для диплома института МИРБИС (специальности "Мировая экономика", "Финансы и кредит", "Менеджмент организации" и "Маркетинг"), сотрудничающего с университетами Лондона (Метрополитен), Мидлсекса и Индианаполиса. Даже при жестко организованной программе: нужно будет сдать экзамен IELTS, дабы набрать по нему не менее 7 баллов; для этого на 1-2-м курсах организуются двухнедельные стажировки в Великобританию, а после третьего студенты едут в иностранный вуз на год за дипломом магистра; 5-й курс - обучение на родине.

А к какому типу программ отнести бакалавриат приполярного регионоведения в Университете Арктики? Университет объединяет более 100 северных вузов обоих полушарий. Студенты Поморского государственного университета (Архангельск) и Мурманского гуманитарного института некоторое время учатся не в Арктическом университете вообще, а конкретно в Университетском колледже города Буде, Норвегия, обучение идет на английском языке. Получают внутренне-российский и западный дипломы. Основной предмет изучения - приполярный регион во всем его разнообразии (политические, социальные, культурологические и экономические аспекты, география и экология). Вот и гадайте: по организации учебного курса это весьма сокращенный двойной диплом (даже не магистратура), по широчайшей тематике и потенциалу профессионального общения россиян со скандинавами, канадцами, жителями Аляски - долговременная обменная программа.

Программы двойного диплома как точечные встречи нашего образования с западным - это альтернатива мировой образовательной уравниловке. Ведь каждый конкретный случай соприкосновения двух разных программ не похож на другой. Существование такой программы в вузе помогает ему сделать шаг навстречу западной аккредитации, а это повышает его рейтинг: в случае, конечно, когда существование такой программы превращается в устойчивый структурный элемент вуза.

Долго запрягают и быстро едут

У большинства российских вузов за границей побратимов нет, поскольку организовать совместное преподавание непросто. Зарубежные учебные планы и программы изначально отличаются от наших, а в процессе подготовки к совместному старту чаще всего адаптируются, обрусевают. Но чтобы учеба началась, предстоит еще долго решать целый ряд проблем. Утвердят ли задумку федеральные власти обоих государств? Когда везти студентов в чужестранный вуз? В каких странах будут признаваться дипломы? Какие книги закупить? С какой целью приглашать западных педагогов: для преподавания - или только чтобы экзамены принимали; где их селить и по меркам какой страны платить деньги?

Соответствие принесенной или проданной нам иностранным вузом (для чтения сторонними лекторами) программы образовательным нормам обеих стран проверят позднее. Когда обучение уже начнется, просто выяснят, какова успеваемость студентов. Если в первый год они учатся в России, а затем за рубежом, то проверка состоится перед их отъездом (поэтому студенты-первопроходцы рискуют).

Вузы, затевающие так называемое параллельное обучение на хотя и разных, но неизменно российских факультетах, могут решить аналогичные задачи проще и проворнее.

В английском есть синонимичные понятия double degree, dual degree, conjoint degree или simultaneous degree. Они означают 2 диплома одинаковой степени, одновременно полученные в разных вузах или в одном и том же. Так что, как ни странно, дважды бакалавриат - это тоже классический случай double degree, или двух высших образований (наряду с совместными магистерскими программами, совмещением специалитета с бакалавриатом и всеми прочими возможными сочетаниями). Благодаря такому варианту, людей с двумя дипломами и станет в будущем количественно больше. Ведь пару дипломов бакалавра получить можно быстро. А с какой-то точки зрения, быстро и нужно - даже если вы собираетесь стать "специалистом и еще раз магистром".

Профессиональному экономисту неплохо бы на фундаментальном уровне знать право - и, раз он экономист, он немедленно подсчитает, что затягивать процесс не следует. То же касается сочетаний юриспруденция + управление, управление + экономика. Как, впрочем, и других. Иногда вуз даже делает упор не на том, какие фундаментально важные вещи в нем преподаются, а на факте сокращения совмещаемых программ (Алтайский государственный университет).

Сокращать программы могут ученые советы факультетов. Это разумно: только люди науки в справедливом праве утвердить строгую образовательную диету. Свое слово говорят и кафедры. В основном сокращение происходит за счет укорачивания учебных и производственных практик и, с большой вероятностью, отмены факультативов, что оборачивается увеличением количества экзаменов и зачетов в год. Для резвых студентов специально придумываются отдельные группы, плавающие расписания, индивидуальные учебные планы, блочно-модульная система обучения, вечерняя учеба по заочной форме: В принципе, обучающиеся по сокращенной программе могут и перевестись на скаку в другой вуз. Прямо конный цирковой номер. Самый быстрый. Джигитовка.

Трудно поверить, но этой всё-таки бешеной скорости сопутствует чинная церемония оформления новой зачетной книжки - туда аккуратно вписываются перезачтенные дисциплины. К тому же превратиться в "двойного" бакалавра одним махом можно года за два, а в специалиста - примерно за три, но быстрее запрещается. А если одно из ваших образований зарубежное, то в ряде случае вероятна международная защита диплома, и она проходит на двух языках, то есть снова дольше обычной (скажем, совместные магистерские программы РУДН и университетов Бордо 3 и Бордо 4 "Политология" либо "Филология").

Когда студента беспокоит не исключительно хронометраж и когда ему - прибегнем к жаргонизму ради каламбура - не параллельно его параллельное образование, или путь к двойному диплому, или совместная программа, он не избегнет вопроса, к какому результату приведет такая интенсивность.

В чем польза двух образований

Важный результат состоит в том, чтобы что-то доказать самим себе. Возьмем гуманитариев. Часто они беспомощно дрейфуют по морю знания как будто на льдине, оторвавшейся от точных наук. Но вот вышеупомянутые северяне (среди них были историки) получили уникальное приполярное образование - а значит, смогли осмыслить целый блок разноплановых дисциплин, связанных с Севером. Для гуманитария освоить негуманитарный предмет - большая победа.

Будущие переводчики в сфере профессиональной коммуникации подтвердят, что изучение языка в специализированном аспекте позволяет узнать что-то новое и по специальности: из теоретических разработок и практики другой страны. В таком случае изначальное несовпадение учебных планов только в плюс.

Да и вообще люди пишут в своих резюме о двойном дипломе и прочем подобном неслучайно. Имея два образования, вы сможете увидеть знания из уже известной вам сферы в новом измерении - с точки зрения вашей дополнительной квалификации. И тут же превзойдете коллег-конкурентов. Вы начнете комбинировать идеи из смежных областей, общаться на профессиональные темы с людьми из разных кругов, повысите вероятность заключения интересных сделок. Речь идет не об умножении квалификации на два, а о возведении ее в квадрат.

В споре рождается истина - а в дружбе вузов содержится источник развития учебного заведения. Как именно они решат формировать совместную программу, какая именно идея им придет - в этом и неизвестность, и свобода.

И - перспектива для развития региона. Редкое региональное известие долетит до централизованного российского выпуска новостей - в результате многие наши соотечественники путают Пензу и Пермь и не знают, что Урюпинск находится в Волгоградской области. А совместная программа - шанс рассказать миру о своей малой родине напрямую, выделить ее среди бескрайних просторов России и, возможно, привлечь в свой край инвесторов (такие цели ставит Кузбасский клуб выпускников обменных программ).

И всегда прекрасно сотрудничество на основе вузовской науки.

Страны разные - специальность одна

А что хорошего в сочетании совпадающих образований - российского и международного? Не является ли оно тавтологией - только не в языке, а в профессиональной сфере?

Давайте посмотрим. В прошлом году в Екатеринбурге состоялся первый выпуск дизайнеров с двумя дипломами - Уральской государственной архитектурно-художественной академии и факультета дизайна и искусств английского университета Хаддерсфилд. Есть особый британский дизайн - и складываются традиции русского дизайна. Два высших дизайнерских образования, полученных одновременно - российское и иностранное, - дают более объемное представление о дизайне вообще.

Выпускники экономического факультета Пермского университета получили степень бакалавра по специальности "Бизнес-экономика" (Business Economics) Университета Манчестер Метрополитен. Вдвойне экономистами станут и студенты Международного института финансов, управления и бизнеса Тюменского государственного университета, получив второй диплом в Государственном университете Нью-Йорка. Есть достижения зарубежной экономики - и реалии российской; знание первых расширяет кругозор и позволяет придумывать неожиданные для россиян решения, вторых - адаптировать эти решения к нашей жизни.

Специалисты с дипломами двух университетов востребованы не только в крупнейших российских, но и в зарубежных компаниях. Однако всё-таки, скорее, в российских, чем в зарубежных.

Отношение как ко второгодникам

Хотите стать профессионалом мирового уровня? Учтите: зарубежные работодатели смущены тем, что в России многие имеют по нескольку высших образований. Особенно полученных одновременно. Неужели это настолько плохие образования, что одним из них было не обойтись?

Да, есть такой резон - поступать на две специальности от страха: если тебе кажется, что основной специальности научили плохо. Естественная подстраховка из осторожности, но:

Законодательство РФ в сфере образования допускает возможность одновременного обучения в двух высших учебных заведениях. Даже если кажется, что сама жизнь заставляет получать 2 образования одновременно - допускает. И не более того. Нет такой национальной программы с призывами. Поскольку чрезмерное совмещение образований противоречило бы санитарным нормам.

Объять необъятное

Внимание: большие нагрузки! Чтобы осваивать две специальности сразу, порой нужно быть вундеркиндом. Недавняя новость о 12-летнем мексиканце Эндрю Альмасане, приступившем в Университете Америки (Пуэбла, Мексика) к изучению психологии и хирургии одновременно, подтверждает это. Он вундеркинд. А психология плюс хирургия - это сложно.

Но если вы обычного студенческого возраста - и становитесь переводчиком в сфере профессиональной коммуникации (ППК), разве вам легче?

Например, в Оренбургском государственном университете этой сферой могут быть математические методы в экономике - скажите-ка по-английски что-нибудь математико-экономическое! В красноярской СибГАУ с лингвистикой соединен PR. О PR есть расхожее представление как о болтовне, и тем не менее: какие новые PR-термины появились в английском? Постигая основную профессию, вы рискуете "потерять язык", и надо всё время практиковаться: Поэтому в Оренбурге по профориентированному переводу создан фонд книг, а последние научные разработки преподаются по свежим студенческим переводам; совершенствовать же коммуникативные навыки приходится с помощью информационных технологий. А в Красноярске языковые погружения одновременны с разгрузкой, поскольку проходят они на базах отдыха.

Платное образование, кстати, должно быть дорогим.

Сколько всё это стоит?

Шампунь и кондиционер в одном флаконе, две вещи по цене одной и подарок за покупку? А тут наоборот: первое высшее бесплатное, второе - платное.

Если же человек получает первое образование за плату, а второе спустя время решит получить на бюджетной основе, то он столкнется с тем, что гарантирована будет бесплатность только самого первого высшего образования - когда вы пройдете по конкурсу, конечно. Руководство государственного вуза вправе потребовать от такого человека перевода на платное отделение.

Стоимость обучения по российско-швейцарской программе Академии МИД и Хоутелконсалт Колледжиз Сезар Риц "Гостиничный и туристический менеджмент" - 9000 у.е. в год. И всё равно швейцарские преподаватели строги: могут отсеять хоть полгруппы.

На Кипре, если нанесете визит в зарубежное (при местном Интернациональном университете) подразделение Саратовского государственного университета им. Чернышевского, стоимость обучения составит 4000р в год. Специальности - "Прикладная информатика", "Сервис и туризм", "Международные отношения" и "Международная журналистика", обучаться 5 лет - сначала на русском языке, одновременно углубленно изучая английский, потом уже и на английском; практика на Кипре, в итоге - диплом Саратовского университета и, понятно, Кипрского.

Хорошие новости: скидки! В Оренбургском университете, получая языковую квалификацию в рамках параллельного образования, вы отдаете не более 8 тысяч рублей в год, что в среднем в 3 раза ниже местных цен за платные места на студенческой скамье. Сыктывкарский университет установил льготную стоимость обучения для студентов, получающих два высших образования одновременно.

Вообще же дешевле получать второе высшее на вечернем или заочном отделениях, там и расход времени меньше. А можно сделать еще проще, и программа эта здесь уже упоминалась: поступить в РУДН, бесплатно отучиться в университете Бордо: Правда, придется потратиться на дорогу и жилье.

Совсем простой вариант - ничего не отдавая, получить стипендию и дом. Впрочем, для этого нужно быть мексиканским вундеркиндом по имени Эндрю Альмасан, юным психологом-хирургом, и учиться в Университете Америки, Пуэбла.

География двойного образования

Не факт, что, желая заключить соглашение о сотрудничестве, вуз обратит внимание на высшие учебные заведения в странах G8. Возможно, его внимание начнет свой путь прямо от государств бывшего СССР, как то произошло с Кемеровским государственным университетом и Российско-армянским (славянским) государственным университетом (Ереван). Эти вузы собираются вместе разрабатывать и внедрять современные методы подготовки и переподготовки специалистов по широкому кругу дисциплин и планируют обратить внимание на научную деятельность друг друга. В Кемерове поглядывают в сторону вузов и других стран СНГ, а также ведут переговоры с университетом Торонто, Канада.

Чем ближе месторасположение вуза к государственной границе, тем больше шансов у студентов по обе ее стороны получить двойной диплом. Так, в Поморском государственном университете задумано создать Трансграничный северный университет - российско-финский проект, состоящий из нескольких магистерских программ. А университеты Дальнего Востока активно сотрудничают с Китаем. Обучение в вузах родной страны себе может позволить лишь пятая часть китайских выпускников школ: китайцев много. Поэтому они едут учиться к нам.

Студенты из Северной Кореи тоже следуют в Россию - в Сибирь - но по другой причине: они считают устаревшей материальную базу технических вузов своей страны. Видимо, они скрывают эту причину от государства, которое оплачивает им учебу и встречает уже выучившихся специалистов приготовленными для них ведущими постами на местных предприятиях. В той же Сибири (Омск) можно встретить студентов из Франции, Германии, Голландии, Финляндии, Японии и Австралии: они приезжают поучиться.

Ходят ли в чужой монастырь со своим уставом? Старая пословица отвечала на этот вопрос отрицательно, новой пословицы нет - однако Россия активно насаждает изучение русского языка в Бельгии (хотя бельгийцам и так надо знать французский, нидерландский, английский и еще некоторым - немецкий, чтобы общаться с более близкими соседями). В Брюсселе была подписана программа сотрудничества между разного рода местными российскими представительствами и бельгийскими вузами, в которых изучаются русский язык и литература (Гентский университет, Левенский католический университет, Высшая школа "Лессиус" в Антверпене и Международная школа переводчиков в Монсе). В перспективе - развитие контактов между российскими и бельгийскими вузами, грамотная пропаганда нашей культуры в этой стране. А Калининградский РГУ им. И. Канта преследует те же цели, но при сотрудничестве с Вармийско-Мазурским университетом (Ольштын, Польша). По их совместной программе готовят бакалавров, магистров и специалистов русской филологии (2 диплома с русской и польской сторон).

Мир становится всё теснее, формы сотрудничества вузов - всё разнообразнее. А что если вы захотите изучить в другом вузе только отдельный предмет? Или, допустим, во время спонтанной поездки в другой город недолго поучиться в вузе этого города?

Оба эти варианта неосуществимы. Либо вы переводитесь в другой вуз, либо вы получаете там второе высшее образование, либо вы пользуетесь дополнительными образовательными услугами этого вуза (скажем, посещаете курсы). Иное не предусмотрено. Впрочем, на состоявшейся в конце прошлого года конференции технических вузов, посвященной переходу на двухуровневую систему образования, ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета предложил ввести взаимный обмен студентами и преподавателями "родственных" вузов по профильным направлениям. К чему приведет его предложение, неизвестно.

| Марина Емельяненко | 23020

Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.
А. Эйнштейн.

Как правило, крупные организации отдают предпочтение специалистам, имеющим не только опыт работы, но и два высших образования. Да и зарплата у таких работников в большинстве случаев на порядок выше, чему их коллег.

Тем не менее, получить два высших образования – это значит затратить уйму времени, средств и сил. Как же обойти временные рамки и ускорить этот процесс? Не все знают, но существует возможность учиться в двух вузах или на двух факультетах одновременно.

Обычно стремление получить второе высшее образование возникает в двух случаях:

Вы поступили в вуз, проучились в нем некоторое время и совершенно ясно поняли, что эта учеба не для вас, а точнее, выбранная специальность не подходит вам. Но бросить и потерять потраченные годы жалко, а ту самую, «вашу специальность» тоже не хочется упускать;

Вы стремитесь расширить границы своих знаний, учеба в выбранном вузе приносит вам удовольствие и стремление совершенствовать полученные знания и навыки.

Итак, и для первого, и для второго случая порядок приема в высшие учебные заведения Российской Федерации предусматривает возможность учиться на двух факультетах одновременно либо получать одновременное обучение в двух вузах. При этом не путайте одновременное обучение, или как его еще называют параллельное обучение со вторым высшим образованием. Второе высшее получает тот, кто уже имеет на руках диплом о первом высшем образовании. Одновременное обучение – это прекрасная возможность для студентов получить второе образование на очной или заочной форме. Студенты, желающие получить две специальности одновременно, согласно законодательству получают статус слушателей по второму образованию, однако это не влияет на вид диплома, полученный при окончании. При этом во многих вузах существует рассрочка оплаты при получении одновременного обучения.

Что же необходимо для одновременного обучения?

Серьезные намерения. Будьте готовы к тому, что нагрузка серьезно возрастет. Хорошо оцените, сможете ли вы справиться с ней;

Отличная учеба. А как иначе? Совершенно нет смысла тратить свое время и деньги на одновременное обучение в двух вузах, если вам не нужны знания;

Время и терпение;

Сдача аттестационных испытаний;

Одновременное обучение. Преимущества

Без сомнения, одновременное обучение в двух вузах или на двух факультетах имеет немалый список преимуществ:

Экономия времени при получении двух специальностей;

Экономия денежных средств. Одновременное обучение стоит на порядок ниже, чем второе высшее образование;

Получение двух дипломов одновременно;

Разнообразные варианты образования. Одновременное обучение в двух вузах или учеба на двух факультетах одновременно представляет студентам различные формы, сроки и техники обучения;

Возможность быстрее подняться по карьерной лестнице;

Высокая конкурентоспособность на рынке;

Более широкий круг общения.

Учеба в двух вузах или на двух факультетах. Недостатки

При этом, конечно, существуют и некоторые минусы одновременного обучения:

Невероятный стресс. Вам придется немало побегать перед тем, как вы соберете все необходимые документы, сдадите при необходимости академическую разницу и пройдете аттестационные испытания;

Возможный конкурс. Обычно на одновременное образование выделяется до пяти мест ежегодно. При этом если желающих будет больше, то возникает конкурс при поступлении;

Удвоенное количество сессий. Если ваши одногруппники будут сдавать две сессии в год, то вам придется пройти через четыре;

Физическая усталость и дефицит времени. Порой студентам не хватает времени на получение одного образования, а учиться на двух факультетах одновременно или получать образования в двух вузах – сложнее вдвойне.

Следует знать, что если вы поступаете на направление, родственное первому, то вы может быть зачислены сразу на второй или третий курс. При этом поступая на параллельное образование, будучи первокурсником по первому высшему, вам, возможно, придется сдавать дважды экзамены по общим дисциплинам. Именно поэтому рекомендуется поступать на одновременное обучение, будучи студентом как минимум второго - третьего курса основного факультета или вуза. При поступлении на одновременное обучение вам необходимо также будет предоставить в приемную комиссию академическую справку с основного места учебы.

Одновременное обучение в двух вузах или учеба на двух факультетах одновременно – это своеобразный залог будущего успеха, выгодного трудоустройства и карьерного роста.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Критерии и методы оценки Критерии и оценка эффективности работы
Как сэкономить на коммунальных платежах Как экономить на оплате коммунальных услуг
Как экономить на услугах жкх Как сэкономить на платежах жкх