Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

План десятилетия детства в рф. Десятилетие детства: что оно даёт россиянам 

Из стенограммы:

Д.Медведев : Сегодня встречаемся в особом формате, с участием наших коллег из Совета Федерации, Государственной Думы и, конечно, представителей Правительства, для того чтобы обсудить, что надо сделать в рамках так называемого Десятилетия детства . Специально об этом говорю, потому что сам по себе проект стал продолжением Национальной стратегии действий в интересах детей . Такое решение было принято Президентом по инициативе Валентины Ивановны (В.И.Матвиенко ).

Мы уделяли и будем уделять нашим детям самое пристальное внимание, стремиться к тому, чтобы ребёнок был здоровым и счастливым (это общие вещи, но они абсолютно правильные), чтобы молодой человек мог научиться думать, самостоятельно принимать решения, добиваться успехов. Десятилетие детства даёт возможность сконцентрироваться на решении именно этих вопросов, сделать такую работу (которая и так должна вестись на всех уровнях, и раньше она велась) более системной для всех уровней власти – в этом я вижу основной смысл и Десятилетия детства как проекта, и тех мер, которые мы реализуем.

Ряд мер реализуется с начала этого года. Приняты федеральные законы о выплатах семьям при рождении первого и второго ребёнка. Мы продлили срок действия материнского капитала до конца 2021 года, расширили возможности его использования. Строго говоря, этот процесс не прекращался, мы постоянно расширяли границы и возможности использования материнского капитала, и сейчас этот процесс идёт. Начали программу субсидирования ипотечных кредитов для семей с детьми.

Правительство разработало в рамках Десятилетия детства до 2020 года, то есть на ближайшие три года. Он охватывает все вопросы, которые, по мнению Правительства, являются наиболее важными. Что хотел бы прежде всего с вами обсудить – насколько этот план является достаточным, действительно ли туда попали (хотя мы консультировались со всеми присутствующими) все вопросы, которые там должны быть. План содержит в общей сложности 131 мероприятие, структурирован по 15 разделам: повышение благосостояния детей и семей с детьми, современная инфраструктура детства, обеспечение безопасности детей, всестороннее образование, культурное развитие детей, развитие физкультуры и спорта и целый ряд других направлений. Предполагается, что новый план будет приниматься на каждые три бюджетных года. Конечно, надо будет анализировать, что уже сделано, корректировать дальнейшие шаги, если это требуется, причём ориентируясь не только по показателям и финансам, но и по некоторым другим, самым важным моментам отношения семей к этим всем мероприятиям и решениям и так далее.

У каждого региона должны появиться собственные планы, которые должны быть увязаны с федеральным. Такое поручение главам регионов я дам, хотя я знаю, что некоторые регионы уже начали готовить такие документы, надо просто проследить, чтобы они находились в створе, что называется, тех решений, которые попали в федеральный план.

Теперь несколько подробнее о направлениях, в которых предлагается работать.

Первое направление – это поддержка семей с детьми. Для родителей появление ребёнка – это, конечно, не только большая радость, но и безусловная ответственность, в том числе и финансовая ответственность. Сотни тысяч семей с детьми получают от государства расширенный пакет материальных гарантий. До 2020 года мы усовершенствуем механизмы этой поддержки, разработаем новые, в том числе на основе так называемого социального контракта. Расширим использование программы материнского капитала.

Один из главных вопросов, который волнует практически большинство семей, – это жильё. Эту проблему мы будем стараться помогать решить, прежде всего многодетным семьям, чтобы они могли приобрести в ипотеку новую квартиру или дом по пониженной на настоящий момент ставке – 6%. Сегодня такой кредит доступен семьям, где рождается второй или третий ребёнок. Мы готовим поправки в законодательство, после которых воспользоваться льготной ипотекой смогут также семьи при рождении четвёртого и последующего детей. На эту тему был, напомню, разговор во время Прямой линии с Президентом.

Будем сокращать очередь на получение земельных участков, которые выдаются после рождения третьего ребёнка. Это сложная тема, я когда-то принимал это решение. Надо признать, что оно выполнятся по-разному – где-то нормально, где-то с большими осложнениями. Это зависит от самого субъекта Федерации, от его реальных возможностей, в том числе в области земель, инфраструктуры и так далее. Для детей из многодетных семей предусмотрим дополнительные льготы, в частности бесплатные занятия в спортивных секциях, кружках, курсах.

Второе направление касается здоровья и безопасности детей, это абсолютный приоритет. Здесь ещё многое предстоит сделать. Надо совершенствовать систему профилактики, медицинской помощи. Целый ряд сопряжённых вопросов также должен решаться, включая вопросы питания, здорового и активного образа жизни, спортивного воспитания, – всё в этом направлении.

Третье – по важности его можно назвать и первым – это образование. Речь не только о том, чтобы обеспечить детей местами в детских садах и школах. Здесь у нас определённые успехи есть, за последние годы мы сильно добавили в этом направлении. Практически решили проблему очередей в детские сады для детей от трёх до семи лет, чего никогда не было, за последние годы создали более 1 млн дополнительных мест. Постепенно возвращаем и ясельные группы, этой проблемой сейчас активно занимаются регионы. Чтобы в детских садах появились места для детей до трёх лет, мы заложили в бюджете в общей сложности 49 млрд рублей на ближайшие два года. Посмотрим, как будут идти эти процессы.

Начали программу строительства новых современных школ по всей стране. Эта программа длительная, первые объекты уже построены, введены в эксплуатацию. К 2025 году у нас должно появиться более 6,5 млн дополнительных учебных мест.

Здесь, конечно, надо дать детям возможность изучать что-то помимо школьной программы, развивать свои способности. Важно, чтобы дети получали практическое и разностороннее образование – пробовали себя в разных областях, погружались в профессию, были вовлечены в культурную жизнь, знакомились с произведениями искусства, литературы, смотрели качественные фильмы, участвовали в различных фестивалях. И конечно, очень важно обеспечить нормальный отдых, чтобы было интересно проводить каникулы, путешествовать по нашей стране и не только.

Семья – это особая ценность, но, к сожалению, не все дети растут с родителями. Есть дети, которые находятся, как принято говорить, в трудной жизненной ситуации, дети с инвалидностью. Государство, естественно, продолжит о них заботиться. Будет продолжена программа помощи устройства в семьи, создания условий для так называемого инклюзивного образования. Здесь мало ограничиться только материальной помощью, нужна моральная поддержка, это во многом зависит от профессионализма социальных работников, психологов. Такие специалисты сейчас очень востребованы во всех организациях детского образования. Надо обратить внимание на развитие и психологических служб, и целого ряда других направлений.

Я лишь некоторые темы обозначил. Нам предстоит определиться и с рядом организационных моментов. Мы создадим координационный совет, видимо, тоже при Правительстве, который будет отвечать за проведение Десятилетия детства. Министерство труда подготовило проект соответствующего акта Правительства, который мы рассмотрим на одном из ближайших заседаний Правительства. Затем я дам поручение подготовить предложения по составу такого координационного органа.

Я просил бы Валентину Ивановну Матвиенко продолжить.

В.Матвиенко: Спасибо, что сегодня в таком формате Председатель Правительства практически осуществляет запуск нового, очень важного национального проекта.

Стратегические задачи и цели по прорывному развитию страны, которые были поставлены в майском указе Президента , в конечном счёте нацелены на главное – повышение качества, уровня жизни наших граждан, рост благополучия семей. Президентом поставлена задача, как известно, до 1 октября сформировать все национальные проекты во исполнение указа. И подписанный Вами план мероприятий на три года в рамках Десятилетия детства можно считать, по сути, первым уже сформированным, утверждённым, отработанным – первым и, может быть, самым главным национальным проектом. Как в семье, так и в государстве главная забота, конечно, должна быть о детях.

Ценность таких документов, таких проектов в том, что они рассчитаны на длинный горизонт планирования, их ценность – в системном, программном подходе, выделении чётких приоритетов.

На мой взгляд, план получился добротным. Хочу поблагодарить министров, членов Правительства, Аппарат Правительства – тех, кто его готовил. Была проделана большая работа. Она проводилась не в кабинетах. План мероприятий обсуждался и в электронных средствах массовой информации, на сайте, и широким кругом общественных организаций, неправительственных организаций, специалистов. Не бывает идеальных документов, но, на мой взгляд, он соответствует задачам, которые поставлены.

Конечно, мы исходим из того, что это будет не некий закостенелый документ. Жизнь богаче. В него будут вноситься изменения, дополнения, он будет актуализироваться. И важно, что вместе с проектом бюджета на следующую трёхлетку будет актуализироваться этот план мероприятий, будет увязываться с финансовыми возможностями. Важно, что план носит межведомственный характер, поэтому я поддерживаю Ваше предложение, Дмитрий Анатольевич, о котором Вы сказали. Нужен чёткий организационный механизм в форме координационного совета, который будет координировать всю эту работу не только на федеральном уровне, но и с субъектами Федерации, регионами, что очень важно. Мне кажется, что этот совет можно было бы поручить возглавить Татьяне Алексеевне Голиковой, человеку с большим опытом, который сумеет организовать эту сложную, важную, нужную работу.

Вы отметили, что многие субъекты Федерации уже приняли свои планы, но ещё далеко не все. Мы бы просили Вас, Дмитрий Анатольевич, направить каждому губернатору письмо от Вашего имени, обозначив важность и значимость этого национального проекта, с поручениями принять региональные планы в увязке с планом мероприятий, утверждённым Правительством. Чтобы у нас была единая выстроенная политика в этой части. Безусловно, будет важно привлечь к этой работе широкий круг общественных организаций и институтов гражданского общества, родительскую общественность, педагогов, экспертов, специалистов – всех неравнодушных людей, чтобы все на эти 10 лет «заболели» детством. Оно должно стать для страны, для государства, для общества важнейшим приоритетом.

В рамках координационного совета я бы попросила разработать чёткую систему показателей контроля реализации плана. У нас научились красиво отчитываться, а если поглубже копнуть, то отчёты часто либо не соответствуют действительности, либо поверхностные. Поэтому, если будут чёткие критерии, оценивающие результаты реализации Десятилетия детства, – и для регионов, и в целом, то это будет дисциплинировать, на мой взгляд, всех участников этого процесса.

Наряду с государственным контролем должен осуществляться и общественный контроль. Предполагается, что это будет делаться в рамках совета при Президенте, который будет называться Советом при Президенте в интересах семьи и детей. Туда мы постараемся в основном включать общественных представителей, чтобы они предметно контролировали, как будет реализовываться этот план.

Очень важно выстроить систему информационного сопровождения реализации Десятилетия детства. Причём такую систему, чтобы эта тема была постоянно на слуху, чтобы это не были некие разовые акции. Может быть, подумать о создании специальных программ, специальных рубрик, освещающих эту тему в более широком контексте: семья, детство, роль и влияние власти, государства, общества. Естественно, мы рассчитываем, что будет расширен объём детских передач, фильмов, издание отечественных детских книг. Вы также об этом говорили.

Объективности ради надо сказать, что в последние годы очень много уделялось внимания проблемам семьи, детства и очень многого удалось добиться. Начат очень правильный, на мой взгляд, программный подход. Берётся проблема, сосредотачиваются ресурсы, и она решается. Так была решена проблема (ещё достраиваются, тем не менее в целом) перинатальных центров. Мы видим, какой это дало эффект и результат в плане снижения младенческой смертности. У нас 5,5 промилле – это один из лучших результатов за всю историю, это соответствует европейским показателям.

Программа детских садов, обеспечения детей с трёх до семи лет местами в детских садах – эффект от этой программы огромный, и не только социальный, но и экономический, потому что мы дали возможность родителям продолжать работу, свою экономическую деятельность. Программа материнского капитала очень серьёзно повлияла на демографическую ситуацию. Конечно, стратегия в интересах детей, которая шесть лет реализовывалась в России, собрала всех вместе в одну команду. В рамках стратегии тоже очень многое удалось сделать. Но то, что у нас в два раза уменьшилось количество детей-сирот в детских домах, – это показатель, который очень радует. На 27% снизилось количество родителей, лишённых родительских прав. То есть идёт моральное оздоровление общества в этой сфере. Действительно есть чем гордиться.

Хотелось бы помечтать. Пётр I говорил, что мечты сбываются, и «Газпром» взял этот лозунг. Хотелось бы, чтобы у нас всех мечты сбывались в рамках Десятилетия детства. Что я имею в виду? Вы уже перечислили основные важные направления. Мне бы хотелось, чтобы по каждому этому направлению был результат, чтобы за эти 10 лет мы привели в порядок инфраструктуру детства, основную инфраструктуру детства. Если взять детское здравоохранение, демографический пакет, который озвучил Владимир Владимирович (Путин ), всё это, безусловно, имеет большое значение. Поликлиники – поставлена задача привести детские поликлиники в порядок. Но не только поликлиники. В рамках партийного проекта «Единой России» Совет Федерации вместе с Министерством здравоохранения и субъектами Федерации сделали тщательнейший анализ состояния детских больниц. Не буду перечислять, но есть детские больницы, где нет отопления, которые не ремонтировались по 50–60 лет, которые являются отделениями многопрофильных больниц и так далее. На самом деле это не космические средства. Мы даже примерно представляем размер этих средств, естественно, с участием регионов. Если бы Вы по итогам сегодняшнего заседания дали поручение Татьяне Алексеевне Голиковой, Министерству финансов и Министерству здравоохранения сформировать программу приведения в порядок детских больниц, это было бы решение крупной, серьёзной задачи. За 10 лет это вполне посильная задача – где-то надо ремонт сделать, где-то оборудование заменить, где-то построить новую больницу, потому что она вышла из строя.

Если спросить родителей, что для них главное в жизни, что для них есть счастье, ответ у всех будет один: чтобы ребёнок был здоров, чтобы они имели возможность следить за его здоровьем, чтобы ребёнок получал хорошее, качественное образование, чтобы ребёнок имел условия для развития. Приоритеты этого плана на это и рассчитаны.

По здравоохранению. Кроме системной программы по приведению в порядок больниц надо посмотреть (очень чувствительно общество на это реагирует): почему мы всё время говорим о необходимости медицинских операций в Европе? У нас потрясающие хирурги, у нас замечательное оборудование есть. Мы можем это делать. Давайте в детском здравоохранении сделаем так, чтобы можно было делать операции детям, выхаживать их в России, а не где-то. Давайте посмотрим, что у нас с лекарственным обеспечением детей. Мы благодарны, Дмитрий Анатольевич, Вам за поддержку, первому вице-премьеру Силуанову – уже пошло движение в правильном направлении по переводу закупки лекарств по орфанным заболеваниям на федеральный уровень. Силуанов пообещал, что первые пять новых нозологий к семи существующим будут включены в федеральный бюджет. И в первую очередь это касается детей. Обеспечение детей, больных орфанными заболеваниями, – задача номер один. Надеюсь, что с 2019 года мы закроем эту проблему, и не надо будет собирать по миру деньги, чтобы обеспечить ребёнка лекарством. Хотя я ничего плохого не вижу в том, что благотворительные организации, граждане занимаются благотворительностью. Но всё-таки закрывать эту проблему должно государство.

Ещё один вопрос в этой сфере. Координационный совет по нацстратегии выступил с этим, Президент поддержал, Вы поддержали и дали поручение – о возрождении Евпатории как всероссийской детской здравницы. Мы знаем, что в Советском Союзе именно там была всероссийская детская здравница. Там сохранилась хорошая база, медицинские школы, коллективы. Надо просто организовать программу, довести это всё до соответствующего уровня.

Что касается образования, Вы о главном сказали: надо продолжать строительство школ, чтобы уйти от второй смены, потому что это не только детям неудобно, но и работающим родителям. Чтобы во вторую смену можно было использовать базу школы для развития детей – для кружков, внеклассной работы, спорта. И конечно, новые школы должны обязательно строиться с бассейнами, со всей инфраструктурой, чтобы это уже были школы будущего.

Может быть, на таком высоком собрании неудобно об этом говорить, но я считаю, что нужно: у нас более 2,5 тыс. школ, не имеющих тёплых туалетов. Дмитрий Анатольевич, это катастрофа. И девочки и мальчики потом страдают бесплодием. Эта проблема вообще не стоит выеденного яйца. Мы в Совете Федерации ею сейчас предметно занялись, работаем с каждым регионом. Надеемся, что до конца года разрешим её. Это не стоит больших денег, это вопрос внимания.

Д.Медведев: Валентина Ивановна, я считаю, если говорить о таких проблемах, нам тоже нужно правильно делить ответственность. Это задача регионов. Тут даже нечего обсуждать. Надо просто сказать номера школ и поставить эту задачу перед субъектами Федерации. Если не решат, пусть тогда сами выходят там и строят всё.

В.Матвиенко: Дмитрий Анатольевич, Вы абсолютно правы. Мы сейчас насели на субъекты Федерации, у нас есть поадресно эта тема. И таких узких мест, кому-то кажущихся незначимыми, не требующих больших денег… Это вопрос внимания. Мне кажется, что программа «Десятилетие детства», план мероприятий как раз и будет обращать внимание регионов, всех, кто должен за это отвечать, – и на развитие спорта, и на решение таких проблем. И Минпросвещения, конечно, должно обязать соответствующих министров образования регионов решить эту задачу и проконтролировать её исполнение.

Дмитрий Анатольевич, я хочу сказать спасибо Президенту за то, что он поддержал эту инициативу по Десятилетию детства, издал соответствующий указ. Спасибо Вам, что Вы так к этому трепетно относитесь, неравнодушно. Почему я считаю, что это общенациональный проект? Потому что это проект, который затрагивает каждую семью. Нет ни одной семьи, которая может остаться равнодушной к этой теме. И мы как органы законодательной власти самым активным образом будем участвовать в этой работе, и если мы вместе займёмся, то будут хорошие результаты.

Главными приоритетами государства в области социальной политики несомненно должна быть забота о будущем поколении. Изменения принятые президентом страны в плане социальной политики называют историческим событием. Одним из направлений в этом является Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» 64 . Следует отметить, что неоднократно поднимались вопросы о заботе детей со стороны государства. Начало этому положил Б.Н. Ельциным еще в 1995 году, который первым подписал Указ о создании программа под одноименным названием, которая стартовала в 2018 году. После Указа Б.Н. Ельцина об этой программе надолго забыли и лишь в 2012 году была запущена новая программа под названием «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» 65 .

Следует отметить, что положительные результаты утвержденной стратегии все таки имеются, это в частности продление выдачи материнских сертификатов, создание реабилитационных центров, увеличение детских садов и новых школ, предоставление жилья молодым учителям в сельской местности, создание школ для одаренных детей, выдача грантов молодым ученым и т.д.

Запущенная программа, по сути, должна быть продолжением предыдущей. В своем Указе Президент дал задание Правительству РФ, совместно с Министерствами образования и науки, а также Министерством Социальной защиты, Министерством труда и занятости и Министерством внутренних дел, Министерством культуры, разработать план мероприятий к этой программе, но дал слишком маленькие сроки, не более трех месяцев. Почему именно десятилетие, и почему такие небольшие сроки, и можно ли написать программу касающуюся будущего государства попробуем разобраться.

На сегодняшний момент утвержден только План мероприятий до 2020 года 66 , по которому ряд министерств и ведомств должны внести предложения проводимых в рамках Десятилетия. То есть, пока как таковой программы нет, никаких конкретных решений нет, а после плана необходимо вносить предложения в Государственную думу по принятию новых законов или указов Президента, поэтому никаких революционных событий пока не произошло, финансирование заложено, а план может остаться нереализованным.

Сам План Десятилетия разделен на одиннадцать разделов:

1. Мероприятия, направленные на развитие инструментов материальной поддержки семей при рождении и воспитании детей

2. Мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры детства

3. Мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи детям и формирование основ здорового образа жизни

4 Мероприятия, направленные на повышение доступности качественного образования детей

5. Мероприятия, направленные на культурное и физическое развитие детей

6. Развитие системы детского отдыха и детского туризм

7. Мероприятия, направленные на обеспечение информационной безопасности детей

8. Мероприятия, направленные на обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства

9. Мероприятия, направленные на развитие системы защиты и обеспечения прав и интересов детей

10. Публичные мероприятия

11. Организационные мероприятия

Проанализировав первый раздел Десятилетия, в мероприятиях, направленных на развитие инструментов материальной поддержки семей при рождении и воспитании детей мы видим, что в первых пунктах нет ничего кардинально нового, а подтверждаются принятые законы о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума, вторым пунктом идет уже принятое и известное на законодательном уровне продление действия выдачи материнского сертификата. В плане это звучит как подготовка предложений по продлению и развитию предложений материнского капитала, данные предложения должны быть представлены в третьем квартале 2018 года, которые должны представить четыре министерства: минтруд, минфин, минэконом развития, минстрой 67 .

Третий пункт плана при его реализации был бы значительной помощью семьям, ожидающим ребенка. Направлен он на принятие списка товаров для новорожденного, который должен быть подарен каждой новоиспеченной матери. Такой вид социальной помощи начал действовать в столице с текущего года, и надо отдать должное мэру города Москвы, что это короб с приданым, из 46 предметов, который предназначен каждому новорожденному, не зависимо от того, в какой семье он родился, с достатком или в малообеспеченной. Согласно Плану Десятилетия, этот список, или как там обозначено, акция, должна быть разработана руководителями субъектов Российской Федерации совместно с ведущими производителями товаров для новорожденных. Скорее всего, мы снова столкнемся с тем, что данное благо уже отписано на финансирование субъектов, и подарки в регионах будут значительно отличаться, в зависимости от благосостояния региона. Да и в ближайшем будущем их мало кто получит, так как в плане это обозначено ни как обязательное социальное обеспечение, а как акция. А ведь акция может быть разовой, или для определенных лиц и т. д. Таким образом, от третьего пункта плана больших изменений ждать не стоит.

Так же не обещает ничего нового, по крайне мере для нашей республик и четвертый пункт первого раздела. Он направлен на расширение масштабов оказания государственной социальной помощи семьям с детьми на основе социального контракта и его приоритизация в системе мер государственной поддержки. Ответственным исполнителем, как и предыдущем случае является органы исполнительной власти субъектов. То есть здесь так же зависит от финансового благосостояния субъекта.

Остальные пункты раздела направлены на подготовку предложений о совершенствовании механизмов помощи многодетным малообеспеченным или молодым семьям, так же малообеспеченным в приобретении или строительстве жилья, или земельного участка. А так же последний пункт данного раздела, посвящен предложениям по усилению контроля за расходованием бюджетных средств.

Второй раздел программы направлен на планирование мероприятий, по развитию инфраструктуры детства. Сюда включены направления, касающиеся и дошкольного, и общего среднего образования в плане доступной, современной образовательной среды. А так же направления касающиеся отдыха. Но пока только на стадии докладов, и которые должны быть выслушаны только в 4 квартале 2018 года. Ответственные за доклады Правительство РФ и министерство образования и науки.

Другие направления инфраструктуры детства касаются развития сети дополнительного образования, одаренных детей и психологических центров, профессионального образования инвалидов.

Третий раздел касается медицинской помощи детям и формирования основ здорового образа жизни. Самый конкретный пункт, запланированный в этом разделе на первый квартал текущего года, в виде ведомственного акта касается в приведение нормативно-правовой базы медицинской реабилитации детей в единое соответствие с современными процессами.

И действительно это необходимо сделать, так как, не смотря на обязательное медицинское страхование и бесплатную медицинскую помощь, детям которым необходимо срочное медицинское вмешательство, а затем и постмедицинская реабилитация, не могут получить бесплатную помощь в нашем государстве, а вынуждены как говориться собирать деньги всем миром, через СМИ и т.д., и обращаться в платные клиники за рубежом.

И еще один пункт, касается принятия Федерального закона о расширении календаря профилактических прививок, намечен на первый квартал 2019 года.

Все остальные пункты плана выглядят в виде докладов, предложений, разарбтке пилотных проектов. Например, такие предложения как реконструкция детских поликлиник, строительстве перинатальных центров, мониторинг рождаемости и т.д

Четвертый раздел программы предполагает большой объем работы именно в сфере процесса обучения, это мероприятия, направленные на повышение доступности качественного образования детей. Здесь предполагается разработать новые государственные образовательные стандарты. Создание не менее тридцати сетевых школ по направлению инновационного развития. Планируется разработать комплекс мероприятий по вовлечению детей в программы проектирования будущего и предпринимательства. Проведение различных конкурсов по типу «Worldscilss». Внедрение дополнительных уроков информатики, применение в преподавании информационных систем.

На мой взгляд, недопустимо применять широко в системе образования методы проектирования, если посмотреть все учебники самой распространенной программы «Школа России», то начиная со второго класса детям необходимо создавать различные проекты. И задания выглядят так, используйте информацию интернет составьте проект «Мой город», «Моя семья», «Десятичные дроби» и т. д. Но ведь это попросту доклады, скаченные из интернет.

Конкурс профессионального мастерства «Worldscilss», это очень хорошая идея. Но если взять Республику Мордовия, и профессиональные учебные заведения, которые готовят специалистов рабочих профессий, которые и должны участвовать в этом конкурсе, то это невозможно по причине того, что все эти заведения переведены на местный бюджет, и последние лет десять на материальную базу Республика не закладывала ни копейки. Так как можно обучать профессионалов технического уровня на устаревшем оборудовании. Роме того, государственных предприятий в Республике нет, так где студентам можно осваивать практические навыки. Да и подготовка и участие в «Worldscilss», удовольствие не из дешевых.

Так же в этом разделе предлагается в школах ввести такой предмет, как «Семьеведение» или «Основы семейной жизни», только вот интересно, специалист в какой области должен преподавать такой предмет, и будет ли учитываться семейное положение этого специалиста.

Пятый и шестой раздел схожи в своем направлении, они посвящены культурному и физическому развитию детей, и развитию системы детского отдыха и детского туризм

К сожалению, все, что было утрачено в постсоветский период, в плане отдыха, теперь пытаются возродить. Так в программе предусмотрены направления поддержания проектов от частных инфраструктур по созданию оздоровительных центров, развития детско-юношеского туризма. Здесь так же ожидаются доклады, но ответственными в данном направлении являются субъекты Российской Федерации, поэтому предложений будет не много. Так как возродить детские оздоровительные базы отдыха или, тем более, построить их снова регионы просто не способны. Возьмем, например нашу Республику, только в Ичалковском районе существовало 4 детских лагеря, сейчас остался один «Орленок», который принадлежал и принадлежит ПАО «Электровыпрямитель». С момента существования лагеря до сегодняшнего дня там не построили ни одного нового здания, не сделали ремонт. По понятным причинам, завод не может вкладывать туда деньги, а Республике, по всей видимости этот балласт, в виде здоровья детей не нужен. Остальные три огромных лагеря просто исчезли, даже не осталось фундамента.

К сожалению, в этом вопросе, все, что касается разработке программ по развитию туризма и отдыха, ответственными являются Минобрнауки России Минкультуры РоссииРостуризм Минпромторг России, а что касается финансирования, то органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Понятно, что с такой политикой все останется на прежнем уровне. Необходимо разделить с учетом благосостояния субъекта Российской Федерации. Если регион ничего не производит и не добывает полезные ископаемы, откуда найдутся средства на базы отдыха, а привлечение частных лиц приведет к огромной стоимости отдыха, в результате большинство семей не смогут отправить ребенка на базу отдыха.

Седьмой раздел посвящен создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей в информационном пространстве. В этом разделе впервые на законодательном уровне, пусть пока и на уровне предложений затронули интернет пространство, которое с каждым днем занимает все большее место в жизни детей и подростков. Это и образовательный процесс, и творчество, и общение. Но все чаше интернет играет отрицательную роль в неокрепшей психики подростков.

Поэтому Министерство Внутренних дел предлагает принять закон о возможности моментальной блокировки доступа к сайту, где первоначально усматривается пропаганда суицидального поведения, склонение к суицидам несовершеннолетних, допроцедуры проведения экспертизы, с возможностью возобновления доступа к сайту в случае непризнания размещенной на нем продукции. А также, беспрепятственно получать информацию от интернет-провайдеров о пользователях социальных сетей, не в рамках уголовного дела, когда уже предотвратить преступление зачастую поздно, а в рамках любой проверки, до возбуждения уголовного дела. Кроме того, по мнению МВД назрела необходимость срочно внести в Уголовный Кодекс дополнительные статьи об ответственности за распространении недостоверной информации в сети интернет.

Восьмой раздел предусматривает мероприятия, касающиеся равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства. То есть детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. И действительно, следует кнкретно подойти к решению данного вопроса, так как все больше и больше случаев криминального характера происходит с детьми, которые попадают в приемные семьи. Остро назрел вопрос пересмотра некоторых законодательных актов, что и было отражено в данном разделе. Так предусмотрено внести изменения в Семейный кодекс в части конкретизации понятия «детское насилие», «жестокое обращение».

В Административный кодекс, по части применения и ужесточения системы административных мер воздействия и наказания в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей приемными семьями.

В Налоговый кодекс, в части предоставления налоговых льгот для приемных семей, многодетных приемных семей, семьям, воспитывающим ребенка-инвалида.

Широко развернут вопрос по созданию единой системы органов опеки и попечительства, а так же профессиональных служб поддержки для приемных семей и контроль над ними.

Много мероприятий, по разработке положений в части жилищного вопроса для детей сирот. Это увеличение средств на предоставления жилья детям сиротам в возрасте до 23 лет. Проработка вопроса по предоставлению не только жилья, но и субсидий из числа детей – сирот.

Девятый раздел посвящен мероприятиям, направленные на развитие системы защиты и обеспечения прав и интересов детей. Здесь широко уделен вопрос работы специальных служб с подростками. А в частности создание дополнительных психологических центров по работе с подростками и родителями, обязательные телефоны доверия. Разработка программы социальных служб по предотвращению суицида. Введение в образовательных заведениях дополнительных уроков психологии. Создание психологических служб в школах, а также в профессиональных учебных заведениях.

Действительно это необходимо, но образовательные заведения финансируются из местного бюджета, и снова вопрос упирается в деньги. Большинство учебных заведений нашей Республики не имеет в штате психолога.

Десятый и одиннадцатый разделы носит организационный характер реализации данной программы.

Таким образом, план мероприятий говорит о многих направлениях, уже закрепленных на законодательном уровне. Направления затронуты в качестве дополнительного образования, дошкольного образования, создание центров, учебно-методических организаций пока запланировано на уровне предложений или докладов, которые должны быть представлены в период с 2019-2020 годы.

Так же не изменилось процентное соотношение между субъектами и федеральным бюджетом в плане финансирования социальной сферы. Зачастую субъект не может финансировать образование, медицину. Ведь даже на Федеральном уровне при распределении бюджета, на последнем месте стоит образование и культура. И такие хорошие блага как подарки новорожденным предусмотрены в плане не как обязательная помощь в каждом регионе, а как акция.

Таким образом, Программа «Десятилетия детства» имеет много положительных моментов, но назвать ее глобальной в изменении социальной политики нельзя.

Во-первых, необходимо было учесть положительные моменты предыдущей программы.

Во-вторых, Программа не содержит единой стратегической концепции улучшения социальной политики, а лишь отраслевые направления, зачастую не соотносимые между собой. Она стала неким отражением видения социальной политики различных, не связанных между собой ведомств, поэтому и получилось, что каждое министерство предложило самое лучшее, но оно с друг другом не состыковывается. Например, Министерство здравоохранения бьет тревогу, в отношении ухудшения здоровья детей, из-за непосильной нагрузки в образовательных учреждений и чрезмерного использования мобильных средств, что привело к снижению зрения почти у 70% школьников. А Министерство образования, в свою очередь делает акцент на использование в обучении только электронных учебников, мобильной связи и дополнительных уроков не физической культуры, а информатики.

В-третьих, необходимо было провести дополнительное обсуждение Программы родителей, представителей школ, детских садов, профессиональных учебных заведений, медицинских работников, представителей из регионов и т.д.

1356 0

Подписанным распоряжением Правительства РФ утверждён план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

План включает 131 позицию, структурированную по 15 разделам: «Повышение благосостояния семей с детьми», «Современная инфраструктура детства», «Обеспечение безопасности детей», «Здоровый ребёнок», «Всестороннее образование – детям», «Культурное развитие детей», «Развитие физкультуры и спорта для детей», «Безопасный детский отдых», «Доступный детский туризм», «Безопасное информационное пространство для детей», «Ребёнок и его право на семью», «Социальная защита детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция в современное общество», «Обеспечение и защита прав и интересов детей», «Качественные детские товары и продукты питания» , «Организационные мероприятия».

Среди направлений, затрагивающих предприятия индустрии необходимо отметить:

Проведение в субъектах Российской Федерации акции "Подарок новорожденному" совместно с производителями товаров для новорожденных и руководителями субъектов Российской Федерации (каждой роженице при выписке из родильного дома предоставлять набор для новорожденного с необходимыми предметами ухода преимущественно российского производства).

Подготовка предложений по стимулированию потребительского спроса на детские товары российского производства (включая книгопечатную продукцию).

Разработка и утверждение приоритетного проекта "Формирование нового качества товаров и услуг для инфраструктуры детства".

Подготовка предложений по механизмам поддержки производителей детских товаров, использующих образы отечественной детской литературы и мультипликации.

Организация проведения научных исследований современного детства, включая физиологический, психологический и социальный портреты ребенка (популяционных, лонгитюдных), а также состояния социальной инфраструктуры детства и прогнозной оценки перспектив и направлений ее развития.

Разработка стратегии развития индустрии детских товаров до 2030 года.

Разработка стратегии развития индустрии анимационного кино в Российской Федерации на период до 2030 года

Разработка стратегии развития детского туризма и отдыха в Российской Федерации до 2030 года, включающей меры по снижению стоимости услуг в сфере детского туризма.

"Хочется отметить, что выделение специального раздела по развитию экономики и промышленности, работающей в интересах детства в государственной программе развития инфраструктуры детства - результат нашей с вами совместной работы начиная с 2012 года. Абсолютно все наши предложения были поддержаны Минпромторгом России и нашли отражение в итоговом плане. Это была совместная эффективная работа с профильным министерством и Координационным советом при Президенте РФ. Нам предстоит большая работа по обоснованию и реализации абсолютно новых мер развития индустрии, вовлечение в нее институтов развития, понимания своего места в национальных проектах. Кардинальное изменение подходов к поддержке развития индустрии товаров и услуг для детей, диверсификация и выход на новые рынки.

Ассоциация предприятий индустрии детских товаров намерена активно участвовать в реализации плана, инициируя общеотраслевые проекты и программы, отвечая на запросы по саморегулированию и становлению отраслевых институтов развития. Участие в конкретном пункте плана будет организовано в рамках деятельности профильного комитета", - отметила Антонина Цицулина, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров.


Справочно:

Подготовлено Минтрудом в соответствии с Указом Президента России от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» и поручением Президента России по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей 28 ноября 2017 года (№Пр-2440 от 2 декабря 2017 года, подпункт «б» пункта 6) .

В 2017 году заканчивает свое действие «Национальная стратегия действий в интересах детей». Ее преемницей стала заявленная В.В. Путиным программа «Десятилетие детства», которая будет действовать до 2027 года. Основополагающими направлениями программы являются обеспечение здоровья, качества и доступности образования, всестороннего развития каждого живущего в России ребенка.

Программа «Десятилетие детства»

29 мая 2017 года был подписан указ о новой социальной программе под названием «Десятилетие детства».

Действие программы рассчитано до 2027 года и предполагает, что будет уделено особое внимание таким вопросам, как:

    школы и ясельные группы, доступные каждому ребенку;

    поддержка материнства и детства;

    улучшение демографии.

С 2018 «Десятилетие детства» как новая глобальная социальная программа вступает в действие.

В период с мая по 29 августа 2017 года по поручению президента правительством были разработаны и согласованы основные мероприятия в рамках «Десятилетия детства» на ближайшие три года. По информации, предоставленной главой Минобрнауки Ольгой Васильевой, план «Десятилетия детства» включает в себя такие приоритетные вопросы, как:

    образование и воспитание;

    вопросы детей-сирот и детей с ограничениями по здоровью;

    семейные проблемы и работу с родителями;

    детский отдых и дополнительное образование.

План мероприятий до 2020 года

Создание плана мероприятий в рамках «Десятилетия детства» проводилось с учетом достигнутых результатов «Национальной стратегии действий в интересах детей». Например, есть сдвиги в вопросе доступности дошкольного образования, в частности детских садов. Очередь в 28 млн. мест была сокращена до 68 тыс., и работа по этому вопросу продолжается. Хотя этот же вопрос для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет всё ещё является открытым.

Мероприятия в рамках «Десятилетия детства» на ближайшие 3 года предполагают ведение работы по следующим направлениям:

1. Разработка и внедрение новых программ по материальной поддержке семей при рождении и воспитании детей.

Будут затронуты вопросы:

    пособий семьям с детьми;

    продления и развития действующей программы материнского капитала;

    всеобъемлющей помощи детям из многодетных и малообеспеченных семей;

    помощи молодым семьям в строительстве или приобретении жилья;

    возможности переобучения молодых мам, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

    мер, дающих возможность совмещать трудовую деятельность и обязанности по воспитанию детей.

2. Разработка мер, обеспечивающих поддержку детства:

    обеспечение доступности и качества образования детей;

    организация региональных центров психолого-педагогической и социальной помощи детям;

    доступность и возможность получения детьми дополнительного образования;

    качество и доступность получения детьми современной медицинской помощи;

    развитие и популяризация детско-юношеского спорта;

    создание региональных центров и образовательных организаций для обеспечения обучения и поддержки детей инвалидов;

    организация центров, которые будут работать с одаренными детьми;

    создание и развитие современных центров отдыха и туризма детей;

    разработка мер, обеспечивающих повсеместность и доступность культурного развития детей;

    обеспечение детей качественными продуктовыми товарами.

Особую актуальность программа приобретает на фоне прогнозируемого резкого падения рождаемости, которое по словам ученых связано с кризисом рождаемости 90-х годов.

О своевременности принятия Указа президента «Десятилетие детства» говорят и основные результаты первого этапа «Национальной стратегии действий в интересах детей», в работе которой были задействованы не только органы государственной власти, но и научные, и общественные организации.

Согласно официальной оценке стратегии, работа по всем обозначенным направлениям велась в позитивном ключе. Именно поэтому так важно добиться преемственности стратегии и программы «Десятилетия детства».

Среди особо действенных мер, реализация которых продолжается и в настоящее время, была выделена программа материнского капитала. Повышение рождаемости было результатом комплекса мер, но основным звеном все же являлась программа выплат материнского капитала. Для недопущения спада рождаемости в программе «Десятилетия детства» большое значение уделяется мерам поддержки многодетных семей.

Еще одним достижением Национальной стратегии, которое должна подхватить и развить программа «Десятилетие детства», является воспитание детей, находящихся без попечения родителей и детей-сирот в приемных семьях. С начала вступления в действие Национальной стратегии количество таких детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, уменьшилось вдвое. А в некоторых регионах, например, в Чувашии в 2016 году в приемных семьях находилось 94,5% детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Именно поэтому в программе «Десятилетия детства» так много внимания было уделено разработке мер по поддержке таких семей.

Серьезные результаты достигнуты и в вопросе информационной безопасности детей. «Десятилетие детства» продолжит работу в этом направлении.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Особенности обучения ресторанному делу
Второе высшее бухгалтерское образование
Что делать при нападении бойцовой собаки